Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство
отпротивного. Теорема, обратная данной. Необходимое и достаточное
условия. Употребление логических связок если то тогда и только тогда.
Геометрия в историческом развитии
Из истории геометрии, «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида. Тригонометрия —
наука об измерении треугольников.
Примерное тематическое планирование. Геометрия. 8 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Номер
параграфа
Содержание учебного материала
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Глава 1
Четырёхугольники
22
1
Четырёхугольник и его элементы
2
Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника.
Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.
Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.
Формулировать:
определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника;
свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника;
признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач
2
Параллелограмм. Свойства параллелограмма
2
3
Признаки параллелограмма
2
4
Прямоугольник
2
5
Ромб
2
6
Квадрат
1
Контрольная работа № 1
1
7
Средняя линия треугольника
1
8
Трапеция
4
9
Центральные и вписанные углы
2
10
Вписанные и описанные четырёхугольники
2
Контрольная работа № 2
1
Глава 2
Подобие треугольников
16
11
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках
6
Формулировать:
определение подобных треугольников;
свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.
Доказывать:
теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника;
свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач
12
Подобные треугольники
1
13
Первый признак подобия треугольников
5
14
Второй и третий признаки подобия треугольников
3
Контрольная работа № 3
1
Глава 3
Решение прямоугольных треугольников
14
15
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике
свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике.
Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.
Решать прямоугольные треугольники.
Доказывать:
теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора;
формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
16
Теорема Пифагора
5
Контрольная работа № 4
1
17
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника
3
18
Решение прямоугольных треугольников
3
Контрольная работа № 5
1
Глава 4
Многоугольники.
Площадь многоугольника
10
19
Многоугольники
1
Пояснять, что такое площадь многоугольника.
Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.
Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.
Формулировать:
определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников;
основные свойства площади многоугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
10. Энциклопедия для детей. Т. 11 : Математика. — М. : Аванта+, 2003.
11. Я познаю мир : математика / сост. А.П. Савин и др. — М. : ACT, 1999. /
12. http://www. kvant. info/ Научно-популярный физико-ма- тематический журнал для школьников и студентов «Квант».
№ п/п
Тема урока
Планируемые результаты
Оценка
предметные
личностные
метапредметные
Самооценка (критерии самооценки)
Оценка учителя (средства оценки)
Глава 1 Четырехугольники ( 22 часа)
1
Четырёхугольник
Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника.
Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.
Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.
Формулировать:
определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника;
свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника;
признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач
Личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе, развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей,
Формирование навыков поведения при общении и сотрудничестве ,
Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться , работа в парах, группах.
учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Регулятивные: самопроверка , взаимопроверка,
учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат
Познавательные :
Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию;
Осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения; -
строить логическую цепочку рассуждений;
давать определение понятиям;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
строить логическое рассуждение;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
давать определение понятиям;
2
Четырёхугольник и его элементы
Взаимопроверка по эталону
Мат. диктант
3
Параллелограмм.
Анализ деятельности работы в парах
4
Свойства параллелограмма
тест
5
Признаки параллелограмма
6
Признаки параллелограмма. Решение задач.
с/р
7
Прямоугольник
Рефлексия ошибок
8
Свойства прямоугольника
Взаимопроверка по эталону
с/р
9
Ромб
Анализ деятельности работы в парах
10
Свойства ромба
с/р
11
Квадрат
Рефлексия ошибок
12
Контрольная работа №1
Параллелограмм.
К.р
13
Средняя линия треугольника
Рефлексия ошибок
14
Трапеция
Взаимопроверка по эталону
Мат. диктант
15
Свойства трапеции
Анализ деятельности работы в парах
16
Средняя линия трапеции
17
Трапеция. Решение задач.
с.р
18
Центральные углы
Рефлексия ошибок
19
Вписанные углы
20
Вписанные четырёхугольники
тест
21
Описанные четырёхугольники
Рефлексия ошибок
22
Контрольная работа №2
Вписанные и описанные четырёхугольники.
К.р
Глава 2. Подобие треугольников (16 часов)
23
Теорема Фалеса.
Формулировать:
определение подобных треугольников;
свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.
Доказывать:
теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника;
свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач
Личностные:
1) Уважение к личности и ее достоинству,
2) доброжелательное отношение к окружающим;
3) устойчивый познавательный интерес;
4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
5) умение конструктивно разрешать конфликты;
6) потребность в самовыражении.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
контролировать действие партнёра;
основам коммуникативной рефлексии.
Регулятивные :
1). Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную;
2) самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
3) планировать пути достижения цели;
4) принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
3)осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
4) критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
5) Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Познавательные :
анализировать и осмысливать текст задачи;
создавать и преобразовывать модели (табличные, арифметические, уравнения) и схемы для решения задач;
свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике.
Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.
Решать прямоугольные треугольники.
Доказывать:
теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора;
формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
Личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе, развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей,
Формирование навыков поведения при общении и сотрудничестве ,
Регулятивные: постановка цели урока;
анализировать условия достижения цели на основе учёта ориентиров действия в новом материале;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу -его реализации;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи.
выполнять ознакомительное, изучающее, усваивающее виды чтения.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Аргументировать свою точку зрения;
Отстаивать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;
-учитывать разные мнения;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-аргументировать свою точку зрения;
-отстаивать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства
Рефлексия ошибок
40
Теорема Пифагора
41
Теорема Пифагора. Решение задач
Взаимопроверка по эталону
Мат. диктант
42
Обратная теорема Пифагора
Анализ деятельности работы в парах
43
Решение задач.Обратная теорема Пифагора
Рефлексия ошибок
с.р
44
Теорема Пифагора. Обратная теорема Пифагора
45
Контрольная работа № 4
Теорема Пифагора
Анализ деятельности работы в парах
к.р
46
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника
Рефлексия ошибок
47
Тригонометрические функции 30 –ти градусного угла прямоугольного треугольника
48
Тригонометрические функции 45-ти градусного угла прямоугольного треугольника
49
Решение прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора.
50
Решение прямоугольных треугольников. Соотношения в прямоугольном треугольнике
Взаимопроверка по эталону
с.р
51
Решение прямоугольных треугольников.
Анализ деятельности работы в парах
52
Контрольная работа № 5
Решение прямоугольных треугольников
к.р
Глава 4 Многоугольники. Площадь многоугольника (10 часов)
53
Многоугольники
Пояснять, что такое площадь многоугольника.
Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.
Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.
Формулировать:
определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников;
основные свойства площади многоугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
Личностные:
1) Уважение к личности и ее достоинству,
2) доброжелательное отношение к окружающим;
3) устойчивый познавательный интерес;
4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
5) умение конструктивно разрешать конфликты;
6) потребность в самовыражении.
Коммуникативные:
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
основам коммуникативной рефлексии.
контролировать действия партнёра;
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: самопроверка , взаимопроверка, учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат
Познавательные:
анализировать и осмысливать текст задачи;
давать определение понятиям;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
строить логическое рассуждение;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
делать умозаключения и выводы на основе аргументации.