Рабочая программа по геометрии 7 класс А. В. Погорелов
Рабочая программа по геометрии 7 класс А. В. Погорелов
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала
базисного учебного плана 2004 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7 класс А. В. Погорелов »
Принято Утверждаю
на заседании педагогического директор МБОУ «Ивановская средняя совета школы общеобразовательная школа протокол №_____ /___________/Ю.Н.Егоров от «___»__________2013г . приказ №________
от «_____» __________20___г.
Рабочая программа
«Математика (геометрия)».
7 класс
Базовый уровень.
Учителя математики I квалификационной категории
Минаева Инна Ивановна
2013-2014 учебный год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала
базисного учебного плана 2004 года.
Цели
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии выбрано следующее:
алгебры - 3 часа в неделю, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
Тематическое и примерное поурочное планирование составлены в соответствии с учебником «Геометрия», А.В.Погорелов, М.: Просвещение, 2006 г и старше.
В тематическом и поурочном планировании курсивом выделены темы, которые рассматриваются на уроке, но не выносятся на контроль.
Тематическое планирование учебного материала.
Геометрия, 7 класс
(Погорелов А.В., «Геометрия»: учебник для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ - М.: Просвещение, 2006)
Основные свойства простейших геометрических фигур (15 часов , из них 1час контрольная работа).
Возникновение геометрии из практики. Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры: точка, прямая, луч, плоскость. Отрезок. Длина отрезка и его свойства. Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Величина угла и ее свойства. Равенство отрезков, углов, треугольников.
Смежные и вертикальные углы (7 часов , из них 1час контрольная работа).
Смежные и вертикальные углы и их свойства. Биссектриса угла и её свойства. Параллельные прямые. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы, следствия. Перпендикулярность прямых. Доказательство от противного.
Признаки равенства треугольников (15 часов , из них 1час контрольная работа).
Треугольник, прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Признаки равенства треугольников: первый, второй, третий. Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Прямая и обратная теоремы.
Сумма углов треугольника (14 часов , из них 1час контрольная работа).
Параллельные и пересекающиеся прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника.
Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.
Геометрические построения (13 часов , из них 1час контрольная работа).
Окружность и круг. Центр окружности, радиус, диаметр. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, свойство касательной к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: построение треугольника по трём сторонам; угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикуляра к прямой, деление отрезка пополам. Понятие о геометрическом месте точек.
Повторение (4 ч).
Распределение часов по пунктам учебника
№ пунк-та
Содержание материала
Количество часов
Дата по факту
Дата по плану
Примечание
Основные свойства простейших геометрических фигур
15
1-2
Геометрические фигуры. Точка и прямая.
1
3-4
Отрезок. Измерение отрезков.
3
5-6
Полуплоскость. Полупрямая.
2
7,8,18
Угол. Откладывание отрезков и углов. Биссектриса угла. Решение задач.
3
9-10
Треугольник. Существование треугольника, равного данному
2
11
Параллельные прямые
1
12-13
Теоремы и доказательства. Аксиомы. Решение задач по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур».
2
Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур».
1
Смежные и вертикальные углы
7
14
Смежные углы. Решение задач по теме «Смежные углы»
2
15
Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов.
2
16-17
Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного.
1
Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы»
1
Контрольная работа №2 по теме «Смежные и вертикальные углы».
1
Признаки равенства треугольников
15
20-22
Первый и второй признаки равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем
4
23
Равнобедренный треугольник. Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»
2
24
Обратная теорема
1
25
Высота, биссектриса и медиана треугольника.
1
26
Свойство медианы равнобедренного треугольника. Решение задач по теме Равнобедренный треугольник»
3
27
Третий признак равенства треугольников. Решение задач
3
Контрольная работа №3 по теме «Признаки равенства треугольников».
1
Сумма углов треугольника
14
29
Параллельность прямых
1
30
Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей
1
31
Признак параллельности прямых
2
32
Свойство углов, образованных при сечении параллельных прямых секущей
2
33
Сумма углов треугольника
2
34
Внешние углы треугольника
2
35
Прямоугольный треугольник
1
36
Существование и единственность перпендикуляра к прямой. Решение задач по теме «Сумма углов треугольника»
2
Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника».
1
Геометрические построения
13
38
Окружность
1
39
Окружность, описанная около треугольника
1
40
Касательная к окружности
1
41
Окружность, вписанная в треугольник
1
42-43
Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами
Геометрическое место точек. Метод геометрических мест.
2
49
Решение задач по теме «Геометрические построения»
2
Контрольная работа №5 по теме «Геометрические построения».
1
Повторение курса геометрии
4
Решение задач по теме «Простейшие геометрические сведения»
1
Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»
1
Решение задач по теме «Сумма углов треугольника. Параллельность прямых»
1
Итоговый урок.
1
Требования к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен знать / понимать:
существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен уметь:
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
Тематическое приложение к вестнику образования №4 2005 г.
Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., Д.: Дрофа, 2002г.
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2006
«Математика», № 13, 2006г. Газета, Приложение к газете «Первое сентября»». Тематическое планирование и контрольные работы.
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.
Мищенко Т.М., Семенов А.В. Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии. 7 класс. – М.: Генжер