Рабочая программа по геометрии для 7- 9 классов (базовый уровень) основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по математике.
Программа составлена на основе следующих документов:
1.Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 03.2010 года № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
2.Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы», А.В.Погорелов, Москва: «Просвещение», 2009 год // Сборник программ Геометрия 7-9 классы, составитель Т.В.Бурмистрова.
Цели изучения:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Преподавание ведется по первому варианту авторского тематического планирования: в 7 классе со второй четверти 2 часа в неделю, в 8, 9 классах по 2 часа в неделю. Программа общеобразовательных учреждений рассчитана на 186 часов. В 9 классе в разделе «Площади фигур» добавляется 1 час резервного времени из раздела «Повторение» для проведения пробного экзамена.
Предусматривается проведение 17 контрольных работ за три года обучения: 7 класс – 5 контрольных работ, 8 класс – 6 контрольных работ, 9 класс – 6 контрольных работ.
Для реализации программы используются следующие УМК:
7 класс: учебник «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений /А.В.Погорелов, Москва: «Просвещение», 2011 год, дидактические материалы по геометрии для 7 класса /В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2012 год.
8 класс: учебник «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений /А.В.Погорелов, Москва: «Просвещение», 2012год, дидактические материалы по геометрии для 8 класса /В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2012 год.
9 класс: учебник «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений /А.В.Погорелов, Москва: «Просвещение», 2011год, дидактические материалы по геометрии для 9 класса, В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2012 год.
Сроки реализации программы – 3 года. В течение учебного времени возможны изменения количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, каникулярными днями и другими особенностями функционированием образовательного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 7- 9 классов (базовый уровень) основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по математике.
Программа составлена на основе следующих документов:
1.Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 03.2010 года № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
2.Программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы», А.В.Погорелов, Москва: «Просвещение», 2009 год // Сборник программ Геометрия 7-9 классы, составитель Т.В.Бурмистрова.
Цели изучения:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Преподавание ведется по первому варианту авторского тематического планирования: в 7 классе со второй четверти 2 часа в неделю, в 8, 9 классах по 2 часа в неделю. Программа общеобразовательных учреждений рассчитана на 186 часов. В 9 классе в разделе «Площади фигур» добавляется 1 час резервного времени из раздела «Повторение» для проведения пробного экзамена.
Предусматривается проведение 17 контрольных работ за три года обучения: 7 класс – 5 контрольных работ, 8 класс – 6 контрольных работ, 9 класс – 6 контрольных работ.
Для реализации программы используются следующие УМК:
7 класс: учебник «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений /А.В.Погорелов, Москва: «Просвещение», 2011 год, дидактические материалы по геометрии для 7 класса /В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2012 год.
8 класс: учебник «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений /А.В.Погорелов, Москва: «Просвещение», 2012год, дидактические материалы по геометрии для 8 класса /В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2012 год.
9 класс: учебник «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений /А.В.Погорелов, Москва: «Просвещение», 2011год, дидактические материалы по геометрии для 9 класса, В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2012 год.
Сроки реализации программы – 3 года. В течение учебного времени возможны изменения количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, каникулярными днями и другими особенностями функционированием образовательного учреждения.
Формы организации учебного процесса:
Процесс обучения по геометрии реализуется через следующие формы его организации:
Обучение с применением ресурсов информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья»
С целью развития навыков устного счета, оперативной памяти, а также освоения выполнения тестовых заданий с выбором ответа на каждом уроке планируется выполнение устных заданий.
Урок закрепления включает такие формы как: семинар, практикум, консультация, самостоятельная работа, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешанного состава.
На уроках проверки знаний организуется самостоятельная работа, урок - зачёт, контрольная работа, собеседование и т.д.
Формы и методы организации домашних заданий разные. К устным - относится усвоение правил, повторение пройденного материала, к письменным - решение задач, составление блок-схем, конспектов. Групповые формы учебной работы применяются только в сочетании с фронтальными. При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно.
Контроль знаний является одной из основных форм организации учебного процесса. В преподавании математики предусматривается текущий и тематический контроль. Тематический контроль осуществляется в форме тестирования, контрольных работ, согласно календарно-тематического планирования. Преобладающей формой контроля являются контрольные работы.
Моделью обучения с применением ресурсов информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» на уроках геометрии является модель «Школа –Интернет». В рамках этой модели основной учебный процесс происходит в очной школе. Доступ в Интернет используется в качестве дополнительного источника информации. Ученики вместе со своим учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, со специалистами в изучаемых областях. Дистанционное обучение является в этом случае дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач. Сеть расширяет возможности доступа к массивам информации, увеличивает количество и качество коммуникаций. Критерии оценки результатов дистанционного обучения такого типа сохраняются теми же, что и при очном обучении.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Геометрия
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Основные свойства простейших геометрических фигур.
9
9
1
1
2
Смежные и вертикальные углы.
9
9
1
1
3
Признаки равенства треугольников.
12
12
2
2
4
Сумма углов треугольника.
14
14
1
1
5
Итоговое повторение.
6
6
ИТОГО
50
50
5
5
1. Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы (9ч)
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и ее свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и ее свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.
Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла и ее свойства.
2. Равенство треугольников (9ч)
Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.
3. Сумма углов треугольника (14ч)
Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
4. Повторение. Решение задач (5ч)
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
8 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов по разделам
Количество контрольных работ
по программе общеобразова-тельных учреждений
по рабочей программе
по программе общеобразова-тельных учреждений
по рабочей программе
1
Геометрические построения. Повторение.
7
7
1
1
2
Четырехугольники.
19
19
2
2
3
Теорема Пифагора.
13
13
1
1
4
Декартовы координаты на плоскости.
10
10
5
Движение.
7
7
1
1
6
Векторы.
8
8
1
1
7
Итоговое повторение.
4
4
-
-
ИТОГО
68
68
6
6
1.Геометрические построения. Повторение (7 часов)
Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку.
2. Четырехугольники (19 часов)
Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
3. Теорема Пифагора (13 часов)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
4. Декартовы координаты на плоскости (10 часов)
Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.
5. Движение (7 часов)
Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
6. Векторы (8 часов)
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. [Коллинеарные векторы.] Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. [Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.]
7. Повторение. Решение задач (4 часа)
Решение задач по теме «Четырехугольники». Решение задач по теме «Теорема Пифагора».
9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов по разделам
Количество контрольных работ
по программе общеобразова-тельных учреждений
по рабочей программе
по программе общеобразова-тельных учреждений
по рабочей программе
1
Подобие фигур
14
14
2
2
2
Решение треугольников
9
9
1
1
3
Многоугольники
15
15
1
1
4
Площади фигур
17
18
2
2
5
Элементы стереометрии
7
7
-
-
6
Итоговое повторение
6
5
-
-
ИТОГО
68
68
6
6
1. Подобие фигур (14ч)
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
2. Решение треугольников (9ч)
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
3. Многоугольники (15ч)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
4. Площади фигур (18ч)
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
5. Элементы стереометрии (7ч)
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
6. Итоговое повторение (5 ч)
Подобие фигур. Решение треугольников. Многоугольники. Площади фигур.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Подготовка к ГИА
Плано-вые сроки проведе-ния
Факти
ческие
сроки
прове
дения
1. Основные свойства простейших геометрических фигур (9 часов)
1
Геометрические фигуры. Точка и прямая.
1
2
Отрезок. Измерение отрезков.
1
3
Полуплоскости. Полупрямая.
1
4
Угол. Биссектриса угла.
1
5
Откладывание отрезков и углов.
1
7.1.2
6
Откладывание отрезков и углов.
1
7.1.2
7
Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур».
1
8
Треугольник. Высота, биссектриса и медиана треугольника.
1
9
Существование треугольника, равного данному.
1
7.2.1
2. Смежные и вертикальные углы (9 часов)
10
Смежные углы.
1
11
Смежные углы.
1
7.1.2
12
Вертикальные углы.
1
7.1.2
13
Параллельные прямые.
1
14
Теоремы и доказательства. Аксиомы.
1
7.1.3
15
Перпендикулярные прямые.
1
16
Перпендикулярные прямые.
1
7.1.3.
17
Доказательство от противного.
1
18
Контрольная работа №2 по теме «Смежные и вертикальные углы».
1
3. Признаки равенства треугольников (12 часов)
19
Первый признак равенства треугольников.
1
20
Использование аксиом при доказательстве теорем.
1
7.2.4
21
Второй признак равенства треугольников.
1
22
Второй признак равенства треугольников.
1
7.2.4
23
Равнобедренный треугольник.
1
7.2.2
24
Контрольная работа №3 по теме «Первый и второй признаки равенства треугольников».
1
25
Обратная теорема.
1
26
Свойство медианы равнобедренного треугольника.
1
7.2.1
27
Третий признак равенства треугольников.
1
28
Третий признак равенства треугольников.
1
7.2.4
29
Третий признак равенства треугольников.
1
7.2.4
30
Контрольная работа №4 по теме «Признаки равенства треугольников».
1
4. Сумма углов треугольника (14 часов)
31
Параллельность прямых.
1
32
Параллельность прямых.
1
7.1.3
33
Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.
1
7.1.2
7.5.3
34
Признак параллельности прямых.
1
7.1.3
35
Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.
1
7.1.2
7.5.3
36
Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.
1
37
Сумма углов треугольника.
1
38
Внешние углы треугольника.
1
7.2.6
39
Внешние углы треугольника.
1
7.2.6
40
Прямоугольный треугольник.
1
7.2.3
41
Прямоугольный треугольник.
42
Существование и единственность перпендикуляра к прямой.
1
43
Существование и единственность перпендикуляра к прямой.
1
7.1.4
44
Контрольная работа №5 по теме «Сумма углов треугольника».
1
5. Итоговое повторение (6 часов)
45
Повторение. Основные свойства простейших геометрических фигур.
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.
1
5.5.1
6
Признак подобия треугольников по трём сторонам.
1
5.5.1
7
Подобие прямоугольных треугольников.
1
8
Подобие прямоугольных треугольников.
1
5.5.1
9
Контрольная работа №1 по теме «Подобие фигур».
1
10
Углы, вписанные в окружность.
1
11
Углы, вписанные в окружность.
1
5.5.1
12
Пропорциональность отрезков, хорд и секущих окружности.
1
13
Пропорциональность отрезков, хорд и секущих окружности.
1
5.5.1
14
Контрольная работа №2 по теме «Углы, вписанные в окружность».
1
2. Решение треугольников(9 часов)
15
Теорема косинусов.
1
16
Теорема косинусов.
1
5.5.2
17
Теорема синусов.
1
18
Теорема синусов.
1
5.5.2
19
Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.
1
20
Решение треугольников.
1
21
Решение треугольников.
1
5.5.2
22
Решение треугольников.
1
5.5.2
23
Контрольная работа №3 по теме «Решение треугольников».
1
3. Многоугольники(15 часов)
24
Ломаная .
1
5.5.2
25
Выпуклые многоугольники .
1
26
Правильные многоугольники.
1
5.5.3
27
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
1
28
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
1
5.5.3
29
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
1
5.5.3
30
Построение некоторых правильных многоугольников.
1
31
Подобие правильных выпуклых многоугольников.
1
32
Подобие правильных выпуклых многоугольников.
1
5.5.3
33
Подобие правильных выпуклых многоугольников.
1
5.5.3
34
Длина окружности.
1
35
Длина окружности.
1
7.7.5
36
Радианная мера угла.
1
37
Радианная мера угла.
1
38
Контрольная работа №4 по теме «Многоугольники».
1
4. Площади фигур(18 часов)
39
Понятие площади. Площадь прямоугольника.
1
40
Понятие площади. Площадь прямоугольника.
1
7.7.5
41
Понятие площади. Площадь прямоугольника.
1
42
Площадь параллелограмма.
1
43
Площадь параллелограмма.
1
7.7.5
44
Площадь треугольника.
1
7.7.5
45
Формула Герона для нахождения площади треугольника.
1
46
Площадь трапеции.
1
47
Площадь трапеции.
1
7.7.5
48
Контрольная работа №5 по теме «Площади фигур».
1
49
Резерв
1
50
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
1
51
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
1
52
Площади подобных фигур.
1
53
Площади подобных фигур.
1
54
Площадь круга.
1
55
Площадь круга.
1
56
Контрольная работа №6 по теме «Площадь круга».
5. Элементы стереометрии(7 часов)
57
Аксиомы стереометрии.
1
58
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
1
59
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
1
60
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
1
61
Многогранники. Тела вращения.
1
62
Многогранники. Тела вращения.
1
63
Многогранники. Тела вращения.
1
6. Итоговое повторение(5 часов)
64
Подобие фигур.
1
65
Решение треугольников.
1
66
Многоугольники.
1
67
Площади фигур.
1
68
Площади фигур.
1
Для подготовки к ГИА используются темы из кодификатора элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2014 года (Приложение 1)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ГЕОМЕТРИЯ
Начальные понятия и теоремы геометрии.
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольны! треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема кocинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двухокружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число π; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величин угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования.
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки.
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на п равных частей.
Правильные многогранники.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Основными средствами контроля по геометрии являются плановые контрольные работы:
7 класс
Контрольная работа №1
по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
Контрольная работа №2по теме «Смежные и вертикальные углы»
Контрольная работа №3
по теме «Первый и второй признаки равенства треугольников»,
Контрольная работа №4по теме«Признаки равенства треугольников»,
Контрольная работа №5 по теме «Сумма углов треугольника».
8 класс
9 класс
Для проведения контрольных работ используется Программа общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы», А.В.Погорелов, М.:Просвещение, 2009год.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная лмтература
1. Геометрия 7 – 9, А.В.Погорелов, М.: Просвещение, 2011 год.
Дополнительная литература
1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Геометрия. Г.К.Безрукова, Н.Б.Мельникова, Н.В.Шевелева, М.: Интеллект – Центр, 2010 год.
2.Дидактические материалы по геометрии для 7 класса, В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2012 год.
3. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса, В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2013 год.
4. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса, В.А.Гусев, А.И.Медяник, М.: Просвещение, 2012 год.
5. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8класс, Н.Ф.Гаврилова, М.: ВАКО, 2012год.
6. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 9класс, А.Н.Рурукин, М.: ВАКО, 2012 год.
7. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии 7 класс, А.П.Ершова, Илекса, 2003год.
Перечень необходимого оборудования
№ п/п
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое
количество
Процент обеспечен-ности
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по математике
Д
100
1.2
Примерная программа основного общего образования по математике
Д
100
1.3
Авторские программы по курсам математики
Д
100
1.4
Учебник по геометрии для 7-9 классов
К
100
1.5
Рабочая тетрадь по геометрии для 7-9 классов
К
0
1.6
Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов
Ф
100
1.7
Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов
Ф
20
1.8
Научная, научно-популярная, историческая литература
П
70
1.9
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
П
70
1.10
Методические пособия для учителя
Д
100
2.
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ
2.1
Таблицы по геометрии
Д
80
2.2
Портреты выдающихся деятелей математики
Д
80
3.
информационно-коммуникативные средства
3.1
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
Д/П
60
4.
Технические средства обучения
4.1
Мультимедийный компьютер
Д
0
4.2
Сканер
Д
0
4.3
Принтер лазерный
Д
0
4.4
Копировальный аппарат
Д
0
4.5
Мультимедиапроектор
Д
0
4.6
Средства телекоммуникации
Д
0
4.7
Диапроектор или графопроектор (оверхэд)
Д
0
4.8
Экран (на штативе или навесной)
Д
0
5.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5.1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц