Рабочая программа " Геометрия" 7-8 класс к учебнику А.В. Погорелова
Рабочая программа " Геометрия" 7-8 класс к учебнику А.В. Погорелова
Данная рабочая программа разработана в соотетствии с изложением материала в учебнике А.В.Погорелова, позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Геометрия" 7-8 класс к учебнику А.В. Погорелова »
Геометрия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цель изучения курса геометрии:
продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
В ходе преподавания геометрии, необходимо работать над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они
овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала,
рабочего учебного плана МБОУСОШ № 57 на 2012-2013 учебный год.
В ходе изучения курса геометрии в 7 классе предусмотрены следующие формы контроля:
Контрольные работы – 4 (45 минут);
Самостоятельные работы – 6 (15-20 минут);
Практическая работа -1 (45 минут);
Зачёт – 1 (90 минут).
В ходе изучения курса геометрии в классе предусмотрены следующие формы контроля:
Самостоятельные работы 10 (15-20 минут)
Контрольные работы 6 (45 минут)
Практические работы 1 (45 минут)
Зачёты 2 (45 минут)
Тематическое планирование составлено в соответствии со вторым вариантом: по 2 часа в неделю, всего по 70 часов в год в 7 и 8 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
7 КЛАСС
Основные свойства простейших геометрических фигур (15 часов)
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Отрезок. Измерение отрезков. Расстояние между точками. Полуплоскости. Полупрямая. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы.Величина угла. Градусная мера угла. Решение задач на нахождение углов. Откладывание отрезков и углов. Решение задач на нахождение отрезков и углов. Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Существование треугольника, равного данному. Решение задач на нахождение элементов треугольника. Параллельные и пересекающиеся прямые. Решение задач на использование определения параллельных прямых. Теоремы и доказательства, следствия. Аксиомы. Контрпример. Решение задач на тему «Основные свойства простейших геометрических фигур»
Контрольная работа № 1
Смежные и вертикальные углы (9 часов)
Смежные углы. Решение задач на использование свойств смежных углов. Вертикальные углы. Решение задач на использование свойств вертикальных углов. Перпендикулярность прямых.Теорема о перпендикулярности прямых.Доказательство от противного. Решение задач на доказательство. Биссектриса угла и её свойства. Решение задач по теме «Вертикальные и смежные углы».
Контрольная работа №2
Признаки равенства треугольников (15 часов)
Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем. Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. Второй признак равенства треугольников. Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства равностороннего и равнобедренного треугольника. Решение задач на использование свойств равнобедренного и равностороннего треугольников. Прямая и обратная теорема. Признак равнобедренного треугольника.Медиана, биссектриса и высота треугольника. Свойства медианы равнобедренного треугольника. Решение задач на использование свойств равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Решение задач.
Контрольная работа №3
Сумма углов треугольника (13 часов)
Параллельность прямых. Теорема о параллельности прямых. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Теоремы о параллельности прямых. Признак параллельности прямых. Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей. Применение свойств углов, образованных при пересечении прямых секущей, для решения задач. Сумма углов треугольника. Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольный треугольник. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Существование и единственность перпендикуляра к прямой. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Решение задач.
Контрольная работа №4
Геометрические построения (12 часов)
Окружность. Центр, радиус, диаметр.Окружность, описанная около треугольника.Касательная к окружности. Равенство касательных, проведённых из одной точки. Окружность, вписанная в треугольник. Что такое задачи на построение. Основные задачи на построение. Построение треугольника по трём сторонам. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Построение перпендикулярной прямой. Понятие о геометрическом месте точек. Метод геометрических мест. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера. Решение задач на построение.
Практическая работа.
Повторение курса геометрии (7 часов)
Решение задач.
Зачёт по материалу курса геометрии.
Итоговый урок
8 КЛАСС
Окружность (6 часов)
Окружность. Окружность описанная около треугольника. Окружность вписанная в треугольник. Касательная к окружности. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Решение задач на тему «Окружность»
Контрольная работа № 1 «Окружность»
Четырёхугольники (20 часов)
Определение четырехугольника. Параллелограмм его свойства. Свойства диагоналей параллелограмма.
Свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма. Признаки параллелограмма. Решение задач на применение свойств и признаков параллелограмма. Прямоугольник, его свойства и признаки. Решение задач на применение свойств и признаков прямоугольника. Ромб, его свойства и признаки.
Решение задач на применение свойств и признаков ромба. Квадрат его свойства и признаки.
Контрольная работа № 2 «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат»
Теорема Фалеса. Использование теоремы Фалеса для решения задач. Средняя линия треугольника.
Решение задач на использование свойства средней линии треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции.Равнобедренная трапеция. Решение задач на нахождение элементов трапеции.
Пропорциональные отрезки. Теорема о пропорциональных отрезках. Деление отрезка на n равных частей. Построение четвёртого пропорционального отрезка.
Решение задач на применение теоремы Пифагора. Египетский треугольник.Перпендикуляр и наклонная. Решение задач на нахождение перпендикуляра и наклонной.
Контрольная работа № 3 «Решение задач на применение теоремы Пифагора»
Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
Нахождение значений синуса, косинуса тангенса угла с помощью четырёхзначных математических таблиц Брадиса. Решение прямоугольных треугольников.Основное тригонометрическое тождество.Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла. Преобразование тригонометрических выражений. Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса некоторых углов. Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла.
Зачёт по теме «Теорема Пифагора»
Декартовы координаты на плоскости (8 часов)
Координаты на плоскости, координаты точки, координаты середины отрезка.Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнения прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Пересечение прямой с окружностью. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов от 0 до 180, приведение к острому углу. Нахождение значений тригонометрических выражений по известному значению одного из них.
Контрольная работа № 4 «Декартовы координаты на плоскости»
Движение (7 часов)
Примеры движения фигур. Преобразования фигур. Свойства движения. Симметрия фигур. Симметрия относительно точки (центральная симметрия). Осевая симметрия. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Сонапрвленность полупрямых. Понятие о равенстве фигур.
Практическая работа «Построение симметричных фигур на плоскости»
Векторы (8 часов)
Вектор. Длина (модуль) и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Операции над векторами: сложение векторов и его свойства. Сложение сил. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Проекция вектора на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Контрольная работа №5 «Векторы»
Повторение курса геометрии 8 класса (7 часов)
Четырёхугольники их свойства и признаки, решение задач. Терема Пифагора, решение задач. Синус, косинус, тангенс и котангенс их значения и формулы, связывающие данные выражения. Декартовы координаты на плоскости, уравнения прямой и окружности. Векторы на плоскости.
Итоговая контрольная работа Итоговый урок.
Требования к математической подготовке учащихся
7 класса
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
формулировки основных понятий, определений, свойств и теорем;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
выполнять чертежи по условию задачи;
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
В результате реализации данной программы учащиеся должны
Знать:
что такое окружность: центр, радиус, диаметр, хорда; взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей; касательная к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки; окружность, вписанная в треугольник, описанная около треугольника;
что такое параллелограмм, его свойства и признаки; прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки; трапеция, средняя линия трапеции; теорему Фалеса;
теорему Пифагора; что такое синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника; решение прямоугольных треугольников; основное тригонометрическое тождество; формулы, связывающие синус, косинус и тангенс одного и того же угла;
что такое вектор; длина (модуль) вектора; координаты вектора; равенство векторов; операции над векторами; умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение; угол между векторами;
геометрические преобразования; примеры движений фигур; симметрию фигур; осевую симметрию и параллельный перенос; поворот и центральную симметрию;
Уметь:
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразования фигур;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов), в том числе: определять значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы треугольников;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя дополнительные построения;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Индивидуальная работа с одарёнными и слабоуспевающими
Инновационная
деятельность
1-15
Основные свойства простейших геометрических фигур (15 часов)
1
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость.
1
Эвристическая беседа
Темы проектов по геометрии на новый учебный год
2
Отрезок. Измерение отрезков. Расстояние между точками.
1
3
Полуплоскости.
1
4
Полупрямая.
1
5
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Величина угла. Градусная мера угла.
1
6
Решение задач на нахождение углов.
1
7
Откладывание отрезков и углов.
1
8
Решение задач на нахождение отрезков и углов. С/р«Нахождение длин отрезков и величин углов», 15 мин.
1
9
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Существование треугольника, равного данному.
1
Эвристическая беседа
10
Решение задач на нахождение элементов треугольника.
1
11
Параллельные и пересекающиеся прямые.
1
12
Решение задач на использование определения параллельных прямых.
1
13
Теоремы и доказательства. Следствия. Аксиомы. Контрпример.
1
14
Решение задач на тему «Основные свойства простейших геометрических фигур»
1
Урок-соревнование
15
Контрольная работа № 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»
1
16-24
Смежные и вертикальные углы (9 часов)
16
Смежные углы.
1
17
Решение задач на использование свойств смежных углов
1
18
Вертикальные углы.
1
19
Решение задач на использование свойств вертикальных углов. С/р«Смежные и вертикальные углы», 15 мин
1
20
Перпендикулярность прямых. Теорема о перпендикулярности прямых. Доказательство от противного.
1
21
Решение задач на доказательство.
1
22
Биссектриса угла и её свойства.
1
23
Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы»
1
24
Контрольная работа № 2 «Вертикальные и смежные углы»
1
25-38
Признаки равенства треугольников (14 часов)
25
Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем
1
26
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.
1
27
Второй признак равенства треугольников.
1
28
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. С/р«Первый и второй признаки равенства треугольников», 15 мин
1
29
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства равностороннего и равнобедренного треугольника.
1
30
Решение задач на использование свойств равнобедренного и равностороннего треугольников.
1
31
Прямая и обратная теорема. Признак равнобедренного треугольника.
1
32
Медиана, биссектриса и высота треугольника.
Свойства медианы равнобедренного треугольника.
1
33
Решение задач на использование свойств равнобедренного треугольника. С/р«Свойства равнобедренного треугольника», 15 мин.
1
34
Третий признак равенства треугольников.
1
35
Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников.
1
36
Решение задач на применение всех признаков равенства треугольников.
1
37
Решение задач на тему «Признаки равенства треугольников»
1
38
Контрольная работа № 3 «Признаки равенства треугольников»
1
39-51
Сумма углов треугольника (13 часов)
39
Параллельность прямых. Теорема о параллельности прямых.
1
40
Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.
1
41
Признак параллельности прямых.
1
42
Применение признака параллельности прямых для решения задач.
1
43
Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.
1
44
Применение свойств углов, образованных при пересечении прямых секущей, для решения задач. С/р«Решение задач, на применение свойств углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей» 15 мин.
1
45
Сумма углов треугольника.
1
Урок-исследование
46
Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника. С/р«Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника», 15 мин
Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке.
1
46
Пересечение прямой с окружностью. С/р «Решение задач на составление уравнений прямой и окружности» 15 мин.
1
Урок-практикум
47
Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов от 0 до 180, приведение к острому углу.
1
48
Нахождение значений тригонометрических выражений по известному значению одного из них.
1
49
Контрольная работа № 4 «Декартовы координаты на плоскости»
1
50-56
Движение
7
50
Примеры движения фигур. Преобразования фигур. Свойства движения.
1
51
Симметрия фигур Симметрия относительно точки (центральная симметрия).
1
Урок-практикум
52
Осевая симметрия.
1
Урок-практикум
53
Поворот.
1
Урок-практикум
54
Параллельный перенос и его свойства.
1
Урок-практикум
55
Сонапрвленность полупрямых. Понятие о равенстве фигур.
1
Урок-практикум
56
Практическая работа «Построение симметричных фигур на плоскости»
1
Урок-практическая работа
57-64
Векторы
8
57
Вектор. Длина (модуль) и направление вектора. Равенство векторов.
1
58
Координаты вектора.
1
59
Операции над векторами: сложение векторов и его свойства. Сложение сил.
1
60
Умножение вектора на число.
1
61
Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. С/р «Действия над векторами» 15 мин.
62
Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
63
Проекция вектора на ось. Разложение вектора по координатным осям.
64
Контрольная работа №5 «Векторы»
1
64-70
Повторение курса геометрии 8 класса
7
64
Четырёхугольники их свойства и признаки, решение задач.
1
Защита проекта
65
Терема Пифагора, решение задач.
1
Защита проекта
66
Синус, косинус, тангенс и котангенс их значения и формулы, связывающие данные выражения.
1
Защита проекта
67
Декартовы координаты на плоскости, уравнения прямой и окружности.
1
Защита проекта
68
Векторы на плоскости.
1
69
Итоговая контрольная работа
1
70
Итоговый урок
1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии, 8 класс- Саратов: «Лицей», 2001 и последующие изданя.
2. Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса- М6 Илекса, 2005 и последующие издания.
3. Изучение геометрии в 7-9 классах . Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. : Просвещение , 2000 и последующие издания.
4. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006( В помощь школьному учителю)
Семёнов Е. Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся. - М. : Просвещение, 1998.
5. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.
6. Геометрия в 7-9 классах: (Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя / Л.Ю. Березина, Н.Б. Мельникова, Т.М. Мищенко и др. М., 1996.
7. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.
8. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Сборник задач и контрольных работ по геометрии для 7 класса. – М. Илекса, Харьков: Гимназия, 2004.
1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.