Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 8 класса к учебнику А.В. Погорелова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного
муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании МО __________
Протокол № 1
От «__»_______2016г.
Руководитель МО
М.В. Демидова
Согласовано
«__»_______2016г
Зам директора по УВР
____________________
С.В. Дунаева
Утверждаю
Приказ № 104/3
от «___»_____2016г.
Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
________О.П. Тыртышная
Рабочая программа
по геометрии
для __8______ класса
(уровень: базовый )
Учитель: Мария Васильевна Демидова
Первая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе
Сборника рабочих программ «Геометрия. 7—9 классы», пособие для учителей общеобразовательных организаций, составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна, издательство «Просвещение», 2014г.
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «геометрия» для обучающихся 8 классов разработана на основе нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).
Письмо Министерства образования Иркутской области службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №55-37-7456\16 от 22.07.2016г, № 75-37- 1405\16 от 22.07.2016г. «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016 – 2017 учебный год».
Учебный план МОУ ИРМО «ОёкскаяСОШ» на 2016 - 2017 учебный год
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Сборник рабочих программ «Геометрия. 7—9 классы», пособие для учителей общеобразовательных организаций, составитель: Бурмистрова Т. А., издательство «Просвещение», 2014г.
Данная рабочая программа «геометрия» для учащихся 8 классов разработана на основе примерной программы «Геометрия.8 класс», составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна, издательство «Просвещение», 2014г., рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
1. Сборник рабочих программ «Геометрия. 7—9 классы», пособие для учителей общеобразовательных организаций, составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна, издательство «Просвещение», 2014г.
2. Геометрия. 7—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций/ А. В. Погорелов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
3. Д. С. Фарков Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. - М.: Просвещение, 2010.
4. Ю. П. Дудницын Рабочая тетрадь для 8 класса.- М.: Просвещение, 2016.
Программа «Геометрия 7-9 классы.» Т.А. Бурмистровой используется в данной рабочей программе без изменений.
Программа предполагает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернат иные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание программы
Четырёхугольники 19 ч
Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Объяснять, что такое:
четырёхугольник и его элементы (вершины, стороны (противолежащие и соседние), диагонали);
параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат;
средняя линия треугольника;
трапеция и её элементы, средняя линия трапеции, равнобокая трапеция.
Формулировать и доказывать теоремы:
признак параллелограмма;
свойство диагоналей параллелограмма;
свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма;
свойства диагоналей прямоугольника и ромба;
Фалеса;
свойства средних линий треугольника и трапеции;
о пропорциональных отрезках.
Понимать, что квадрат есть одновременно и прямоугольник и ромб.
Строить с помощью циркуля и линейки четвёртый пропорциональный отрезок.
Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, используя изученные признаки, свойства и теоремы
Теорема Пифагора 14 ч
Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Объяснять, что такое:
косинус, синус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника;
перпендикуляр, наклонная, её основание и проекция;
египетский треугольник.
Формулировать и доказывать:
теорему Пифагора;
теорему о зависимости косинуса от градусной меры угла;
неравенство треугольника;
основные тригонометрические тождества.
Понимать, что:
любой катет меньше гипотенузы;
косинус любого острого угла меньше 1;
наклонная больше перпендикуляра;
равные наклонные имеют равные проекции, а больше та, у которой проекция больше;
любая сторона треугольника меньше суммы двух других;
синус и тангенс зависят только от величины угла.
Знать:
как выражаются катеты и гипотенуза через синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника;
чему равны значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов 30°, 45° и 60°.
Решать соответствующие задачи на вычисление и доказательство
Декартовы координаты на плоскости 11 ч
Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Объяснять, что такое:
декартова система координат, ось абсцисс, ось ординат, координаты точки, начало координат;
уравнение фигуры;
угловой коэффициент прямой.
Знать:
формулы координат середины отрезка;
формулу расстояния между точками;
уравнение окружности, в том числе с центром в начале координат;
уравнение прямой, условие параллельности прямой одной из осей координат, условие прохождения её через начало координат;
чему равен угловой коэффициент прямой;
что для 0 α
sin (180° - α) = sinα, cos (180° - α) = -cosα, tg(180°-α) = -tgα, α≠90°, ctg(180°- α) = -ctgα.
Решать задачи на вычисление, нахождение и доказательство
Движение 9 ч
Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Объяснять, что такое:
преобразование фигуры, обратное преобразование;
движение;
преобразование симметрии относительно точки, центр симметрии;
преобразование симметрии относительно прямой, ось симметрии;
поворот плоскости, угол поворота;
параллельный перенос.
Формулировать и доказывать, что:
точки прямой при движении переходят в точки прямой с сохранением их порядка;
преобразования симметрии относительно точки и относительно прямой являются движениями.
Формулировать свойства:
движения;
параллельного переноса.
Решать задачи, используя приобретённые знания
Векторы 9 ч
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Объяснять, что такое:
вектор и его направление, одинаково направленные и противоположно направленные векторы;
абсолютная величина (модуль) вектора, координаты вектора;
нулевой вектор;
равные векторы;
угол между векторами;
сумма и разность векторов;
произведение вектора и числа;
скалярное произведение векторов;
единичный и координатные векторы;
проекции вектора на оси координат.
Формулировать и доказывать:
«правило треугольника»;
теорему об абсолютной величине и направлении вектора;
теорему о скалярном произведении векторов.
Формулировать:
свойства произведения вектора и числа;
условие перпендикулярности векторов.
Понимать, что:
вектор можно отложить от любой точки;
равные векторы одинаково направлены и равны по абсолютной величине, а также имеют равные соответствующие координаты;
скалярное произведение векторов дистрибутивно.
Решать задачи
Итоговое повторение 6 ч
Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование разделов и тем
ВВсего часов
Из них
Лабораторных и практических
Контрольных и диагностических материалов
Экскурсий
Примечание
1
Четырёхугольники
19
КР №1 по теме «Четырёхугольники»
КР №2 по теме «Четырёхугольники»
2
Теорема Пифагора
14
КР №3 по теме «Теорема Пифагора»
3
Декартовы координаты на плоскости
11
4
Движение
9
КР №4 по теме «Движение»
5
Векторы
9
КР №5 по теме «Векторы»
6
Итоговое повторение
6
Итого
68
5
Состав учебно-методического обеспечения по геометрии для 8 класса
Преподавание курса «Геометрия» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1. Сборник рабочих программ «Геометрия. 7—9 классы», пособие для учителей общеобразовательных организаций, составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна, издательство «Просвещение», 2014г.
2. Геометрия. 7—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций/ А. В. Погорелов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
3. Д. С. Фарков Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. - М.: Просвещение, 2010.
4. Ю. П. Дудницын Рабочая тетрадь для 8 класса.- М.: Просвещение, 2016.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материально-техническая база
Операционная система Windows
Компьютер Acer TM5760-32353G32Mnsk.
Компьютер Acer TM5744-382G32Mnkk
Мышь оптическая
Проектор CANON
Экран
Операционнаясистема Windows 7 Professional Russian 32-bit
Свободное ПО (антивирус АВАСТ,7 Zip и др. )
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии
Класс: 8
Учитель: Мария Васильевна Демидова
Количество часов
Всего 68 час; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 5ч.
Планирование составлено на основе: Сборник рабочих программ «Геометрия. 7—9 классы», пособие для учителей общеобразовательных организаций, составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна, издательство «Просвещение», 2014г
Учебник: Геометрия. 7—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций/
А. В. Погорелов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
№ урока
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата
Корректировка
I четверть, 9 недель, 18 ч.
§6. Четырёхугольники 19 ч
1
Определение четырёхугольника
1
2
Параллелограмм
1
3
Свойство диагоналей параллелограмм
1
4
Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмм
1
5
Применение свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма
1
6
Прямоугольник
1
7
Свойство сторон, углов и диагоналей прямоугольника
1
8
Ромб
1
9
Квадрат
1
10
Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники»
1
11
Работа над ошибками. Теорема Фалеса
1
12
Средняя линия треугольника
1
13
Применение свойствасредней линии треугольника
1
14
Трапеция
1
15
Средняя линия трапеции
1
16
Применение свойства средней линии трапеции
1
17
Контрольная работа № 2 по теме «Четырёхугольники»
1
18
Работа над ошибками. Пропорциональные отрезки
1
Итого за I четверть: 18 часов
IIчетверть 7 недель 14 ч
19
Построение четвертого пропорционального отрезка
1
§7.Теорема Пифагора14ч
20
Косинус угла
1
21
Теорема Пифагора
1
22
Применениетеоремы Пифагора
1
23
Египетский треугольник
1
24
Перпендикуляр и наклонная
1
25
Неравенство треугольника
1
26
Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике
1
27
Нахождение катета, противолежащего углу α
1
28
Нахождение катета, прилежащего углу α
1
29
Основные тригонометрические тождества.
1
30
Применениеосновных тригонометрических тождеств
1
31
Значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса некоторых углов
1
32
Изменение синуса, косинуса, тангенса и котангенса при возрастании угла
1
Итого за I Iчетверть: 14 часов
IIIчетверть 10 недель 20 ч
§8.Декартовы координаты на плоскости 11ч
33
Определение декартовых ко- ординат.
1
34
Контрольная работа № 3по теме «Теорема Пифагора»
1
35
Работа над ошибками. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками
1
36
Уравнение окружности
1
37
Уравнение прямой
1
38
Координаты точки пересечения прямых
1
39
Расположение прямой отно- сительно системы координат
1
40
Угловой коэффициент в уравнении прямой.
1
41
График линейной функции
1
42
Пересечение прямой с окружностью
1
43
Определение синуса, косинуса, любого угла от 0 до 180°
1
44
Определение тангенса и котангенса любого угла от 0 до 180°
1
§9.Движение 9 ч
45
Преобразование фигур. Свойства движения.
1
46
Поворот
1
47
Параллельный перенос и его свойства
1
48
Существование и единственность параллельного переноса. Сонаправ- ленность полупрямых
1
49
Симметрия относительно точки.
1
50
Симметрия относительно прямой
1
51
Контрольная работа №4 по теме «Движение»
1
52
Работа над ошибками. Построение фигур, симметричных относительно точки и относительно прямой
1
Итого за III четверть: 20 часов
IV четверть 8 недель 16 ч
53
Геометрические преобразования на практике. Равенство фигур
1
§10.Векторы 9 ч
54
Абсолютная величина и направление вектора
1
55
Равенство векторов
1
56
Координаты вектора
1
57
Сложение векторов. Сложение сил
1
58
Умножение вектора на число
1
59
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
1
60
Скалярное произведение векторов
1
61
Разложение вектора по координатным осям
1
62
Контрольная работа № 5по теме «Векторы »
1
Итоговое повторение 6 ч
63
Работа над ошибками. Параллелограмм. Свойства сторон, углов, диагоналей параллелограмма