kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по математике «Решение задач с параметрами» для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью

проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания.

Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

В связи с выше сказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по математике по теме: “Решение задач с параметрами”. Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение задач и контрольную работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КР_параметры»

Зачетная контрольная работа:

«Решение задач с параметрами»

1 вариант

Уровень А:

  1. При каких значениях параметра а все решения уравнения

3 │ х + 2а │ - 3 а + х – 15 = 0

удовлетворяют неравенству 4 ≤ х ≤ 6 ?


  1. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение

(а-4)х2 – 3 а х + а - 2 = 0

имеет два корня разных знаков.


Уровень В:

  1. Найти все значения параметра а, при каждом из которых ровно одно решение неравенства

Х2 + ( 1 - 3 а ) х + 2 а2 ≤ 2

удовлетворяет неравенству

а х ( х - 5 + а ) ≥ 0 .


Уровень С:

  1. Найдите графически в зависимости от значений параметра с число корней уравнения ││ 2х – 1 │- │ х – 1 ││ = с. При каких значениях с уравнение имеет четыре корня? Найдите эти корни.

Зачетная контрольная работа:

«Решение задач с параметрами»

2 вариант

Уровень А:

  1. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение

4 х - │ 3 х - │ х + а││ = 9 │ х – 1 │

имеет хотя бы один корень.


  1. Найти все значения параметра а, при которых уравнение

х 2 - ( 4 а + 3 ) х + 3 а + 4 = 0

имеет два корня разных знаков, модуль каждого из которых меньше 5.

Уровень В:

  1. Найти все а, при каждом из которых любое решение неравества

х2 - ( 4 а + 4 ) х + 3 а2 + 12 а ≤ 0

удовлетворяет неравенству

х ( х + а + 1 ) ≥ 0.



Уровень С:

  1. В зависимости от значений параметра k найдите число корней уравнения │ х – 1 │ - │ 2 х + 1 │ + х = k х – 1. При каких значениях k уравнение имеет три корня? Найдите эти корни.




Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа_параметры»

Самостоятельная работа №1

№ 1

№ 2

№ 3

а)

б)

Самостоятельная работа №2

№ 1

№ 2

Самостоятельная работа № 3

№ 1

№ 2



Просмотр содержимого документа
«краткая анотация»

[email protected]



Рабочая программа элективного курса по математике «Решение задач с параметрами» для 9 класса



Субботина Лариса Николаевна



РТ г.Казань МБОУ "Школа №20"



учитель математики



В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами.

При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельности в работе.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью

проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.


Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания.

Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

В связи с выше сказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по математике по теме: “Решение задач с параметрами”. Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение задач и контрольную работу.



Просмотр содержимого документа
«электив_параметры_9 класс»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса «Решение задач с параметрами»


для _______9 ____ класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»

Московского района г.Казани

Учитель: Субботина Лариса Николаевна






















2015/2016 учебный год



Пояснительная записка



Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации

математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.


В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.

При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельности в работе.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью

проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.


Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания.

Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.



В связи с выше сказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по математике по теме: “Решение задач с параметрами”. Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный.

Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики.

Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

В процессе работы возможно перераспределение часов в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение задач и контрольную работу.

Анализ материалов выпускных экзаменов и Федерального тестирования позволил выделить группу задач, которые составили основу данного курса. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простейших линейных неравенств и уравнений с параметрами до достаточно трудных, конкурсных и олимпиадных задач.

В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из трех частей: лекции (включает и задачи, решаемые учителем), задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельной работы учащихся. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар, самостоятельная работа.

Курс характеризуется рациональным сочетанием аналитической строгости и геометрической наглядности. Он является открытым, в него можно добавить новые темы, развить тематику в старших классах. Программа мобильна, дает возможность сокращения количества решаемых задач по теме.

Данная программа может быть использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, предоставляет возможность сознательного выбора профиля обучения и в дальнейшем специальности.


Цель курса

Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для

подготовки к ОГЭ и к обучению в старшем звене.


Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету,

развитие их математических способностей, подготовку к ОГЭ, централизованному

тестированию и продолжить обучение в старших классах.

Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.

Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.


В результате изучения курса учащийся должен:

  • усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем

  • уравнений с параметрами;

  • применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,

  • проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

  • овладеть исследовательской деятельностью.



Структура курса планирования учебного материала

Темы:

I. Первоначальные сведения. 1ч

II. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 1ч

III. Уравнения,сводящиеся к линейным уравнениям, содержащих параметры. 1ч.

IV. Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 1ч

V. Линейные уравнения с параметрами и модулями. Графический способ решения

линейных уравнений с параметрами и модулями. 2 ч.

VI. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 3ч

VII. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 2ч

VIII. Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами 2ч

IX. Нестандартные задачи с параметрами. 1ч •

X. Количество решений уравнений.1ч;

XI. Уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями. 1ч

XII. Итоговое занятие. Защита рефератов.1ч.


Краткое содержание курса


I. Первоначальные сведения.

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.

Основные приемы решения задач с параметрам. Решение простейших уравнений с

параметрами.


Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть

к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.


II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным),

содержащих параметр.

Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений,

содержащих параметр.

Решение уравнений, приводимых к линейным.

Решение линейно-кусочных уравнений.

Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.

Геометрическая интерпретация.

Решение системных уравнений.

Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней

в зависимости от значений параметра.


III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.

Определение линейного неравенства.

Алгоритм решения неравенств.

Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.

Исследование полученного ответа.

Обработка результатов, полученных при решении.

Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним,

углубленное изучение методов решения линейных неравенств.


IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр.

Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в

зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.

Алгоритм решения уравнений.

Аналитический способ решения.

Графический способ.

Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.

Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.


V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.

Область значений функции.

Область определения функции.

Монотонность. Координаты вершины параболы.

Расположение корней квадратного трехчлена.

Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.


VI. Нестандартные задачи.




Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся ( 17 часов)

№ урока

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Примечание

1

Что такое

параметр.Основные понятия уравнений с

параметрами

Ввести понятие

параметра как числа,

обозначенного буквой

Понять смысл введенных

обозначений


2

Уравнения с

параметрами (первой степени)

Связать материал предыдущего занятия с решением линейных уравнений по общей схеме

Формирование у учащихся навыков, что относительно

множества решений

любого линейного

уравнения возможны

лишь 3 случая


3

Уравнения,

сводящиеся к

линейным

1 ч

Вспомнить общие

методы решения

рациональных

уравнений


Научиться рассматривать

все возможные случаи

решения и записывать

правильно ответ


4

Линейные

неравенства с

параметрами

1 ч

До каждого ученика

довести смыл схемы

решения линейных

неравенств


Формирование навыков и умений решать

линейные неравенства по

указанной схеме


5-6

Линейные уравнения

с параметром и

модулем

2 ч

Повторить свойства

модуля,изучить

различные подходы в

решении такого вида

уравнений


Научиться пользоваться

равносильными

переходами,изложенными

в материале данной темы


7-9

Графические приемы

при решении


Вспомнить способы

построения графиков

функций,

содержащих модуль,

метод интервалов


Научиться решать

квадратные уравнения и

неравенства с

параметром, правильно

оформлять решение,

записывать ответ


10-11

Квадратные

уравнения и

неравенства с

параметрами

Ввести понятие квадратного

уравнения и неравенства с параметрами. Работа по схеме

Научиться решать

квадратные уравнения и

неравенства с

параметром, правильно

оформлять решение,

записывать ответ


12-13

Свойства

квадратичной

функции в задачах с параметрами

Повторить материал

по теме «Теорема

Виета », рассмотреть схему решения

данного класса задач

используя свойства

квадратичной

функции

Научиться пользоваться

таблицей, применять

теорему Виета , логически рассуждать и

составлять системы

неравенств по условию

задачи


14

Системы линейных

уравнений и

неравенств с

параметрами

Ввести новый метод

решения систем

линейных уравнений

по правилу Крамера,

понятие определителя

системы

Научиться вычислять

определители 1 порядка,

исследовать решение

системы с помощью

определителей


15

Нестандартные задачи

Разобрать

нестандартные

задачи, предлагаемые

на экзаменах в

выпускных классах в

фрорме ОГЭ

Уметь применять все

способы, предлагавшиеся

на предидущих занятиях

в нестандартной ситуации


16

Контрольная работа

Проверка знаний,

умений и навыков

учащихся

Научиться применять на практике теоретический материал


17

Защита

индивидуальных

проектов

Выступление уч-ся по

своим работам

Уметь кратко изложить

тему , цель, обосновать

актуальность своей

работы, отвечать на

возникшие вопросы






Заключение

Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ОГЭ, так и при обучении в старшем звене. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.


Литература

  1. В. Н. Дятлов «Как научить решать задачи с параметром». – М. Педагогический университет, 2014г.

  2. С. К. Кожухов «Уравнения и неравенства с параметром». – Орел,2013г.

  3. Математика.Учимся решать задачи с параметром., под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012г.

  4. ОГЭ 2016. Математика. 30 вариантов типовых заданий;под ред. И. В. Ященко.- М.: Издптельство «Экзамен», 2016.

  5. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. -М.:

ИЛЕКСА, 2005.

  1. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. -М.: Аркти, 2000.

  2. Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Чебоксары. Издательство ЧГУ,1997

  3. Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2000.

  4. Математика. Задачи М.И.Сканави. -Минск; В.М.Скакун,1998г.

  5. Математика. «Первое сентября».№ 14-2011 г; №1,2,4, 11-2012 г, №10, 11, 12-2013г.

  6. Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. -Екатеринбург; УГТУ,2001.

  7. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988г

  8. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с

параметрами. Издат МГУ, 1992г

  1. Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 1999

  2. Материалы по подготовке к ОГЭ 2001-2016 г



ТЕМЫ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ


1. Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами.

2. Свойства функций в задачах с параметрами.

3. Применение производной при решении задач с параметрами.

4. Методы поиска необходимых условий.

5. Задачи с параметрами на ОГЭ и ЕГЭ.

6. Координатно-параметрический метод в задачах с параметрами.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Субботина Лариса Николаевна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для 11 класса «Избранные вопросы алгебры» "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-dlia-11-klassa-izbrannyie-voprosy-alghiebry"
    ["file_id"] => string(6) "225929"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439982807"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Элективный курс по математике для подготовки к ОГЭ. "
    ["seo_title"] => string(55) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-dlia-podghotovki-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "123257"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414435683"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по ЭК "Подготовка к ЕГЭ""
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaiaproghrammapoekpodghotovkakiege"
    ["file_id"] => string(6) "269439"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450823295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства