kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса «Функции и графики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению элективного курса.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику, состоящую в том, что каждая умственная операция преломляется через конкретное содержание предмета. В содержании курса «Функции и графики» есть целый спектр задач, являющихся средством развития обучающихся. Здесь закладываются основы аналитического мышления, развивается логика, формируются математическая интуиция и приобретаются навыки использования функциональных обозна­чений и методов, уверенного  владения методами графического решения уравнений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса «Функции и графики» »

МОУ ИРМО «МАРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено

МО учителей математики

и информатики

Протокол № ___

от «__»_______2014г.

Руководитель МО

_________Г.М. Якупова

Согласовано

«__»_______2014г

Зам директора по УВР

____________________

М.Р. Сычева

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2014г.

Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

______ Е.В.Ехлакова






Рабочая программа


элективного курса по математике для 9 Б класса


«Функции и графики»



Учитель: Куркутова Светлана Анатольевна









Рабочая программа составлена на основании программы

целостного изучения темы «Функции и графики» в 8-11 классах».

Е.В. Ромашкова.- М.: ИЛЕКСА, 2011.












    1. учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 9 класса средствами данного предметно-ориентированного курса.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

Данная рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению элективного курса.

Совершенствование системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Математика является эффективным средством достижения обозначенной задачи.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику, состоящую в том, что каждая умственная операция преломляется через конкретное содержание предмета. В содержании курса «Функции и графики» есть целый спектр задач, являющихся средством развития обучающихся. Здесь закладываются основы аналитического мышления, развивается логика, формируются математическая интуиция и приобретаются навыки использования функциональных обозна­чений и методов, уверенного владения методами графического решения уравнений.

Понятие функции для математики и ее приложений, связанных с изучением переменных величин, столь же фундаментально, как понятие числа при изучении количественных соотношений реаль­ного мира. Каждая область знаний: физика, химия, биология, со­циология, лингвистика и т.д.- имеет свои объекты изучения, уста­навливает свойства и, что особенно важно, взаимосвязи этих объектов. Математика рассматривает абстрактные переменные ве­личины и изучает законы их взаимодействия, т. е. функции.

На первых ступенях обучения математике главная трудность для учащихся состоит в том, чтобы уметь отвлечься от конкретных объектов и овладеть абстрактными понятиями. При изучении же элементов математического анализа главная трудность состоит уже не в обобщения, а в конкретизации, т. е. умении видеть за математи­ческими терминами и их определениями конкретные образы, пред­ставлять себе достаточно полно изучаемое понятие.

Цель: развитие конструктивных спо­собностей и графического мышления учащихся.

Задачи:

- включение интеграционных механизмов в процесс формирования метода;

- развитие исследовательских умений посредством специфики задач и

организации процесса обучения;

- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

-формирование познавательных, коммуникативных и информационных компетенций.

Для школьного курса алгебры и начал анализа можно выделить 3 основных языка: естественный, словесный язык; язык аналитиче­ских выражений; язык графических изображений, или «графиче­ский язык».

Графический язык - особый язык математики, график - один из ее методов. Эффективное применение графического языка в кур­се математики невозможно без обучения правилам этого языка и со­путствующей терминологии. Обучение всякому языку включает в себя составление функционально-графического словаря и обуче­ние переводу. Перевод предполагает два взаимно обратных вида деятельности:

1) перевод свойства функции на графический язык,

2) умение по заданному графику сформулировать свойства функции.

Графический язык является важным средством преодоления формализма в знаниях школьников, развития геометрической ин­туиции, необходимой для понимания основных фактов анализа и их применения на практике, способствует формированию прикладных и политехнических умений.

Важный класс задач, связанных с использованием графическо­го языка на внутреннем этапе решения, образуют достаточно широ­ко используемые в школьном курсе задания на графическое реше­ние уравнений и неравенств. Здесь графические образы могут быть или наглядной опорой, позволяющей упростить аналитическое ре­шение, или являются основным и даже единственным средством ре­шения.

Определенные трудности в усвоении графиков в значительной степени объясняются тем, что тема разбросана по разным разделам алгебры стандартной программы, функции изуча­ются в несколько этапов, причем вначале рассматриваются частные случаи, без обобщения и систематизации.

Включение в программу данного кура разделов «Построение графиков функций методом геометрических преобразований», «Построение графиков функций, содержащих знак модуля», «Построение графиков функций методом алгебраи­ческих преобразований» имеет целью сис­тематизировать изложение методов исследования функций и по­строения графиков, сформировать у учащихся понимание того, что кроме метода построения графиков на основе исследования свойств функции существует метод геометрических преобразований, применяемый в тех случаях, когда график функции может быть полу­чен из уже имеющегося графика; способствовать повышению общей математической культуры учащихся.


Изучение материала происходит по следующей схеме:

1. Постановка задачи.

2. Изучение посредством литературы учащимися самостоятельно (дома) заданного раздела.

3. Презентация самостоятельной работы и оценка самостоятельной работы учащихся в классе (диалог).

4. Применение полученных знаний (практикумы).

При таком подходе создаются достаточные условия для осуществления диалога, являющегося важнейшей формой личностно - ориентированного обучения. Так как, изучив материал самостоятельно, субъекты диалогового общения на уроке сохраняют интеллектуальное равноправие, обеспечивающее активную деятельность обучаемых, а так же положительную мотивацию. Причем это диалог между всеми субъектами процесса.

Такая форма работы направлена на формирование информационной, коммуникативной и социальной компетенций. Способ презентации найденной и обработанной информации учитель предлагает выбрать обучающимися самостоятельно, в зависимости от индивидуальных особенностей. При этом доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как при массовой или групповой работе, так и в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

На основании учебного плана ОУ МОУ ИРМО «Марковская СОШ» на 2014/2015 учебный год на предметно-ориентированный курс по выбору по математике для 9 класса «Функции и графики» отведено 1 час в неделю.



Содержание программы

1. Квадратичная функция( повторение) (12ч)

Определение и свойства функции. Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований. Функции содержащие модуль.

Квадратичная функция. Ее график и свойства.

Графики уравнений.

Функции, при построении графиков которых используется решение неравенств с одной переменной.

Применение свойств квадратичной функции к решению задач с параметрами

2. Степень с рациональным показателем (6 ч.)

Функция y=xn, ее свойства и график.

Функция y=, ее свойства и график.

Функции, при построении графиков которых используется свойства арифметического корня n-ой степени.

  1. Методы построения графиков функций без использования производной (6 ч.)

Понятие о пределе функции.

Построение графиков функций вида y=f( kx + b)

Построение графиков функций вида y=f(ax2+bx+c)

Построение графиков функций вида y=f(ax + b/cx +b)

Эскизирование графиков функций.

4.Простейшие неэлементарные функцuu (6 ч.)

Кусочно-непрерывные функции.

Функция у=[х], у= {х}.

Построение графиков функций двух видов: y=[f(x}], y={f(х)}.

5.Обобщающее повторение темы «Функции и их графики» (4 ч.)
























Требования к математической подготовке учащихся

В результате обучения учащиеся должны:

Знать определение функции, различные способы задания функции (табличный, графический, аналитический, словесный); терминологию (аргумент, значение функции, график функции, об­ласть определения и др.); свойства функций; определения линей­ной, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной, сте­пенной функции и способы их графического представления; алгоритмы построения графиков различных функций; роль элемен­тарных функций в изучении явлений реальной действительности в практической деятельности человека.

Уметь правильно употреблять функциональную терминологию и символику, понимать ее при чтении текста, в речи учителя, в формулировке задач; находить значение функций, заданных фор­мулой, таблицей, графиком, peшать обратную задачу; строить гра­фики функций - линейной, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции, степенной функции; исследовать расположение графиков в координатной плоскости в зависимости от значений параметров, входящих в формулу; по графику функции устанавливать ее свойства: указывать промежутки возрастания и убывания, знакопостоянства и др.; свободно применять правила преобразований графиков (параллельный перенос, деформация, симметрия) для построения графиков функций; строить эскизы гра­фиков функций с предварительным исследованием; применять ап­парат алгебры к задачам построения графиков различных функций; оперировать графическими моделями; применять опыт, получен­ный при изучении функций, к решению несложных практических задач.




Организация и проведение аттестации учеников

Целью аттестации является определение соответствия достигнутого учащимися результата ожидаемым.

В ходе проведения курса по выбору запланирована организация рейтингового контроля за обучающимися, в следующих формах:

1) текущий: устный, письменный опрос, проверочные, классные и домашние работы;

2) тематический: тестирование, математический диктант, контрольная работа.

З) Итоговый контроль осуществляется в форме контрольной работы.


Зачет выставляется при условии выполнения всех контрольных мероприятий, выполнении домашних заданий.

















Перечень учебно-методического сопровождения


1. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, учебник «Алгебра. 9 класс» под ред. С.А. Теляковского М.: Просвещение, 2012.

2. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б. Крайнева. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса - М. Просвещение, 2012.

3. Л.В.Кузнецова, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович и и др. Сборник заданий для проведения экзамена по алгебре за курс основной школы. Дрофа, 2010.

4. Л.В.Кузнецова, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович и др. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2011 год.

5. Л.И. Мартышова. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра 9 класс. Москва, «ВАКО», 2013.

6.Е.В. Ромашкова. Функции графики в 8-11 классах. - М: ИЛЕКСА, 2011.

7. Энциклопедический словарь юного математика. Сост. А.П. Савич. – М, 1989.



































Приложение

Календарно- тематическое планирование предметно – ориентированного курса

по выбору по математике «Функции и графики»




Класс – 9Б










Учитель - Куркутова Светлана Анатольевна







Количество часов:









Всего 33 часа; в неделю – 1 час.








Плановых зачетных работ – 1






№ п/п

Дата

Тема

1

05.09

Определение и свойства функции. Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований.

2

12.09

Определение и свойства функции. Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований.

3

19.09

Определение и свойства функции. Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований.

4

26.09

Функции, содержащие модуль.

5

03.10

Функции, содержащие модуль.

6

10.10

Квадратичная функция. Ее свойства и график.

7

17.10

Квадратичная функция. Ее свойства и график.

8

24.10

Графики уравнений.

9

31.10

Функции, при построении которых используется решение неравенств второй степени с одной переменной

10

14.11

Функции, при построении которых используется решение неравенств второй степени с одной переменной

11

21.11

Применение свойств квадратичной функции к решению задач с параметрами.

12

28.11

Применение свойств квадратичной функции к решению задач с параметрами.

13

05.12

Функция y=xn , ее свойства и график.

14

12.12

Функция y=xn , ее свойства и график.

15

19.12

Функция y= , ее свойства и график.

16

26.12

Функция y= , ее свойства и график.

17

16.01

Функции, при построении графиков которых используется свойство арифметического корня n-ой степени.

18

23.01

Функции, при построении графиков которых используется свойство арифметического корня n-ой степени.

19

30.01

Понятие о пределе функции. Построение графиков функции вида y=f(kx+b)

20

06.02

Построение графиков функции вида y=f(kx+b)

21

13.02

Построение графиков функции вида y=f(ax2+bx+c)

22

20.02

Построение графиков функции вида y=f(ax2+bx+c)

23

27.02

Построение графиков функции вида y=f(ax+b/cx+b)

24

06.03

Построение графиков функции вида y=f(ax+b/cx+b)

25

13.03

Кусочно – непрерывные функции.

26

20.03

Кусочно – непрерывные функции.

27

03.04

Функции y={x}, y=[x].

28

10.04

Функции y={x}, y=[x].

29

17.04

Построение графиков функций двух видов y={f(x)}, y=[f(x)].

30

24.04

Построение графиков функций двух видов y={f(x)}, y=[f(x)].

31

08.05

Обобщающее повторение.

32

15.05

Зачетная работа.

33

22.05

Анализ зачетной работы. Итоговое повторение.


Четверть

Количество часов

I

9

II

7

III

10

IV

7

Год

33








16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса «Функции и графики»

Автор: Куркутова Светлана Анатольевна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  по математике   «Избранные вопросы математики»   11 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-po-matiematikie-izbrannyie-voprosy-matiematiki-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444394648"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Элективный курс по математике. 9 класс. Корни n- ной степени и их свойства. "
    ["seo_title"] => string(77) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-9-klass-korni-n-noi-stiepieni-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "130150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415822818"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Элективный курс по математике для подготовки к ОГЭ. "
    ["seo_title"] => string(55) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-dlia-podghotovki-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "123257"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414435683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства