Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"»
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МОУ Тумская СОШ № 46 филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель Центра образования
естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста» филиала «Оськинская ООШ»
__________________Е.Л. Лазарева
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________О.В. Карпова
Приказ № 78 от 16.04.2024 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
Точка Роста
Направление: технологическая
Возраст школьников: 1 – 9 классы
Разработчик: Лазарева Е.Л.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 – 9 классов «Основы функциональной грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего и основного общего образования.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 372;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 (в ред. от 08.11.2022 г.);
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28;
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Актуальность:
функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Все больше стран признают образование в интересах устойчивого развития неотъемлемым элементом качественного образования и ключевым фактором для развития экономики страны. Одна из целей образования устойчивого развития – обеспечение всеохватного качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни. Чтобы быть успешными на протяжении длительного времени люди нуждаются сегодня в другом сочетании навыков, чем раньше. В дополнение к базовым навыкам, таким как грамотность и умение считать, им нужны такие навыки как сотрудничество, креативность и решение проблем, а также качества характера: настойчивость, любознательность и инициатива.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Основной целью программы «Функциональная грамотность» является создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, также в межличностном общении и социальных отношениях.
Задачи:
Повышение уровеня профессиональной компетентности через освоение технологии формирования и оценивания функциональной грамотности.
Совершенствование формы обучения для развития функциональной грамотности обучающихся.
Применение в учебном процессе инструментов для формирования функциональной грамотности.
Улучшение качества внеурочной и внеклассной работы.
Проведение информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся.
Вид деятельности: игровая, проблемно-ценностное общение, познавательная, проектная.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 9 лет обучения (с 1 по 9 классы).
Согласно учебному плану филиала МОУ Тумская СОШ № 46 «Оськинская ООШ» на изучение курса:
в 1 классе отводится 33 часа в год из расчета 1 ч в неделю;
в 2 классе отводится 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю;
в 3 классе отводится 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю;
в 4 классе отводится 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю;
в 5 классе отводится 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю;
в 6 классе отводится 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю;
в 7 классе отводится 34 часа в год из расчета 1 ч в неделю;
в 8 классе отводится 35 часа в год из расчета 1 ч в неделю;
в 9 классе отводится 35 часа в год из расчета 1 ч в неделю.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание
и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Организация образовательного процесса
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
Технология формирования приёмов учебной работы.
Технология проектной деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Новые информационные технологии.
В результате прохождения программного материала обучающийся овладевает разнообразными предметными компетенциями.
Содержание курса внеурочной деятельности в 1 - 9 классах
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС
Читательская грамотность
В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата.
Математическая грамотность
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед.
Финансовая грамотность
За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял.
Естественно-научная грамотность
Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко.
2 КЛАСС
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров.
Математическая грамотность
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители.
Финансовая грамотность
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег.
Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы.
3 КЛАСС
Читательская грамотность
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи.
Естественно-научная грамотность
Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит.
Финансовая грамотность
Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия.Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги?
Математическая грамотность
Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги.
4 КЛАСС
Читательская грамотность
Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы. Предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России.
В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсиюОтправляемся в путешествие.
5 КЛАСС
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Модуль «Финансовая грамотность»
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «своѐ дело»? Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище, технику. Жилищно-коммунальные услуги. Зелёные технологии. Зёленые технологии и семейный бюджет. Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и защита окружающей среды.
Модуль «Математическая грамотность»
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 6 КЛАСС
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных,
финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
Модуль «Финансовая грамотность»
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.
Модуль «Математическая грамотность»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональны отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические таблиц. задачи, решаемые с помощью Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
7 КЛАСС
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
Модуль «Финансовая грамотность»
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всѐ про кредит.
Модуль «Математическая грамотность»
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера.
8 КЛАСС
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Модуль «Финансовая грамотность»
Учебный текст как источник информации Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Модуль «Математическая грамотность»
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трехмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач. Требующих прохождения этапа моделирования.
9 КЛАСС
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Модуль «Финансовая грамотность»
Электронный текст как источник информации. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Модуль «Математическая грамотность»
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Содержание
Формы внеурочной деятельности
1
Читательская грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
2.
Математическая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мед.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
3.
Финансовая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
4.
Естественно-научная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
9
Итого
33
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
0,5
0,5
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
0,5
0,5
В. Сутеев. Живые грибы.
1
0,5
0,5
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
0,5
0,5
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
0,5
0,5
Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
0,5
0,5
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
1
0,5
0,5
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
0,5
0,5
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
1
0,5
0,5
Про козу, козлят и капусту.
1
0,5
0,5
Про петушка и жерновцы.
1
0,5
0,5
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
1
0,5
0,5
Про наливные яблочки.
1
0,5
0,5
Про Машу и трех медведей.
1
0,5
0,5
Про старика, старуху, волка и лисичку.
1
0,5
0,5
Про медведя, лису и мишкин мед.
1
0,5
0,5
За покупками.
1
0,5
0,5
Находчивый колобок.
1
0,5
0,5
День рождения мухи-цокотухи.
1
0,5
0,5
Буратино и карманные деньги.
1
0,5
0,5
Кот Василий продает молоко.
1
0,5
0,5
Лесной банк.
1
0,5
0,5
Как мужик и медведь прибыль делили.
1
0,5
0,5
Как мужик золото менял.
1
0,5
0,5
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
0,5
0,5
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
1
0,5
0,5
Про репку и другие корнеплоды.
1
0,5
0,5
Плывет, плывет кораблик.
1
0,5
0,5
Про Снегурочку и превращения воды.
1
0,5
0,5
Как делили апельсин.
1
0,5
0,5
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
0,5
0,5
Иванова соль.
1
0,5
0,5
В. Сутеев. Яблоко.
1
0,5
0,5
Итого:
33
16,5
16,5
2 класс
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Содержание
Формы внеурочной деятельности
1
Читательская грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные животные.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8,5
2.
Математическая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8,5
3.
Финансовая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8,5
4.
Естественно-научная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8,5
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
0,5
0,5
Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
0,5
0,5
Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
0,5
0,5
Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
Банковская карта.
1
0,5
0,5
Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
Николай Сладков. Веселая игра.
1
0,5
0,5
Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
Безопасность денег на банковской карте.
1
0,5
0,5
Лисьи норы.
1
0,5
0,5
Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
Про крота.
1
0,5
0,5
Про кредиты.
1
0,5
0,5
Корень часть растения.
1
0,5
0,5
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
Про ежа.
1
0,5
0,5
Про вклады.
1
0,5
0,5
Занимательные особенности яблока.
1
0,5
0,5
Полевой хомяк.
1
0,5
0,5
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
Про бобров.
1
0,5
0,5
Бобры строители.
1
0,5
0,5
Такие разные деньги.
1
0,5
0,5
Материал для плотин.
1
0,5
0,5
Позвоночные животные.
1
0,5
0,5
Встреча друзей.
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
3 класс
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Содержание
Формы внеурочной деятельности
1
Читательская грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
2.
Естественно-научная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
3.
Финансовая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги?
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
4.
Математическая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
5
Проверочные работы
2
Проверь себя
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
Про дождевого червяка.
1
0,5
0,5
Кальций.
1
0,5
0,5
Сколько весит облако?
1
0,5
0,5
Хлеб, всему голова.
1
0,5
0,5
Про мел.
1
0,5
0,5
Про мыло.
1
0,5
0,5
История свечи.
1
0,5
0,5
Магнит.
1
0,5
0,5
Дождевые черви.
1
0,5
0,5
Полезный кальций.
1
0,5
0,5
Про облака.
1
0,5
0,5
Про хлеб и дрожжи.
1
0,5
0,5
Интересное вещество мел.
1
0,5
0,5
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
1
0,5
0,5
Про свечи.
1
0,5
0,5
Волшебный Магнит.
1
0,5
0,5
Проверь себя.
1
0,5
0,5
Что такое «бюджет»?
1
0,5
0,5
Семейный бюджет.
1
0,5
0,5
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
1
0,5
0,5
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.
1
0,5
0,5
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.
1
0,5
0,5
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
1
0,5
0,5
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.
1
0,5
0,5
Как сэкономить семейные деньги?
1
0,5
0,5
Расходы и доходы бюджета.
1
0,5
0,5
Планируем семейный бюджет.
1
0,5
0,5
Подсчитываем семейный доход.
1
0,5
0,5
Пенсии и пособия.
1
0,5
0,5
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
1
0,5
0,5
Подсчитываем расходы.
1
0,5
0,5
Расходы на обязательные платежи.
1
0,5
0,5
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
0,5
0,5
Проверь себя.
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
4 класс
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Содержание
Формы внеурочной деятельности
1
Читательская грамотность
1
1
1
1
2
1
1
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
2.
Естественно-научная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
3.
Финансовая грамотность
2
1
1
2
1
1
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
4.
Математическая грамотность
1
2
1
1
2
1
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
Творческие работы
1
1
По выбору.
Составляем словарик по финансовой грамотности.
Итого
2
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
Старинная женская одежда.
1
0,5
0,5
Старинные женские головные уборы.
1
0,5
0,5
Старинная мужская одежда и головные уборы.
1
0,5
0,5
Жилище крестьянской семьи на Руси.
1
0,5
0,5
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.
2
1
1
История посуды на Руси.
1
0,5
0,5
Какие деньги были раньше в России
1
0,5
0,5
Томат.
1
0,5
0,5
Болгарский перец.
1
0,5
0,5
Картофель.
1
0,5
0,5
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
0,5
0,5
Лук.
1
0,5
0,5
Капуста.
1
0,5
0,5
Горох.
1
0,5
0,5
Грибы.
1
0,5
0,5
Творческая работа.
1
0,5
0,5
Потребительская корзина.
2
1
1
Прожиточный минимум.
1
0,5
0,5
Инфляция.
1
0,5
0,5
Распродажи, скидки, бонусы.
2
1
1
Благотворительность.
1
0,5
0,5
Страхование.
1
0,5
0,5
В бассейне.
1
0,5
0,5
Делаем ремонт.
2
1
1
Праздничный торт.
1
0,5
0,5
Обустраиваем участок.
1
0,5
0,5
Поход в кино.
2
1
1
Отправляемся в путешествие.
1
0,5
0,5
Составляем словарик по финансовой грамотности.
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
5 класс
Модуль «Финансовая грамотность»
№
Тема
Кол-во часов
Формы деятельности
Теория
Практика
1
Как появились деньги?
Что могут деньги?
1
1
Беседы, диалоги, дискуссии
2
Деньги в разных странах
1
1
Круглый стол, игра
3
Деньги настоящие и ненастоящие
1
2
Игра, экскурсия
4
Как разумно делать покупки?
1
2
Игра, круглый стол
5
Кто такие мошенники?
1
1
Круглый стол, игра, квест
6
Личные деньги
1
1
Беседы, диалоги
7
Сколько стоит «своё дело»?
1
2
Проект, игра. Дискуссии
Всего:
6
11
Модуль «Математическая грамотность»
№
Тема
Кол-во часов
Формы деятельности
Теория
Практика
1
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
1
1
Беседы, диалоги, практикум
2
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
1
Обсуждение, практикум, брейн-ринг
3
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание
1
1
Обсуждение, урок- исследование
4
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
1
1
Беседа, обсуждение практикум
5
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
1
1
Игра, урок-исследование, конструирование
6
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели
1
1
Обсуждение, урок- практикум, моделирование
7
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира
1
1
Обсуждение, урок- практикум, моделирование
8
Комбинаторные задачи Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
1
2
Урок-практикум
Всего:
8
9
Модуль«Основычитательской грамотности»
№
Тема
Кол-во часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
1
Беседа, конкурс.
2.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
1
Работа в парах. Ролевая игра.
3.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.
4.
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
Круглый стол.
5.
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
Квест, конкурс.
6.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
7.
Работа со сплошным текстом.
1
Ролевая игра.
8.
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
ИТОГО
9
Модуль«Основыестественно-научнойграмотности»
№
Тема
Кол-во часов
Формы деятельности
1.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.
1
Беседа, демонстрация записей звуков
2.
Устройство динамика. Современные
акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
1
Наблюдение физических явлений.
3.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
1
Наблюдение физических явлений.
4
Вода. Уникальность воды.
1
Наблюдение физических явлений.
5
Углекислый газ в природе и его значение.
1
Наблюдение физических явлений.
6
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли.
1
Работа с коллекциями
минералов и горных пород. Посещение минералогической
экспозиции.
7.
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
1
Наблюдение физических явлений.
8.
Проведение рубежной аттестации.
1
Беседа, презентация
Итого
8
6 класс
Модуль «Финансовая грамотность»
№
Тема
Кол-во часов
Формы деятельности
Теория
Практика
1
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность
1
1
Беседы, диалоги, дискуссии
2
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
1
2
Круглый стол, игра
3
Собственность и доходы от нее.
1
1
Игра, экскурсия
4
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты
1
1
Игра, круглый стол
5
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
1
Игра, круглый стол
6
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
2
Круглый стол, игра, квест
7
Личные деньги
1
2
Беседы, диалоги
Всего:
7
10
Модуль «Математическая грамотность»
№
Тема
Кол-во часов
Формы деятельности
Теория
Практика
1
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние
1
1
Беседы, диалоги, практикум
2
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем
1
1
Обсуждение, практикум, брейн-ринг
3
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа
1
1
Урок-практикум
4
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары)
1
1
Беседа, обсуждение практикум
5
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
1
2
Игра, урок-исследование, конструирование
6
Графы и их применение в решении задач
1
1
Обсуждение, урок- практикум, моделирование
7
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование
1
1
Урок-практикум.
8
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности
1
1
Обсуждение, урок- практикум, моделирование
Всего:
8
9
Модуль«Основычитательской грамотности»
№
Тема
Кол-во часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
1
Беседа, конкурс.
2.
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
1
Круглый стол, ролевая игра.
3.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.
1
Работа в парах, игра в формате КВН.
4.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
1
Квест, круглый стол.
7.
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная аттестация).
1
Деловая игра.
8.
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8
Модуль«Основыестественно-научнойграмотности»
№
Тема
Кол-во часов
Формы деятельности
1.
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность.
1
Беседа, демонстрация записей звуков
2.
Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения.
Отличие химических реакций от физических явлений.
1
Моделирование
3.
Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.
1
Презентация. Учебный эксперимент.
Наблюдение
физических явлений.
4.
Закономерности изменчивости:
модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
1
Практическая работа
5.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.
1
Обсуждение. Исследование.
Проектная работа
6.
Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.
1
Обсуждение. Исследование.
7
Проведение рубежной аттестации.
2
Итого
8
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Функциональная грамотность. Тренажёр. Математика на каждый день. 1 – 4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф. Сергеева. Москва. Просвещение, 2020.
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Под редакцией Г.С.Ковалевой, Л.О.Рословой.-М.;СПб.: Просвещение, 2020 ( серия Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
Методическое обеспечение программы данного курса — учебно-методический комплект (УМК), включающий учебник и рабочую тетрадь: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение».
Электронная версия (ссылка): УМК «Основы финансовой грамотности» — Группа компаний «Просвещение» (prosv.ru).
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020
Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общебразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавреноа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.