Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по математике в 5 классе»
Программа
кружка по математике в 5 классе
.
Учитель: Шахрудинова Г. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружковые занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Так, например, сегодня кружок направлен на достижение следующих целей:
развитие логического мышления;
раскрытие творческих способностей ребенка;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
привитие интереса к предмету.
Кроме того, кружковые занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
При разработке программы кружка по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Программа кружка по математике для учащихся 5 «А» класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
развитие у учащихся логических способностей;
формирование пространственного воображения и графической культуры;
привитие интереса к изучению предмета;
расширение и углубление знаний по предмету;
выявление одаренных детей;
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 35 учебных часа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся, посещающие кружок, в конце учебного года должны уметь:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Изучаемый материал
кол-во часов
1
Как люди научились считать.
Из науки о числах.
Из истории развития арифметики.
Сложение, вычитание натуральных чисел.
Занимательные ребусы, головоломки, загадки.
3
2
Рассказы о геометрии.
Из истории развития геометрии.
Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства.
Геометрические головоломки со спичками.
3
3
«Магические» фигуры.
1
4
Развитие вычислительной культуры.
Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления.
3
5
Задачи на «переливание».
2
6
Задачи на взвешивание.
2
7
Задачи на "движение"
2
8
Логические задачи.
3
9
Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».
3
10
Олимпиадные задачи различного уровня.
3
11
Метрическая система мер.
Старые русские меры.
Как измеряли в древности.
1
12
Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.