Элективный курс "Практическая геометрия" поможет школьникам развить мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт,найти реальные пути применения в жизненной практике. Этот курс направлен на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать возможности, способности, потребности и интересы ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Практическая геометрия" для 7класса»
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности. Содержание курса «Практическая геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании практической геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в практической геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение. Актуальность и необходимость данного курса очевидна: элективный курс “Практическая геометрия” поможет школьникам развить мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт, найти реальные пути применения знаний в жизненной практике. Этот курс направлен в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Он отвечает запросам общества, т.е. помогает учащимся сориентироваться и определить профиль будущей трудовой деятельности.
При использовании данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по геометрии, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий могут быть исследовательские проекты, ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной литературой, практические занятия.
Цели курса “Практическая геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности;
знакомство учащихся с важнейшими методами применения геометрических знаний на практике.
Задачи курса
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса, выполнения практических заданий, отбор и систематизация информации, подготовка презентации;
овладение учащимися знаниями о широких возможностях применения геометрии в жизни человека.
Ожидаемый результат элективного курса (Требования к уровню подготовки учащихся)
формирование ключевых компетенций;
участие в научно-практических конференциях;
личностный рост учеников.
В области учебных компетенций: уметь:
организовывать процессы изучения;
выбирать собственную траекторию образования;
выполнять учебные и самообразовательные программы. В области исследовательских компетенций: уметь:
получать и использовать информацию из различных источников;
знать:
способы поиска и систематизации знаний из различных видов источников.
В области коммуникативных компетенций:
выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
выступать публично;
сотрудничать и работать в команде.
В области информационных компетенций:
уметь:
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
Особенности освоения элективного курса:
При реализации курса целесообразно выделить следующее:
учитель должен выступать не только в роли посредника между учащимися и учебным материалом, но и в роли консультанта;
следует существенно уплотнить информационную насыщенность материала;
необходимо адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки учащихся. При этом доступность содержания не должна наносить ущерб научности, обсуждение проблем и задач требует от обучающихся определенных усилий, поэтому учитываются возрастные особенности детей;
предельно ориентировать содержание на практическое применение;
уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии.
Критериями эффективности освоения программы считается:
развитие интереса к предмету;
ориентация на осознанный выбор профессии и связь будущей профессии с математикой;
умение учащихся отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно-популярной литературы.
Содержание элективного курса для учащихся 7 класса
Наименование темы
Форма занятия
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Дата
план
факт
Введение 4 часа
Вводное занятие.
1
Эвристическая беседа.
Знакомятся с целями и задачами курса.
Постановка цели. Обсуждение с учащимися возможных способов решения поставленной проблемы, выдвижение гипотезы решения и определения методов исследования.
Из истории геометрии.
2
Мини-лекция с последующим решением задач древнего Вавилона.
Разрабатывают планы решения задач, согласовывают представленный проект решения со всеми участниками.
Наблюдает за деятельностью учащихся, вносит коррективы в решение задач.
Пространство и размерность.
1
Эвристическая беседа.
Определение способов сбора информации по теме.
Проводит беседу. Вносит свои идеи предложения по сбору материала.
Раздел 1. Геометрия в дороге -9 час.
Измерения длины.
1
Мини-лекция
Измерение высоты недоступных предметов.
1
Семинар.
Работают над решением поставленных задач.
Наблюдает за деятельностью учащихся, вносит коррективы в решение задач.
Измерение высоты недоступных предметов.
1
Практ. работа№1
Выполняют практическую работу.
Обсуждение с учащимися возможных способов решения поставленной проблемы, выдвижение гипотезы решения и определения методов исследования.
Искусство мерить шагами. Глазомер.
1
Эвристическая беседа.
Выполняют практическую работу.
Проводит беседу с привлечением учащихся.
Провешивание прямой на местности.
1
Практическая работа №2.
Обсуждение в группе методом “мозговой атаки” возможных способов решения поставленной проблемы.
Обсуждение с учащимися возможных способов решения поставленной проблемы, выдвижение гипотезы решения и определения методов исследования.
Использование свойств равностороннего треугольника
1
Практическая работа №2.
Практическое решение задачи
Наблюдает за деятельностью учащихся. Корректирует работу.
Измерение голыми руками.
1
Эвристическая беседа.
Выполняют практическую работу.
Вносит коррективу в программу поиска.
Измерение недоступной высоты.
1
Практическая работа №3.
Обсуждение в группе методом “мозговой атаки” возможных способов решения поставленной проблемы.
Консультирует учащихся. Обсуждение с учащимися возможных способов решения поставленной проблемы, выдвижение гипотезы решения и определения методов исследования.
Измерение недоступной высоты.
1
Практическая работа №3.
Выполняют практическую работу.
Наблюдает за деятельностью учащихся. Корректирует работу.
Раздел 2. Окружность. Старое и новое о круге -11 час.
Практическая геометрия египтян.
2
Лекция с последующим решением задач
Определение способов сбора информации по теме.
Проводит беседу. Вносит свои идеи предложения по сбору материала.
Практическая геометрия римлян.
2
Лекция с последующим решением задач
Определение способов сбора информации по теме.
Проводит беседу. Вносит свои идеи предложения по сбору материала.
Ошибка Джека
Лондона.
1
Эвристическая
беседа.
Как нарисовать окружность?
1
Практическая работа №4.
Выполняют эскизы. Работают над решением промежуточных задач.
Руководит деятельностью учащихся.
Окружность как совершенная геометрическая форма в архитектуре.
1
Эвристическая беседа.Работа над проектом.
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий и критерий успеха проектной деятельности.
Обсуждение с учащимися возможных способов решения поставленной проблемы, выдвижение гипотезы решения и определения методов исследования.Вносит свои идеи и предложения.
Окружность как совершенная геометрическая форма в архитектуре.
2
Работа над проектом.
Защита проекта
Руководит деятельностью учащихся.
Деление окружности на n частей.
1
Эвристическая беседа.
Выдвижение гипотезы решения и определённых методов исследования.
Помогает и мотивирует учащихся. Наблюдает за деятельностью учащихся. Корректирует работу.
Деление окружности на n частей.
1
Практическая работа №5.
Выполняют эскизы. Работают над решением промежуточных задач.
Наблюдает за деятельностью учащихся. Корректирует работу.
Применение геометрии –11часов
Бордюры
2
Практическая работа №6.
Выполняют эскизы. Работают над решением промежуточных задач.
Помогает и мотивирует учащихся. Наблюдает за деятельностью учащихся. Корректирует работу.
Орнаменты
2
Эвристическая беседа. Практическая работа №7.
Анализируют полученную информацию. Выполняют эскизы. Работают над решением промежуточных задач.
Обсуждение с учащимися возможных способов решения поставленной проблемы, выдвижение гипотезы решения и определения методов исследования. Вносит свои идеи и предложения.
Геометрия без измерений и вычислений.
1
Эвристическая беседа.
Анализируют полученную информацию.
Проводит беседу.
Геометрия ножниц
1
Эвристическая беседа. Практическое занятие.
Анализируют полученную информацию. Выполняют эскизы. Работают над решением промежуточных задач
Помогает и мотивирует учащихся. Наблюдает за деятельностью учащихся. Корректирует работу.
Практическое занятие.
1
Подготовка “презентации” проекта.
Докладывают о результатах работы.
Помогает и мотивирует учащихся. Руководит деятельностью учащихся.
Презентационный час.
4
Анализ выполнения проекта.
Участвуют в оценке проектов других групп. Осуществляют рефлексию процесса себя в нём с учётом оценки других.
Участвует в оценке проекта.
Итого 35 час.
Методические рекомендации
В ходе освоения элективного курса применяются технологии проектного обучения. Все учащиеся разбиваются на группы, каждой группе предлагается выбрать тему проектной деятельности. Проект создается в процессе коллективной работы школьников в группе, важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и вносил свой вклад в общее дело.
Примерные темы проектных работ
Окружность как совершенная геометрическая форма в архитектуре.
Бордюры
Орнаменты
Топологические опыты
Приложение
Практическая работа №1
Провешивание прямой на местности. Использование свойств равностороннего треугольника.
Цель: учить применять знания по геометрии на практике, строить длинные отрезки на местности.
Содержание работы: возникла необходимость проложить тропинку в сторону от дороги длинной 500 м так, чтобы угол между направлениями тропинки и дороги составлял 60о.
Как поместить на местности направление проектируемой тропинки, если есть возможность воспользоваться для этой цели только недлинным шнуром.
1) Для того, чтобы тропинку расположить под углом 60о по отношению к дороге необходимо воспользоваться свойством углов равностороннего треугольника, построив вдоль дороги из шнура такой треугольник:
Рисунок 1
2) Теперь воспользуемся приёмом провешивания прямой. Этот приём заключается в следующем. Сначала отмечаем какие-нибудь точки А и В. Для этой цели используют две вехи – шесты длиной 2 м. Третью веху ставят так, чтобы вехи, стоящие в точках А и В, закрывали её от наблюдателя, находящегося в точке А. Следующую веху ставят так, чтобы её закрывали вехи, стоящие в точках В и С.
Рисунок 2
Практическая работа №2 Измерение недоступной высоты
Цель: научить детей измерять недоступную высоту простым способом
Практическая работа с применением презентации PowerPoint. Приложение1.
Практическая работа №3 Как нарисовать окружность?
Цель: рассмотреть понятие о круге и окружности, практическое применение окружности в окружающем мире
Практическая работа с применением презентации PowerPoint. Приложение 2.
Практическая работа №4 Деление окружности на n частей
Цель: практически научиться делить окружность на n равных частей.
Ход работы
Радиолюбителям, конструкторам, строителям разного рода моделей и вообще любителям мастерить своими руками иной раз приходится задумываться над практическими задачами. Допустим: вырезать из данной пластинки правильный многоугольник с заданным числом сторон. Эта задача сводится к такой:
Разделить окружность на n равных частей, где n - целое число. Подумаем о геометрическом решении при помощи циркуля и линейки. Прежде всего возникает вопрос: на сколько равных частей можно теоретически точно разделить окружность при помощи циркуля и линейки? Это вопрос математически решён полностью: не на любое число частей.
Затруднения ещё в том, что приём деления на 15 частей не такой, как на 12 частей и т.д. Практику нужен геометрический способ – пусть приближённый, но достаточно простой и общий для деления окружности на любое число равных дуг.
Пусть, например, требуется разделить данную окружность на девять равных частей. Построим на каком-либо из диаметров АВ окружности равносторонний треугольник АВС и разделим диаметр АВ точкой D в отношении АD=АВ=2:9 (в общем случае АД : АВ = 2 : n)
Рисунок 3
Соединим точки С и D отрезком и продолжим его до пересечения с окружностью в точке Е. Тогда дуга АЕ будет составлять примерно 1/9 окружности (в общем случае АЕ = 360о/n) или хорда АЕ будет стороной правильно вписанного девятиугольника. Погрешность при этом 0,8%.
Получается такая таблица для некоторых значений n:
n
3
4
5
6
7
8
10
20
60
360о/n
120о
90о
72о
60о
51о 26`
45о
36о
18о
6о
Угол АОЕ
120о
90о
71о57`
60о
51о31`
45o11`
36o21`
18o38`
6o26`
Погрешность в %
0
0
0,07
0
0,17
0,41
0,97
3,5
7,2
Указанным способом можно приближённо разделить окружность на 5, 7, 8 или 10 частей с небольшой относительной ошибкой от 0,07 до 1%; такая погрешность вполне допустима в большинстве практических работ.
Учебно-методическое обеспечение предмета:
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. Составитель Бурмистрова Т.А., М.Просвещение, 2012
Ходот Т. Г., Ходот А. Ю., Велиховская В. Л. Наглядная геометрия 6. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных классов общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2007
Ходот Т. Г., Болотинская А. Н., Велиховская В. Л. Книга для учителя 5-6 классы, М., Просвещение , 2008
Газета “Математика” приложение к газете “Первое сентября”