Данная рабочая программа по геометрии разработана для 9 класса и составлена на основе «Программы по геометрии 9класс» Л.С. Атанасяна,В.Ф.Бутузова из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 -9 классы» составитель: Т.А. Бурмистрова – М.: «Просвещение» 2011 г.
Для составления рабочей программы учитывались следующие документы:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
- Примерная программа основного общего образования по математике
- «Программа по геометрии 9 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. из
классы» составитель: Т.А. Бурмистрова – М.: «Просвещение» 2011 г.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Раздел «Общая характеристика учебного предмета, курса»
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и
получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции»,
«Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики».
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучения геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач.
Цели:овладение системой математических знаний и умений планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения и конструирование новых алгоритмов; решение разнообразных задач; исследовательской деятельности, постановки и формулирования новых задач;
интеллектуальное развитие формирование качеств личности,необходимых человеку для полноценной жизни: ясность и точностьмысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления,пространственных представлений;
формирование представлений об идеях иметодах математики какуниверсального языка науки и техники;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к частиобщечеловеческой культуры.
Задачи:
приобретение геометрических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческойдеятельности;
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости; формирование пространственных представлений;
Раздел «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане»
Учебный предмет «Геометрия» относится к образовательной области «Математика». Данный предмет изучается с 7 по 11 класс. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
На изучение геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего за год – 68 часов.
Раздел «Содержание учебного предмета, курса»
Повторение векторы и метод координат - 15часов
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 17 часов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга - 16 часов
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения - 11 часов
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками.
При рассмотрении видов движений основное внимание
уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Повторение. Решение задач 9 часов: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии (9 класс) »
Ростовская область, Милютинский район, х. Кутейников
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутейниковская средняя общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кутейниковской СОШ
Приказ от _______ № __
Подпись руководителя ___________ Матвеева В.П.
М.П.
Рабочая программа
по геометрии____________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 9 класс______
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 68часов
Учитель Фомина Наталья Николаевна
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Раздел «Пояснительная записка»
Данная рабочая программа по геометрии разработана для 9 класса и составлена на основе «Программы по геометрии 9класс» Л.С. Атанасяна,В.Ф.Бутузова из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 -9 классы» составитель: Т.А. Бурмистрова – М.: «Просвещение» 2011 г.
Для составления рабочей программы учитывались следующие документы:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
- Примерная программа основного общего образования по математике
- «Программа по геометрии 9 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. из
классы» составитель: Т.А. Бурмистрова – М.: «Просвещение» 2011 г.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Раздел «Общая характеристика учебного предмета, курса»
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и
получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции»,
«Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики».
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучения геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач.
Цели:овладение системой математических знаний и умений планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения и конструирование новых алгоритмов; решение разнообразных задач; исследовательской деятельности, постановки и формулирования новых задач;
интеллектуальное развитие формирование качеств личности,необходимых человеку для полноценной жизни: ясность и точностьмысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления,пространственных представлений;
формирование представлений об идеях иметодах математики какуниверсального языка науки и техники;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к частиобщечеловеческой культуры.
Задачи:
приобретение геометрических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческойдеятельности;
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости; формирование пространственных представлений;
Раздел «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане»
Учебный предмет «Геометрия» относится к образовательной области «Математика». Данный предмет изучается с 7 по 11 класс. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
На изучение геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего за год – 68 часов.
Раздел «Содержание учебного предмета, курса»
Повторение векторы и метод координат - 15часов
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 17 часов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга - 16 часов
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения - 11 часов
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками.
При рассмотрении видов движений основное внимание
уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Повторение. Решение задач 9 часов: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач
Раздел « Тематическое планирование»
№
Тема
Количество часов
Контрольных работ
1
Повторение
4
2
Метод координат
11
1
3
Соотношения между углами и сторонами треугольника
17
1
4
Длина окружности и площадь круга
16
1
5
Движения
11
1
6
Повторение. Решение задач по курсу геометрии 7-9
9
1
Итого
68 ч
5
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Тип урока
Форма контроля
УОНМ- урок ознакомления с новым материалом
МД- математический диктант
УЗИМ- урок закрепления изученного материала
СР- самостоятельная работа
УПЗУ- урок применения знаний и умений
ФО- фронтальный опрос
КУ- комбинированный урок
ПР- практическая работа
КЗУ- контроль знаний и умений
ДМ- дидактические материалы
УОСЗ- урок обобщения и систематизации знаний
КР- контрольная работа
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
№
урока
Тема урока
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Домашние задание
Дата проведения
Вводное повторение (4 часа)
1
Повторение. Треугольники.
Повт. гл. 4 № 297, 299
01.09.
2
Повторение.
Четырехугольники.
КУ КУ КУ
ФО, ИЗ,
Повт. п. 83-85
№ 805, 807
04.09.
3
Повторение.
Векторы.
УОНМ
Знать определение вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов.
Уметь изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному, решать задачи типа 747-752.
ФО, ИЗ,
№739,741,746,747
08.09.
4
Повторение.
Применение векторов к решению задач
УОНМ
тест
№748,749,752
11.09.
Глава X. Метод координат (11 часов)
5
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
УОНМ
Знать правила действий над векторами с заданными координатами.
Уметь применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам,
решать задачи типа 917, 918, 926.
п.86, №911,
914(б,в), 915
15.09.
6
Координаты вектора
УОНМ
УО,
п.87, №918,
919, 926(б,г)
18.09.
7
Решение задач
УЗИ
СР
Повт. п.86-87, №928, 921
22.09.
8
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
УОНМ
Знать формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками,
Уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками;
решать задачи типа 945, 951
ИЗ
п.88, №930, 932,
935
25.09.
9
Координаты середины отрезка
УОНМ
п.89(а), №944,
949(а)
29.09
10
Вычисление длины вектора. Расстояние между двумя точками
УОНМ
СР
п.89(б,в), №946,
950(б), 951(б)
02.10.
11
Уравнение окружности
УОНМ
Знать выводить уравнения окружности и прямой.
Уметь строить окружность и прямые, заданные уравнениями, решать задачи типа 966, 972
п.90,91, №959(б,г),
962, 964(а), 966(б,г)
06.10.
12
Уравнение прямой
УОНМ
УО, ИЗ
п.92, №972(в), 974
09.10.
13
Уравнение окружности и прямой. Решение задач
УЗИ
тест
повт. п. 91,92,
№976, 977
13.10.
14
Подготовка к контрольной работе
УЗИ
Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденной теме и использовать их при решении задач.
ФО, ИЗ,
№989(а,в), 995, 998
16.10.
15
Контрольная работа №1 по теме «Метод координат»
КР
КР
20.10.
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника (17 часов)
16
Синус, косинус угла
КУ
Знать, как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, формулу для вычисления координат точки,
Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, решать задачи типа 1013-1019
п.93, №1011, 1014
23.10.
17
Тангенс угла
КУ
ФО, ИЗ,
п.94, №1015(б,г),
1017(а,в)
27.10.
18
Вычисление координат точки
КУ
УО, ИЗ
п.95, №,1018 (б,г), 1019(а, в),
30.10.
19
Теорема о площади треугольника
КУ
Знать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов.
Уметь доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов;
применять эти теоремы при решении задач и измерительных работах.
ФО
П.96, №1020(б,в),
1021, 1023
10.11.
20
Теорема синусов
КУ
УО, ИЗ
п.97,
№1025(б,д,ж,и)
13.11.
21
Теорема косинусов
КУ
УО, ИЗ
п.98, №1034
17.11.
22
Решение треугольников
УЗИ
УО, ИЗ
п.99, №1027, 1028
20.11.
23
Решение треугольников (продолжение)
УЗИ
ФО, ИЗ,
п.99, №1031(а,б)
24.11.
24
Измерительные работы
КУ
СР
п.100, №1060(а,в),
1061(а)
27.11.
25
Обобщение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
УЗИ
ФО, ИЗ,
Повт. п.93-99, №1038
01.12.
26
Скалярное произведение векторов
КУ
Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах и его свойства,
Уметь объяснять, что такое угол между векторами, решать задачи типа 1044, 1045, 1047, 1048,1050, 1051
ФО
п.101,102, №1040, 1042
04.12.
27
Скалярное произведение в координатах
КУ
ТЕСТ
п.103,104, №1044(б), 1047
08.12.
28
Вычисление косинуса угла между векторами
КУ
ФО, ИЗ,
Повт. п.103,104, №1045, 1048
11.12.
29
Применение скалярного произведения векторов при решении задач
УЗИ
ФО, ИЗ,
№ 1049, 1050, 1052
15.12.
30
Тренировочное тестирование в форме ОГЭ
УЗИ
тест
18.12.
31
Подготовка к контрольной работе
УЗИ
Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденной теме и использовать их при решении задач.
ФО, ИЗ,
№1053, 1034,
1025(г)
22.12.
32
Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
КР
КР
25.12.
12. Длина окружности и площадь круга (16 часов)
33
Правильный многоугольник
КУ
Знать определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник
Уметь доказывать эти теоремы
ФО, ИЗ
п.105, №1081(в,г), 1083(б,г)
12.01.
34
Окружность, описанная около правильного многоугольника
КУ
ФО, ИЗ
п.106, №1085, 1084(б,г,д,е)
15.01.
35
Окружность, вписанная в правильный многоугольник
КУ
УО, ИЗ
п.107, №1086
19.01.
36
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника
КУ
Знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности
Уметь их выводить и применять при решении задач типа 1081, 1083,1087, 1094, 1098, 1100
УО, ИЗ
п.108, №1087(3,5)
22.01.
37
Формулы для вычисления стороны правильного многоугольника
КУ
УО, МД
п.108, №1088(2,5)
26.01.
38
Формулы для вычисления радиуса вписанной окружности
КУ
п.108, №1093
29.01.
39
Применение формул
УЗИ
п.108, №1092
02.02.
40
Решение задач по теме «правильный многоугольник»
УПЗУ
СР
п.108, №1094(а,г),
1095
05.02.
41
Построение правильных многоугольников
КУ
п.109, №1100
09.02.
42
Длина окружности
КУ
Знать формулы длины окружности и дуги окружности,
Уметь применять их при решении и задач типа 1111,1113, 1119;
Знать формулы площади круга и кругового сектора,
Уметь применять их при решении задач типа 1120, 1126, 1127
МД
п.110, №1104(а), 1105(б,г)
12.02.
43
Длина дуги окружности
КУ
ФО, СР
п.110, №1106, 1107, 1109
16.02.
44
Площадь круга
КУ
ИЗ
п.111, №1114, 1116(а,б), 1117(б,в)
19.02.
45
Площадь кругового сектора
КУ
УО, ФО
п.112, №1121, 1123, 1124
23.02.
46
Обобщение по теме «Длина окружности и площадь круга»
УОСЗ
ТЕСТ
повт. п. 105-112, №1125, 1127, 1128
26.02.
47
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
УПЗУ
повт. п. 105-112, №1129(а,в), 1130, 1131, 1135
01.03.
48
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
КР
Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденной теме и использовать их при решении задач.
04.03.
13. Движения (11 часов)
49
Понятие движения
КУ
Знать определение движения плоскости
Уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя;
Уметь доказывать,что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении
отрезок отображается на отрезок, а треугольник на треугольник;
Уметь решать задачи типа 1152,1159
Уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот.
Уметь доказывать,что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости;
Уметь решать задачи типа 1164,1165,
1167,1168
ФО
п.113, 114, №1149б
08.03.
50
Тренировочное тестирование в форме ОГЭ
КУ
тест
11.03.
51
Решение задач по теме «Понятие движения, осевая и центральная симметрия»
УЗИ
повт. п.113,114, №1150, 1151
15.03.
52
Параллельный перенос
УОНМ
ФО, ИЗ
п.116, №1153, 1152(а), 1159
18.03.
53
Решение задач по теме «Параллельный перенос»
УЗИ
СР
№1155, 1156, 1160,
1161
01.04.
54
Поворот
УОНМ
п.117, №1162, 1163
05.04.
55
Решение задач по теме «Поворот»
УЗИ
УО, СР
№1164, 1165
08.04.
56
Решение задач по теме «Движения»
УПЗУ
тест
повт. п. 113- 117, №1166(б), 1167
12.04.
57
Подготовка к контрольной работе по теме «Движения»
сведения об основных свойствах геометрических фигур
Уметь решать задачи,
доказывать теоремы
ТЕСТ
повт. гл.2, №78, 80
26.04.
61
Треугольники
УОСЗ
МД
повт. гл.2, №161
29.04.
62
Решение задач по теме «Треугольники»
повт. гл.8,
03.05
63
Окружность
УОСЗ
№706 повт. гл.5
06.05.
64
Четырехугольники. Многоугольники. Площади многоугольников.
УОСЗ
ТЕСТ
повт. гл.6, №426
повт. гл.9,10, №518
10.05.
65
Векторы. Метод координат.
УОСЗ
ФО
повт. гл.12, №804
13.05.
66
Длина окружности и площадь круга
Подготовка к контрольной работе
17.05.
67
Итоговая контрольная работа.
КР
Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденной теме и использовать их при решении задач.
КР
20.05.
68
Анализ итогов. Повторение.
УКЗ
24.05.
Раздел «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения»
Список литературы:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2010 - 2012.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Дополнительная литература:
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2005.
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
http://www.legion.ru– сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
Раздел «Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения программы и система их оценки»
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Геометрия
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Приложение 1
Контрольно-измерительный материал
№ урока
Вид работы
По теме
1 четверть
15
Контрольная работа №1
Метод координат
2 четверть
32
Контрольная работа №2
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
3 четверть
48
Контрольная работа №3
Длина окружности и площадь круга
4 четверть
58
Контрольная работа №4
Движения
67
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа №1 по теме «Метод координат»
1 вариант
1)Е(4;12), F(-4;-10), G(-2;6), H(4;-2)Найти:
а)координаты векторов EF,GH
б) длину вектора FG
в) координаты точки О – середины EF
координаты точки W – середины GH
г)OW; EH
д) уравнение окружности с диаметром FG
е) уравнение прямой FH
2)A(1;1), B(4;2), C(5;5), D(2;4).Доказать, что ABCD– параллелограмм.
3)Окружность задана уравнением
(x+2)2+(y-5)2=18.Принадлежит ли этой окружности точка M(-5;2)?
2 вариант
1)A(-2;4), B(4;-2), C(-8;-14), D(6;8)Найти:
а) координаты векторов AB,CDб) длину вектора BC
в) координаты точки M – середины AB
координаты точки N – середины CD
г) MN; AD
д) уравнение окружности с диаметром BC
е) уравнение прямой BD
2)A(11;1), B(2;8), C(9;-15). Найти длину медианы BK.
3) Прямая задана уравнением
2x+3y+25=0.Принадлежит ли этой прямой точка K(-4;-7)?
3 вариант
1)M(-5;7), N(3;-1), P(3;5), K(-5;-3)Найти:
а) координаты векторов MN,PKб) длину вектора NP
в) координаты точки A – середины MN
координаты точки B – середины PK
г)AB; MK
д) уравнение окружности с диаметром NP
е) уравнение прямой NK
2)A(4;2), B(0;-6), C(-4;-2).Доказать, что треугольник ABC – равнобедренный.
3)Окружность задана уравнением
(x-2)2+(y-3)2=26.Принадлежит ли этой окружности точка
D(1;-2)?
4 вариант
1)Е(7;1), F(-3;-5), G(-11;-3), H(1;9)Найти:
а) координаты векторов EF,GHб) длину вектора EG
в) координаты точки О – середины EF
координаты точки W – середины GH
г)OW; EH
д) уравнение окружности с диаметром EG
е) уравнение прямой FH
2)A(1;2), B(-4;-3). Найти координаты точки С, если В – середина АС.
3)Прямая задана уравнением
9x+4y+2=0.Принадлежит ли этой прямой точка
F(-1;2)?
Ответы.
1 вариант 2 вариант
1)а)(-8;-22), (6;-8) 1) a)(6;-6), (14;22)
б)корень из 260 б)12 корней из 2
в) O(0;1);W(1;2) в) M(1;1); N(-1;-3)
г) OW=корень из 2; EH=14 г) MN=2корня из5,AD=4корня из5
д) (x+3)2+(y+2)2=65 д) (x+2)2+(y+8)2=72
е) x-y-6=0 е) 5x-y-22=0
2)ABCD – пар-мм 2) K(10;-7), BK=17
3)да 3) нет
3 вариант 4 вариант
1) а)(8;-8), (-8;-8) 1) a) (-10;-6), (12;12)
б)6 б)корень из 340
в) A(-1;-3); B(-1;1) в) O(2;-2); W(-5;3)
г) AB=2; MK=10 г) OW=корень из74; EH=10
д) (x-3)2+(y-2)2=9 д) (x+2)2+(y+1)2=85
е) x-4y-7=0 е) 7x-2y+11=0
2) BC=AC2) C(-9;-8)
3)да 3) нет
Контрольная работа №2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».
Вариант 1
10. В треугольнике АВС . Какая из сторон треугольника наибольшая, какая – наименьшая?
20. В треугольнике АВС АВ = 12 см, АС = 6,5 см. Найдите его площадь.
30. Найдите скалярное произведение векторов .
4. Даны четыре точки А(1; 1), В(2; 3), С(0; 4), D(-1; 2). Докажите, что четырехугольник АВСD – прямоугольник.
5. В треугольнике даны две стороны a = 10, b = 8 и противолежащий стороне b угол α = 300. Найдите остальные два угла и третью сторону.
Вариант 2
10. В треугольнике АВС АВ = 13 см, ВС = 9 см, АС = 15 см . Какой из углов треугольника наибольший, какой – наименьшаий?
20. В треугольнике АВС АВ = 18 см, АС = 8,5 см. Найдите его площадь.
30. Найдите скалярное произведение векторов .
4. Даны четыре точки А(0; 0), В(1; 1), С(0; 2), D(-1; 1). Докажите, что четырехугольник АВСD – квадрат.
5. В треугольнике даны две стороны a = 6, b = 8 и противолежащий стороне а угол α = 300. Найдите остальные два угла и третью сторону.
Вариант 3
1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если А(-1; 3).
2. Решите треугольник АВС, если
3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если К(1; 7), L(-2; 4), М(2; 0).
Вариант 4
1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В(3; 3).
2. Решите треугольник ВСD, если
3. Найдите косинус угла А треугольника АВC, если А(3; 9), В(0;6), С(4;2).
Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга»
2. Найдите площадь круга, вписанного в квадрат со стороной 16 см.
3. Найдите радиус окружности, длина которой равна 14.
4. Длина окружности цирковой арены равна 41 м. Найдите ее диаметр и площадь.
5. Правильный пятиугольник вписан в окружность с радиусом 15 см. Найдите длину дуги окружности, соответствующей центральному углу шестиугольника.
Вариант 3
1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.
3. найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если её градусная мера равна 150о.
Вариант 4
1. Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в неё правильного шестиугольника равна .
3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120о, а радиус круга равен 12 см.
Контрольная работа №4 по теме «Движения»
Вариант 1
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, четырехугольник О1МDО2 является параллелограммом.
Вариант 2
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, Являющейся серединой боковой стороны CD..
2. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
10. Найдите координаты и длину вектора , если А(-2; 0), С(4, 8).
20. Найдите площадь треугольника АВС, если АВ = 7,5 см, АС = 4 см и угол А равен 30о.
30. Найдите длину окружности диаметром 18 см.
40. Найдите площадь круга, радиус которого равен 16 дм.
5. В данную окружность, радиусом 3 см впишите правильный треугольник.
6. В треугольнике АВС АВ = 12 см, ВС = 15 см, угол В равен 40о. Найдите сторону ВС.
7. Найдите длину средней линии трапеции, в которой диагонали взаимно перпендикулярны, а их длины равны 10 и 24.
Вариант 2
10. Найдите координаты и длину вектора , если А(1; -2), С(6, 10).
20. Найдите площадь параллелограмма АВСD, если АВ = 6,5 см, АС = 8 см и угол А равен 45о.
30. Найдите радиус окружности, если ее длина равна см.
40. Найдите площадь круга, радиус которого равен 10 дм.
5. В данную окружность, радиусом 2,5 см впишите правильный шестиугольник.
6. В треугольнике АВС АВ = 8 см, ВС = 14 см, угол А равен 30о. Найдите остальные углы треугольника.
7. Найдите длину средней линии трапеции, в которой диагонали взаимно перпендикулярны, а их длины равны 10 и 24.
В каждой контрольной работе кружочком отмечены задания, соответствующие уровню обязательной подготовки.