Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «За страницами учебника математики» (базовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «За страницами учебника математики» (базовый уровень)
Направленность образования
Программа кружка «За страницами учебника математики» имеет естественно-научную направленность.Курс «За страницами учебника математики» направлен на то, чтобы развить интерес школьников к математике, познакомить их с новыми идеями и методами решения задач, формировать способности учащихся рационально использовать умения и навыки, полученные на уроке; расширить и углубить знания по данной теме, необходимые для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «За страницами учебника математики» (базовый уровень)»
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом
МБОУ «Уваровщинская сош»
протокол №________________
«___»______________2019 г.
Утверждаю Директор
МБОУ «Уваровщинская сош»
_____________Е. Н. Хохлова
Приказ №____________ «___»______________2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«За страницами учебника математики»
(базовый уровень)
Возраст детей: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Федотова Т.В.,
учитель математики,
филиал МБОУ «Уваровщинская сош»
в с. Ленинское
с. Ленинское 2019
Информационная карта программы
1. Учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» Кирсановского района филиал в селе Ленинское
2. Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «За страницами учебника математики»
3. Сведения об авторах:
3.1.Ф.И.О., должность составителя
Федотова Татьяна Валентиновна, учитель математики, I квалификационная категория
4. Сведения о программе Модифицированная
4.1. Нормативная база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14)
4.2.Область применения
Дополнительное образование
4.3. Направленность
Естественно-научная
4.4. Тип программы
Модифицированная
4.5. Вид программы
Образовательная
4.6. Возраст учащихся по программе
14-15 лет
4.7. Продолжительность обучения
1 год
5. Рецензенты и авторы отзывов
6. Заключение методического совета
Протокол заседания от «__» _______ 20__ г. №___
Дополнительная общеразвивающая программа по математике «За страницами учебника математики» естественно-научной направленности
Блок №1. 1.1. Пояснительная записка
Направленность образования
Программа кружка «За страницами учебника математики» имеет естественно-научную направленность.
Курс «За страницами учебника математики» направлен на то, чтобы развить интерес школьников к математике, познакомить их с новыми идеями и методами решения задач, формировать способности учащихся рационально использовать умения и навыки, полученные на уроке; расширить и углубить знания по данной теме, необходимые для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин. Данный курс формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, интуицию, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей; формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитывает отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.
Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.
Направленность программы: естественно-научная
Программа призвана помочь подросткам овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности. Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Уровень образования: завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Уровень освоения программы: базовый
Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками. Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Данная программа «За страницами учебника математики» позволит организовать работу кружка с учётом дифференцированного подхода. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. На кружке продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:
- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Актуальность программы. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.
На занятиях курса предусматривается знакомства учащихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
Организация работы кружка способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Организационно-педагогические условия программы заключаются в том, что обучение по данной программе способствует интеллектуальному и духовному воспитанию личности ребенка, социально-культурному и профессиональному самоопределению, развитию познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
В процессе изучения данного курса предполагается использование различных форм и методов организации самостоятельной деятельности учащихся. Кружок рассчитан в на всех учащихся 9 класса. Программа предполагает знакомство с теорией и практикой в течение 70 часов. К каждой теме даны краткие методические рекомендации, основной теоретический материал, опорные задачи, задачи повышенной сложности для работы в классе и дома в достаточном объеме.
Курс дает широкие возможности повторения и обобщения курса математики. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 14-15 лет. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы – 15 человек.
Сроки реализации программы: один год обучения, объем – 68 часов.
Формы и режим занятий: программа предусматривает работу детской группы в количестве 6 человек.
Формы организации занятий: массовые (проведение коллективных творческих дел объединения, праздники, математические викторины), групповые (занятия теоретические и практические), мелко-групповые (работа к математическими программами на компьютере), индивидуальные (участие в олимпиадах, консультации, беседы).
Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения: консультация, беседа, объяснение, демонстрация приемов, практическая работа и т.д.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к творчеству используются разнообразные типы, формы и методы проведения занятий:
сообщение новых знаний (занятия - беседы, занятия с элементами выступлений учащихся и т.д.),
комбинированные занятия (сообщение новых знаний и практикум),
Цель программы – формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи; выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике
Задачи:
Обучающие:
научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений;
научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем;
научить строить графики и читать их;
научить различным приемам решения текстовых задач;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
подготовить учащихся к ОГЭ по математике в 9 классе;
подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.
Развивающие:
повышать интерес к математике ;
развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Содержание программы построено на общедидактических принципах:
доступности;
преемственности;
перспективности;
развивающей направленности;
учёта индивидуальных способностей;
органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Отличительные особенности программы.
Особенность программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекций, семинаров, решения головоломок, математических игр. Также в комплекс программы входят организация и участие в различных математических боях, викторинах, праздниках.
Постепенность и разнообразие способов получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время.
Данная программа рассчитана на одновременную работу параллельно нескольких групп разноуровневой подготовки, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп.
Календарный учебный график освоения дополнительной общеразвивающей программы является составной частью программы и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации. При составлении календарного учебного графика учтён четвертной подход к составлению графика учебного процесса системы организации учебного года. Календарный учебный график школы является составной частью дополнительной образовательной программы и отражён в приложении к ней. Ежегодно календарный учебный график публикуется на официальном сайте школы.
Наличие результативности образовательной деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» предполагает обучение детей определённым знаниям, умениям, навыкам и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, поэтому результаты педагог подводит по двум группам показателей - учебные и личностные.
Структура и содержание программы обеспечивают условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления принципов личностно-ориентированного обучения.
Основные виды деятельности учащихся: - решение занимательных задач; - оформление математических газет; - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы.
Предметом оценивания являются:
набор основных знаний, умений, навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребёнок в результате освоения материала по конкретной дополнительной общеразвивающей программе;
важнейшие личностные свойства, которые необходимо сформировать у ребёнка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками
Отчёт о проделанной работе позволяет научить ребёнка последовательности в работе, развивать осознанный интерес детей к творческой деятельности;
Способы определения результативности программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей школьников и привитие стойкого интереса к предмету математике.
Для определения качества образования и развития детей мы используем различные мероприятия для фиксации промежуточного и конечного результата:
промежуточная рейтинговая система (открытая или закрытая, в зависимости от уровня группы);
успехи выступления на олимпиадах (дипломы, грамоты и похвальные листы)
итоговые зачеты по каждому году обучения (годовая олимпиада);
награждение «Дипломами» в различных математических викторинах, боях, фестивалях и т.д.
1.3.Содержание программы
Учебный план
Содержание работы
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Числа. Дроби.
4
3
Выражения. Уравнения.
10
4
Функции
8
5
Уравнения и неравенства
12
6
Решение задач
10
7
Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал
4
8
Геометрия
7
9
Подготовка к ОГЭ
12
Содержание учебного плана
Вводное занятие - 1 час
Содержание: организационное занятие. Цели и задачи кружка.
Числа. Дроби – 4 часа
«Множества чисел» - 1 час
«Положительные и отрицательные числа. Модуль числа» - 1 час
«Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями» - 2 часа
Содержание: повторение множеств чисел, видов дробей, всех действий с числами и дробями.
Выражения. Уравнения – 10 часов
«Разложение многочлена на множители (3 способа)» - 1 час
«Квадратные уравнения» - 1 час
«Дробные рациональные выражения» - 1 час
«Дробные рациональные уравнения» - 1 час
«Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений» - 1 час
«Проверочная работа в форме ОГЭ» - 4 часа
Содержание: повторить пройденные темы 5 – 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам (преобразование выражений, нестандартные способы решения уравнений, задания повышенной сложности).
Подготовка к олимпиаде. Школьный тур - 1 час
Содержание: разобрать решения олимпиадных задач прошлых лет, рассмотреть нестандартные способы решения задач.
Функции – 8 часов
«Функции, свойства функций» - 2 часа
«Свойства функций, графики функций» - 3 час
«Графики функций, содержащих знак модуля» - 3 часа
Содержание: рассмотреть D(f), G(f), четность, возрастание, экстремумы, значения функции на промежутке, построение графиков сложных функций в несколько этапов, преобразование графиков.
Уравнения и неравенства – 12 часов
«Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени 2» - 2 часа
«Уравнения с параметрами» - 2 часа
«Неравенства с параметрами» - 2 часа
Содержание: познакомить с решением уравнений степени 2 (теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком»), разобрать решения уравнений и неравенств 1 и 2 степени более сложного типа. Применение теоремы Виета.
«Системы уравнений 1 и 2 степени» - 2 часа
Содержание: повторить решение систем уравнений различными способами. Другие способы решения СУ.
«Системы неравенств» - 2 часа
Содержание: повторить решение систем неравенств 1 и 2 степени различными способами. Числовая ось, числовые промежутки. Метод парабол, метод интервалов. Комбинированные системы неравенств.
«Задачи на составление уравнений и неравенств» - 2 час
Содержание: составить по условию задачи неравенство. Составить свою задачу.
Решение задач – 10 часов
«Решение задач с помощью уравнений» - 1 час
«Решение задач с помощью систем уравнений» - 2 часа
Содержание: составление уравнений или систем уравнений по условию одной задачи, выбор наиболее удобного способа, выбор переменной. Оформление задач.
«Задачи на проценты» - 2 часа
Содержание: повторить различные виды задач на проценты, способы решения.
«Прогрессии» - 1 час
«Задачи на прогрессии» - 2 часа
Содержание: повторить формулы АП и ГП, рассмотреть применение при решении задач.
«Задачи на движение» - 2 часа
Содержание: рассмотреть различные виды задач на движение (по течению и против течения, в разные стороны и в одну сторону). Способы решения задач (табличный или полного описания).
«Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал» - 4 час
Содержание: повторить действия с выражениями, содержащими корни. Решение примеров повышенной сложности.
«Геометрия» - 7 часов
Содержание: повторить пройденные темы 7 - 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам.
Подготовка к ОГЭ – 12 часов
«Решение тестовых заданий. Блок «Алгебра». Блок «Геометрия». Блок «Реальная математика» - 8 часов
«Решение тестовых заданий (тест в форме ОГЭ)» - 4 часа
Содержание: повторить решение экзаменационных задач по алгебре, геометрии, задач на логику, комбинаторных задач, тестов прошлых лет (ОГЭ). Провести тестирование в форме и по материалам ОГЭ.
1.4. Планируемые результаты.
В результате изучения программы кружка ученик должен:
знать/понимать
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
№ п/п
Дата проведения (план)
Дата факт.
Тема занятия
Кол.
час
Содержание
1
Вводное занятие.
1 ч
Организационное занятие. Цели и задачи кружка
Числа. Дроби
4 ч
Множества чисел.
1
Повторение множеств чисел, видов дробей, всех действий с числами и дробями.
Положительные и отрицательные числа. Модуль числа
1
«Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями
2
Выражения. Уравнения
10 ч
Разложение многочлена на множители (3 способа)
1
Повторить пройденные темы 5 – 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам (преобразование выражений, нестандартные способы решения уравнений, задания повышенной сложности)
Квадратные уравнения
1
Дробные рациональные выражения
1
Дробные рациональные уравнения
1
Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений
1
Решение упражнений
2
Проверочная работа в форме ОГЭ
2
Контроль знаний
Подготовка к олимпиаде. Школьный тур
1 ч
Разобрать решения олимпиадных задач прошлых лет, рассмотреть нестандартные способы решения задач
Функции
8 ч
Функции, свойства функций
2
Рассмотреть D(f), G(f), четность, возрастание, экстремумы, значения функции на промежутке, построение графиков сложных функций в несколько этапов, преобразование графиков
Свойства функций, графики функций
3
Графики функций. Графики функций, содержащих знак модуля
3
Уравнения и неравенства
12 ч
Многочлены. Деление многочлена на многочлен.
Уравнения степени 2
2
Познакомить с решением уравнений степени 2 (теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком»)
Уравнения с параметрами
2
Разобрать решения уравнений и неравенств 1 и 2 степени более сложного типа. Применение теоремы Виета.
Неравенства с параметрами
2
Системы уравнений 1 и 2 степени
2
Повторить решение систем уравнений различными способами. Другие способы решения СУ.
Системы неравенств
2
Повторить решение систем неравенств 1 и 2 степени различными способами. Числовая ось, числовые промежутки. Метод парабол, метод интервалов. Комбинированные системы неравенств
Проверочная работа в форме ОГЭ
2
Контроль знаний
Решение задач
10 ч
Решение задач с помощью уравнений
1
Составление уравнений или систем уравнений по условию одной задачи, выбор наиболее удобного способа, выбор переменной. Оформление задач
Решение задач с помощью систем уравнений
2
Задачи на проценты
2
Повторить различные виды задач на проценты, способы решения
Прогрессии
1
Повторить формулы АП и ГП, рассмотреть применение при решении задач
Задачи на прогрессии
2
Задачи на движение
2
Рассмотреть различные виды задач на движение (по течению и против течения, в разные стороны и в одну сторону). Способы решения задач (табличный или полного описания)
Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал
4 ч
Решение упражнений «Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал»
2
Повторить действия с выражениями, содержащими корни. Решение примеров повышенной сложности
Проверочная работа в форме ОГЭ
2
Контроль знаний
Геометрия
7 ч
Треугольники
1
Повторить пройденные темы 7 - 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам
Четырёхугольники
1
Векторы
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Проверочная работа в форме ОГЭ
2
Контроль знаний
Подготовка к ОГЭ
12 ч
Решение тестовых заданий. Блок «Алгебра». Блок «Геометрия». Блок «Реальная математика»
8
повторить решение экзаменационных задач по алгебре, геометрии, задач на логику, комбинаторных задач, тестов прошлых лет (ОГЭ). Провести тестирование в форме и по материалам ОГЭ
Решение тестовых заданий (тест в форме ОГЭ)
4
Основные знания и умения
Обучающиеся должны знать:
методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;
способы преобразования алгебраических выражений;
основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
свойства функции;
алгоритм исследования функции;
Обучающиеся должны уметь:
применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;
применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;
применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;
строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;
записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства.
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение
дополнительной общеразвивающей программы по математике «За страницами учебника математики»
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия в объединении являются комплексными. На них используются различные виды деятельности: лекции, аналитические и эвристические беседы, наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций), постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение
Для организации качественных занятий необходимо:
наличие светлого просторного помещения,
мультимедийная техника и компьютер (для демонстрации презентаций)
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет;
- ноутбук;
- печатные и электронные варианты ОГЭ;
- таблицы с теоретическими материалами;
- раздаточный материал.
2.3.Формы аттестации
Способы определения результативности реализации программы, основные формы аттестации: работа по карточкам, решение кроссвордов, аукцион знаний, викторина, зачетные и контрольные работы и т. д.
Итоги промежуточной аттестации подводятся в виде оценки «зачтено» / «не зачтено», «освоил»/ «не освоил».
При недостаточном освоении материала планируются дополнительные и индивидуальные занятия.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько форм:
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий,
решение кроссвордов, аукцион знаний, творческая зачетная работа, викторина.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
Игровые формы.
Участие в конкурсах и викторинам, что позволяет воспитанникам адекватно оценивать уровень своего мастерства и результаты труда.
Формы подведения итогов реализации программы: проверочная работа, тестирование.
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
- анализа самостоятельных, творческих, исследовательских работ;
- проверки домашнего задания;
- выполнения письменных работ;
- беседы с обучающимися;
- тестирования.
Критерием успешной работы кружка должно служить качество математической подготовки обучающихся, подготовка к олимпиадам, умение использовать различные методы и приемы решения поставленных задач, успешная сдача экзамена за курс основной школы в форме ОГЭ.
2.4.Список литературы:
1. Основная литература
Вавилов В.В. и др. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», М, Наука, 1988
Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе./Л. В.Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2007.-191с.:ил.- (Итоговая аттестация).
Галицкий М. Л. И др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов:Учеб. пособие для Учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич.-2-е изд. –М.: Просвещение, 1994.-271с.: ил.
ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, Л. О. Рослова, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, И. Р. Высотский; под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко, — М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013. — 399, [1]с. (Серия «Банк заданий ГИА»)
Дорофеев Г.В. и др. «Подготовка к письменному экзамену за курс основной школы» сборник
2. Дополнительная литература
Газета «Математика», приложение к 1 сентября
ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2012.
Дорофеев Г.В. и др. «Подготовка к письменному экзамену за курс основной школы» сборник
Зейфман А.И.и др. «Сборник задач повышенной сложности по основным разделам школьного курса математики», Вологда, 2004
Королева Т.М. и др. «Пособие по математике в помощь участникам централизованного тестирования», М, 2003
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Издательство Дрофа, Москва, 2006