kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля" в 9-ом классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен задачам с модулем, которые представляют для учащихся сложности в логическом и психологическом плане.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса»

Программа

элективного курса

по алгебре

«Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля»

























ИвановаВ.И.

учитель математики

МОУ СОШ №14

с. Орловки

Буденновского района






Пояснительная записка.

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящен задачам с модулем (абсолютной величины), которые представляют для учащихся сложности в логическом и психологическом плане.

В основной школе тема не изучается. Некоторые аспекты темы рассматриваются при решении линейных уравнений и неравенств, квадратных уравнений и неравенств. Поэтому трудно поддержать интерес учащихся из-за ограниченности приобретенных знаний. А важные свойства, необходимые для решения задач, вообще отсутствуют. Но именно решение задач с модулем открывает перед учащимися большое число эвристических примеров общего характера, применяемых на любом математическом материале. Кроме того, задачи с модулем стали неотъемлемой частью выпускных и вступительных экзаменов (подобные задания также присутствуют в разделах В и С текстов ЕГЭ).

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных знаний. Создает целостное представление о задачах с модулем, формирует осознанный подход к решению задач с модулем. Необходимо уделить большое внимание психологическому аспекту решения задач, чтобы учащиеся перестали «бояться» модуля в задачах. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с подходами к решению основных типов задач с модулями. Организация работы на занятиях отличается от уроков: ученику необходимо давать время на размышления, учить рассуждать, выдвигать гипотезу. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. Одной группе учащихся полезно дать возможность самим рассмотреть различные случаи, в другой группе учитель может сузить требования и рассмотреть конкретный алгоритм решения задачи.

Программа содержит три блока, связанные единой идеей. Учитель, в зависимости от уровня математической подготовки группы, может использовать все блоки или один из них.

Первый блок знакомит учащихся с основными понятиями «модуль», «задача с модулем», систематизирует ранее полученные знания о решении линейных уравнений и неравенств. По итогам изучения этого блока можно составить схему, в которой рассмотрены основные случаи, возникающие при решении линейных уравнений и неравенств с модулем.

Цель второго блока- рассмотрение квадратных уравнений и неравенств с модулем, опираясь на способы решения квадратных уравнений и неравенств, изучаемые в курсе алгебры 8-го и 9-го классов.

Третий блок позволяет показать практическое значение курса для построения графиков функций.

На изучение трех блоков отводится 15 часов, на определение успешности усвоения материала-2 часа.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

1.

Линейные уравнения и неравенства с модулем: понятия о задачах с модулем, решение линейных уравнений с модулем, решение линейных неравенств с модулем.


5


Составление схемы

2.

Квадратные уравнения и неравенства с модулем: количество корней квадратного уравнения, решение квадратного уравнения с модулем, решение квадратного неравенства с модулем.


6

Зачет,

контрольная работа

3.

Построение графиков функций: график линейной функции и его расположение на координатной плоскости, график квадратной функции и его расположение на координатной плоскости.

4

Собеседование

4.

Проверка усвоения знаний.

2



Содержание программы

Тема 1. Линейные уравнения и неравенства с модулем.

Учащимся сообщается цель и значение курса, формируется понятие «модуль», «задача с модулем», рассматриваются основные способы решения линейных уравнений и неравенств с модулем. Лучшему осмыслению учебного материала способствует составление схемы, в которой рассмотрены основные типы задач.

Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства с модулем.

Программа общеобразовательных школ рассматривает различные способы решения квадратных уравнений и неравенств, определение количества корней квадратного уравнения. У учащихся имеется некоторый минимум знаний, позволяющий при рассмотрении данной темы обобщить и систематизировать способы решения квадратных уравнений и неравенств с модулем.

Тема 3. Построение графиков функции.

Учащиеся умеют строит график линейной и квадратичной функции, знают свойства рассматриваемых функций. Опираясь на имеющие знания, необходимо рассмотреть различные случаи расположения графиков функций указанного вида, построение на плоскости множеств точек, координаты которых удовлетворяют уравнениям и неравенствам, содержащим знак модуля.

Проверку усвоения знаний учащимися можно провести в виде контрольной работы, зачета или другой формы по выбору учителя.


Литература

  1. Ш.А. Алимов и др. Учебно-методический комплект для 7, 8, 9 кл. М: Просвещение, 2003г.

  2. Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра. Учебно-методический комплект для 7, 8, 9 кл. М: Просвещение, 2003г.

  3. А.Г. Мордкович. Учебно-методический комплект для 7, 8, 9 кл. М: Мнемоза, 2002г.

  4. Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра: Дополнительные главы к учебнику 8 и 9 кл. М: Просвещение, 2002г.

  5. М.И. Шабунин. Математика для поступающих в вузы.

Уравнения и системы уравнений, М: Аквариум, 1997г,стр.36-43.

6. М.И. Шабунин. Математика для поступающих в вузы.

Неравенства и системы неравенства. М: Аквариум, 1997г,стр.196-206.

7. И.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебра 7-

9 кл. М: Просвещение, 1991г. Литература

8. Л.В. Кузнецова и др. Сборник задания для проведения письменного

экзамена по алгебре в 9 кл. М: Дрофа, 2004г.

9. Г.В. Дорофеев и др. Сборник заданий для подготовки и проведения

письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам

анализа (курс В) за курс средней школы. М: Дрофа, 2004г.

10.СимоновА.Я. Системы тренировочных задач и упражнений по

математике, стр.36-38,49-51.


Материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики.

Чтобы решить уравнение, содержащее переменную под знаком модуля,надо

освободиться от знака модуля, используя его определение:

│х│={х,если х≥0,

-х,если х‹0.

На практике это делается так:

1)находят критические точки, т. е. значения переменной, при которых выражения, стоящие под знаком модуля, обращаются в нуль;

2)разбивают область допустимых значений переменной на промежутки, на каждом из которых выражения, стоящие под знаком модуля, сохраняют знак;

3)на каждом из найденных промежутков решают уравнение без знака модуля.

Совокупность (объединение) решений указанных промежутков и составляет все решения рассматриваемого уравнения.

Пример1.Решить уравнение│х+3│=2х-1.

Решение.

Критическая точка находится после решения уравнения х+3=0, х=-3

1) При х‹-3 получаем уравнение –х-3=2х-1, откуда х=-2/3. Но найденное значение не входит в рассматриваемый промежуток.

2) При х≥-3 получаем уравнение х+3=2х-1, откуда х=4. Найденное значение входит в рассматриваемый промежуток.

Ответ:4.

Пример2.Решить уравнение│х+2│+│х+3│=х.

Решение.

Найдём критические точки:

х+2=0 или х+3=0;

х=-2 или х=-3.

Решаем задачу на каждом промежутке:

1) х‹-3, -х-2-х-3=х

-3х=5

х=-5/3(не входит в рассматриваемый промежуток).

2)-3≤х‹-2, -х-2+х+3=х

х=1(не входит в рассматриваемый промежуток)

3)х≥-2, х+2+х+3=х

х=-5(не входит в рассматриваемый промежуток)

Ответ: решений нет.

Пример3.Решить уравнение│х+5│-│х-3│=8

Решение.

Найдём критические точки:

х+5=0 или х-3=0;

х=-5 или х=3.

1) х‹-5, -х-5-(-х+3)=8,

-х-5+х-3=8

-8=8ложно. На рассматриваемом промежутке решений нет.

2) -5≤х‹3, х+5-(-х-3)=8

х+5+х+3=8( не входит в рассматриваемый промежуток)


2х=6

х=3 ( не входит в рассматриваемый промежуток)

3)х≥3, х+5-(х-3)=8,

х+5-х+3=8

8=8 верно.Уравнение выполняется при всех х из рассматриваемого промежутка.

Ответ: [3; +∞).

Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля, находится аналогично решению уравнений подобного рода.

Рассмотрим это на примерах.

Пример 1. Решить неравенство│х+4│≥1

Решение.

Критическая точка находится решением уравнения х+4=0, х=-4.

1)Рассмотрим промежуток х‹-4.На нем исходное неравенство принимает вид

-х-4≥1.Решая это неравенство, найдём х≤-5.Так как х‹-4 и х≤-5, решением исходного неравенства будет промежуток х≤-5.

2) Рассмотрим промежуток х›-4.На нём исходное неравенство будет иметь видх+, откуда х+4≥1, откуда х≥-3. Так как х›-4 и х≥-3,то решением исходного неравенства будет промежуток х≥-3

3) Учитывая случаи 1) и 2) ,окончательно имеем х≤-5 и х≥-3.

Ответ: х≤-5 и х≥-3.

Пример 2. Решить неравенство│х-3│‹1.

Решение.

Найдём критическую точку х-3=0, т.е. х=3.

1)Рассмотрим промежуток х‹3.В этом случае имеем

{ х‹3, откуда{ х‹3,

-х+3‹1, х›2.

Следовательно, решением исходного неравенства является промежуток(2;3).

2) Рассмотрим промежуток х≥3.В этом случае имеем

{ х≥3, { х≥3,

х-3‹1, или х‹4.

Следовательно, решением исходного неравенства является промежуток[3;4).

3)Рассмотрим вместе эти промежутки. Решением неравенства будет промежуток(2;4).

Ответ: (2;4).

Пример 3.Решить неравенство│2х-1│-│х-2│≥4.

Решение.

Критическими точками являются х-1/2 и х=2.

1)Рассмотрим промежуток х‹1/2. На нём исходное неравенство имеет вид

-2х+1-(-х+2) ≥4, откуда х≤-5. Следовательно, на этом промежутке решением неравенства будет промежуток х≤-5.

2) Рассмотрим промежуток 1/2≤х‹2. На нём исходное неравенство имеет вид

(2х-1)-(-х+2) ≥4, откуда х≥7/3. Таким образом, исходное неравенство на этом промежутке не имеет решения.

3) Рассмотрим промежуток х›2. На нём исходное неравенство имеет вид

(2х-1)-(х-2) ≥4, откуда х≥3.

4)Объединение полученных решений х≤-5 и х≥3 будет решением исходного неравенства.

Ответ:-∞ ‹х≤-5 и 3≤х‹+∞.


Построение графиков функций.

1.Построить график функции у=│f(х) │.

По определению имеем:

f(х) │={ f(х),если f(х) ≥0

- f(х),если f(х) ‹0.

Поэтому график функции у=│f(х) │совпадает с графиком функции f(х) на тех промежутках,где f(х) ≥0,а на тех промежутках, где f(х) ‹0, график функции у=│f(х) │получается из графика функции у=f(х) спомощью симметрии относительно оси Ох.

2. Построить график функции у=f(│х│) .

Если х≥0, то│х│=х, поэтому f(│х│) =f(х),т.е. при х≥0 графики функций у=f(│х│) и у=f(х) совпадают.Функция у=f(│х│) является чётной, так как│х│-чётная функция; поэтому её график при х ‹0 симметричен относительно оси Оу графику этой функции.Другими словами, для построения графика функции у=f(│х│) надо построить график функции у=f(х), затем оставить только его часть, лежащую справа от оси Оу, и отобразить эту часть симметрично той же оси.

3. Построить график функции у=f(-│х│) .

Функция f(-│х│) также является чётной.Чтобы построить график функции

f(-│х│), оставим часть графика функции у=f(х), лежащую слева от оси Оу и отобразим эту часть симметрично относительно той же оси.

4. Построить график функции│ у│=f(х) .

Чтобы по известному графику функции у=f(х) множество точек плоскости, удовлетворяющих уравнению│ у│=f(х),надо взять ту часть графика у=f(х) ,которая расположена над осью Ох, и добавить к ней её симметричное отбражение относительно оси Ох.

5. Построить график функции│у │=│f(х) │.

Построим график функции у=f(х).Тогда, осуществляя уже известные преобразования графиков, построим сначала график функции у=│f(х) │,а затем –множество точек, координаты которых удовлетворяют условию

│у │=│f(х) │.


Тестовый материал уровневого контроля знаний.

Отметьте номер правильного ответа

1)Произведение корней уравнения х2-12=│х│ равно

а)-16 б)144 в)-12 г)-9 д)-144

2)Сумма корней уравнения │х+1│=2│х-2│ равна

а)4 б)5 в)-2 г)6 д)7

3)Решение неравенства │х2-2,5│‹1,5 имеет вид

а) (-2;-1);(1;2) б) (-2;-1) в) (1;2) г)(-2;2) д) (-2;0);(0;2)

4)Если х€(-4;4), то множеством значений функции у=│х2-9│ является промежуток

а)[0;7] б) [7;9] в)(7;9] г)[0;9] д)(0;9)

5) Наименьшее решение неравенства │х2-6х-6│≤3х принадлежит

промежутку

а)[7;+∞) б)Ǿ в)(- ∞;-1) г)[-1;6] д) (6;7)

Б)Напишите правильный ответ.

1)Найдите сумму корней уравнения х2-4х+2=(│5х-4│)/3

2)Решите неравенство │х2-5,5│‹4,5

С)Найдите наибольшее натуральное значение параметра с, при котором решение││2х+4│-7│-13≤2с2 удовлетворяет условию х


Методическое обеспечение элективного курса по алгебре «Задачи с модулем»


Линейные уравнения с модулем

Условие Ответ

│ х │=3 3;-3

│ х +4│=0 -4

│ х +4│=2х 4

│ 2х+1│=2х решений нет

│ 2х-3│=х 1;3

│ х-5│=3 2;8

│ х+5│=-3 решений нет

│ х+1│=-3х -0,25

│ 2х+1│=х решений нет

│ х │=│2х-5│ 5/3;5

│х+3│=2х-1 4

│х+2│+│х+3│=х решений нет

│ х+5│-│х-3│=8 [3;+∞)

│ х+5│=│10+х│ -7;5

│х+3│+│ 2х-1│=8 -10/3;2

│3х+1│+х=9 -5;2

│5-х│=2(2х-5) 3

│х-3│+2│х+1│=4 -1

│5-2х│+│х+3│=2-3х (-∞;-3]

│5-х│+│х-1│=10 -2

│4-х│+│х-2│=2 [2;4]

│х-2│+│ х+5│=3 -3

│-х+2 =2х+1 1/3

│х-3│=│ х+1│ 1

│2х+3│=│2х-5│ ½

(1-2х)/(3-│х-1│)=1 -1/3

│х-│4-х││-2х=4 0

│3х-8│-│3х-2│=6 (-∞;2/3)

│х│+│7-х│+2│х-2│=4 решений нет

│ х-1│=-х+2 2

│ х-1│=х+2 -1/2

│ х-1│=5 -4;6

│х+1│=2,5 -3,5;1,5

2│ х-1│=3 -0,5;2,5

│3х+2│=4 -2;2/3

│-3-2х│=1 -2;-1

│х-2│+│х+8│=10 [-8;2]

│4-х│+│5+х│=19 -10;9

│-2х-1│+2│-х+3│=7 [-1,5;3]

│х-3│=5 -2;8

│х+4│+1=0 решений нет

│3х+2│-4=0 -2;2/3

│(3-х)/(х-1) │=1 2

││2х-5│-3│=2 0;2;3;5

│х+5│=3 -8;-2

│4-3х│-2=0 2/3;2

││х-2│-3│=1 -2;0;4;6

││3х+6│+1│=5 -10/3;-2/3

│х-4│=3 1;7

│х+2│=7 5;-9

│х-2│+│х+3│=7 -4;3

│х-5│-│х-2│=3 [2; +∞)

3│х-1│-2│х-2│+│х+3│=2 [-3;1]

│х│+3│х+2│=2│х+1│ -2

│2х+4│+│х-3│=х+7 [-2;3]

│х+3│+│3х-2│=4х+1 [2/3;+ ∞)

2 │х+1│+│х│=х+2 [-1;0)

│х-3│+3│х+1│=4х [3; +∞)

2/ │х-2│+1=│х/(х-2) │ (2; +∞)

│х-1│=3-│х│ -1;2

│х-3│+2│х+1│=4 -1

│ х-4│ =5-2х 1

│ х-1│ +│ х-2│ +│ х-3│ =2 2

│ 5х+3│ =1 -4/5;-2/5

│ 2х+5│ +│ 2х-3│ =8 - 2,5≤х≤1,5

│2х-3│ =5 4;-1

│ х-3│ =│ х│ -3 х≥3

2│ х+6│ -│ х│ +│ х-6│ =18 -12; [0;6]

│х+1│=3 -4;2

│х-1│-│х-2│=1 х≥2

│ х│ -2│ х+1│ +3│ х+2│ =0 -1;4

│ 3х-4│ =0,5 7/6;3/2

│ 2х+1│ -│ 3-х│=│ х-4│ 3/2

│ (2х-1)(х+2)-1│ ≤4 х≤-9/2;х≥-7/6

│ 2х-1│ +х=3 -2;4/3

│ 1-х│ +2=│ 3-х│ х≤1

│ х-1│ +│ 1-2х│ =2│ х│ 2;2/5

│ х│ -│ х+2│ =0 -1

│ х│ -2│ х+1│ +3│ х+2│ =0 -2

│ 2х-3│ -│ 5х+4│ =0 -1/7;-7/3

2│ 3х+1│ -5│ 2-х│ =4│ х+8│ -7 -7;4

│ │ 3-2х│ -1│ =2│ х│ ½

│ х+1│ =│ 3-2х│ 2/3;4


Линейные неравенства с модулем

Условие Ответ

│ х+4│ ≥1 х≤-5;х≥-3

│ х-3│ ‹1 2‹х‹4

│ 2х-1│ -│ х-2│ ≥4 -∞ ‹х≤-5; [3;+ ∞)

│ х+1 │ ‹ │ х-3│ х ‹ 1 ( 2х-1)( │х+1│-│х-3│) ‹ 0 1/2 ‹ х ‹ 1

│ х+1│ +│ х-3│›6 х‹-2;х ›4

│х+2│ ›│х-4│ х ›1

│2х+ 3│ ‹│2х-5│ х ‹ ½

(х-2)( │х+5│-│х-1│) ‹0 -2‹х‹2

│х+3│+│х-1│›5 х ‹ -7/2; х ›3/2

│х-2│≤4 [-2;6]

│х+3│ ≥ 1,5 (-∞ ;-4,5] ; [-1,5; +∞)

3│ х-2│ ‹ 5 (1/3;11/3)

│2х+1│›3 (-∞ ;-2] ; [1; +∞)

│ -4-3х│ ‹ 1 (-5/3;1)

│ 1-х│ +│ 2-х│›1 (-∞ ;+ ∞)

│1-х│+│-х-3│ ≤4 [-3;1]

│1+3х│+│1-3х│ ‹ 4 (-∞ ;0] ; [2/3; +∞)

│3х+1│ ‹ 2х+3 (-4/5;2)

│ 5х-1│›3-х (-∞ ;-0,5) ; (2/3; +∞)

│ 2х+5 │›3-5х (8/3; +∞)

│ -х-3│›13+х (-8; +∞)

1≤ │ 3х-2 │ ≤2 0≤х ≤1/3; 1≤х ≤4/3

│(3х+1)(х+3)-1│ ‹ 3 х›-5/3

│(х+2)-1│ ‹2│(х-1)-1│ х ‹-5; -1 ‹х ‹1; х›1




Решить неравенство и указать наименьшее положительное решение для каждого из них.

Условие Ответ

│х│ ‹3 1

│х-3│‹2 2

│х+2│›-2 (-∞ ;+ ∞)

│х-7│ ≤0 7

│3х-2,5 │ ≤2 1

│х│›1 2

│х+1│› 1 1

│х+3│‹ -1 решений нет

│х-2│(х-1) ›0 3

│5-2х│› 1 1

Квадратные уравнения с модулем

Условие Ответ

│х+2 │=2/(3-х) (1-√33)/2;(1+√17)/2

│х2-1 │+х=5 -3;2

│х2+х │+3х-5=0 -5;1

│(х+1)/(х-1) │=1 0

х2+ │х-2 │-10=0 3; (1-√33)/2; (1+√33)/2

│х2+4х+2│=(5х+16)/3 -1/3;1

│х-6│=│х2-5х+9│ 1;3

5/(3-│х-1│)=│х│+2 3;-3;-2+√5

│х2-4х│=5 -1;5

│х-4,2│(х-4,2)=-1 3,2

х2 +2х-3=3│х+1│ 3;-5

│х2-х-1│+│х2-х-3│=6 (1-√21)/2; (1+√21)/2

│х2+х│+│х+2│=х2-2 х ≤-2

х2-4х-4=2│х-2│ -2;6

│х2+х+1│+│х2+х-3│=6 -(1+√17)/2; (√17-1)/ 2

│х3-3х2+х│=х-х3 0;2/3

│х2-х│+│х+1│=х2-2х-1 х ≤-1

√(х-1)+ │х-2│=│х-3│ 2

(3х2+2-│2х+3│)/(│х│-1)=0 -1/3

х2 -5│х│+6=0 -3;-2;2;3

2│х2+2х-5│=х-1 1,5; (-5+√113)/4

│7х2-х-3│+ │7х2-х-5│=4 -6/7;(1-√57)/14;( 1+√57)/14

│6х2-7х+2│=2-х 0;1

│2х2-х-1│=2х2+х+1 -1;0

│х3-х-1│= х32+1 -0,5;0;1;2

│х2-2х-1│=2 -1;1;3

│х2+3х-4│=6 -5;2;-1;-2

4/│х2-4│+1=│х2/(х2-4) │ (-∞ ;-2) ; (2; +∞)

│х/(х-1) │+ │х │= │х2/(х-1) │ (1; +∞)

│ х2+2х│ +│ 2-х│=│ х2-х│ ( √5-1 )/2

х2 -2│ х│ -8 ≥0 х ≥4;х≤-4

│ х2-1│ =│ х│ -1 1;-1

│ х2-2х│-3=0 3;-1

│2х-х2-8 │ =х2-1 7/6;3/2

│2х-х2-3 │ =2 1

│х2-9 │+ │х-2 │=5 -3;2;(-1+√65)/2

│х2-6х+7│=1/3(5х-9) 3;6

│х2-8х+5│=│х2-5│ 0;5/4;4

6-5│х│=-х2 -3;-2;2;3

2-5х+6)2-5│х2-5х+6│+6=0 1;4;(5+√13)/2; (5-√13)/2


Квадратные неравенства с модулем

Условие Ответ

Решить неравенства и указать наименьшие целые положительные решения для каждого из них.

│2х2-9х+15│ ≥2 1

х2 - │5х+6│›0 7

│3+х│ ≥х 1

│х-9│ ≤0 9

1/х ≥1/3 1

│х2+5х│‹6 решений нет

│х3-1│(х-9) ‹0 2

│х│+│х+3│‹5 решений нет

│х-2│+│х+2│ ≤4 1

│ 2х-1│+│х-3│≤4 1

│2х2+х-3│+│2х2+х-10│≤7 [-2,5;-1,5] ; [1;2]

Решите неравенства

│х2+4х+3│›х+3 х ‹-3;-3 ‹х ‹-2;х›0

2-│х-1│≥0 х≥1; х ≤-1

│ (х2-5х+4)(х2-4)-1│≤1 х≥2,5; 0≤х≤1,6

│х2-6х+8│‹4-х 1‹х‹3

х2-6│х│-7 ≤0 -7≤х≤7

│ (х-6)(х2-5х+9)-1│›1 1‹х‹3

│х2+3х│+х2-2≥0 х ≤-2/3; х≥1/2

х2+8│х│+7≥0 (-∞ ;+ ∞)

│х2-3│+2х+1≥0 х≤-1-√3; х≥1-√5

х2-4│х│-12≥0 х≥6; х ≤-6

│х2-5х│ ‹6 -1‹х‹2; 3‹х‹6

х2-7│х│+12≤0 3 ≤х≤4; -4≤х≤-3

│(х2-2х+1)(х-3)-1│›1 х‹-1; 2‹х‹3; х›3

│х3-1│≤х2+х+1 [0;2]

х2-3│х│+2≤0 [1;2]; [-2;-1]

│(х+2)-1│ ‹2│(х-1)-1│ х‹-5; -1‹х‹1; х›1

│х2-х-8│≤х 22/3 ≤х≤4

х2 -7│х│-30 ≥0 х≥10; х ≤-10

│(х-1-х2)(х2-3х+4)-1│≤1 х ≤2/3

│х2-2х-8│‹2х (-∞ ;2√2 ); (2+2√3; +∞)

х2-2 │х│‹3 (-3;3)

х2+6х-4│х+3│-12 ≥0 (-∞ ;10] ; [4; +∞)

(│х-3│)/(х2-5х+6) ≥0 [1,5; 2)

Построение графиков функции

3│Постройте графики:

*у=│х2-2х-3│

*у=х2-2│х│-3

*f(-│х│)= х2+2│х│-3

*│у│=х2

*│у│=х2+1

*│у│=х2-2х-3

*│у│=│х2-2х-3│

*у=│х2-2│х│-3│

*у=(│х+1│+1)(х-3)

у={((х+1)+1)(х-3)=(х+2)(х-3),если х ≥-1

(-(х+1)+1)(х-3)=-х(х-3),если х‹-1

*у=│х-1│(│х│-1)

если х‹0, то у=(-х+1)(-х-1),т.е.у=х2-1

если 0≤х‹1,то у=(-х+1)(х-1), т.е.у=-(х-1)2

если х≥1,то у=(х-1)(х-1), т.е. у=(х-1)2

*у=х3/│х3│-х2

у={-х2-1,если х‹0

2+1,если х›0

*у=│6х-5-х2

* у=6│х│-5-х2

*│ у│=6х-5-х2

*│у│=│6х-5-х2

* у=│6│х│-5-х2

*у=((х-1)(1-х2))/ │х+1│

*у=((х2+3)(х-1))/ │х-1│

*у=(│х-2│(х2-4х+6))/(х-2)

Задачи с модулем

Условие Ответ

Упростите выражение

*(а2-4)/( │а│+2) при а€[0; +∞) а-2

при а€(-∞;0) -(а+2)

*(а2-│а│+1-а)( │а-1│) при а€(-∞;0) (а2+1)(1-а)

при а€[0; 1) 1-а

при а€(1; +∞) а-1

*(│х2-1│+3х2+3)/(2х2+1)+( │х+1│)/(х+1) при х €(-∞;-1) 1

при х €(-1;1) (4х2+5)/(2х2+1)

при х€[1; +∞) 3

*(│х3-1)+ │х+1│)/(х3+х) при х €(-∞;-1) 1

при х €[-1;0) ;(0;1) (2+х-х2)/(х3+х)

при х€[1; +∞) 1

*(mm-3│)/((m2-m-6) │m│) при m€(-∞;-2) ; (-2;0); [3; +∞) 1/(m+2)

при m€(0;3) 1/(m+2)

* │(│х-2│+4)/(х-2) │(х2-4) при х€(-∞;2) х2-4х-12

при х€(2; +∞) (х+2)2

*( │х+3│)/(х2-9) при х€(-∞;-3) 1/(3-х)

при х€(-3; +∞) 1/(х-3)

*(│х││х-1│)/(х2-х+1-│х│) при х€(-∞;0) (х2-х)(х2+х)

при х€[0; 1) х/(1-х)

при х€(1; +∞) х(х-1)

*(││х-1│-1││х│)/(х2-1) при х€(-∞;-1) х/(х-1)

при х€(-1;0) х/(1-х)

при х€[0; 1) -х(х+1)

при х€(1; +∞) х(х+1)

*(х2-1+│х+1│)/(│х│(х-2)) при х€(-∞;-1) _(х+1)/х

при х€[-1; 0) (х+1)/(2-х)

при х€(0;2) ; (2 +∞) (х+1)/(х-2)

Какая из данных функций чётная, а какая нечётная?

*f(x)= (│х-4│/(х+1))/( │х+4│(х-1)) чётная

*f(x)=xx│+2х-2 нечётная

*f(x)=(x+5)(x-3)-(x-5)(x+3) нечётная

*f(x)= │3-x│+2│x│+√(x2+6x+9) чётная

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. В программе приоритетное место отводится индивидуальной работе. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их возраста и опыта исследовательской деятельности.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность исследовательских операций;

  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.



Программа данного элективного курса включена в сборник программ элективных кукрсов по математике в предпрофильном обучении учащихся (на основе опыта работы учителей математики ставропольского края)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Иванова Валентина Ивановна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "программа элективного курса - решение уравнений и неравенств с модулями "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-moduliami"
    ["file_id"] => string(6) "181795"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425396401"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для 11 класса «Избранные вопросы алгебры» "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-dlia-11-klassa-izbrannyie-voprosy-alghiebry"
    ["file_id"] => string(6) "225929"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439982807"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа по работе с одаренными детьми "Абсолютная величина" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-po-rabotie-s-odariennymi-diet-mi-absoliutnaia-vielichina"
    ["file_id"] => string(6) "117638"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412861219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1860 руб.
2660 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1390 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства