kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса «Различные подходы к решению уравнений и неравенств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс знакомит учащихся с функционально - графическими методами решения алгебраических уравнений.

Элективный курс призван не только дополнять и углублять знания учащихся, но и  развивать их интерес к предмету, логическое мышлени, любознательность.Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Различные подходы к решению уравнений и неравенств» »

11











Программа элективного курса

«Различные подходы к решению уравнений и неравенств»



Выполнил Агабабова

Наталья Владимировна

учитель математики и информатики

МБОУ «СОШ № 4» г. Каширы







Москва

2012

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………3

Примерное планирование………………………………………………5

Требования к знаниям и умениям……………………………………..6

Содержание элективного курса………………………………………...7

Литература……………………………………………………………….10























Пояснительная записка

Практика работы в школе показывает, что уравнения с параметрами и модулем, различные виды уравнений высших степеней, системы уравнений и неравенств, которые встречаются в заданиях группы С в ЕГЭ, представляют для школьников наибольшую трудность, как в логическом, так и в техническом плане, поэтому - это один из труднейших разделов школьного курса математики. В этом случае, кроме использования алгоритмов решения уравнений или неравенств, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить множество тонкостей, спрятанных в задаче. Уравнения и неравенства - это тема, где проверяется не «натасканность» ученика, а подлинное понимание им материала. И, естественно, что цена задачи резко возрастает, если в нее включен параметр или модуль, или их конфигурация, и возрастает вдвойне, если задание решено не традиционным, шаблонным, а нестандартным, оригинальным способом.

Данный элективный курс знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических уравнений. К сожалению, в школьной программе этим заданиям мало уделяется времени и практикум призван восполнить данный пробел. Одновременно, элективный курс призван, не только дополнять и углублять, знания учащихся, но и развивать их интерес к предмету, любознательность, логическое мышление.

Решение уравнений, неравенств и систем открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.

Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный.

Элективный курс рассчитан на учащихся, которым необходима математика для поступления в вузы. Курс позволяет учащимся глубже познакомиться с нестандартными приемами решения сложных задач, успешно развивает логическое мышление, умение найти среди множества способов решения тот, который комфортен для ученика и рационален. Этот курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня математической культуры.

При планировании спецкурса нельзя недооценивать возможности персональных компьютеров как средство организации самостоятельной работы школьников при повторении материала в старших классах, когда надо вспомнить теорию, обратившись к компьютеру как к справочнику. Предоставляемые компьютером новые методические возможности представляют качественно иной уровень и характер информационных задач (наглядность, динамичность, зримая акцентировка, модульность, визуализация объектов) и настолько расширяют методические горизонты и роль графических представлений, при изучении многих понятий и процессов в математике, что не применять их нельзя.



ПРИМЕРНОЕ Планирование. 1 час в неделю

п/п

Название темы

часы 

1

Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля.

2 ч

2

Построение графиков, содержащих знак модуля

3 ч

3

Различные виды уравнений.

6 ч

4

Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов.

6 ч

5

Простейшие задачи с параметрами.

3 ч

6

Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена.

3 ч

7

Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами.

3 ч

8

Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств.

2 ч

9

Нетрадиционные задачи.

Задачи группы "С" из ЕГЭ.

6 ч


Итого:

34ч









Требования к знаниям и умениям:

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • решать линейные и квадратные уравнения с параметром;

  • строить графики элементарных функций и их комбинации, усложненные модулями;

  • решать иррациональные, логарифмические, тригонометрические, показательные уравнения с параметром как аналитически, так и графически;

  • иметь четкое представление о возможностях функционально-графического подхода к решению различных задач.


Методические рекомендации

Учащийся должен знать:

- понятие параметра, модуля;

- что значит решить уравнение с параметром, неравенство с параметром, систему уравнений и неравенств с параметром;

- основные способы решения различных уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с параметром (линейных и квадратных);

- различные способы решения уравнений и неравенств с модулем.

Учащийся должен уметь:

- определять вид уравнения (неравенства);

- выполнять равносильные преобразования;

- применять аналитический или функционально-графический способы для решения уравнений;

- строить графики функций, содержащих модуль.

Программа элективного курса считается усвоенной учеником, если он положительно выполнил промежуточный и итоговый контроль, посетил не менее 80% занятий.

Формы контроля: домашние контрольные, самостоятельные работы, рефераты и исследовательские работы.


СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


1. Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля

(2 часа).

Что такое модуль числа?

Модули и расстояния.

Освобождение от модулей в уравнениях.

Методы решения уравнений содержащих несколько модулей.

Метод интервалов в задачах с модулями.


2. Построение графиков, содержащих знак модуля (3 часа).

Графики элементарных функций, содержащие знак модуля, как у аргумента, так и у функции.

Двойные модули.

Графики уравнений и соответствий, содержащие знак модуля.


3. Различные виды уравнений (6 часов).

Рациональные уравнения, однородные уравнения, симметрические уравнения, возвратные уравнения.

Иррациональные уравнения: простейшие, уравнения с несколькими радикалами, полные квадраты под знаком радикала, домножение на сопряженное, замена переменной, посторонние корни, применение свойств функций.

Показательные и логарифмические уравнения, тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным.


4. Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов (6 часов).

Решение неравенств методом интервалов.

Неравенства с одним модулем.

Освобождение от модуля в неравенствах.

Способы решения рациональных неравенств: разложение на множители, выделение полного квадрата, приведение к общему знаменателю и алгебраическое сложение дробей и т.д.


5. Простейшие задачи с параметрами (3часа).

Понятие параметра.

Две основных формы постановки задачи с параметром.

Графическая интерпретация задачи с параметром.

Методы решения простейших задач с параметрами.


6. Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена (3 часа).

Условия существования корней квадратного трехчлена.

Знаки корней.

Расположение корней квадратного трехчлена относительно точки, отрезка.

Графическая интерпретация.


7. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами (3 часа).

Решение задач с помощью построения графиков левой и правой части уравнения или неравенства и «считывания» нужной информации с рисунка.

Область определения.

Множество значений.

Четность.

Монотонность.

Периодичность.

Симметрия графика относительно начала координат или оси ординат в зависимости от четности функции.


8. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств (2 часа).

Применение метода оценки левой и правой частей, входящих в уравнение или неравенство.

«Полезные неравенства»: сумма двух взаимно обратных чисел, неравенство для суммы синуса и косинуса одного аргумента, неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим положительных чисел.


9. Нетрадиционные задачи. Задачи группы "С" из ЕГЭ (5 часов).

Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций.

Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями или неравенствами.

Задачи с параметром.

Практикум по решению задач, относящихся к группе «С», входящих в контрольно измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет.


ЛИТЕРАТУРА:
  1. Шарыгин И.Ф. « Математика для поступающих в вузы».-3-е изд.,-М.:Дрофа, 2000.

  1. Уравнения и неравенства. Справочное пособие./ Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. –М.: Экзамен,1998.

  1. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. «Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену». – 8-е изд., испр. и доп. – М.:Айрис, 2003. – (Домашний репетитор)

  2. Пигарев Б.П.«Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы». - М.: «Школа-Пресс», 1998.

  3. Семенко Е.А. и др. «Задания по алгебре и началам анализа». - М., «Просвещение»,1997.

  4. «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия.10-11 классы», электронный учебник – справочник, компакт – диск для работы на компьютере.

  5. Сканави М.И. «Сборник задач по математике для поступающих в вузы». - М., «Высшая школа»,1998.

  6. Игусман О.С. «Математика на устном экзамене». - М.,Айрис,1999.

  7. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ – 2010 – 2012.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа элективного курса «Различные подходы к решению уравнений и неравенств»

Автор: Агабабова Наталья Владимировна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  по математике   «Избранные вопросы математики»   11 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-po-matiematikie-izbrannyie-voprosy-matiematiki-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444394648"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "
    ["seo_title"] => string(72) "praktichieskaia-matiematika-8-klass-rabochaia-programma-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "231137"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442396322"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Программа спецкурса по алгебре для учащихся 10 класса «Решение и преобразование тригонометрических выражений» "
    ["seo_title"] => string(133) "proghramma-spietskursa-po-alghiebrie-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-rieshieniie-i-prieobrazovaniie-trighonomietrichieskikh-vyrazhienii"
    ["file_id"] => string(6) "135825"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416992457"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "ПУБЛИКАЦИЯ СТАТЬИ "
    ["seo_title"] => string(19) "publikatsiia-stat-i"
    ["file_id"] => string(6) "183982"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425983659"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Технология работы с контрольно-измерительными материалами "
    ["seo_title"] => string(64) "tiekhnologhiia-raboty-s-kontrol-no-izmieritiel-nymi-matierialami"
    ["file_id"] => string(6) "127932"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415387157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1450 руб.
2070 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства