kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по математике в 9 классе "Задачи на проценты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Понимание процентов и умение производить процентные расчеты необходимы каждому человеку.  Прикладное значение этой темы велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

    Предлагаемый курс “Задачи на проценты ” демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. 

??

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по математике в 9 классе "Задачи на проценты" »


Программа элективного курса по математике

«Задачи на проценты»


Составила: учитель математики I кв категории МБОУ «Бик-Утеевская ООШ Буинского муниципального района РТ» Салаватуллина Фарида Фидаиловна


I. Пояснительная записка

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы “Проценты” на этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение теории вопроса. Математика на протяжении всей истории человеческой культуры является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни.

Текстовые задачи на проценты включены в КИМы ГИА и ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у школьников и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.

Понимание процентов и умение производить процентные расчеты необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс “Задачи на проценты ” демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства.

Данный курс предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, задач с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до приёмов расчёта процентов в реальной банковской ситуации.

При постановке и решении задач возникают математические понятия, например прогрессии, степени с произвольным действительным показателем, что даёт учащимся дополнительную возможность понять их глубинную суть.

Предлагаемый курс направлен на то, чтобы вооружить учащихся дополнительными знаниями по процентным вычислениям для использования их не только в учебно-познавательном процессе, но и повседневной жизни – при расчёте выгодности банковской сделки, рентабельности бизнеса, коммерческого предложения.

Тема “Проценты” является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки. У учащихся воспитывается чувство удовлетворения от установленной им возможности приложения математики к другим наукам.

При достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся, что повышает их возможности в решении задач, а значит и повышается успешность сдачи ГИА и ЕГЭ.

Программа написана для учащихся 9 класса, состоит из четырех частей, в каждой из которых рассматриваются разные типы задач на проценты. Элективный курс построен на проведении лекционных, семинарских занятий и бесед с использованием различных форм учебной работы: групповой, индивидуальной, фронтальной, парной. По окончании каждой темы проводится проверочная работа (задания прилагаются). На последнем занятии деловая игра на тему «Проценты в мире профессий». Общая продолжительность курса 17 часов.


Цели курса:

  1. повторить и привести в систему сведения о процентах;

  2. создать основу для расширения сюжетов решаемых задач, сближающих содержание школьного курса с практическим приложением математики как науки;

3) способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности, развитию практических способностей, необходимых человеку для общей социальной ориентации.

Задачи курса:

  1. актуализировать ранее изученный и новый материал для обеспечения ученикам достаточно высокого уровня компетентности по этой теме;

  2. способствовать развитию учащихся в отношении интеллекта, способностей, мотивации навыков самостоятельной деятельности;

  3. сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности и в задачах из смежных дисциплин;

  4. помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


В результате курса учащиеся должны:

  1. понимать содержательный смысл термина “процент” как специального способа выражения доли величины;

  2. знать широту применения процентных вычислений в жизни;

  3. уметь применять формулы “простых” и “сложных” процентов, формулы массовой концентрации вещества, формулы процентного содержания вещества;

  4. уметь сочетать устные и письменные приёмы вычислений, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.


Для достижения целей курса предлагается следующие способы организации деятельности учащихся на различных уроках:

  1. на уроках-лекциях учащиеся учатся конспектировать, анализировать возникновение новых методов решения задач;

  2. на уроках-беседах совместными усилиями учителя и учащихся решаются ключевые задачи;

  3. на уроках-практикумах учащиеся самостоятельно решают задачи, добиваясь тех или иных навыков, анализируют ошибки и пути их исправления;

  4. на уроках-семинарах учащиеся рассказывают о проделанной работе, скажем, о решении каких-то задач из домашней работы, оценивают решения, оценивают свою деятельность.














Содержание программы


Вводное занятие.

Что мы знаем о процентах. (1 час)

На вводном занятии предполагается проведение теста для выяснения степени подготовленности учащихся.


Тема 1.

Основные задачи на проценты. (3 часа)

Устраняются проблемы в знаниях по решению основных задач на проценты: что такое проценты, как выразить число в процентах, как выразить проценты в десятичной дроби, нахождение процентов от данного числа, нахождение числа по его процентам, процентное отношение двух чисел.


Тема 2.

Задачи, связанные с торгово-денежными отношениями (4 часа).

Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, инфляция, процентный прирост, изменение тарифов и т. д. Решение задач, связанных с торгово-денежными отношениями и банковскими расчётами.


Тема 3.

Задачи на смеси, сплавы. (4часа)

Концентрация вещества, процентное содержание вещества – введение соответствующих понятий и формул. Основные допущения, принимаемые в задачах на сплавы и смеси. Решение задач на сплавы и смеси.


Тема 4.

Задачи на сложные проценты. (4 часа)

Введение основных понятий, как абсолютный прирост величины, относительный прирост величины. Решение задач на сложные проценты.


Заключительное занятие.

Деловая игра « Проценты в мире профессий». (1час)

В игре сосредоточены творческие задания. C её помощью можно моделировать жизненные ситуации, сосредоточивать игровые действия вокруг социальных проблем и отношений между людьми. Сориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме.




Литература

Для учителя:

  1. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 2007.

  2. Виленкин Н Я. Математика 5 класс, М., Просвещение, 2007г.;

  3. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. – М.: Издательский дом “Генжер”, 2001.

  4. И. Н. Петрова. “Проценты на все случаи жизни”. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство. 1996.

  5. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении. Методические рекомендации. Федеральное агентство по образованию. Российская академия образования. М. 2005.

  6. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1990.

  7. Потапов, М. К., Олехник, С. Н., Нестеренко, Ю. В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. – М.: Наука, 1992. – 480 с.



Для учащихся:

  1. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.

  2. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003. -120 с.

  3. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: “Оникс – 21 век” 2003.

  4. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса по математике в 9 классе "Задачи на проценты"

Автор: Салаватуллина Фарида Фидаиловна

Дата: 18.08.2014

Номер свидетельства: 112164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для 11 класса «Избранные вопросы алгебры» "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-dlia-11-klassa-izbrannyie-voprosy-alghiebry"
    ["file_id"] => string(6) "225929"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439982807"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Элективный курс по математике для подготовки к ОГЭ. "
    ["seo_title"] => string(55) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-dlia-podghotovki-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "123257"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414435683"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Элективный курс по математике. 9 класс. Корни n- ной степени и их свойства. "
    ["seo_title"] => string(77) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-9-klass-korni-n-noi-stiepieni-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "130150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415822818"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Решение текстовых задач" - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(47) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "183641"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425906721"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1360 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства