Руководитель МКУ «Центр Директор школы бухгалтерского учета ___________ Л.В.Чернышова
и методической работы « »____________201__ г.
« »____________201__ г.
Разработала: Исаева Л.Ал.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и соответствует учебному плану школы.
Направленность программы «Математика для любознательных» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
№ | Тема занятия | Содержание | Формы проведения занятий | УУД | Кол-во часов |
1 | Интеллектуальная разминка. | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» | Учащиееся научатся нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор), распознавать знаково-символическое обозначение,моделировать . | 1 |
2 | Числа-великаны. | Как велик миллион? Что такое гугол? | Исследовательская работа на тему « Числа в мире людей» | Учащиеся научатся:целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планировать (определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). | 1 |
3 | Мир занимательных задач. | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | Познавательная игра « В мире занимательных задач» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных);проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Будут иметь возможность научиться понимать причины успеха в учебной деятельности | 1 |
4 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений | Практическая работа | _Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; принимать и сохранять учебную задачу; | 1 |
5 | Римские цифры | Занимательные задани с римскими цифрами. | Урок-практикум | Учащиеся научатся: целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно _ принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; | 1 |
6 | . Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точно выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; | 1 |
7 | Секреты задач. | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | Мини-проект: Книжка малютка. « Мои первые задачи» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: самоопределению (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Формулировать проблемы; Самостоятельно создавь способы решения проблем творческого и поискового характера. | 1 |
8 | В царстве смекалки. | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Посещение кабинетов математики и физики. | Учащиеся будут иметь научиться: ставить перед собой цель (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). | 1 |
9. | Математический марафон. | .Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | Познавательная игра «Машина времени». Конкурс «Кенгуру» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать (определять цели, функции участников, способов взаимодействия). Постановке вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Осуществлять контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) | 1 |
10-11 | «Спичечный конструктор». | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы | Практическая работа в парах и группах. | Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; | 2 |
12 | Выбери маршрут.. | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | Исследовательский мини-проект: «Составление плана маршрута « Школа-дом»» | Учащиеся научатся: строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; _ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей; | 1 |
13 | Интеллектуальная разминка. | Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Практическое занятие. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать проблему; самостоятельно находитьь способы решения проблем творческого и поискового характера. _ принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; | 1 |
14 | Математические фокусы. | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | Урок –игра. Работа в парах и группах. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; _ принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; | 1 |
15-17 | Занимательное моделирование.. | Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма призма треугольная, куб, конус, пирамида, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида. | Практическое моделирование. | Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; | 3 |
18 | Математическая копилка. | Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач. | Работа в библиотеке со справочной литературой.. | Учащиеся научатся: формулировать познавательные цели; находить и и выделять информацию; подведение под понятие, выведение следствий | 1 |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) | Групповая работа. | Учащиеся будут иметь возможность научиться :формулировать познавательные цели; - искать и выделятье информацию; - анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | 1 |
20 | Математика-наш друг! | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных | | Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать познавательную цель; -классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; _ отрабатывать вычислительные навыки; _ осуществлять синтез как составление целого из частей | 1 |
21 | Решай, отгадывай, считай. | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки | Парная работа, практикум. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать(определять цели, функции участников группы , способы взаимодействия). Ставить вопросы (инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации). Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | 1 |
22-23 | В царстве смекалки.. | Сбор информации и выпуск математической газеты | Работа в группах. | Учащиеся будут иметь возможность научиться нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра). | 2 |
24 | Числовые головоломки. | Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | Практическая работа | Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; | 1 |
25-26 | Мир занимательных задач.. | Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными,с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи | Занятие –практикум. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -анализировать ошибки и определять пути их преодоления; _ различать способы и результат действия; _ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя | 2 |
27-29 | Интеллектуальная разминка. | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки, занимательные задачи. | Практическая мастерская. | Учащиеся научаться нравственно-этическо оценивать работу своих товарищей (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты | 3 |
30 | Блиц-турнир по решению задач. | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений. | Турнир зрудитов. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; | 1 |
31 | Математическая копилка. | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач | Групповая работа. | _Учащиеся будут иметь возможность принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; _ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; _ координировать свои действия с действиями партнеров; | 1 |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас. | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | Урок-практикум. | Учащиеся будут иметь возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера | 1 |
33. | Математический лабиринт. | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | | Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; | 1 |
34. | Математический праздник. | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | Праздник. | принимать участие в совместной работе коллектива | 1 |
12.Кенгуру -2005-14 . Задачи, решения, итоги.