Программа элективного курса «Металлообработка» рассчитана на предпрофильную подготовку в старших классах средней школы ( 9 класс ) и относится к вариативным компонентам образования. Курс металлообработка направлен на формирование рабочей культуры учащихся , развития мышления и творческого потенциала личности , а так же для сознательного выбора профессии.Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного Образовательного стандарта на основе типовых программ профессии «Токарь».
Специфической особенностью программы является ее техническая направленность. Это обеспечивается ознакомлением учащихся с современными взглядами на развитие техники, нано технологий ,введение новых очень важных понятий : модернизация ,автоматизация ,формообразование деталей машин и механизмов. При изучении данного курса много внимания уделяется профессиональной ориентации школьника. Это достигается за счет изучения элементов машиностроительного производства.
Введение курса «Металлообработка» обеспечивает более успешное изучение точных дисциплин : физика, математика ,геометрия, география, а так же различных предметов блока «Технология».
Курс рассчитан на 17 часов занятий. Большая часть курса отведена на практические занятия. Практическая часть развивает техническое воображение и логическое мышление , что необходимо для развития творческой личности учащегося в современных условиях , а так же ориентироваться в профессиональном мире.
Цель курса: формирование у учащихся сознательного выбора профессии.
Задачи курса:
- обучать теоретическим основам металлообработки металлов на оборудовании ;
- обучать способам обработки материалов;
- прививать навыки выполнения различных токарных работ по чертежам и эскизам;
- научить пользоваться справочными материалами и стандартами;
Требования к уровню подготовки:
Учащийся должен знать:
- основы материаловедения ;
- изображения на чертежах;
- геометрические параметры режущего и мерительного инструмента;
- понятия процесса резания;
- назначения чертежей деталей , требования производства ;
- правила безопасности труда при механической обработки металла;
-оборудование;
-требование рабочего места.
Учащийся должен уметь:
- анализировать форму деталей и изделий;
- организовать рабочее место ;
-читать чертежи и эскизы;
- соблюдать правила по технике безопасности;
- пользоваться измерительным инструментами;
- выполнять не сложную работу , бережно обращаться с оборудованием и инструментами.
Программа предусматривает проведению традиционных уроков , чтение лекций , проведение практических занятий, обобщающие уроки. Промежуточная оценка знаний и умений осуществляется при помощи тестовой методики и проведению самостоятельных работ. Итоговый контроль проводится по конкретно выполненным практическим работам. Курс завершается практической работой согласно чертежа изготовления изделия с применением полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Металлообработка" для 9 классов »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ
КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА г .ВОЛГОГРАДА
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МОУ МУК
МОУ МУК ______ Криулина Е.А
«___»_________________2014 год «___»_______2014 год
П Р О Г Р А М М А
элективного курса «Металлообработка»
для 9 класса
Автор: учитель МОУ МУК
Мордвинкина Н.А
Волгоград 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Металлообработка» рассчитана на предпрофильную подготовку в старших классах средней школы ( 9 класс ) и относится к вариативным компонентам образования.
Курс металлообработка направлен на формирование рабочей культуры учащихся , развития мышления и творческого потенциала личности , а так же для сознательного выбора профессии.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного Образовательного стандарта на основе типовых программ профессии «Токарь».
Специфической особенностью программы является ее техническая направленность. Это обеспечивается ознакомлением учащихся с современными взглядами на развитие техники, нано технологий ,введение новых очень важных понятий : модернизация ,автоматизация ,формообразование деталей машин и механизмов. При изучении данного курса много внимания уделяется профессиональной ориентации школьника. Это достигается за счет изучения элементов машиностроительного производства.
Введение курса «Металлообработка» обеспечивает более успешное изучение точных дисциплин : физика, математика ,геометрия, география, а так же различных предметов блока «Технология».
Курс рассчитан на 17 часов занятий. Большая часть курса отведена на практические занятия. Практическая часть развивает техническое воображение и логическое мышление , что необходимо для развития творческой личности учащегося в современных условиях , а так же ориентироваться в профессиональном мире.
Цель курса: формирование у учащихся сознательного выбора профессии.
Задачи курса:
- обучать теоретическим основам металлообработки металлов на оборудовании ;
- обучать способам обработки материалов;
- прививать навыки выполнения различных токарных работ по чертежам и эскизам;
- научить пользоваться справочными материалами и стандартами;
Требования к уровню подготовки:
Учащийся должен знать:
- основы материаловедения ;
- изображения на чертежах;
- геометрические параметры режущего и мерительного инструмента;
- понятия процесса резания;
- назначения чертежей деталей , требования производства ;
- правила безопасности труда при механической обработки металла;
-оборудование;
-требование рабочего места.
Учащийся должен уметь:
- анализировать форму деталей и изделий;
- организовать рабочее место ;
-читать чертежи и эскизы;
- соблюдать правила по технике безопасности;
- пользоваться измерительным инструментами;
- выполнять не сложную работу , бережно обращаться с оборудованием и инструментами.
Программа предусматривает проведению традиционных уроков , чтение лекций , проведение практических занятий, обобщающие уроки. Промежуточная оценка знаний и умений осуществляется при помощи тестовой методики и проведению самостоятельных работ. Итоговый контроль проводится по конкретно выполненным практическим работам. Курс завершается практической работой согласно чертежа изготовления изделия с применением полученных знаний.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем
Всего
часов
В том числе
теория
практика
1
Техника безопасности , гигиена, санитария
1
1
2
Токарные станки
2
1
1
3
Машиностроительные материалы и их свойства
1
1
4
Основы технического измерения
2
2
5
Машиностроительное черчение
1
1
6
Технология обработки металла
2
1
1
7
Организация рабочего места
1
1
8
Изготовление изделий
6
6
9
Зачет
1
1
17
5
12
ПРОГРАММА
1. Техника безопасности , гигиена, санитария -1 час
Основные сведения о гигиене труда , об утомляемости.
Значение режима труда.
Режим рабочего дня , требования к спецодежде.
Общие понятия о профессиональных заболеваниях.
Первая помощь при несчастных случаях , при кровопотери , ушибах и ожогах.
2.Токарные станки – 2 часа
Классификация станков.
Устройство токарно-винторезного станка.
Управление станком.
3.Машиностроительные материалы и их свойства – 1 час
Металлы и их свойства.
Классификация сталей.
Маркировка область применения.
4.Основы технического измерения – 1 час
Государственная система измерений.
Классификация измерительных средств.
Штангенциркуль , микрометр.
5.Машиностроительное черчение – 1 час
Рабочие чертежи и эскизы
Основные виды на чертежах.
Обозначения на чертежах.
6.Технология обработки металла – 2 час
Виды работ.
Процесс резания металлов.
Режущие инструменты.
Технология обработки гладких наружных и внутренних поверхностей.
7.Организация рабочего места – 1 час
Техника безопасности ,приемы труда , оснащение рабочего места
8.Изготовление изделий – 7 часов
Работа по чертежам и эскизам
9.Зачет – 1 час
ЛИТЕРАТУРА
С.К.Боголюбов «Черчение» учебник для средних специальных учебных заведений –
М. :Машиностроение , 2009
Н.А.Бабулин «Построение и чтение машиностроительных чертежей» -
М.: Машиностроение, 2005
А.М.Бродский «Практикум по инженерной графике» - М.: Издательский центр «Академия» , 2011
Н.С.Козловский «Основы стандартизации , допуски, посадки и технические измерения» -
М.: Машиностроение ,2008
И.С.Вышнепольский «Техническое черчение» - М .: Асадема , 2011
И.И.Гольдин «Задания по допускам и техническим измерениям» - М.: Машиностроение , 2005
П.С.Лернер «Токарное и фрезерное дело» М:Просвещение , 1990
В.А.Слепилин «Руководство для обучения токарей» М:Высшая Школа ,1987
Т.Д.Сагальский « Инструкции по технике Школьнику об организации производства» М:Просвещение ,2000
Инструкции по технике безопасности : при работе на токарном станке , ручной обработки металла , при несчастных случаях.
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
М Е Ж Ш К О Л Ь Н Ы Й У Ч Е Б Н Ы Й К О М Б И Н А Т
К Р А С Н О О К Т Я Б Р Ь С К О Г О Р А Й О Н А г.В О Л Г О Г Р А Д А
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании учителей технологии Зам.директора по УВР Директор МОУ МУК
протокол №__от___августа 2014 года _____Архангельский А.А. _______Криулина Е.А.
руководитель МО учителей «___» августа 2014 года «__» августа 2014 года
_______________________________
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по элективному курсу « Металлообработка» для 9 класса
Составила: учитель МОУ МУК
Мордвинкина Н.А.
Волгоград 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Металлообработка» на предпрофильную подготовку 9 класса.
Предлагаемый курс позволит учащимся углубить и расширить свои знания в области машиностроения. , а так же лучше адаптироваться в системе образования и современного производства, а так же повысить творческий потенциал .
Новизна данной программы состоит в том , чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе среднего , высшего образования и современного производства.
Знание методов токарной обработки материалов имеет большое значение для развития и познания самого себя.
Теоретический материал курса тесно связан с практическим применением.
Цель курса: формирование у учащихся сознательного выбора профессии.
Задачи курса:
- обучать теоретическим и практическим основам ;
- обучать способам обработки материалов;
- прививать навыки к выполнению различных видов работ;
- научить пользоваться справочными материалами и стандартами;
По окончании данного курса учащийся могут продолжить обучение в 10 классе по модулю «Токарное дело».
Используется методический комплекс:
С.К.Боголюбов «Черчение» учебник для средних специальных учебных заведений –
М. :Машиностроение , 2009
Н.А.Бабулин «Построение и чтение машиностроительных чертежей» -
М.: Машиностроение, 2005
А.М.Бродский «Практикум по инженерной графике» - М.: Издательский центр «Академия» , 2011
Н.С.Козловский «Основы стандартизации , допуски, посадки и технические измерения» -
М.: Машиностроение ,2008
И.С.Вышнепольский «Техническое черчение» - М .: Асадема , 2011
И.И.Гольдин «Задания по допускам и техническим измерениям» - М.: Машиностроение , 2005
П.С.Лернер «Токарное и фрезерное дело» М:Просвещение , 1990
В.А.Слепилин «Руководство для обучения токарей» М:Высшая Школа ,1987
Т.Д.Сагальский « Инструкции по технике Школьнику об организации производства» М:Просвещение ,2000
Инструкции по технике безопасности : при работе на токарном станке , ручной обработки металла , при несчастных случаях.
Тема урока (этап проектной и исследовательской деятельности)
Кол-во часов
Тип урока (форма и вид деятельности, форма занятия)
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля. Измерители
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Домашнее задание
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Техника безопасности , гигиена, санитария -1 час
Основные сведения о гигиене труда , об утомляемости.
Значение режима труда.
Общие понятия о профессиональ
ных заболеваниях.
1
Урок усвоения новых знаний,
Режим рабочего дня , требования к спецодежде.
Первая помощь при несчастных случаях , при кровопотери , ушибах и ожогах
Знать: документы инструкции
Уметь: применять в жизненных ситуациях
Опросник
Инструкции по т/б
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2.Токарные станки – 2 часа
Классификация станков.
2
Урок применения новых знаний, практическая работа.
Знать:. Виды назначения
Уметь:. Определять тип станка и маркировку
Плакаты схемы станки
П.С.Лезнер
«Токарное и фрезерное дело»
п12стр60
Устройство токарно-винторезного станка.
Управление станком.
3
Урок применения новых знаний, практическая работа.
Передняя бабка. задняя фарту суппорт механизмы подачи и передачи, электрошкаф
Знать:. Назначения узлов станка и их устройство Уметь: настраивать станок устанавливать инструменты приспособления
Токарно-винторезный станок
П13 стр 65
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3.Машиностроительные материалы и их свойства – 1 час
Металлы и их свойства.
Классификация сталей.
Маркировка область применения.
4
Урок применения новых знаний, практическая работа.
Общие понятия
Строение
Физические и химические свойства
Твердость
Технологические свойства
Знать: назначения и применения
Уметь: работать с металлами и сплавами расшифровывать марки
Тесты
Опросники
Расшифровка маркировок
Конспект.
П.С.Лернер
«Токарное и фрезерное дело»
П6-9 стр 29
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4.Основы технического измерения – 1 час
Государственная система измерений.
Классификация измерительных средств.
Штангенциркуль , микрометр.
5
Урок применения новых знаний, практическая работа.
Предельные отклонения размеров. Допуски формы и расположение поверхности
Штангенциркуль
Микрометр резьбомер
Знать: измерительные приборы и их применение
Уметь: пользоваться и отсчитывать доли
Фикспровать точность измерения
Измерения деталей и фиксация размеров
Конспект.
С.К.Боголюбов «Черчение»
Гл39 стр201
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5.Машиностроительное черчение – 1 час
Рабочие чертежи и эскизы
Основные виды на чертежах.
Обозначения на чертежах.
6
Урок применения новых знаний, практическая работа.
Ознакомление с деталью. Выбор главного вида .Выбор формата листа Подготовка. Нанесение изображений. Оформление видов. Нанесение размерных чисел.
Чтение обозначений на чертежах
Знать: правила
виды
Уметь: видеть детали и выполнять рабочие эскизы
Упр.3.61-3.68
Работа с рабочими чертежами
Конспект.
А.М.Бродский
«Практикум по
инж. Графике»
стр59
П.С.Лернер «Токарное и фрезерное дело»
П17 стр 78
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6.Технология обработки металла – 2 час
Виды работ.
Процесс резания металлов.
Режущие инструменты.
7
Урок применения новых знаний, практическая работа.