Программа дополнительного образования "Математика на 5"
Программа дополнительного образования "Математика на 5"
Данная программа направлена на общее развитие учащихся 4-х классов, требующее продуктивной деятельности в процессе выполнения математических заданий, формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности. Результатом освоения программы учащимися 4 классов является качественная подготовка, адаптация учащихся для обучения в 5 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Математика на 5"»
Дополнительная образовательная программа
«Математика на 5»
Составитель:
Скорук Марина Васильевна,
учитель математики МАОУ «Центр
образования № 13 имени Героя Советского
Союза Н.А.Кузнецова», г.Тамбов
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на общее развитие учащихся 4-х классов, требующее продуктивной деятельности в процессе выполнения математических заданий, формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на обеспечение принципа преемственности между начальной и основной школой. Содержание курса соответствует как действующей программе по математике в 4-м классе, так и познавательным возможностям младших школьников, одновременно предоставляя им возможность работать на уровне повышенных требований в опережающем темпе. Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики с одновременным расширением и углублением наиболее актуальных тем математики 4-го класса.
Данная программа позволяет обучаемым расширить целостное представление о математике. Содержание курса способствует развитию образного мышления, формированию предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, углублению математических знаний, воспитанию интереса к математике, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. Решение математических задач, связанных с развитием логического мышления, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, закрепит интерес детей к познавательной деятельности. Важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучаемых способность работать самостоятельно, творчески мыслить, совершенствовать коммуникативные навыки, навыки аргументации собственной позиции. Каждое занятие строится так, чтобы побуждать ученика самостоятельно решать возникающие проблемы.
Цель программы – развитие устойчивого интереса к математике, выработка понимания того, что математика является инструментом познания окружающего мира, формирование приемов мыслительной деятельности.
Задачи программы:
расширить математический кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
закрепить и расширить математические знания учащихся в области математики 4 класса, подготовить к качественному обучению в 5 классе;
научить делать доступные умозаключения и обобщения, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
способствовать формированию интереса к предмету, стремление использовать математические знания в жизни;
создать условия для индивидуальной творческой деятельной, групповой, коллективной работы;
формировать психологическую готовность учащихся к участию в конкурсах, турнирах, олимпиадах.
Принципы программы:
добровольность – охват дополнительным образованием с учетом возможностей, склонностей, интересов обучаемых;
занимательность – включение в программу игровых моментов, конкурсных заданий;
научность – раскрытие связей и закономерностей в изучаемом материале, включение обучаемых в исследовательско-поисковую работу;
доступность – подбор заданий с учетом возрастных особенностей обучаемых;
практическая направленность – использование обучаемыми полученных знаний в дальнейшей работе на уроках, при участии в конкурсах, олимпиадах;
дифференциация – подбор разноуровневых заданий;
реалистичность – возможность реального усвоения данного курса за конкретный период времени.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является сочетание индивидуальной и групповой форм работы с учащимися. Разнообразие способов получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время.
Возрастное предназначение программы
Данная программа рассчитана на учащихся от 9 до 11 лет (4 классы), предполагает различные виды деятельности для детей данной возрастной группы с учетом их возрастных и физиологических особенностей, интересов детей и потребностей родителей в дополнительном образовании. Программа предусматривает работу детских групп в количестве 10 – 15 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 0.5года (II полугодие).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Основные формы организации занятий:
индивидуальные (самостоятельные работы, участие в олимпиадах, «Кенгуру», работа на компьютере, индивидуальные беседы);
групповые (теоретические и практические занятия по методикам кооперативного, интерактивного обучения).
Основные направления работы – работа с научно-популярной литературой, практические работы, игровая деятельность, творческие работы, участие в конкурсах, олимпиадах, практикумы по решению задач.
Предполагаемый результат обучения
в предметной сфере - улучшение качества математической подготовки:
умения выполнять устные вычисления в пределах 1000;
знание правила порядка действий и умение применять его на практике;
умение решать типичные текстовые задачи арифметическим способом;
умение применять логические приемы при решении нестандартных задач;
умения решать уравнения на 2 – 3 логических шага;
умения распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.
в личностной сфере – успешная самореализация в учебной деятельности:
развитие любознательности, творческих способностей, логического мышления, интереса к математике;
умения использовать приобретенные знания в практической деятельности, в олимпиадах;
приобретение опыта коллективной работы.
Формы подведения итогов реализации программы
Освоение курса завершается итоговой диагностикой (компьютерное тестирование) и анкетированием с целью определения обучающимися полезности для них данного курса.
Примерное учебно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы
«Математика на 5»
№ п/п
Название темы
Количество часов
теория
практика
всего
Величины. Их измерения
1
3
4
Действия с многозначными числами
1
3
4
Решение текстовых задач
1
5
6
Решение уравнений
1
3
4
Задачи с дробями
1
2
3
Изучение элементов геометрии
1
4
5
Задания на развитие творческого потенциала
0
7
7
Комбинаторные задачи
1
1
1
Зачетное занятие
0
1
1
Всего
7
29
36
Содержание
дополнительной образовательной программы
«Математика на 5»
Тема 1. Величины. Их измерения (4ч). Длина, меры длины. Время, меры времени. Масса, меры массы. Действия с величинами
Тема 2. Действия с многозначными числами (4ч). Приемы быстрого счета. Действия с многозначными числами. Составление блок схем к примерам и примеров по блок-схемам.
Тема 3. Решение текстовых задач (6ч). Задачи на сравнение. Задачи общего содержания. Задачи на движение. Задачи на работу. Прямые и обратные задачи. Задачи на нахождение части от числа.
Тема 4. Решение уравнений (4ч). Решение уравнений на нахождение компонентов действий. Решение на 2 – 3 логических шага. Решение простейших задач с помощью уравнений
Тема 5. Задачи с дробями (3ч). Действия с обыкновенными дробями. Задачи на нахождение дроби от числа и числа по дроби.
Тема 6. Изучение элементов геометрии (5ч). Окружность и круг. Углы на плоскости. Задачи на нахождение линейных размеров фигур. Площадь, единицы площади. Вычисление площадей плоских фигур.
Тема 7. Задания на развитие творческого потенциала (7ч). Задания «Кенгуру» разных лет. Решение олимпиадных заданий. Игровые задания. Математические головоломки. Задачи со спичками.
Тема 8. Комбинаторные задачи (2ч). Задачи на перебор вариантов
Методическое обеспечение программы
Содержание программы предполагает применение элементов лекционно-практической системы обучения с опорой на творческое взаимодействие с обучаемыми. В работе широко используются современные образовательные методики и технологии, а именно: проблемное обучение, игровые технологии, метод проектов, технология создания ситуации успеха, методика развития критического мышления, интерактивная технология.
Формы организации занятий позволяют каждому участнику проявить свои индивидуальные способности. Для повышения мотивации, самооценки, сплочения коллектива запланированы массовые тематические мероприятия математической направленности.
В учебном процессе используются методические разработки автора и педагогический опыт учителей страны. Основной дидактический материал взят из действующих учебных и дидактических пособий.
Техническое оснащение процесса обучения связано с созданием условий для компьютерной поддержки курса. Необходимые технические средства обучения – компьютеры, мультимедийный проектор, принтер.
Библиография
Литература для учителя
Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2005
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 - 4 классы одиннадцатилетней школы). Министерство просвещения РСФСР, 1988.
Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1 - 4 классы. М.: Издательство «Первое сентября» - 2004 г.
В мире занимательной математики. 4 класс. Дементьева Л.С. - 2011
Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 г.
Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
Математический клуб «Кенгуру». Выпуск 12, 3 – 8 классы. Жарковская Н.А., Рисс Е.А. - 2005
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1 - 4 классы. Тула: ООО Издательство «Астрель», 2004.