kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по математике "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образовани. Математика 5-6 классы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по математике "Занимательная математика"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением математики»
Рассмотрена на педагогическом совете протокол № 3 от 15.03.15г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 33 ___С.В.Белканова




Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Занимательная математика»





Автор: Гоманов С.А. 
Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации программы:

2 года, 136 часов

Педагог дополнительного образования:

Артемьева Нина Васильевна











Великий Новгород

2015




Пояснительная записка


Направленность


Программа «Занимательная математика» является модифицированной программой дополнительного образования и имеет естественнонаучную направленность. Она разработана на основе программы С.А. Гоманова факультативного курса по математике для учащихся 5-6-х классов "Математическая лестница" (Общероссийский проект, школа цифрового века 2012/13).


Программа «Занимательная математика» оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода, Программа реализуется в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением математики».

Разработанная программа «Занимательная математика» основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи обучающихся.

Актуальность

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом тенденций развития познавательной и творческой активности обучающихся нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В нее включены задания, которые направлены на развитие аналитического мышления и зрительной памяти. Программа поможет обучающимся расширить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также выбрать будущую профессию.



Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что изучение занимательного материала способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение занимательным материалом и умелое его использование на практике помогает разбираться с различными сторонами нашей жизни. Обучающимся приходится выполнять действия не формально, а подходить к работе творчески, развивая логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение, навыки вычислений. Они учатся понимать процесс как бы из­нутри, не только работая с заданием, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.



Цель: способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • Обучающие:

  • сформировать приемы решения задач - от самых простых до более сложных;

  • освоить понятие о математических отношениях;

  • освоить приемы передачи условия задачи;

  • изучить основные приемы решения задач;

  • Развивающие:

  • развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;

  • развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

  • развить умение анализировать свое решение задачи в процессе работы, сравнивая его с работами других обучающихся;

  • развить воображение, навыки вычислений. Они учатся понимать процесс как бы из­нутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.

  • развить умение установления межпредметных связей математики с другими дис­циплинами;

  • развить умение работать в команде

  • Воспитывающие:

  • воспитать аккуратность;

  • воспитать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;

  • воспитать интерес к занятию математикой.

Отличительной особенностью для данной модифицированной программы является ее обогащение большим количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления обучающихся, с целью контроля за динамикой сформированности знаний и умений воспитанников введены диагностические занятия (в сентябре, декабре и мае), дополнена краеведческим материалом.

Возраст обучающихся: 11-13 лет.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года, 136 часов, по 2 часа в неделю.


Методы обучения

Основная методическая установка программы – обучение воспитанников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому решению поставленных задач на основе краткого по времени объяснения педагогом нового материала и консультирования обучающихся в процессе выполнения практических заданий.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода, так как в связи с индивидуальными способностями, результативность в усвоении программного материала может быть различной.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к обучению и способствует творческому росту обучающихся.


Формы и режим занятий:


Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • обучающиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Формы работы:

  • вводные и обобщающие занятия;

  • деловые игры;

  • интеллектуальные турниры;

  • математические бои.

Методы работы:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • тестирование;

  • моделирование;

  • работа с книгой.

Ожидаемые результаты и способ проверки

1 год обучения:

По окончании обучающийся должен знать:

  • историю возникновения математических символов;

  • различные системы счисления (мер и весов, денег, времени и т. д.);

  • биографии выдающихся математиков;

  • о применении математики в изучении окружающего мира.

По окончании обучающийся должен уметь:

  • пользоваться математическими символами и системами счисления;

  • принимать рациональные решения в различных сферах;

  • применять теоретические знания при решении задач.

2 год обучения:

По окончании обучающийся должен знать:

  • свойства четности;

  • принцип Дирихле;

  • различные методы решения логических задач;

  • некоторые свойства чисел и групп чисел.

По окончании обучающийся должен уметь:

  • решать задачи на применение свойств четности;

  • решать логические задачи с помощью таблиц и рассуждений;

  • решать простейшие задачи на применение принципа Дирихле;

  • расшифровывать простейшие математические ребусы;

  • показывать математические фокусы.

Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностика проводится после изучения каждой темы с применением рейтинговой системы контроля и оценки достижений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • итоговые контрольные работы;

  • тестирования;

  • выпуск газет;

  • участие в городских конкурсах;

  • ежегодная внутришкольная отчетная выставка.



УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

Название темы

Количество

часов

Теория

Практика

Всего

1

Старинные системы записи чисел

1

2

3

2

Числа великаны

1

2

3

3

Четыре действия арифметики

1

3

4

4

Открытие нуля

1

1

2

5

История линейки

1

1

2

6

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

1

3

4

7

Возникновение денег

1

1

2

8

Денежная система в Древней Руси

1

1

2

9

Как люди измерять время

1

1

2

10

Изобретение календаря

1

1

2

11

Из истории мер массы. Система мер русского народа

1

3

4

12

Происхождение метрической системы мер

1

1

2

13

Знаменитые математики

1

2

3

14

Происхождение дробей

1

2

3

15

Из истории цифры 7

1

1

2

16

Покорение космоса и математика

1

1

2

17

Математика и наш город

1

3

4

18

Математика и здоровье человека

1

3

4

19

Геометрия – значит «земледелие»

1

1

2

20

Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками

1

1

2

21

Задачи на смекалку

1

1

2

22

Бережливость дороже богатства

1

2

3

23

Земля – кормилица

1

2

3

24

Экономика и математика

1

3

4

25

«Математика вокруг нас»

1

1

2


Итого:

25

43

68

II год обучения

Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1

Четные и нечетные числа. Свойства четности.

1

1

2

2

Сумма, разность и произведение четных чисел. Доказательство свойств четности.

1

1

2

3

Решение задач на чередование, разбиение на пары.

1

1

2

4

Понятие о принципе Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство.

2


2

5

Решение простейших задач на принцип Дирихле.


2

2

6

Решение задач с геометрической направленностью.

1

1

2

7

.Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур


2

2

8

Раскрашивание (нумерование) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей. Стандартные способы раскрасок.

2


2

9

Решение задач с помощью идеи раскрашивания


2

2

10

Основная теорема арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков.

2


2

11

Решение задач на десятичную запись числа, на использование свойств делимости.


2

2

12

Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки.

1

1

2

13

Переливания. Взвешивания. Рациональная запись решения.

1

1

2

14

Решение задач на переливания и взвешивания.


2

2

15

Решение геометрических головоломок.


2

2

16

Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлении записей.

1

1

2

17

Основные приемы решения математических ребусов.

2


2

18

Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.


2

2

19

Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел.


2

2

20

Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.

1

1

2

21

Отгадывание возраста. Предсказание суммы.

1

1

2

22

Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов.

1

1

2

23


Фестиваль «Математические чудеса и тайны».


1

1

24

Игра, рассчитанная на логику. Схема геометрических фигур. Оптимальные решения.

1

1

2

25

Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения.


2

2

26

Методы решения логических задач. Задачи на соответствие и исключение неверных вариантов.

1

1

2

27

Задачи на упорядочение множеств. Турнирные задачи.

1

1

2

28

Задачи о лгунах. Игровые логические задачи. Игры мудрецов.

1

1

2

29

Решение логических задач с применением таблиц.


2

2

30

Решение логических задач с помощью рассуждений.

1

1

2

31

Свойства числа 365. Три девятки. Число Шехерезады.

1

1

2

32

Шесть единиц. Числовые пирамиды.

1

1

2

33

Цифровая лестница. Магические кольца.

1

1

2

34

Демонстрация свойств данных чисел и групп чисел.


1

1

35

Майский математический марафон


2

2


Итого:

26

42

68



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

Тема 1. Старинные системы записи чисел (3 часа).

Теоретические занятия (1час): Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы.

Практические занятия (2часа): Стихотворения о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.

Тема 2. Числа великаны (3 часа).

Теоретические занятия(1час): История возникновения названия – «миллион», «миллиард», «триллион» и другие.

Практические занятия (2часа): Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

Тема 3. Четыре действия арифметики (4 часа).

Теоретические занятия (1час): Как появились знаки «+», «‑», «×», «:».

Практические занятия (3часа): Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».

Тема 4. Открытие нуля (2 часа).

Теоретические занятия (1час): История открытия нуля.

Практические занятия (1час): Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

Тема 5. История линейки (2 часа).

Теоретические занятия (1час): История линейки в России.

Практические занятия (1час): Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».

Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси (4 часа).

Теоретические занятия 1час): Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские.

Практические занятия (3часа): Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».

Тема 7. Возникновение денег (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Возникновение денег, как и откуда произошли их названия.

Практические занятия (1час): Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».

Тема 8. Денежная система в Древней Руси (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система.

Практические занятия (1час): Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».

Тема 9. Как люди научились измерять время (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени.

Практические занятия (1час): Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра «Какой цифры не стало».

Тема 10. Изобретение календаря (2 часа).

Теоретические занятия (1 час): Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век.

Практические занятия (1час): Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».

Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа (4 часа).

Теоретические занятия (1час): Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России.

Практические занятия (3часа): Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».

Тема 12. Происхождение метрической системы мер (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм.

Практические занятия (1час): Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

Тема 13. Знаменитые математики (3 часа).

Теоретические занятия (1час): Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик.

Практические занятия (2часа): Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.

Тема 14. Происхождение дробей (3 часа).

Теоретические занятия (1час): Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться.

Практические занятия (2часа): Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».

Тема 15. Из истории цифры 7 (2 часа).

Теоретические занятия (1час): О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.

Практические занятия (1час): Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».

Тема 16. Покорение космоса и математика (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе.

Практические занятия (1час): Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».

Тема 17. Математика и наш город (4 часа).

Теоретические занятия (1час): История строительства новгородского Кремля.

Практические занятия (3часа): Занимательные задачи о Кремле. Стихотворения о Великом Новгороде и реке Волхов. Игра-соревнование «Кто быстрее».

Тема 18. Математика и здоровье человека (4 часа).

Теоретические занятия (1час): Основы здорового образа жизни и математика.

Практические занятия (3часа): Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

Тема19. Геометрия – значит « земледелие» (2 часа).

Теоретические занятия (1час): История возникновения геометрии как науки.

Практические занятия (1час): Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра, «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».

Тема 20. Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий.

Практические занятия (1час): Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.

Тема 21. Задачи на смекалку (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Принципы решения задач.

Практические занятия (1час): Задачи на смекалку. Стихотворения.

Тема 22. Бережливость дороже богатства (3 часа).

Теоретические занятия(1час): Пути экономии в домашнем хозяйстве.

Практические занятия (2часа): Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».

Тема 23. Земля – кормилица (3 часа).

Теоретические занятия(1час): О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания.

Практические занятия (2часа): Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.

Тема 24. Экономика и математика (4 часа).

Теоретические занятия (1час): Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания.

Практические занятия (3часа): Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-49».

25. « Математика вокруг нас» (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Обобщение курса.

Практические занятия (1час): Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.

II год обучения

Тема 1. Четные и нечетные числа. Свойства четности (2 часа)

Теоретические занятия (1час): Четные и нечетные числа. Свойства четности.

Практические занятия (1час): Решение задач. Стихотворения о числах. Мини-кроссворд.

Тема 2. Сумма, разность и произведение четных чисел. Доказательство свойств четности (2 часа)

Теоретические занятия (1час): Закономерности при нахождении суммы, разности и произведения четных чисел. Доказательство свойств четности.

Практические занятия (1час): Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее найдет сумму, разность, произведение четных чисел.»

Тема 3. Решение задач на чередование, разбиение на пары (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Чередование чисел, пара, разбиение на пары.

Практические занятия (1час): Занимательные задачи, связанные с чередованием, разбиением на пары, стихотворения.


Тема 4. Понятие о принципе Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство (2 часа).

Теоретические занятия (2часа): Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство.


Тема 5. Решение простейших задач на принцип Дирихле (2 часа).

Практические занятия (2часа): Игра-соревнование «Кто быстрее».

Тема 6. Решение задач с геометрической направленностью (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Виды задач с геометрической направленностью.

Практические занятия (1час): Игра-соревнование «Кто быстрее».

Тема 7.Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур (2часа).

Практические занятия (2часа): Конкурс «Кто вперед» .

Тема 8. Раскрашивание (нумерование) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей. Стандартные способы раскрасок (2часа).

Теоретические занятия (2часа): Раскрашивание объектов для выявления их свойств и закономерностей, стандартные способы раскрасок .


Тема 9. Решение задач с помощью идеи раскрашивания (2часа).

Практические занятия (2часа): Стихотворения о красках, игра-соревнование «Кто быстрее».


Тема 10. Основная теорема арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков (2часа).

Теоретические занятия (2часа): Формулировка основной теоремы арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков.


Тема 11. Решение задач на десятичную запись числа, на использование свойств делимости (2часа).

Практические занятия (2часа): Стихотворения о десятичных дробях, свойствах делимости, конкурс «Кто вперед».

Тема 12. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки (2часа).

Теоретические занятия (1час): Определения равновеликих и равносоставленных фигур, закономерности разгадывания геометрических головоломок .

Практические занятия (1час): Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-49».

Тема 13. Переливания. Взвешивания. Рациональная запись решения (2часа).

Теоретические занятия (1час): Опытное доказательство решения задач на переливания, взвешивания.

Практические занятия (1час): Оформление рациональной записи решения.


Тема 14. Решение задач на переливания и взвешивания (2часа).

Практические занятия (2часа): Игра-соревнование «Рациональная запись решения». Пословицы и поговорки о рациональности в жизни человека.


Тема 15. Решение геометрических головоломок (2часа).

Практические занятия (2часа): « Аукцион-44», «Ярмарка-49».


Тема 16. Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений.

Логические рассуждения при восстановлении записей (2часа).

Теоретические занятия (1час): Примеры числовых ребусов, правила восстановление записей вычислений.

Практические занятия (1час): Логические рассуждения при восстановлении записей.

Тема 17. Основные приемы решения математических ребусов (2часа).

Теоретические занятия (2часа): Приемы решения ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.


Тема 18. Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью (2часа).

Практические занятия (2часа): Конкурс «Кто вперед».

Тема 19. Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел (2часа)

Практические занятия (2часа): Разгадка фокусов с предсказанием результатов действий, фокусов с отгадыванием чисел.


Тема 20. Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9 (2часа).

Теоретические занятия (1час): Приемы разгадывания фокусов, основанных на быстром счете, фокусов, основанных на свойствах числа 9.

Практические занятия (1час): Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».


Тема 21. Отгадывание возраста. Предсказание суммы (2часа).

Теоретические занятия (1час): Критерии отгадывание возраста. предсказание суммы.

Практические занятия (1час): Отгадывание возраста по фотографии.


Тема 22. Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов (2часа)

Теоретические занятия (1час): Приемы разгадывания фокусов, объяснение их секретов. Обучение демонстрации фокусов.

Практические занятия (1час): Демонстрация фокусов.


Тема 23. Фестиваль «Математические чудеса и тайны (1час)

Практические занятия (1час): Демонстрация «Математических чудес и тайн»


Тема 24. Игра, рассчитанная на логику. Схема геометрических фигур. Оптимальные решения (2часа).

Теоретические занятия (1час): Правила игры, рассчитанные на логику.

Практическое занятия (1час): Игра « Оптимальное решение».


Тема 25. Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения (2 часа).

Практическое занятия (2часа): Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения в группах.


Тема 26. Методы решения логических задач. Задачи на соответствие и исключение неверных вариантов (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Основные методы решения логических задач.

Практическое занятия (1час): Решение задачи на соответствие и исключение неверных вариантов.


Тема 27. Задачи на упорядочение множеств. Турнирные задачи (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Понятие множества, упорядочение множеств.

Практическое занятия (1час): Решение турнирных задач.

Тема 28. Задачи о лгунах. Игровые логические задачи. Игры мудрецов (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Способы решения игровых логических задач.

Практические занятия (1час): Разбор решения задачи о лгунах.

Тема 29. Решение логических задач с применением таблиц (2 часа).

Практическое занятия (2часа): Игра-соревнование «Логика» по станциям.


Тема 30. Решение логических задач с помощью рассуждений (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Способы решения задач с помощью рассуждений.

Практические занятия (1час): Игра-соревнование «Логика» по станциям.


Тема 31. Свойства числа 365. Три девятки. Число Шехерезады (2 часа).

Теоретические занятия (1час): О свойствах числа 365. Три девятки. Число Шехерезады..

Практическое занятия (1час): Стихотворения, поговорки о цифрах 3, 6, 5. Магическое число Шехерезады..


Тема 32. Шесть единиц. Числовые пирамиды (2 часа).

Теоретические занятия (1час): О свойствах числа 1111111, составление числовых пирамид.

Практические занятия (1час): Работа с числовыми пирамидами.


Тема 33. Цифровая лестница. Магические кольца (2 часа).

Теоретические занятия (1час): понятия: цифровая лестница, магические кольца.

Практические занятия (1час): Построение цифровых лестниц, сборка магических колец.


Тема 34. Демонстрация свойств данных чисел и групп чисел (1 час).

Практические занятия (1час): Первые сто интересных чисел


Тема 35. Майский математический марафон (2 часа)

Теоретические занятия (1час): Обобщение курса.

Практические занятия (1час): Викторина по теме «Свойства чисел». Загадки о числах. Конкурс на лучший фокус.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • Научные статьи по темам

  • Конспекты занятий

  • Печатные издания

Дидактический материал представлен:

  • Таблица «Мер и весов»

  • Таблица «Правила арифметики»

  • Таблица «Пифагора»

  • Таблица «Квадрат числа»

  • Методические игры

  • Математические сказки

  • Тематические карточки с заданиями

Учебные пособия:

  • Палочки

  • Калькуляторы

  • Измерительные приборы (линейка, треугольник, транспортир, циркуль)

Лекционный материал:

  • Беседа «История календаря»

  • Беседа «Как люди научились считать»

  • Беседа «Выдающиеся отечественные математики»



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Кабинет для обучения:

  • Доска – 1 штука

  • Столы – 15 штук

  • Стулья – 15 штук

  • Стеллажи для хранения дидактических материалов – 4 штуки

  • Плакатница для хранения детских работ – 1 штука

Инструменты и приспособления:

  • Магниты

  • Канцелярские принадлежности

  • Указка

  • Измерительные приборы

Материалы:

  • Ватман

  • Цветные карандаши

  • Палочки

  • Цветная бумага

  • Альбомы

Оргтехника:

  • Телевизор

  • Видеоплейр

  • Экран

  • Ноутбук

  • Видеопроектор

Электронные средства обучения:

  • Презентации по темам

  • Электронные энциклопедии

ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. – Тула, 1992.

.Виленкин Н.Я. Книга для учителя 5 клаасс- Мнемазина 2009.

Виленкин Н.Я. Книга для учителя 6 клаасс- Мнемазина 2009

Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М., 1982.

Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике в школе.- М., 1976.

Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М., 1995.

Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.

Математические кружки в школе 5-8 классы. – М., 2008.

Интернет. Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы.

Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

Для обучающихся:

Энциклопедия для детей. Математика.- М., 1998.

Ершова А.И.- Дидактические материалы 5 класс-М., 2009

Ершова А.И.- Дидактические материалы 6 класс-М., 2009

Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования по математике "Занимательная математика"

Автор: Артемьева Нина Васильевна

Дата: 15.09.2016

Номер свидетельства: 343915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа дополнительного образования «В стране занимательной математики» по познавательному развитию детей"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_dopolnitelnogo_obrazovaniia_v_strane_zanimatelnoi_matematiki_po_poznav"
    ["file_id"] => string(6) "642472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1702724839"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Программа дополнительного образовательного курса " Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(81) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovatiel-nogho-kursa-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "137271"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417325081"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для 1 – 4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniia_zanimatelnaia_matematika_dlia_1_"
    ["file_id"] => string(6) "518626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567006265"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа дополнительного образования.Занимательная математика.4 класс. "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-zanimatiel-naia-matiematika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185099"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426147436"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства