kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по математике "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образовани. Математика 5-6 классы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по математике "Занимательная математика"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением математики»
Рассмотрена на педагогическом совете протокол № 3 от 15.03.15г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 33 ___С.В.Белканова




Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Занимательная математика»





Автор: Гоманов С.А. 
Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации программы:

2 года, 136 часов

Педагог дополнительного образования:

Артемьева Нина Васильевна











Великий Новгород

2015




Пояснительная записка


Направленность


Программа «Занимательная математика» является модифицированной программой дополнительного образования и имеет естественнонаучную направленность. Она разработана на основе программы С.А. Гоманова факультативного курса по математике для учащихся 5-6-х классов "Математическая лестница" (Общероссийский проект, школа цифрового века 2012/13).


Программа «Занимательная математика» оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода, Программа реализуется в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением математики».

Разработанная программа «Занимательная математика» основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи обучающихся.

Актуальность

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом тенденций развития познавательной и творческой активности обучающихся нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В нее включены задания, которые направлены на развитие аналитического мышления и зрительной памяти. Программа поможет обучающимся расширить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также выбрать будущую профессию.



Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что изучение занимательного материала способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение занимательным материалом и умелое его использование на практике помогает разбираться с различными сторонами нашей жизни. Обучающимся приходится выполнять действия не формально, а подходить к работе творчески, развивая логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение, навыки вычислений. Они учатся понимать процесс как бы из­нутри, не только работая с заданием, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.



Цель: способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • Обучающие:

  • сформировать приемы решения задач - от самых простых до более сложных;

  • освоить понятие о математических отношениях;

  • освоить приемы передачи условия задачи;

  • изучить основные приемы решения задач;

  • Развивающие:

  • развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;

  • развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

  • развить умение анализировать свое решение задачи в процессе работы, сравнивая его с работами других обучающихся;

  • развить воображение, навыки вычислений. Они учатся понимать процесс как бы из­нутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.

  • развить умение установления межпредметных связей математики с другими дис­циплинами;

  • развить умение работать в команде

  • Воспитывающие:

  • воспитать аккуратность;

  • воспитать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;

  • воспитать интерес к занятию математикой.

Отличительной особенностью для данной модифицированной программы является ее обогащение большим количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления обучающихся, с целью контроля за динамикой сформированности знаний и умений воспитанников введены диагностические занятия (в сентябре, декабре и мае), дополнена краеведческим материалом.

Возраст обучающихся: 11-13 лет.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года, 136 часов, по 2 часа в неделю.


Методы обучения

Основная методическая установка программы – обучение воспитанников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому решению поставленных задач на основе краткого по времени объяснения педагогом нового материала и консультирования обучающихся в процессе выполнения практических заданий.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода, так как в связи с индивидуальными способностями, результативность в усвоении программного материала может быть различной.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к обучению и способствует творческому росту обучающихся.


Формы и режим занятий:


Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • обучающиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Формы работы:

  • вводные и обобщающие занятия;

  • деловые игры;

  • интеллектуальные турниры;

  • математические бои.

Методы работы:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • тестирование;

  • моделирование;

  • работа с книгой.

Ожидаемые результаты и способ проверки

1 год обучения:

По окончании обучающийся должен знать:

  • историю возникновения математических символов;

  • различные системы счисления (мер и весов, денег, времени и т. д.);

  • биографии выдающихся математиков;

  • о применении математики в изучении окружающего мира.

По окончании обучающийся должен уметь:

  • пользоваться математическими символами и системами счисления;

  • принимать рациональные решения в различных сферах;

  • применять теоретические знания при решении задач.

2 год обучения:

По окончании обучающийся должен знать:

  • свойства четности;

  • принцип Дирихле;

  • различные методы решения логических задач;

  • некоторые свойства чисел и групп чисел.

По окончании обучающийся должен уметь:

  • решать задачи на применение свойств четности;

  • решать логические задачи с помощью таблиц и рассуждений;

  • решать простейшие задачи на применение принципа Дирихле;

  • расшифровывать простейшие математические ребусы;

  • показывать математические фокусы.

Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностика проводится после изучения каждой темы с применением рейтинговой системы контроля и оценки достижений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • итоговые контрольные работы;

  • тестирования;

  • выпуск газет;

  • участие в городских конкурсах;

  • ежегодная внутришкольная отчетная выставка.



УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

Название темы

Количество

часов

Теория

Практика

Всего

1

Старинные системы записи чисел

1

2

3

2

Числа великаны

1

2

3

3

Четыре действия арифметики

1

3

4

4

Открытие нуля

1

1

2

5

История линейки

1

1

2

6

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

1

3

4

7

Возникновение денег

1

1

2

8

Денежная система в Древней Руси

1

1

2

9

Как люди измерять время

1

1

2

10

Изобретение календаря

1

1

2

11

Из истории мер массы. Система мер русского народа

1

3

4

12

Происхождение метрической системы мер

1

1

2

13

Знаменитые математики

1

2

3

14

Происхождение дробей

1

2

3

15

Из истории цифры 7

1

1

2

16

Покорение космоса и математика

1

1

2

17

Математика и наш город

1

3

4

18

Математика и здоровье человека

1

3

4

19

Геометрия – значит «земледелие»

1

1

2

20

Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками

1

1

2

21

Задачи на смекалку

1

1

2

22

Бережливость дороже богатства

1

2

3

23

Земля – кормилица

1

2

3

24

Экономика и математика

1

3

4

25

«Математика вокруг нас»

1

1

2


Итого:

25

43

68

II год обучения

Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1

Четные и нечетные числа. Свойства четности.

1

1

2

2

Сумма, разность и произведение четных чисел. Доказательство свойств четности.

1

1

2

3

Решение задач на чередование, разбиение на пары.

1

1

2

4

Понятие о принципе Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство.

2


2

5

Решение простейших задач на принцип Дирихле.


2

2

6

Решение задач с геометрической направленностью.

1

1

2

7

.Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур


2

2

8

Раскрашивание (нумерование) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей. Стандартные способы раскрасок.

2


2

9

Решение задач с помощью идеи раскрашивания


2

2

10

Основная теорема арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков.

2


2

11

Решение задач на десятичную запись числа, на использование свойств делимости.


2

2

12

Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки.

1

1

2

13

Переливания. Взвешивания. Рациональная запись решения.

1

1

2

14

Решение задач на переливания и взвешивания.


2

2

15

Решение геометрических головоломок.


2

2

16

Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлении записей.

1

1

2

17

Основные приемы решения математических ребусов.

2


2

18

Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.


2

2

19

Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел.


2

2

20

Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.

1

1

2

21

Отгадывание возраста. Предсказание суммы.

1

1

2

22

Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов.

1

1

2

23


Фестиваль «Математические чудеса и тайны».


1

1

24

Игра, рассчитанная на логику. Схема геометрических фигур. Оптимальные решения.

1

1

2

25

Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения.


2

2

26

Методы решения логических задач. Задачи на соответствие и исключение неверных вариантов.

1

1

2

27

Задачи на упорядочение множеств. Турнирные задачи.

1

1

2

28

Задачи о лгунах. Игровые логические задачи. Игры мудрецов.

1

1

2

29

Решение логических задач с применением таблиц.


2

2

30

Решение логических задач с помощью рассуждений.

1

1

2

31

Свойства числа 365. Три девятки. Число Шехерезады.

1

1

2

32

Шесть единиц. Числовые пирамиды.

1

1

2

33

Цифровая лестница. Магические кольца.

1

1

2

34

Демонстрация свойств данных чисел и групп чисел.


1

1

35

Майский математический марафон


2

2


Итого:

26

42

68



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

Тема 1. Старинные системы записи чисел (3 часа).

Теоретические занятия (1час): Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы.

Практические занятия (2часа): Стихотворения о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.

Тема 2. Числа великаны (3 часа).

Теоретические занятия(1час): История возникновения названия – «миллион», «миллиард», «триллион» и другие.

Практические занятия (2часа): Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

Тема 3. Четыре действия арифметики (4 часа).

Теоретические занятия (1час): Как появились знаки «+», «‑», «×», «:».

Практические занятия (3часа): Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».

Тема 4. Открытие нуля (2 часа).

Теоретические занятия (1час): История открытия нуля.

Практические занятия (1час): Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

Тема 5. История линейки (2 часа).

Теоретические занятия (1час): История линейки в России.

Практические занятия (1час): Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».

Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси (4 часа).

Теоретические занятия 1час): Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские.

Практические занятия (3часа): Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».

Тема 7. Возникновение денег (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Возникновение денег, как и откуда произошли их названия.

Практические занятия (1час): Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».

Тема 8. Денежная система в Древней Руси (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система.

Практические занятия (1час): Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».

Тема 9. Как люди научились измерять время (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени.

Практические занятия (1час): Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра «Какой цифры не стало».

Тема 10. Изобретение календаря (2 часа).

Теоретические занятия (1 час): Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век.

Практические занятия (1час): Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».

Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа (4 часа).

Теоретические занятия (1час): Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России.

Практические занятия (3часа): Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».

Тема 12. Происхождение метрической системы мер (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм.

Практические занятия (1час): Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

Тема 13. Знаменитые математики (3 часа).

Теоретические занятия (1час): Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик.

Практические занятия (2часа): Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.

Тема 14. Происхождение дробей (3 часа).

Теоретические занятия (1час): Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться.

Практические занятия (2часа): Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».

Тема 15. Из истории цифры 7 (2 часа).

Теоретические занятия (1час): О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.

Практические занятия (1час): Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».

Тема 16. Покорение космоса и математика (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе.

Практические занятия (1час): Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».

Тема 17. Математика и наш город (4 часа).

Теоретические занятия (1час): История строительства новгородского Кремля.

Практические занятия (3часа): Занимательные задачи о Кремле. Стихотворения о Великом Новгороде и реке Волхов. Игра-соревнование «Кто быстрее».

Тема 18. Математика и здоровье человека (4 часа).

Теоретические занятия (1час): Основы здорового образа жизни и математика.

Практические занятия (3часа): Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

Тема19. Геометрия – значит « земледелие» (2 часа).

Теоретические занятия (1час): История возникновения геометрии как науки.

Практические занятия (1час): Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра, «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».

Тема 20. Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий.

Практические занятия (1час): Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.

Тема 21. Задачи на смекалку (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Принципы решения задач.

Практические занятия (1час): Задачи на смекалку. Стихотворения.

Тема 22. Бережливость дороже богатства (3 часа).

Теоретические занятия(1час): Пути экономии в домашнем хозяйстве.

Практические занятия (2часа): Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».

Тема 23. Земля – кормилица (3 часа).

Теоретические занятия(1час): О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания.

Практические занятия (2часа): Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.

Тема 24. Экономика и математика (4 часа).

Теоретические занятия (1час): Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания.

Практические занятия (3часа): Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-49».

25. « Математика вокруг нас» (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Обобщение курса.

Практические занятия (1час): Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.

II год обучения

Тема 1. Четные и нечетные числа. Свойства четности (2 часа)

Теоретические занятия (1час): Четные и нечетные числа. Свойства четности.

Практические занятия (1час): Решение задач. Стихотворения о числах. Мини-кроссворд.

Тема 2. Сумма, разность и произведение четных чисел. Доказательство свойств четности (2 часа)

Теоретические занятия (1час): Закономерности при нахождении суммы, разности и произведения четных чисел. Доказательство свойств четности.

Практические занятия (1час): Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее найдет сумму, разность, произведение четных чисел.»

Тема 3. Решение задач на чередование, разбиение на пары (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Чередование чисел, пара, разбиение на пары.

Практические занятия (1час): Занимательные задачи, связанные с чередованием, разбиением на пары, стихотворения.


Тема 4. Понятие о принципе Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство (2 часа).

Теоретические занятия (2часа): Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство.


Тема 5. Решение простейших задач на принцип Дирихле (2 часа).

Практические занятия (2часа): Игра-соревнование «Кто быстрее».

Тема 6. Решение задач с геометрической направленностью (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Виды задач с геометрической направленностью.

Практические занятия (1час): Игра-соревнование «Кто быстрее».

Тема 7.Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур (2часа).

Практические занятия (2часа): Конкурс «Кто вперед» .

Тема 8. Раскрашивание (нумерование) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей. Стандартные способы раскрасок (2часа).

Теоретические занятия (2часа): Раскрашивание объектов для выявления их свойств и закономерностей, стандартные способы раскрасок .


Тема 9. Решение задач с помощью идеи раскрашивания (2часа).

Практические занятия (2часа): Стихотворения о красках, игра-соревнование «Кто быстрее».


Тема 10. Основная теорема арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков (2часа).

Теоретические занятия (2часа): Формулировка основной теоремы арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков.


Тема 11. Решение задач на десятичную запись числа, на использование свойств делимости (2часа).

Практические занятия (2часа): Стихотворения о десятичных дробях, свойствах делимости, конкурс «Кто вперед».

Тема 12. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки (2часа).

Теоретические занятия (1час): Определения равновеликих и равносоставленных фигур, закономерности разгадывания геометрических головоломок .

Практические занятия (1час): Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-49».

Тема 13. Переливания. Взвешивания. Рациональная запись решения (2часа).

Теоретические занятия (1час): Опытное доказательство решения задач на переливания, взвешивания.

Практические занятия (1час): Оформление рациональной записи решения.


Тема 14. Решение задач на переливания и взвешивания (2часа).

Практические занятия (2часа): Игра-соревнование «Рациональная запись решения». Пословицы и поговорки о рациональности в жизни человека.


Тема 15. Решение геометрических головоломок (2часа).

Практические занятия (2часа): « Аукцион-44», «Ярмарка-49».


Тема 16. Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений.

Логические рассуждения при восстановлении записей (2часа).

Теоретические занятия (1час): Примеры числовых ребусов, правила восстановление записей вычислений.

Практические занятия (1час): Логические рассуждения при восстановлении записей.

Тема 17. Основные приемы решения математических ребусов (2часа).

Теоретические занятия (2часа): Приемы решения ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.


Тема 18. Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью (2часа).

Практические занятия (2часа): Конкурс «Кто вперед».

Тема 19. Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел (2часа)

Практические занятия (2часа): Разгадка фокусов с предсказанием результатов действий, фокусов с отгадыванием чисел.


Тема 20. Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9 (2часа).

Теоретические занятия (1час): Приемы разгадывания фокусов, основанных на быстром счете, фокусов, основанных на свойствах числа 9.

Практические занятия (1час): Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».


Тема 21. Отгадывание возраста. Предсказание суммы (2часа).

Теоретические занятия (1час): Критерии отгадывание возраста. предсказание суммы.

Практические занятия (1час): Отгадывание возраста по фотографии.


Тема 22. Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов (2часа)

Теоретические занятия (1час): Приемы разгадывания фокусов, объяснение их секретов. Обучение демонстрации фокусов.

Практические занятия (1час): Демонстрация фокусов.


Тема 23. Фестиваль «Математические чудеса и тайны (1час)

Практические занятия (1час): Демонстрация «Математических чудес и тайн»


Тема 24. Игра, рассчитанная на логику. Схема геометрических фигур. Оптимальные решения (2часа).

Теоретические занятия (1час): Правила игры, рассчитанные на логику.

Практическое занятия (1час): Игра « Оптимальное решение».


Тема 25. Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения (2 часа).

Практическое занятия (2часа): Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения в группах.


Тема 26. Методы решения логических задач. Задачи на соответствие и исключение неверных вариантов (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Основные методы решения логических задач.

Практическое занятия (1час): Решение задачи на соответствие и исключение неверных вариантов.


Тема 27. Задачи на упорядочение множеств. Турнирные задачи (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Понятие множества, упорядочение множеств.

Практическое занятия (1час): Решение турнирных задач.

Тема 28. Задачи о лгунах. Игровые логические задачи. Игры мудрецов (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Способы решения игровых логических задач.

Практические занятия (1час): Разбор решения задачи о лгунах.

Тема 29. Решение логических задач с применением таблиц (2 часа).

Практическое занятия (2часа): Игра-соревнование «Логика» по станциям.


Тема 30. Решение логических задач с помощью рассуждений (2 часа).

Теоретические занятия (1час): Способы решения задач с помощью рассуждений.

Практические занятия (1час): Игра-соревнование «Логика» по станциям.


Тема 31. Свойства числа 365. Три девятки. Число Шехерезады (2 часа).

Теоретические занятия (1час): О свойствах числа 365. Три девятки. Число Шехерезады..

Практическое занятия (1час): Стихотворения, поговорки о цифрах 3, 6, 5. Магическое число Шехерезады..


Тема 32. Шесть единиц. Числовые пирамиды (2 часа).

Теоретические занятия (1час): О свойствах числа 1111111, составление числовых пирамид.

Практические занятия (1час): Работа с числовыми пирамидами.


Тема 33. Цифровая лестница. Магические кольца (2 часа).

Теоретические занятия (1час): понятия: цифровая лестница, магические кольца.

Практические занятия (1час): Построение цифровых лестниц, сборка магических колец.


Тема 34. Демонстрация свойств данных чисел и групп чисел (1 час).

Практические занятия (1час): Первые сто интересных чисел


Тема 35. Майский математический марафон (2 часа)

Теоретические занятия (1час): Обобщение курса.

Практические занятия (1час): Викторина по теме «Свойства чисел». Загадки о числах. Конкурс на лучший фокус.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • Научные статьи по темам

  • Конспекты занятий

  • Печатные издания

Дидактический материал представлен:

  • Таблица «Мер и весов»

  • Таблица «Правила арифметики»

  • Таблица «Пифагора»

  • Таблица «Квадрат числа»

  • Методические игры

  • Математические сказки

  • Тематические карточки с заданиями

Учебные пособия:

  • Палочки

  • Калькуляторы

  • Измерительные приборы (линейка, треугольник, транспортир, циркуль)

Лекционный материал:

  • Беседа «История календаря»

  • Беседа «Как люди научились считать»

  • Беседа «Выдающиеся отечественные математики»



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Кабинет для обучения:

  • Доска – 1 штука

  • Столы – 15 штук

  • Стулья – 15 штук

  • Стеллажи для хранения дидактических материалов – 4 штуки

  • Плакатница для хранения детских работ – 1 штука

Инструменты и приспособления:

  • Магниты

  • Канцелярские принадлежности

  • Указка

  • Измерительные приборы

Материалы:

  • Ватман

  • Цветные карандаши

  • Палочки

  • Цветная бумага

  • Альбомы

Оргтехника:

  • Телевизор

  • Видеоплейр

  • Экран

  • Ноутбук

  • Видеопроектор

Электронные средства обучения:

  • Презентации по темам

  • Электронные энциклопедии

ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. – Тула, 1992.

.Виленкин Н.Я. Книга для учителя 5 клаасс- Мнемазина 2009.

Виленкин Н.Я. Книга для учителя 6 клаасс- Мнемазина 2009

Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М., 1982.

Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике в школе.- М., 1976.

Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М., 1995.

Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.

Математические кружки в школе 5-8 классы. – М., 2008.

Интернет. Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы.

Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

Для обучающихся:

Энциклопедия для детей. Математика.- М., 1998.

Ершова А.И.- Дидактические материалы 5 класс-М., 2009

Ершова А.И.- Дидактические материалы 6 класс-М., 2009

Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования по математике "Занимательная математика"

Автор: Артемьева Нина Васильевна

Дата: 15.09.2016

Номер свидетельства: 343915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа дополнительного образования «В стране занимательной математики» по познавательному развитию детей"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_dopolnitelnogo_obrazovaniia_v_strane_zanimatelnoi_matematiki_po_poznav"
    ["file_id"] => string(6) "642472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1702724839"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Программа дополнительного образовательного курса " Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(81) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovatiel-nogho-kursa-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "137271"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417325081"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для 1 – 4 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniia_zanimatelnaia_matematika_dlia_1_"
    ["file_id"] => string(6) "518626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567006265"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа дополнительного образования.Занимательная математика.4 класс. "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-zanimatiel-naia-matiematika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185099"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426147436"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1190 руб.
1980 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1240 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства