Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по математике "Занимательная математика"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением математики»
Рассмотрена на педагогическом совете протокол № 3 от 15.03.15г.
УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 33 ___С.В.Белканова
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Занимательная математика»
Автор: Гоманов С.А. Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации программы:
2 года, 136 часов
Педагог дополнительного образования:
Артемьева Нина Васильевна
Великий Новгород
2015
Пояснительная записка
Направленность
Программа «Занимательная математика» являетсямодифицированной программой дополнительного образования и имеет естественнонаучную направленность. Она разработана на основе программы С.А. Гоманова факультативного курса по математике для учащихся 5-6-х классов "Математическая лестница" (Общероссийский проект, школа цифрового века 2012/13).
Программа «Занимательная математика» оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода, Программа реализуется в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением математики».
Разработанная программа «Занимательная математика» основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи обучающихся.
Актуальность
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом тенденций развития познавательной и творческой активности обучающихся нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В нее включены задания, которые направлены на развитие аналитического мышления и зрительной памяти. Программа поможет обучающимся расширить научное мировоззрение, развить творческие способности, а также выбрать будущую профессию.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что изучение занимательного материала способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение занимательным материалом и умелое его использование на практике помогает разбираться с различными сторонами нашей жизни. Обучающимся приходится выполнять действия не формально, а подходить к работе творчески, развивая логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение, навыки вычислений. Они учатся понимать процесс как бы изнутри, не только работая с заданием, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.
Цель: способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Для достижения данной цели формируются следующиезадачи:
Обучающие:
сформироватьприемы решения задач - от самых простых до более сложных;
освоить понятие о математических отношениях;
освоить приемы передачи условия задачи;
изучить основные приемы решения задач;
Развивающие:
развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;
развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
развитьумениеанализировать свое решение задачи в процессе работы, сравнивая его с работами других обучающихся;
развить воображение, навыки вычислений. Они учатся понимать процесс как бы изнутри, не только работая с изображением, но и приобретая знания о специфике выполняемых действий.
развить умение установления межпредметных связей математики с другими дисциплинами;
развить умение работать в команде
Воспитывающие:
воспитать аккуратность;
воспитать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;
воспитать интерес к занятию математикой.
Отличительной особенностью для данной модифицированной программы является ее обогащение большим количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления обучающихся, с целью контроля за динамикой сформированности знаний и умений воспитанников введены диагностические занятия (в сентябре, декабре и мае), дополнена краеведческим материалом.
Возраст обучающихся: 11-13 лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года, 136 часов, по 2 часа в неделю.
Методы обучения
Основная методическая установка программы – обучение воспитанников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому решению поставленных задач на основе краткого по времени объяснения педагогом нового материала и консультирования обучающихся в процессе выполнения практических заданий.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода, так как в связи с индивидуальными способностями, результативность в усвоении программного материала может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к обучению и способствует творческому росту обучающихся.
Формы и режим занятий:
Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примернаянаполняемость групп».
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
обучающиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Формы работы:
вводные и обобщающие занятия;
деловые игры;
интеллектуальные турниры;
математические бои.
Методы работы:
наблюдение;
беседа;
тестирование;
моделирование;
работа с книгой.
Ожидаемые результаты и способ проверки
1 год обучения:
По окончании обучающийся должен знать:
историю возникновения математических символов;
различные системы счисления (мер и весов, денег, времени и т. д.);
биографии выдающихся математиков;
о применении математики в изучении окружающего мира.
По окончании обучающийся должен уметь:
пользоваться математическими символами и системами счисления;
принимать рациональные решения в различных сферах;
применять теоретические знания при решении задач.
2 год обучения:
По окончании обучающийся должен знать:
свойства четности;
принцип Дирихле;
различные методы решения логических задач;
некоторые свойства чисел и групп чисел.
По окончании обучающийся должен уметь:
решать задачи на применение свойств четности;
решать логические задачи с помощью таблиц и рассуждений;
решать простейшие задачи на применение принципа Дирихле;
расшифровывать простейшие математические ребусы;
показывать математические фокусы.
Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностика проводится после изучения каждой темы с применением рейтинговой системы контроля и оценки достижений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Сумма, разность и произведение четных чисел. Доказательство свойств четности.
1
1
2
3
Решение задач на чередование, разбиение на пары.
1
1
2
4
Понятие о принципе Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство.
2
2
5
Решение простейших задач на принцип Дирихле.
2
2
6
Решение задач с геометрической направленностью.
1
1
2
7
.Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур
2
2
8
Раскрашивание (нумерование) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей. Стандартные способы раскрасок.
2
2
9
Решение задач с помощью идеи раскрашивания
2
2
10
Основная теорема арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков.
2
2
11
Решение задач на десятичную запись числа, на использование свойств делимости.
2
2
12
Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки.
1
1
2
13
Переливания. Взвешивания. Рациональная запись решения.
1
1
2
14
Решение задач на переливания и взвешивания.
2
2
15
Решение геометрических головоломок.
2
2
16
Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлении записей.
1
1
2
17
Основные приемы решения математических ребусов.
2
2
18
Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.
2
2
19
Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел.
2
2
20
Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.
1
1
2
21
Отгадывание возраста. Предсказание суммы.
1
1
2
22
Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов.
1
1
2
23
Фестиваль «Математические чудеса и тайны».
1
1
24
Игра, рассчитанная на логику. Схема геометрических фигур. Оптимальные решения.
1
1
2
25
Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения.
2
2
26
Методы решения логических задач. Задачи на соответствие и исключение неверных вариантов.
1
1
2
27
Задачи на упорядочение множеств. Турнирные задачи.
1
1
2
28
Задачи о лгунах. Игровые логические задачи. Игры мудрецов.
1
1
2
29
Решение логических задач с применением таблиц.
2
2
30
Решение логических задач с помощью рассуждений.
1
1
2
31
Свойства числа 365. Три девятки. Число Шехерезады.
1
1
2
32
Шесть единиц. Числовые пирамиды.
1
1
2
33
Цифровая лестница. Магические кольца.
1
1
2
34
Демонстрация свойств данных чисел и групп чисел.
1
1
35
Майский математический марафон
2
2
Итого:
26
42
68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
Тема 1. Старинные системы записи чисел (3 часа).
Теоретические занятия (1час): Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы.
Практические занятия (2часа): Стихотворения о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.
Тема 2. Числа великаны (3 часа).
Теоретические занятия(1час): История возникновения названия – «миллион», «миллиард», «триллион» и другие.
Практические занятия (2часа): Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Тема 3. Четыре действия арифметики (4 часа).
Теоретические занятия (1час): Как появились знаки «+», «‑», «×», «:».
Практические занятия (3часа): Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
Тема 4. Открытие нуля (2 часа).
Теоретические занятия (1час): История открытия нуля.
Практические занятия (1час): Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Тема 5. История линейки (2 часа).
Теоретические занятия (1час): История линейки в России.
Практические занятия (1час): Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».
Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси (4 часа).
Теоретические занятия 1час): Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские.
Практические занятия (3часа): Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».
Тема 7. Возникновение денег (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Возникновение денег, как и откуда произошли их названия.
Практические занятия (1час): Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».
Тема 8. Денежная система в Древней Руси (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система.
Практические занятия (1час): Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
Тема 9. Как люди научились измерять время (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени.
Практические занятия (1час): Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра «Какой цифры не стало».
Тема 10. Изобретение календаря (2 часа).
Теоретические занятия (1 час): Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век.
Практические занятия (1час): Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».
Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа (4 часа).
Теоретические занятия (1час): Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России.
Практические занятия (3часа): Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».
Тема 12. Происхождение метрической системы мер (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм.
Практические занятия (1час): Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
Тема 13. Знаменитые математики (3 часа).
Теоретические занятия (1час): Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик.
Практические занятия (2часа): Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.
Тема 14. Происхождение дробей (3 часа).
Теоретические занятия (1час): Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться.
Практические занятия (2часа): Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».
Тема 15. Из истории цифры 7 (2 часа).
Теоретические занятия (1час): О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.
Практические занятия (1час): Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
Тема 16. Покорение космоса и математика (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе.
Практические занятия (1час): Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
Тема 17. Математика и наш город (4 часа).
Теоретические занятия (1час): История строительства новгородского Кремля.
Практические занятия (3часа): Занимательные задачи о Кремле. Стихотворения о Великом Новгороде и реке Волхов. Игра-соревнование «Кто быстрее».
Тема 18. Математика и здоровье человека (4 часа).
Теоретические занятия (1час): Основы здорового образа жизни и математика.
Практические занятия (3часа): Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
Теоретические занятия (1час): История возникновения геометрии как науки.
Практические занятия (1час): Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра, «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
Теоретические занятия (1час): Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий.
Практические занятия (1час): Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
Тема 21. Задачи на смекалку (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Принципы решения задач.
Практические занятия (1час): Задачи на смекалку. Стихотворения.
Тема 22. Бережливость дороже богатства (3 часа).
Теоретические занятия(1час): Пути экономии в домашнем хозяйстве.
Практические занятия (2часа): Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
Тема 23. Земля – кормилица (3 часа).
Теоретические занятия(1час): О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания.
Практические занятия (2часа): Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
Тема 24. Экономика и математика (4 часа).
Теоретические занятия (1час): Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания.
Практические занятия (3часа): Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-49».
25. « Математика вокруг нас» (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Обобщение курса.
Практические занятия (1час): Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.
II год обучения
Тема 1.Четные и нечетные числа. Свойства четности (2 часа)
Теоретические занятия (1час): Четные и нечетные числа. Свойства четности.
Практические занятия (1час): Решение задач. Стихотворения о числах. Мини-кроссворд.
Тема 2. Сумма, разность и произведение четных чисел. Доказательство свойств четности (2 часа)
Теоретические занятия (1час): Закономерности при нахождении суммы, разности и произведения четных чисел. Доказательство свойств четности.
Практические занятия (1час): Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее найдет сумму, разность, произведение четных чисел.»
Тема 3.Решение задач на чередование, разбиение на пары (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Чередование чисел, пара, разбиение на пары.
Практические занятия (1час): Занимательные задачи, связанные с чередованием, разбиением на пары, стихотворения.
Тема 4. Понятие о принципе Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство (2 часа).
Теоретические занятия (2часа): Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле и его доказательство.
Тема 5. Решение простейших задач на принцип Дирихле (2 часа).
Практические занятия (2часа): Игра-соревнование «Кто быстрее».
Тема 6. Решение задач с геометрической направленностью (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Виды задач с геометрической направленностью.
Практические занятия (1час): Игра-соревнование «Кто быстрее».
Тема 7.Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур (2часа).
Практические занятия (2часа): Конкурс «Кто вперед» .
Тема 8. Раскрашивание (нумерование) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей. Стандартные способы раскрасок (2часа).
Теоретические занятия (2часа): Раскрашивание объектов для выявления их свойств и закономерностей, стандартные способы раскрасок .
Тема 9. Решение задач с помощью идеи раскрашивания (2часа).
Практические занятия (2часа): Стихотворения о красках, игра-соревнование «Кто быстрее».
Тема 10. Основная теорема арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков (2часа).
Теоретические занятия (2часа): Формулировкаосновной теоремы арифметики. Свойства делимости. Полный перебор остатков.
Тема 11. Решение задач на десятичную запись числа, на использование свойств делимости (2часа).
Практические занятия (2часа): Стихотворения о десятичных дробях, свойствах делимости, конкурс «Кто вперед».
Тема 12. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки (2часа).
Теоретические занятия (1час): Определения равновеликих и равносоставленных фигур, закономерности разгадывания геометрических головоломок .
Практические занятия (1час): Игры «Аукцион-44», «Ярмарка-49».
Тема 13. Переливания. Взвешивания. Рациональная запись решения (2часа).
Теоретические занятия (1час): Опытное доказательство решения задач напереливания, взвешивания.
Практические занятия (1час): Оформлениерациональной записи решения.
Тема 14.Решение задач на переливания и взвешивания (2часа).
Практические занятия (2часа): Игра-соревнование «Рациональная запись решения».Пословицы и поговорки о рациональности в жизни человека.
Тема 15. Решение геометрических головоломок (2часа).
Практические занятия (2часа): « Аукцион-44», «Ярмарка-49».
Тема 16.Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений.
Логические рассуждения при восстановлении записей (2часа).
Теоретические занятия (1час): Примеры числовых ребусов, правилавосстановление записей вычислений.
Практические занятия (1час): Логические рассуждения при восстановлении записей.
Тема 17. Основные приемы решения математических ребусов (2часа).
Теоретические занятия (2часа): Приемы решения ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.
Тема 18. Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью (2часа).
Практические занятия (2часа): Конкурс «Кто вперед».
Тема 19.Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел (2часа)
Практические занятия (2часа): Разгадка фокусов с предсказанием результатов действий, фокусов с отгадыванием чисел.
Тема 20. Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9 (2часа).
Теоретические занятия (1час): Приемы разгадывания фокусов, основанных на быстром счете, фокусов, основанных на свойствах числа 9.
Практические занятия (1час): Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
Теоретические занятия (1час): Критерииотгадывание возраста. предсказание суммы.
Практические занятия (1час): Отгадывание возраста по фотографии.
Тема 22.Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов (2часа)
Теоретические занятия (1час): Приемы разгадывания фокусов,объяснение их секретов. Обучение демонстрации фокусов.
Практические занятия (1час): Демонстрация фокусов.
Тема 23.Фестиваль «Математические чудеса и тайны (1час)
Практические занятия (1час): Демонстрация «Математических чудес и тайн»
Тема 24.Игра, рассчитанная на логику. Схема геометрических фигур. Оптимальные решения (2часа).
Теоретические занятия (1час): Правила игры, рассчитанные на логику.
Практическое занятия (1час): Игра « Оптимальное решение».
Тема 25. Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения (2 часа).
Практическое занятия (2часа): Составление узоров разной степени сложности по темам «Цифры», «Буквы», «Животные», «Домики» и т. д. с помощью мультимедийных средств обучения в группах.
Тема 26. Методы решения логических задач. Задачи на соответствие и исключение неверных вариантов (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Основные методы решения логических задач.
Практическое занятия (1час): Решение задачи на соответствие и исключение неверных вариантов.
Тема 27.Задачи на упорядочение множеств. Турнирные задачи (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Понятие множества,упорядочение множеств.
Практическое занятия (1час): Решение турнирных задач.
Тема 28. Задачи о лгунах. Игровые логические задачи. Игры мудрецов (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Способы решения игровых логических задач.
Практические занятия (1час): Разбор решения задачи о лгунах.
Тема 29. Решение логических задач с применением таблиц (2 часа).
Практическое занятия (2часа): Игра-соревнование «Логика» по станциям.
Тема 30. Решение логических задач с помощью рассуждений (2 часа).
Теоретические занятия (1час): Способы решения задач с помощью рассуждений.
Практические занятия (1час): Игра-соревнование «Логика» по станциям.
Тема 31.Свойства числа 365. Три девятки. Число Шехерезады (2 часа).
Теоретические занятия (1час): О свойствах числа 365. Три девятки. Число Шехерезады..
Практическое занятия (1час): Стихотворения, поговорки о цифрах 3, 6, 5. Магическое число Шехерезады..
Тема 32. Шесть единиц. Числовые пирамиды (2 часа).
Теоретические занятия (1час): О свойствах числа 1111111, составление числовых пирамид.
Практические занятия (1час): Работа с числовыми пирамидами.
Тема 33.Цифровая лестница. Магические кольца (2 часа).
Теоретические занятия (1час): понятия: цифровая лестница, магические кольца.
Практические занятия (1час): Построение цифровых лестниц, сборка магических колец.
Тема 34. Демонстрация свойств данных чисел и групп чисел (1 час).
Практические занятия (1час): Первые сто интересных чисел
Тема 35.Майский математический марафон (2 часа)
Теоретические занятия (1час): Обобщение курса.
Практические занятия (1час): Викторина по теме «Свойства чисел». Загадки о числах. Конкурс на лучший фокус.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обеспечение программы методическими видами продукции: