Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти содержательных линий:
При этом следует иметь в виду, что знакомство практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной) ситуации, в которой фигурирует предметная модель данного понятия.
В 4 классе по привычной уже схеме изучается величина «вместимость» и связанная с ней величина «объём». Осуществляется знакомство с некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус).
В 4 классе учащимся приходится много работать с таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объём времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами, характеризующими процесс движения работы, изготовления товара, расчёта стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается табличной записью.
В 4 классе происходит знакомство учащихся со структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме.
За год проводятся 5 контрольных работ: входная, за 1,2, 3 четверти, итоговая.
линейки.
способ решения или верное решение.
взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Новая разрядная единица – миллион. Знакомство с нумерацией чисел миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Постоянные и переменные величины.
Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.
Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной её части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
Прикидка результата деления с остатком.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Буквенное выражение как выражение с переменной. Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной. Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.
Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объём всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.
Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его долям. части целого и целого по его части.
Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.
Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.
Понятие об объём. Объём тел и вместимость сосудов. Измерение объёма тел произвольными мерками.
Общепринятые единицы объёма: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объёма, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объёма.
Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.
Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2,3,4,6,8,12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.
Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.
Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса.
Раздел | Дата | Тема урока | ФГОС | Основные виды учебной деятельности учащихся |
| п/п | п/ф | | Содержание курса | Планируемые результаты | |
1. Повторение | 1 | | Сначала займёмся повторением | Таблица умножения однозначных чисел. Нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение и его значение | Познавательные: Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме | Повторение таблицы умножения однозначных чисел |
2 | | Сначала займёмся повторением | Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника | Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Распознавание геометрических фигур. |
3 | | Сначала займёмся повторением | Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. Устные вычисления с натуральными числами | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно | Сравнение именованных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом. |
2. Задачи на кратное и разностное сравнение | 4 | | Когда известен результат разностного сравнения | Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше на ...», «меньше на...» | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Совершенствование вычислительных навыков |
5 | | Когда известен результат разностного сравнения | Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классифика ции объектов |
6 | | Когда известен результат кратного сравнения | Устные вычисление натуральными числами. Отношения «большее...», «меньшее ...» | Личностные: Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности |
7 | | Когда известен результат кратного сравнения | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
| 8 | | Учимся решать задачи | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Прогнозирование результата вычисления, решения задачи |
3. Класс миллионов. Буквенные выражения
| 9 | | Алгоритм умножения столбиком
| Письменные вычисления с натуральными числами | Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия | Выполнение арифметических действий
|
10 | | Алгоритм умножения столбиком | Письменные вычисления с натуральными числами | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия и оценка процесса и результатов. | Выполнение арифметических действий |
11 | | Поупражняемся в вычислениях столбиком | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии | Выполнение арифметических действий |
12 | | Тысяча тысяч, или миллион | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Коммуникативные: Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | Устная и письменная нумерация. Сравнение чисел на основе нумерации. |
13 | | Разряд единиц миллионов и класс миллионов | Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. |
14 | | Когда трех классов для записи числа недостаточно | Познавательные: Знаково-символические - моделирование |
15 | | Входная контрольная работа | Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Числовое выражение и его значение. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии | Поиск , обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера |
16 | | Анализ работ и работа над ошибками. Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел» | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, | Коммуникативные: Взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. | Устная и письменная нумерация. Сравнение чисел на основе нумерации. |
17 | | Может ли величина изменяться? | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | Описание явлений и событий с использованием величин |
18 | | Может ли величина изменяться? | Познавательные: Выделение познавательной цели. |
19 | | Всегда ли математическое выражение является числовым? | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений |
20 | | Всегда ли математическое выражение является числовым? | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. |
21 | | Зависимость между величинами | Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника | Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры |
22 | | Зависимость между величинами | Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия и оценка процесса и результатов. |
23 | | Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины | Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии | Сравнение разных способов вычислений |
4. Задачи на «куплю-продажу»
| 24 | | Стоимость единицы товара, или цена | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Коммуникативные: Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи |
25 | | Стоимость единицы товара, или цена | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. |
26 | | Когда цена постоянна | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи |
27 | | Учимся решать задачи | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно |
28 | | Контрольная работа за 1 четверть | | |
5. Деление с остатком
| 29 | | Анализ работ и работа над ошибками. Деление на целое и деление с остатком | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия |
30 | | Деление на целое и деление с остатком | Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов - подведение под понятия, выведение следствий |
31 | | Неполное частное и остаток | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами |
32 | | Остаток и делитель |
33 | | Когда остаток равен 0 | Совершенствовать вычислительные навыки |
34 | | Когда делимое меньше делителя | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов | Устные вычисления с натуральными числами |
35 | | Деление с остатком и вычитание |
36 | | Какой остаток может получиться при делении на 2? | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. |
37 | | Какой остаток может получиться при делении на 2? | | |
38 | | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком» | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно | Устные вычисления с натуральными числами |
39 | | Запись деления с остатком столбиком |
40 | | Способ поразрядного нахождения результата деления | Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. |
41 | | Поупражняемся в делении столбиком Вычисления с помощью калькулятора | Письменные вычисления с натуральными числами | Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия и оценка процесса и результатов. | Вычисления с помощью калькулятора |
6. Задачи на движение | 42 | | Час, минута и секунда | Единицы времени (час, минута, секунда) | Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Осуществление упорядочения предметов и математических объектов по времени, длине |
43 | | Кто или что движется быстрее? |
44 | | Длина пути в единицу времени, или скорость | Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. |
45 | | Учимся решать задачи | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движение (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно | Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа |
7. Объём | 46 | | Какой сосуд вмещает больше? | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) |
Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | |
47 | | Литр. Сколько литров? | Единицы вместимости (литр) | Описание явлений и событий с использованием величин |
48 | | Вместимость и объем |
49 | | Вместимость и объем |
50 | | Кубический сантиметр и измерение объема | Единицы вместимости (литр) | Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Рассматривать соотношение единиц вместимости |
51 | | Кубический дециметр и кубический сантиметр |
52 | | Кубический дециметр и литр | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Рассматривать соотношение единиц вместимости |
53 | | Литр и килограмм | Единицы вместимости (литр). Единицы массы (килограмм) | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно |
54 | | Разные задачи | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов - подведение под понятия, выведение следствий | Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых наблюдений, опросов, поисков |
55 | | Разные задачи |
56 | | Поупражняемся в измерении объема | Единицы вместимости (литр) | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. Знаково-символические - моделирование. Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов установление причинно-следственных связей доказательство построение логической цепи рассуждений |
8. Задачи о работе
| 57 | | Кто выполнил большую работу | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа |
58 | | Производительность - это скорость выполнения работы | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи |
59 | | Учимся решать задачи | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи |
60 | | Контрольная работа за 1 полугодие | | Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов | Поиск , обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера |
61 | | Анализ работ и работа над ошибками Отрезки, соединяющие вершины многоугольника | Распознавание и изображение геометрических фигур | Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Выполнение геометрических построений |
62 | | Разбиение многоугольника на треугольники | Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник | Моделирование ситуаций геометрическими средствами |
63 | | Записываем числовые последовательности | Запись числовых последовательностей | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых наблюдений, опросов, поисков |
64 | | Работа с данными | | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно |
9. Деление столбиком | 65 | | Деление на однозначное число столбиком | Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. | Письменные вычисления с натуральными числами |
66 | | Деление на однозначное число столбиком | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами |
67 | | Число цифр в записи неполного частного | Письменные вычисления с натуральными числами | Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия (деления) |
68 | | Число цифр в записи неполного частного |
69 | | Деление на двузначное число столбиком | Письменные вычисления с натуральными числами | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Совершенствование вычислительных навыков |
70 | | Деление на двузначное число столбиком |
71 | | Алгоритм деления столбиком | Письменные вычисления с натуральными числами | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия (деления) |
72 | | Алгоритм деления столбиком |
73 | | Сокращенная форма записи деления столбиком | Письменные вычисления с натуральными числами | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. Знаково-символические - моделирование. Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов установление причинно-следственных связей доказательство построение логической цепи рассуждений | Поиск , обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера |
74 | | Поупражняемся в делении столбиком | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач |
10. Действия над величинами
| 75 | | Сложение и вычитание величин | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Выполнение арифметических действий |
76 | | Умножение величины на число и числа на величину |
77 | | Деление величины на число | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | | Выполнение арифметических действий |
78 | | Нахождение доли от величины и величины по ее доле | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. |
79 | | Нахождение части от величины | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Совершенствование вычислительных навыков |
80 | | Нахождение величины по её части |
81 | | Деление величины на величину | Единицы длины, массы, объема, времени, площади | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия (деления) |
82 | | Поупражняемся в действиях над величинами | |
11. Движение нескольких объектов | 83 | | Когда время движения одинаковое | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. Знаково-символические - моделирование. Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов установление причинно-следственных связей доказательство построение логической цепи рассуждений | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) |
84 | | Когда длина пройденного пути одинаковая |
85 | | Движение в одном и том же направлении | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) |
86 | | Движение в одном и том же направлении | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи |
87 | | Движение в противоположных направлениях |
88 | | Учимся решать задачи на движение | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа |
89 | | Учимся решать задачи |
90 | | Поупражняемся в вычислениях и повторении пройденное по теме «Решение задач» | Прогнозирование результата вычисления, решения задачи |
12. Работа нескольких объектов | 91 | | Когда время работы одинаковое | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда) |
92 | | Когда объем выполненной работы одинаковый | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. |
93 | | Производительность при совместной работе | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)
Письменные вычисления с многозначными числами | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи
|
94 | | Время совместной работы | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно
|
95 | | Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами» |
13. Покупка нескольких товаров
| 96 | | Когда количество одинаковое | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость) | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость) |
97 | | Когда стоимость одинаковая |
98 | | Цена набора товаров |
99 | | Учимся решать задачи | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа |
100 | | Контрольная работа за 3 четверть | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов | Поиск , обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера |
101 | | Анализ работ и работа над ошибками. Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно
| Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи
|
14. Логика | 102 | | Вычисления с помощью калькулятора | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Вычисления с помощью калькулятора |
103 | | Как в математике применяют союз «и» и союз «или» | Построение простейших логических выражений типа «...и/или ...», «если... ,то ...», «не только, но и ...» |
| Построение простейших логических выражений |
104 | | Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи
|
105 | | Не только одно, но и другое | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. Знаково-символические - моделирование. Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов установление причинно-следственных связей доказательство построение логической цепи рассуждений |
106 | | Учимся решать логические задачи | Построение простейших логических выражении типа «...и/или ...», «если..., то ...», «не только, но и ...» | Построение простейших логических выражений |
107 | | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач» | Письменные вычисления с натуральными числами. Построение простейших логических выражений типа «...и/или...», «если... ,то ...», «не только, но и ...» | Письменные вычисления с натуральными числами. |
15. Геометричес-кие фигуры и тела | 108 | | Квадрат и куб | Распознавание и изображение геометрических фигур | Распознавание и изображение геометрических фигур |
| 109 | | Круг и шар |
110 | | Площадь и объем | Единицы площади и вместимости | Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины |
111 | | Измерение площади с помощью палетки | Единицы площади |
112 | | Измерение площади с помощью палетки |
113 | | Поупражняемся в нахождении площади и объема | Единицы площади и вместимости. Вычисление площади прямоугольника | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Вычисление площади прямоугольника и объёма |
114 | | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Нахождение площади и объёма» | Вычисление периметра и площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Совершенствование вычислительных навыков |
16. Уравнение | 115 | | Уравнение. Корень уравнения | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
116 | | Учимся решать задачи с помощью уравнений | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Решение текстовых задач арифметическим способом |
117 | | Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Совершенствование вычислительных навыков |
118 | | Разные задачи | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа |
119 | | Разные задачи | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно
|
17. Повторение
| 120 | | Натуральные числа и число 0 | Арифметические действия с нулем | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. | Выполнение арифметических действий |
121 | | Натуральные числа и число 0 |
122 | | Алгоритмы вычисления столбиком | Письменные приемы вычисления с натуральными числами | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Письменные приемы вычисления с натуральными числами |
123 | | Алгоритмы вычисления столбиком |
124 | | Действия с величинами | Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно
| Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами |
125 | | Действия с величинами |
126 | | Как мы научились решать задачи | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи
|
127 | | Как мы научились решать задачи | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость) | Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов. |
128 | | Итоговая комплексная работа | | |
129 | | Геометрические фигуры и их свойства | Распознавание и изображение геометрических фигур | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины |
130 | | Геометрические фигуры и их свойства |
131 | | Контрольная работа за год. | | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно | |
132 | | Анализ работ и работа над ошибками. Буквенные выражения и уравнения | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
133 | | Буквенные выражения и уравнения | Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками | Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. | Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления) |
134 | | Учимся находить последовательности | | Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых наблюдений, опросов, поисков |
135 | | Работа с данными | |
136 | | Вопросы для повторения | Устные и письменные вычисления с натуральными числами |