Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный математик"»
Пояснительная записка
Данная программа имеет естественнонаучную направленность и составлена с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования на основании:
- Программы общеобразовательных учреждений по математике 5-9 классы. Составитель Т.А.Бурмистрова, М., «Просвещение», 2015г.
- Авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. Математика: программы 5–9 классы. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко / М., Вентана -Граф, 2016г.
Образовательная программа включает разделы: пояснительную записку, цели и задачи обучения, учебно-тематическое планирование учебного материала в зависимости от отводимого учебного времени, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, УМК. Календарно-тематическое планирование содержит темы теоретического материала и практической части программы.
Программа рассчитана на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики.
Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.
Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, поэтому позволит подготовить обучающихся к профильному обучению на старшем этапе. Особое внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения. Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что сочетает в себе учебный и воспитательный аспекты, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у обучающихся, пробуждают любознательность.
Основная цель – формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.
Выделяются следующие дополнительные цели:
формирование устойчивого интереса к математике и предоставление им возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету;
способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики;
создавать условия для подготовки к экзаменам по математике как по вероятному предмету будущего профилирования;
предоставить возможность утвердиться в желании избрать математический профиль.
Задачи:
расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;
расширить сферу применения математических знаний (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов и др.);
формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
развивать мышление;
формировать представления об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности;
ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний. Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Программа состоит из 4 разделов: математика – царица наук, математика и профессия, домашняя математика, прикладная математика.
Возраст детей: предлагаемая программа предназначена для обучающихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Программа будет успешно реализована, если
будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будут учтены их мотивация и уровень притязания.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, семинары, собеседования, практикумы.
Режим занятий: планирование учебного материала рассчитано на 4ч. в неделю, всего 116 ч. в год. На изучение теоретического материала отведено 56ч., решение задач и практические занятия составляют 60ч. Занятия начинаются 1октября и продолжаются по 30 апреля месяц включительно.
Ожидаемые результаты
Хотя при изучении программы не ставится цель выработки каких – либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов несомненно появится прогресс в подготовке учащихся; те, кому интересна математика и ее приложения, познакомятся с применением методов и идей математики в практической жизни, видят все их многообразие, приобщатся к научно – исследовательской деятельности. Таким образом, данный курс сможет помочь ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования и применения математики
Содержание программы
Раздел I. Математика- царица наук (28ч.)
Рассматривается связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Показываются не только связи с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Обращается внимание на связи математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Показываются связи с такими науками, как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как правило, не изучаемые в школе. В разделе рассматриваются задачи с физическим, химическим, экономическим и другим содержанием.
Раздел II. Профессия и математика (28ч.)
Раскрывается применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Показывается комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и других. Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др.
Раздел III. Домашний быт и математика (28ч.)
Показать роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Раздел IV. Прикладная математика (28ч.)
Развитие практических приёмов геометрических измерений и построений в ходе выполнения практических и лабораторных работ; чтение информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков; составление несложных алгоритмов; интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации в ходе решения задач; развитие творческих способностей детей, воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Подведение итогов (4 ч.)
Творческие отчеты обучающихся, защита презентаций по теме «Математика в жизни человека».
Учебно-методический комплекс:
Алгебра. 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.