kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наглядная геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Наглядная геометрия» реализуется за счёт внеурочной деятельности, которая организуется по общеинтеллектуальному направлению развития личности в форме кружка. Планирование рассчитано на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наглядная геометрия»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями и дополнениями;

  • Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. Стандарты второго поколения. 3-е издание, переработанное. Москва: «Просвещение», 2011г.

  • Программа по геометрии Атанасяна (Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2018)

Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети, в ходе прохождения программы, развиваются интеллектуально и углублено изучают предмет. В них формируются качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, логическое мышление, элементы информационной культуры, способность к работе с большими объемами информации, обрабатывать информацию, выделять главное. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Педагогическая целесообразность заключается в оптимальной интеграции урочной и внеурочной деятельности, значительном расширении предметных и межпредметных знаний, совершенствовании УУД и создании условий как для развития интеллектуальных способностей, так и творчества.

Практическая значимость курса

Углубление и расширение геометрических знаний целесообразно проводить через конструирование моделей и изображение уже знакомых или неизвестных фигур, что позволяет детям понять, как устроены эти фигуры, и познакомиться с некоторыми их свойствами.

Большое внимание уделяется развитию пространственных представлений. Детям предлагаются упражнения на изготовление моделей из бумаги, а также на рассматривание фигур с различных сторон и рисование получившихся результатов. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации и имеет практическую направленность

Новизна.

Программа «Наглядная геометрия» обеспечивает включение детей в увлекательную творческую деятельность по моделированию, предполагает развитие у воспитанников навыков конструкторской и проектной деятельности, основанной на исследовании геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей для моделирования объектов окружающего мира. В процессе освоения навыков конструирования и моделирования дети учатся создавать собственные конструкторские проекты и готовят их презентацию для участия в выставках, конкурсах, фестивалях.

Программа «Наглядная геометрия» предоставляет уникальную возможность для самореализации и самоопределения школьников, развивает способности пространственного, логического мышления, а также осуществляет функцию пропедевтики к курсу геометрии. В занимательной игровой форме дети исследуют геометрические объекты и используют их для создания и трансформации собственных авторских конструкций.

Цели:

в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении: освоение учащимися основных приемов исследовательской работы, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности

Задачи:

Метапредметные задачи:

- формировать навыки исследовательской деятельности

- развивать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства

- формировать представление об основах разработки проектов

- заложить основы знаний о способах самостоятельного поиска, анализа и обработки информации

- развивать умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности

Личностные задачи:

- развитие основных общечеловеческих ценностей и норм поведения;

- способствовать формированию культуры труда;

- способствовать приобретению опыта исследовательской деятельности;

- формировать положительное отношение к процессу познания, умение применять правила делового сотрудничества, оценивать свою учебную деятельность.

Курс «Наглядная геометрия» реализуется за счёт внеурочной деятельности, которая организуется по общеинтеллектуальному направлению развития личности в форме кружка. Планирование рассчитано на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю



Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

Личностные:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;

  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  4. составлять план и последовательность действий;

  5. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  6. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  7. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  2. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  4. выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

  5. концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. использовать общие приёмы решения задач;

  3. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  4. осуществлять смысловое чтение;

  5. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  6. самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  7. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  8. понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  9. находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме.

учащиеся получат возможность научиться:

  1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  2. формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  3. видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  4. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  5. планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  6. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  7. оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  8. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта

  1. интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  2. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  3. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  4. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  5. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.



Тематическое планирование

п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Начальные геометрические сведения.

1

3

4

2

Замечательные кривые

1

2

3

3

Треугольник.

2

3

5

4

Геометрические построения.

2

2

4

5

Многогранники

2

3

5

6

Занимательная геометрия

2

4

6

7

Решение задач базового уровня из ГИА(ОГЭ)

2

5

7


Итого



34



Содержание курса

    1. Начальные геометрические сведения (6 ч.)

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Построение перпендикулярных и параллельных прямых.

    1. Замечательные кривые (3 ч.)

Виды линий на плоскости. Конструирование из Т. Замечательные кривые. Топологические опыты. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком Лист Мёбиуса. Практическая работа: «Опыты с листом Мёбиуса»

    1. Треугольник (5 ч.)

Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов. Построение треугольников. Египетский треугольник. Задачи на разрезание и складывание фигур. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

    1. Геометрические построения (4 ч.)

Построение с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение треугольников. Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Симметрия. Орнамент.

    1. Многогранники (5 ч.)

Правильные многогранники. Легенды о многогранниках. Изображение куба Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений. Тетраэдр. Его элементы. Свойства. Флексагоны. Моделирование многогранников.

    1. Занимательная геометрия (6 ч.)

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач. Оригами. Изготовление различных фигурок их бумаги. Геометрические головоломки. Кроссворды. Геометрия танграма.

    1. Решение задач базового уровня из ГИА (ОГЭ) 7 ч

Сумма углов треугольника. Треугольник. Равнобедренный треугольник. Признаки параллельности двух прямых. Свойства параллельных прямых. Прямоугольный треугольник. Игра «Удивительная геометрия»































Приложение

Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема

Количество ча

сов


Формы проведения занятий

Дата

план

факт

Начальные геометрические сведения. 4 ч

1

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки.

1

Интерактивная беседа

02.09


2

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч.

1

Мини-лекция, практикум

09.09


3

Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы.

1

Беседа. Мозговой штурм

16.09


4

Построение перпендикулярных и параллельных прямых.

1

Практикум Защита решения

23.09


Замечательные кривые (3 ч.)

5

Виды линий на плоскости. Конструирование из Т.

1

Эвристическая беседа.

30.09


6

Замечательные кривые.

1


14.10


7

Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком Лист Мёбиуса. Практическая работа: «Опыты с листом Мёбиуса»

1


21.10


Треугольник. 5 ч

8

Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника

1

Лекция

28.10


9

Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов. Построение треугольников. Египетский треугольник.

1

Семинар

11.11


10

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

Защита решения

25.11


11

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Лекция

02.12


12

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1




Геометрические построения. 4 ч.

13

Построение с помощью циркуля и линейки

1

Деловая игра

09.12


14

Задачи на построение треугольников

1

Кратковременный проект

16.12


15

Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части.

1

Дискуссия. Мозговой штурм

23.12


16

Симметрия. Орнамент.

1


30.12


Многогранники ( 5 ч.)

17

Правильные многогранники. Легенды о многогранниках.

1


13.01


18

Изображение куба Развертка куба.

1


20.01


19

Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений.

1


27.01


20

Тетраэдр. Его элементы. Свойства. Флексагоны.

1


03.02


21

Моделирование многогранников.

1


10.02


Занимательная геометрия. 6 ч.

22

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

1

Практикум

17.02


23

Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач.

1

Практикум

03.03


24-25

Оригами. Изготовление различных фигурок их бумаги.

2

Творческая мастерская

10.03

17.03


26

Геометрические головоломки. Геометрия танграма.

1

Защита решения

24.03


27

Геометрические головоломки. Кроссворды.

1

Минипроект

31.03


Решение задач базового уровня из ГИА(ОГЭ) 7 ч

28

Углы. Решение задач.

1

Выполнение интерактивных упражнений

07.04


29

Сумма углов треугольника. Решение задач.

1

Аукцион

14.04


30

Треугольник. Равнобедренный треугольник. Решение задач.

1

Мозговой штурм

21.04


31

Признаки параллельности двух прямых. Решение задач.

1

Лекция

28.04


32

Свойства параллельных прямых. Решение задач.

1

Практикум

05.05


33

Прямоугольный треугольник. Решение задач.

1

Практикум

12.05


34

Заключительное занятие. Игра «Удивительная геометрия»

1

Игра

19.05









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Наглядная геометрия

Автор: Надежда Николаевна Шагаева

Дата: 08.11.2020

Номер свидетельства: 562808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Рабочая программа  внеурочной деятельности по научно - познавательному направлению "Наглядная геометрия" для обучающихся 5 - 6-х классов. "
    ["seo_title"] => string(157) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-nauchno-poznavatiel-nomu-napravlieniiu-naghliadnaia-ghieomietriia-dlia-obuchaiushchikhsia-5-6-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "111388"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407420744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Образовательная программа дополнительного образования детей "Наглядная геометрия" "
    ["seo_title"] => string(94) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei-naghliadnaia-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "115597"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412021777"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка «Наглядная геометрия» ДЛЯ  1-4  КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-programma-kruzhka-naghliadnaia-ghieomietriia-dlia-1-4-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "244130"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445878855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Наглядная геометрия "
    ["seo_title"] => string(26) "naghliadnaia-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "119870"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413546432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства