kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Наглядная геометрия» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Пояснительная записка

        Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

        Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
  • проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

     Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление раз­личных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Наглядная геометрия» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« КРАСАВСКАЯ ОСНОВНАЯ

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 10 от «26» августа 2015 г



Утверждаю

Директор МОУ

«Красавская ООШ»

____________/С.М. Бачура/ Приказ № 26 от 26.08.2015 г

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»






















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



кружка «Наглядная геометрия»

ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ





Олейник Ирина Михайловна











п. Красава

2015

1.Пояснительная записка


Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;

  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;

  • проводить простейшие построения, способы измерения;

  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление раз­личных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов:

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс.

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс.

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс.

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия »для 4 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс.

  • Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.

Решая задачу развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

    • данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

    • логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

    • богатейшим опытом начального обучения геометрии, отражённым в методической литературе;

    • результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;

    • рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

Цель курса – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

Задача курса –используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.

К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:


1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.


2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.


3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.


4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.


5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.


6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.


7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


2.Общая характеристика курса.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).

В геометрическом материале можно выделить два основных направления: расширение и углубление тех понятий и представлений, с которыми ученики знакомятся в 1 классе, и изучение нового материала. Примером первого могут служить действия с отрезками. Ко второму направлению относятся такие вопросы, как изучение масштаба, измерение площади прямоугольника. Большое место занимает работа с углами. Во 2 классе изучают сравнение углов визуально, а затем при помощи транспортира. С измерением углов тесно связано изучение окружности.

На занятии ученики получают представление о сложении и вычитании углов, полученные результаты оформляют в тетради в виде чертежей и сопровождают записями сумм и разностей углов, обозначенных буквами.

Следующая «большая» тема в геометрическом материале – знакомство с масштабом. Дети должны получить представление о том, для чего нужен масштаб, от чего зависит степень увеличения или уменьшение изображения предмета. Решение задач, связанных с масштабом, можно проводить в форме лабораторных работ, с практическими измерениями реальных предметов и их изображений.

Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.  Программа определяет ценностные ориентиры содержания учебного предмета геометрии следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного;

- уважение истории и культуры разных народов.

2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;

- доброжелательность, доверие и внимание к людям;

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера;

- признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. 

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).



3.Личностные и метапредметные результаты.


Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:


    • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

    • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

    • формирование внутренней позиции школьника;

    • адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.


Метапредметными результатами освоения данного курса будет:


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    • использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;




Предметными результатами освоения данного курса будет:


    • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    • овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

    • приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;

    • вычислять периметр геометрических фигур;

    • выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

    • строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

    • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

    • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;


Выпускник научится:


    • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

    • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

    • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

    • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

    • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

    • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

    • измерять длину отрезка;

    • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    • оценивать размеры геометрических объектов


Выпускник получит возможность научиться:


    • распознавать плоские и кривые поверхности;

    • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

    • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.


4.Содержание программы


Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попытались реализовать на методическом уровне идею фузионизма (одновременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.

Задачи геометрической пропедевтики:


-развитие у младших школьников пространственных представлений;

-ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

- формирование практических умений, связанных с построением фигур и

измерением геометрических фигур;

-развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

-формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.


1 класс

Раздел 1.Взаимное расположение предметов. (Уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа — слева», «перед — за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов

Раздел 2.Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 часов

Раздел 3.Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. – 12 часов



2 класс

Раздел 1.Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностяхи точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа

Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представления о поверхности, продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.


3 класс

Раздел 1.Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.) – 5 часов

Раздел 2.Пересечение фигур. (Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.) – 22 часа

Раздел 3.Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.) – 7 часов



4 класс

Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртками конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов


Раздел 2.Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.) – 16 часов








5.Тематическое планирование

1 класс


п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1


2

Уточнить представления о

пространственных отношениях «справа — слева», «между».

формировать представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между»

2

3

Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.

формировать у младших школьников ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

1

4





5

Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.

Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

2

6


7


8


9

Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.

Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

4

10


11

Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

2

12


13

Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

Проверить усвоение учащимися отношений«слева — справа», «на», под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

2

14


15

Ориентироваться на


плоскости и в пространстве.

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.

2

16

Форма, размер. Конструирование

прямоугольника.

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать

умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

1

17

Конструирование геометрических фигур

Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из ее частей.

1

18

Конструирование треугольников.

Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур.

1

19


20

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

2

21

Конструирование и составление фигур.

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей).

1

22

Плоская и кривая поверхность.

Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях.

1

23

Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел.

1

24




25

Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная


линия». Положение поверхностей в пространстве.

Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве.

2

26

27

Невидимые линии на рисунке.

Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

2

28

29

Понятия «область», «граница области».

Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

2

30

Соседние и несоседние области. Фигурки из палочек.

Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях.

1

31


32

Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой».

2

33

34

Повторение за курс 1 класса.

Систематизация знаний.

2





2 класс


п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.

1

2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).

1

3

Ломаная линия. Длина ломаной.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

1

4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).

1

5

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

1

6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

7

Острый, прямой и тупой углы.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника

1

8

Острый угол. Имя острого угла.


Урок-проект.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

9

Тупой угол. Имя тупого угла

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1

10

Построение луча из вершины угла

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

11

Построение прямого и острого углов через две точки.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1

12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

13

Измерение углов. Транспортир.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

1

15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

1

16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.



Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

1

17

Многоугольники с прямыми углами.Урок-проект.

1

18

Периметр многоугольника.

1

19

Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

1

20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

23

Многогранники. Грани.

Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

1

24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

1

25

Плоские фигуры и объемные тела.

1

26

Повторение изученного материала.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

27

Куб. Развертка куба.


Урок-проект.

Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

1

28

Каркасная модель куба.

Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

1

29

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1

30

Куб. видимые невидимые грани.

Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

1

31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

1

32

Решение топологических задач.

Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

1

33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.Урок-проект.

Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.

1

34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

1


3 класс


п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1


2

Плоские и кривые поверхности.

Проверить сформированность представлений младших школьников о плоских и кривых поверхностях.

2

3

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

1

4

Видимые и невидимые элементы многогранника.

Формировать у учащихся представления о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

1

5

Многогранник и его элементы.

Расширить представления детей о многограннике и его элементах.

1

6

Пересечение геометрических фигур.

Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

1

7

Пересечение геометрических фигур.

Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

1

8-11

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

4

12

Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

1

13

Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

1

14-15

Чтение графической информации.

Формировать умение читать графическую информацию.

2

16

Пересечение лучей. Урок-проект.

Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

1

17-18

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

2

19-20

Чтение графической информации

Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.

2

21

Пересечение отрезков.

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

1

22

Пересечение углов.

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

1

23

Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

1

24

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

Формировать умение разбивать многоугольник на

части с помощью ломаной.

1

25

Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.

1

26

Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.

1

27

Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

1

28

Шар. Круг как сечение шара.

Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

1

29

Окружность как граница круга.

Формировать представления об окружности как о границе круга.

1

30

Взаимное расположение окружности и круга.

Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

1

31

Радиус окружности.

Формировать представления о радиусе окружности.

1

32-33

Структура объекта.

Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

2

34

Построение окружностей по определённым условиям.

Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

1


4 класс


п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

Цилиндр – тело вращения.

Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения

1

2

Конус – тело вращения.

Познакомить учащихся с конусом как телом вращения

1

3

Шар – тело вращения.

Познакомить учащихся с шаром как телом вращения.

1

4

Усечённый конус.

Познакомить учащихся с усеченным конусом

1

5

Невидимые линии на изображении объемного тела.

Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.

1

6

Рисунок плоской фигуры.

Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.

1

7

Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.

1

8

Плоские фигуры в разрезе конуса.

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.

1

9

Объемные тела.

Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.

1

10

Параллелепипед и пирамида.

Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

1

11

Развертки тел вращения

Познакомить учащихся с развертками тел вращения.

1

12-13

Чтение графической информации.

Проверить умение читать графическую информацию.

2

14

Геометрические формы в окружающих предметах.

Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.

1

15-16

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить.

2

17-18

Объемные фигуры на плоскости.

Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости.

2

19-20

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении

2

21-22

Пересечение многоугольников.

Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников.

2

23-24

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

2

25-26

Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

Формировать умение выделять плоскую фигуру, являющуюся пересечением объемных геометрических тел.

2

27-28

Изображение конуса и его сечения.

Уточнить представления учащихся об изображении конуса и его сечения.

2

29-30

Изображение цилиндра и его сечения.

Уточнить представления учащихся об изображении цилиндра и его сечения.

2

31-32

Понятие «сечение объемного геометрического тела».

Познакомить учащихся с понятием «сечение объемного геометрического тела».

2

33-34

Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

Проверить умение соотносить изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой.

2



6.Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение.


1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

2. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.

3.Тетрадь по математике : наглядная геометрия, автор-Н.Б.Истомина, З.Б Редько, Москва-2013г.-1 класс.

4.Тетрадь по математике : наглядная геометрия, автор-Н.Б.Истомина, З.Б Редько, Москва-2014г.-2 клас.

5.Тетрадь по математике : наглядная геометрия, автор-Н.Б.Истомина, З.Б Редько, Москва-2013г.-3 класс.

6.Тетрадь по математике : наглядная геометрия, автор-Н.Б.Истомина, З.Б Редько, Москва-2009г.-4 класс.


Интернет-ресурсы:











1




http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1

Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве

Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики в 3-4 и 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов.








2


http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a-2ba2-4f2e-917b-1f9accd80b71/118912/?

«Математика и конструирование»

Электронное учебное пособие «Математика и конструирование» предназначено для использования во 2-4 классах начальной школы на уроках математики, а также на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование».










3


http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0/?

«Компьютерный практикум для начальной школы»

Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Цифровые ресурсы ориентированы на формирование учебной деятельности с использованием компьютера при изучении основных учебных дисциплин в 1-4 классах. Включает порядка 3000 заданий и развивающих игр, разбитых по типам и изучаемым темам. Имеется Конструктор уроков, позволяющий самостоятельно определять содержание компьютерного занятия, конструируя нужный набор заданий в нужной последовательности.









4



http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b33a1431-1b0f-4794-b2a7-83cd3b9d7bca/104711/?



Программа "Графические диктанты и Танграм"

Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости.

 Программа "Геометрия и моделирование"

Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.


Программа "Орнаменты"


Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.



5

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103226/?


Угол. Виды углов. Выбор мерки, которой измерили угол. Измерение угла



6


http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103222/?



Длина. Сравнение отрезков по длине. Периметр.



7

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-221a-2e0046b1dc68/103231/?



Сравнение и измерение площади фигур.



8

http://www.chat.ru/~msharko/pentamino.htm.



Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко,2007.








Приложение № 01

к рабочей программе

























Календарно-тематическое планирование

кружка « Наглядная геометрия» в 1-4 классах

на 2015-2016 учебный год

























1 класс



№ урока



Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Уточнить представления о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1



2

Уточнить представления о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1



3

Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.

1



4

Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.

1



5

Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.

1



6

Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.

1



7

Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.

1



8

Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.

1



9

Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.

1



10

Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

1



11

Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

1



12

Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

1



13

Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

1



14

Ориентироваться на плоскости и в пространстве.

1



15

Ориентироваться на плоскости и в пространстве.

1



16

Форма, размер. Конструирование прямоугольника.

1



17

Конструирование геометрических фигур

1



18

Конструирование треугольников.

1



19

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

1



20

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

1



21

Конструирование и составление фигур.

1



22

Плоская и кривая поверхность.

1



23

Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

1



24

Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия». Положение поверхностей в пространстве.

1



25

Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия». Положение поверхностей в пространстве.

1



26

Невидимые линии на рисунке.

1



27

Невидимые линии на рисунке.

1



28

Понятия «область», «граница области».

1



29

Понятия «область», «граница области».

1



30

Соседние и несоседние области. Фигурки из палочек.

1



31

Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

1



32

Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

1



33

Повторение за курс 1 класса.

1



34

Повторение за курс 1 класса.

1



ИТОГО

34

















2 класс





№ уро

ка





Содержание учебного материала



Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

1



2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

1



3

Ломаная линия. Длина ломаной.

1



4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

1



5

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

1



6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1



7

Острый, прямой и тупой углы.

1



8

Острый угол. Имя острого угла.

Урок-проект.

1



9

Тупой угол. Имя тупого угла

1



10

Построение луча из вершины угла

1



11

Построение прямого и острого углов через две точки.

1



12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

1



13

Измерение углов. Транспортир.

1



14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

1



15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1



16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

1



17

Многоугольники с прямыми углами.Урок-проект.

1



18

Периметр многоугольника.

1



19

Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

1



20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

1



21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

1



22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

1



23

Многогранники. Грани.

1



24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

1



25

Плоские фигуры и объемные тела.

1



26

Повторение изученного материала.

1



27

Куб. Развертка куба.


Урок-проект.

1



28

Каркасная модель куба.

1



29

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1



30

Куб. видимые невидимые грани.

1



31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

1



32

Решение топологических задач.

1



33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.Урок-проект.

1



34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

1



ИТОГО

34































3 класс



№ урока



Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Плоские и кривые поверхности.

1



2

Плоские и кривые поверхности.

1



3

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

1



4

Видимые и невидимые элементы многогранника.

1



5

Многогранник и его элементы.

1



6

Пересечение геометрических фигур.

1



7

Пересечение геометрических фигур.

1



8

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

1



9

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

1



10

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

1



11

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

1



12

Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

1



13

Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

1



14

Чтение графической информации.

1



15

Чтение графической информации.

1



16

Пересечение лучей. Урок-проект.

1



17

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

1



18

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

1



19

Чтение графической информации

1



20

Чтение графической информации

1



21

Пересечение отрезков.

1



22

Пересечение углов.

1



23

Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков

1



24

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

1



25

Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

1



26

Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости

1



27

Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

1



28

Шар. Круг как сечение шара.

1



29

Окружность как граница круга.

1



30

Взаимное расположение окружности и круга.

1



31

Радиус окружности.

1



32

Структура объекта.

1



33

Структура объекта.

1



34

Построение окружностей по определённым условиям.

1



ИТОГО

34































4 класс





№ урока



Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Цилиндр – тело вращения.

1



2

Конус – тело вращения.

1



3

Шар – тело вращения.

1



4

Усечённый конус.

1



5

Невидимые линии на изображении объемного тела.

1



6

Рисунок плоской фигуры.

1



7

Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

1



8

Плоские фигуры в разрезе конуса.

1



9

Объемные тела.

1



10

Параллелепипед и пирамида.

1



11

Развертки тел вращения

1



12

Чтение графической информации.

1



13

Чтение графической информации.

1



14

Геометрические формы в окружающих предметах

1



15

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

1



16

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

1



17

Объемные фигуры на плоскости.

1



18

Объемные фигуры на плоскости.

1



19

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

1



20

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

1



21

Пересечение многоугольников

1



22

Пересечение многоугольников

1



23

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

1



24

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

1



25

Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

1



26

Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

1



27

Изображение конуса и его сечения.

1



28

Изображение конуса и его сечения.

1



29

Изображение цилиндра и его сечения.

1



30

Изображение цилиндра и его сечения.

1



31

Понятие «сечение объемного геометрического тела».

1



32

Понятие «сечение объемного геометрического тела».

1



33

Изображение объемной геометрической фигуры, развертка

1



34

Изображение объемной геометрической фигуры, развертка

1



ИТОГО

34






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Наглядная геометрия» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Автор: Олейник Ирина Михайловна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация "Учебный кабинет математики как ресурс обучения и развития учащегося" "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-uchiebnyi-kabiniet-matiematiki-kak-riesurs-obuchieniia-i-razvitiia-uchashchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "135665"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416943092"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Технологическая карта урока по математике во 2 классе на тему "Деление""
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-matiematikie-vo-2-klassie-na-tiemu-dielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "289914"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454872542"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства