РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Наглядная геометрия» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Наглядная геометрия» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
1.Пояснительная записка
Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
проводить простейшие построения, способы измерения;
воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.
Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Наглядная геометрия» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КРАСАВСКАЯ ОСНОВНАЯ
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол № 10 от «26» августа 2015 г
Утверждаю
Директор МОУ
«Красавская ООШ»
____________/С.М. Бачура/ Приказ № 26 от 26.08.2015 г
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Наглядная геометрия»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Олейник Ирина Михайловна
п. Красава
2015
1.Пояснительная записка
Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
проводить простейшие построения, способы измерения;
воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.
Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1—4-го классов:
Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс.
Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс.
Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс.
Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия »для 4 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс.
Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.
Решая задачу развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.
При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:
данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);
логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);
богатейшим опытом начального обучения геометрии, отражённым в методической литературе;
результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;
рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.
Цель курса – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
Задача курса –используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.
К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
2.Общая характеристика курса.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).
В геометрическом материале можно выделить два основных направления: расширение и углубление тех понятий и представлений, с которыми ученики знакомятся в 1 классе, и изучение нового материала. Примером первого могут служить действия с отрезками. Ко второму направлению относятся такие вопросы, как изучение масштаба, измерение площади прямоугольника. Большое место занимает работа с углами. Во 2 классе изучают сравнение углов визуально, а затем при помощи транспортира. С измерением углов тесно связано изучение окружности.
На занятии ученики получают представление о сложении и вычитании углов, полученные результаты оформляют в тетради в виде чертежей и сопровождают записями сумм и разностей углов, обозначенных буквами.
Следующая «большая» тема в геометрическом материале – знакомство с масштабом. Дети должны получить представление о том, для чего нужен масштаб, от чего зависит степень увеличения или уменьшение изображения предмета. Решение задач, связанных с масштабом, можно проводить в форме лабораторных работ, с практическими измерениями реальных предметов и их изображений.
Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Программа определяет ценностные ориентиры содержания учебного предмета геометрии следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного;
- уважение истории и культуры разных народов.
2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;
- доброжелательность, доверие и внимание к людям;
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера;
- признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
3.Личностные и метапредметные результаты.
Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
формирование внутренней позиции школьника;
адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметными результатами освоения данного курса будет:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметными результатами освоения данного курса будет:
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
вычислять периметр геометрических фигур;
выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать плоские и кривые поверхности;
распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
4.Содержание программы
Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попытались реализовать на методическом уровне идею фузионизма (одновременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.
Задачи геометрической пропедевтики:
-развитие у младших школьников пространственных представлений;
-ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;
- формирование практических умений, связанных с построением фигур и
измерением геометрических фигур;
-развитие у младших школьников различных форм математического мышления;
-формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
1 класс
Раздел 1.Взаимное расположение предметов. (Уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа — слева», «перед — за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов
Раздел 2.Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 часов
Раздел 3.Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. – 12 часов
2 класс
Раздел 1.Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностяхи точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа
Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представления о поверхности, продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.
3 класс
Раздел 1.Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.) – 5 часов
Раздел 2.Пересечение фигур. (Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.) – 22 часа
Раздел 3.Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.) – 7 часов
4 класс
Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртками конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов
Раздел 2.Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.) – 16 часов
5.Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема
Основные виды учебной деятельности
Количество часов
1
2
Уточнить представления о
пространственных отношениях «справа — слева», «между».
формировать представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между»
2
3
Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.
формировать у младших школьников ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.
1
4
5
Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.
Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.
2
6
7
8
9
Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.
Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.
4
10
11
Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.
Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.
2
12
13
Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.
Проверить усвоение учащимися отношений«слева — справа», «на», под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.
2
14
15
Ориентироваться на
плоскости и в пространстве.
Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.
2
16
Форма, размер. Конструирование
прямоугольника.
Проверить представления детей о форме, размере. Формировать
умение конструировать прямоугольник из двух фигур.
1
17
Конструирование геометрических фигур
Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из ее частей.
1
18
Конструирование треугольников.
Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур.
1
19
20
Конструирование прямоугольника из данных фигур.
Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.
2
21
Конструирование и составление фигур.
Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей).
1
22
Плоская и кривая поверхность.
Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях.
1
23
Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.
Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел.
1
24
25
Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная
линия». Положение поверхностей в пространстве.
Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве.
2
26
27
Невидимые линии на рисунке.
Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.
2
28
29
Понятия «область», «граница области».
Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.
2
30
Соседние и несоседние области. Фигурки из палочек.
Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях.
1
31
32
Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».
Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой».
2
33
34
Повторение за курс 1 класса.
Систематизация знаний.
2
2 класс
№ п/п
Тема
Основные виды учебной деятельности
Количество часов
1
Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.
Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.
1
2
Замкнутые и незамкнутые кривые линии
Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).
1
3
Ломаная линия. Длина ломаной.
Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).
1
4
Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.
Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).
1
5
Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.
Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.
1
6
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.
Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.
1
7
Острый, прямой и тупой углы.
Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника
1
8
Острый угол. Имя острого угла.
Урок-проект.
Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.
1
9
Тупой угол. Имя тупого угла
Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.
1
10
Построение луча из вершины угла
Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.
1
11
Построение прямого и острого углов через две точки.
Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.
1
12
Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.
Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.
1
13
Измерение углов. Транспортир.
Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.
1
14
Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.
Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.
1
15
Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.
Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.
1
16
Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.
Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.
Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.
1
17
Многоугольники с прямыми углами.Урок-проект.
1
18
Периметр многоугольника.
1
19
Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.
Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.
Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.
1
21
Взаимное расположение предметов в пространстве.
Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.
1
22
Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.
Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.
1
23
Многогранники. Грани.
Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.
1
24
Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.
1
25
Плоские фигуры и объемные тела.
1
26
Повторение изученного материала.
Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.
1
27
Куб. Развертка куба.
Урок-проект.
Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.
1
28
Каркасная модель куба.
Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.
1
29
Знакомство со свойствами игрального кубика.
1
30
Куб. видимые невидимые грани.
Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.
1
31
Куб. построение куба на нелинованной бумаге.
1
32
Решение топологических задач.
Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.
1
33
Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.Урок-проект.
Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.
1
34
Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».
Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.
1
3 класс
№ п/п
Тема
Основные виды учебной деятельности
Количество часов
1
2
Плоские и кривые поверхности.
Проверить сформированность представлений младших школьников о плоских и кривых поверхностях.
2
3
Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.
Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.
1
4
Видимые и невидимые элементы многогранника.
Формировать у учащихся представления о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.
1
5
Многогранник и его элементы.
Расширить представления детей о многограннике и его элементах.
1
6
Пересечение геометрических фигур.
Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.
1
7
Пересечение геометрических фигур.
Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.
1
8-11
Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.
Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.
4
12
Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.
Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.
1
14-15
Чтение графической информации.
Формировать умение читать графическую информацию.
2
16
Пересечение лучей. Урок-проект.
Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.
1
17-18
Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.
Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.
2
19-20
Чтение графической информации
Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.
2
21
Пересечение отрезков.
Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.
1
22
Пересечение углов.
Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.
1
23
Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков
Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.
1
24
Деление многоугольника на части с помощью ломаной.
Формировать умение разбивать многоугольник на
части с помощью ломаной.
1
25
Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.
Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить пересечение геометрических фигур на плоскости.
1
26
Чтение графической информации и построение пересечения геометрических фигур на плоскости
Продолжить формировать умение читать графическую информацию и строить пересечение геометрических фигур на плоскости.
1
27
Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.
Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.
1
28
Шар. Круг как сечение шара.
Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара
1
29
Окружность как граница круга.
Формировать представления об окружности как о границе круга.
1
30
Взаимное расположение окружности и круга.
Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.
1
31
Радиус окружности.
Формировать представления о радиусе окружности.
1
32-33
Структура объекта.
Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).
2
34
Построение окружностей по определённым условиям.
Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.
1
4 класс
№ п/п
Тема
Основные виды учебной деятельности
Количество часов
1
Цилиндр – тело вращения.
Познакомить учащихся с цилиндром как телом вращения
1
2
Конус – тело вращения.
Познакомить учащихся с конусом как телом вращения
1
3
Шар – тело вращения.
Познакомить учащихся с шаром как телом вращения.
1
4
Усечённый конус.
Познакомить учащихся с усеченным конусом
1
5
Невидимые линии на изображении объемного тела.
Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.
1
6
Рисунок плоской фигуры.
Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.
1
7
Плоские фигуры в разрезе цилиндра.
Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.
1
8
Плоские фигуры в разрезе конуса.
Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.
1
9
Объемные тела.
Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.
1
10
Параллелепипед и пирамида.
Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой
1
11
Развертки тел вращения
Познакомить учащихся с развертками тел вращения.
1
12-13
Чтение графической информации.
Проверить умение читать графическую информацию.
2
14
Геометрические формы в окружающих предметах.
Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.
1
15-16
Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.
Проверить умение выделять видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел, формировать умение соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить.
2
17-18
Объемные фигуры на плоскости.
Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости.
2
19-20
Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.
Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении
Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве
Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики в 3-4 и 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов.
Электронное учебное пособие «Математика и конструирование» предназначено для использования во 2-4 классах начальной школы на уроках математики, а также на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование».
Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Цифровые ресурсы ориентированы на формирование учебной деятельности с использованием компьютера при изучении основных учебных дисциплин в 1-4 классах. Включает порядка 3000 заданий и развивающих игр, разбитых по типам и изучаемым темам. Имеется Конструктор уроков, позволяющий самостоятельно определять содержание компьютерного занятия, конструируя нужный набор заданий в нужной последовательности.
Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости.
Программа "Геометрия и моделирование"
Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.
Программа "Орнаменты"
Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.
Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко,2007.
Приложение № 01
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
кружка « Наглядная геометрия» в 1-4 классах
на 2015-2016 учебный год
1 класс
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Дата
план
факт
1
Уточнить представления о пространственных отношениях «справа — слева», «между».
1
2
Уточнить представления о пространственных отношениях «справа — слева», «между».
1
3
Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.
1
4
Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.
1
5
Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.
1
6
Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.
1
7
Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.
1
8
Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.
1
9
Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.
1
10
Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.
1
11
Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.
1
12
Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.
1
13
Отношения «слева – справа», «на», под», «между». Квадрат, треугольник, круг.
1
14
Ориентироваться на плоскости и в пространстве.
1
15
Ориентироваться на плоскости и в пространстве.
1
16
Форма, размер. Конструирование прямоугольника.
1
17
Конструирование геометрических фигур
1
18
Конструирование треугольников.
1
19
Конструирование прямоугольника из данных фигур.
1
20
Конструирование прямоугольника из данных фигур.
1
21
Конструирование и составление фигур.
1
22
Плоская и кривая поверхность.
1
23
Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.
1
24
Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия». Положение поверхностей в пространстве.
1
25
Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия». Положение поверхностей в пространстве.
1
26
Невидимые линии на рисунке.
1
27
Невидимые линии на рисунке.
1
28
Понятия «область», «граница области».
1
29
Понятия «область», «граница области».
1
30
Соседние и несоседние области. Фигурки из палочек.
1
31
Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».
1
32
Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».
1
33
Повторение за курс 1 класса.
1
34
Повторение за курс 1 класса.
1
ИТОГО
34
2 класс
№ уро
ка
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Дата
план
факт
1
Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.
1
2
Замкнутые и незамкнутые кривые линии
1
3
Ломаная линия. Длина ломаной.
1
4
Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.
1
5
Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.
1
6
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.
1
7
Острый, прямой и тупой углы.
1
8
Острый угол. Имя острого угла.
Урок-проект.
1
9
Тупой угол. Имя тупого угла
1
10
Построение луча из вершины угла
1
11
Построение прямого и острого углов через две точки.
1
12
Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.
1
13
Измерение углов. Транспортир.
1
14
Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.
1
15
Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.
1
16
Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.