kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наглядная геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов.Интеллектуальное направление

Просмотр содержимого документа
«Наглядная геометрия»

Содержание

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Тематическое планирование

Список литературы






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Основная задача внеурочной деятельности учителя - обеспечение всех обучающихся необходимым базовым уровнем математической подготовки и развитие личности ребенка в условиях реализации ФГОС.

  Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир  школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.  

Геометрия, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для решения главной задачи общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики.

Ни для кого не секрет, что изучение геометрии в 7 классе средней школы всегда вызывает у обучающихся определённые трудности:

во-первых, им приходится работать с совершенно новыми объектами (геометрическими фигурами), восприятие которых требует умения проводить некоторые абстракции;
во-вторых, происходит знакомство учащихся с новой терминологией, которую нужно усвоить в очень короткий срок;
в-третьих, от учащихся требуется не только свободное владение новым для них языком, но и умение думать на этом языке, чтобы активно воспринимать материал и иметь возможность самостоятельно доказывать какие-то утверждения.

На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем современного математического образования. Задача преподавания геометрии – развивать у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление, причём пространственное воображение стоит на первое место.

Психологи утверждают, что именно в 5-6 классе следует уделить этому вопросу особое внимание, это самый благоприятный период для достижения поставленной цели.

Геометрический материал, предназначенный для изучения в 5 классе, должен представлять собой курс, органично включающийся в структуру непрерывного геометрического образования. С одной стороны, позволяющий углубить и расширить представления детей об известных им геометрических фигурах, а с другой стороны, – имеющий основной целью подготовку учащихся к систематическому изучению геометрии в 7-9 классах.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Цели программы.

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

-развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно- графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;

-формирование логического и абстрактного мышления;

-формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).


Задачи программы.

- ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;

- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточного большого числа определений и свойств геометрических фигур, формирование необходимой культуры речи и записи;

- сравнение и измерение геометрических величин;

- приобретение навыков работы с различными чертёжными инструментами;

- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приёмов мыслительной деятельности;

- формирование потребностей к логическим обоснованиям, рассуждениям, умозаключениям;

- специальное обучение математическому моделированию, как методу решения практических задач;

- сообщение необходимых сведений, связанных с развитием геометрии, деятельностью известных ученых-математиков, что способствует воспитанию у учащихся интереса к предмету, патриотическому воспитанию;

- организация систематического и обобщенного повторения, в ходе которого осуществляется как актуализация необходимых знаний, так и их закрепление и систематизация;

- воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.

Выделенный из общей программы 5 класса курс геометрии обеспечивает общую систему изучения геометрического материала в 5 классе с целью на ранних ступенях развития обучающихся подготовить их к осознанному восприятию предмета, исключить формальность усвоения материала, сохранить интерес к предмету.

Пропедевтический курс геометрии – это геометрия без доказательств. Он предусматривает ознакомление в доступной форме с рядом геометрических понятий, решение разнообразных задач на измерение и вычисление, построения без рассуждений и доказательств. Уникальность геометрии, как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов обучающихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета.

При этом учитывается следующее:

  • все содержание курса и способ его изложения должны опираться на предыдущий жизненный и геометрический опыт обучающихся;

  • все содержание пропедевтического курса должно подчиняться внутренней логике, максимально приближенной к логике систематического курса;

  • должно быть уделено достаточно внимания развитию речи: работе с терминами, предложениями, формулировке определений;

  • система упражнений должна способствовать, с одной стороны, развитию пространственных представлений, а с другой стороны – знакомить обучающихся с простейшими логическими операциями и закладывать основы формирования навыков проведения этих операций.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В процессе обучения математике обучающиеся знакомятся с понятиями: отрезок, прямая, луч, треугольник, прямоугольник, окружность, круг, угол, формулы; учатся моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости, разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка), идентифицировать геометрические фигуры при изменении их расположения на плоскости и в пространстве.

При отборе содержания учитывался ведущий наглядно-образный способ мышления детей 10-11 лет, жизненный опыт обучающихся. Весь предложенный для изучения геометрический материал исследуется обучающимися через формы предметов окружающего мира. Это исследование носит как эмпирический характер – наблюдения и описание геометрических объектов и их свойств, так и экспериментальный – геометрическое конструирование и моделирование, измерение, построение. Программа не предусматривает изучения каких-либо теорем, большинству рассматриваемых геометрических фигур не даются определения, а только описания, и все-таки есть задания, выполнение которых стимулирует обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Обязательным условием содержательной линии курса геометрии 5 класса является принцип фузионизма, при котором изучение начинается с пространственных фигур, а плоские рассматриваются как их элементы. В пользу отбора содержания геометрического материала для 5 класса, основанном на принципе фузионизма, указываю следующие причины:

- геометрия – наука, возникшая из опыта человека, из его наблюдений и преобразований окружающего мира, в котором нет плоских объектов, а только пространственные;

- при раздельном изучении планиметрии и стереометрии учащиеся не видят общих закономерностей геометрии;

- задачи, связанные с развитием конструктивно-геометрических умений и навыков, должны решаться именно в возрасте 10-11 лет, когда обучающимся нужно и интересно ими заниматься;

- учебные предметы, которые изучаются в 5-6 классах (география, биология, ИЗО, технология), в 7 классе (география, биология, технология, физика), когда систематический курс геометрии только начинается, рассматривают различные свойства окружающего трехмерного мира.

Линия геометрического образования должна быть:

- непрерывной, то есть должна соблюдаться идея преемственности изучения геометрического материала в начальной школе и в 5 классе;

- равномерной, то есть без перегрузок на всех этапах;

- разнообразной, то есть касаться многих сторон в изучении пространственных отношений.

В содержание курса включена система проектных работ.

В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Соответственно действующему учебному плану, программа курса внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5 классе: базовый уровень обучения в объеме 34 часов, в неделю – 1 час.

С учетом уровневой специфики 5 класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения. Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании курса:

– технологии обучения на основе решения задач;

– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;

– технологии проблемного обучения.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов).

Рабочая программа соответствует учебному пособию «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева – М.: Издательство «Дрофа», 2013г.












ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий

Знать:

- зависимость между основными единицами измерения длины, площади, объема, веса, времени;

- старинные меры;

- виды углов и их свойства;

- определение и свойство серединного перпендикуляра;

- определение и свойство биссектрисы угла;

- определение и свойства куба;

- виды треугольников; правило треугольника;

- свойство углов треугольника;

- названия правильных многогранников;

- способы деления окружности на части; понятие листа Мебиуса;

- принципы шифровки записей;

- способы решения головоломок;

- принципы изображения трех проекций тел.

Уметь:

- строить отрезки, углы, заданной величины; проводить биссектрису угла;

- находить площадь прямоугольника, квадрата; объем куба, прямоугольного параллелепипеда;

- строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними, по трем сторонам;

- изображать куб, пирамиду;

- строить окружность по заданному радиусу, делить ее на равные части;

- изготавливать некоторые многогранники;

- решать задачи на разрезание и складывание фигур;

- решать головоломки «Пентамино», «Танграм»;

-разгадывать зашифрованные записи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

- решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; описания реальных ситуаций на языке геометрии


Перечень универсально-учебных действий обучающихся:

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем;

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу или в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий;

- осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства;

- сравнивать, проводить классификацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;

- строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные УУД:

- принимать другое мнение и точку зрения;

- понимать относительность мнений и подходов к решению задач;

- аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;

- четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;

- договариваться, приходить к общему решению;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Предметные:

- распознавать объемные и плоские фигуры;

- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: точка, отрезок, прямая, луч, дополнительные лучи, плоскость, многоугольник;

- приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире;

- изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов;

- изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

- измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков;

- строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля;

- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму окружности, круга;

- приводить примеры аналогов окружности, круга в окружающем мире;

- изображать окружность с использованием циркуля, шаблона;

- верно использовать в речи термины: окружность, круг, их радиус и диаметр, дуга окружности;

- устанавливать соотношения между единицами измерения длины и площади;

- выполнять действия с величинами;

- вычислять периметры многоугольников;

- находить площадь фигуры, выражать ее в разных единицах измерения;

- использовать формулу при вычислении площадей прямоугольников;

- познакомиться с понятием «диагональ прямоугольника»;

- находить площадь прямоугольного треугольника на основе знания свойства диагонали прямоугольника;

-познакомиться с формулой вычисления площади прямоугольного треугольника;

- находить площадь любого треугольника достраиванием его до прямоугольного треугольника;

- получить представление о разновеликих фигурах;

- соотносить реальные объекты с геометрическими телами;

- совершенствовать умения находить площадь фигуры, составленной из прямоугольников и прямоугольных треугольников;

- ориентирование на бумаге в клетку;

- построение фигуры по ее описанию;

- нахождение периметра и площади фигуры;

- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов;

- приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире;

- изображать углы от руки и с использованием чертежных инструментов;

- изображать углы на клетчатой бумаге;

- верно использовать в речи термины: угол, стороны угла, вершина угла, биссектриса угла; прямой угол, острый, тупой, развернутый углы; чертежный треугольник, транспортир;

- измерять с помощью инструментов и сравнивать величины углов, строить углы заданной величины с помощью транспортира;

- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда, приводить примеры аналогов куба, прямоугольного параллелепипеда в окружающем мире;

- строить чертежи заданных многогранников;

- восстанавливать объемные тела (многогранники) по их развертке в простейших случаях;

- чертить развертки прямоугольного параллелепипеда и куба в заданном масштабе;

- моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.;

- осознать сходство и различие величин «объем» и «площадь»;

- овладеть понятием «объем тела»;

- измерять объем прямоугольного параллелепипеда с помощью кубических мерок;

- овладеть способом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда с помощью формулы;

- выявить соотношения между мерами объема;

- переводить единицы объема из одних величин в другие.


Личностные:

- интерес к новому учебному материалу, способам решения учебных задач, предметно-исследовательской деятельности;

- навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности;

- понимание оценок учителей и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- восприятие нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

- представления о красоте математики;

- восприятия точности математического языка;

- способности проектировать опыт решения математических задач в ситуациях реальной жизни.



Основными видами учебной деятельности при изучении курса геометрии являются:

- наблюдение и изготовление геометрических фигур из бумаги, картона, проволоки;

- геометрические эксперименты для установки основных свойств фигур;

- измерение;

- построение;

- изображение;

- вычисление по формулам;

- моделирование.






СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


1. Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

2. Фигуры на плоскости. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.

3. Фигуры в пространстве. Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.

4. Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.

5. Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.

6.Занимательная геометрия. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ


В результате изучения курса наглядной геометрии 5 класса обучающиеся должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов

  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях

  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира

  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов

  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство

  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)

  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи

  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур

  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур

  • владеть алгоритмами простейших задач на построение

  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Дата проведения занятия

Тема

Рассматриваемые понятия

Кол-во часов

Вид деятельности учащихся

Наглядные пособия. ТСО,ИКТ

Практические работы

Обучающиеся должны получить навыки в развитии


план

корректировка



 

Введение. Фигуры на плоскости

12

 

 

 

 

 

1



Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры.





Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч.

1

Фронтальная.

Презентация

Слайды заданий





Развитие интереса к предмету, желание изучать предмет

Работа с математическими инструменты

2



Угол. Построение и измерение углов.






Угол

1

Фронтальная. Практическая




Модели углов.

Слайды по теме урока




Пр. работа «Пересекающиеся прямые»





Умение строить углы

Построение, чтение углов

3



Виды углов. Смежные и вертикальные углы



Смежные и вертикальные углы, биссектриса угла

1

Фронтальная. Практическая


Слайды по теме урока



Пр. работа «Смежные и вертикальные углы»


Умение строить углы, биссектрису угла

Построение, чтение углов

4-5



Конструирование из Т




Конструирование на клетчатой бумаге из частей буквы Т


2

Фронтальная. Практическая


Слайды по теме урока




Пр. работа «Составление композиции из Т»


Конструирование


6



Треугольник и квадрат Треугольник. Виды треугольников



Тупоугольный, остроугольный, прямоугольный треугольник. Тетраэдр.

1

Фронтальная. Практическая


Слайды по теме урока




Пр. работа «Треугольник»




Развитие навыков работы с чертежными инструментами

Свойства треугольников

7



Сумма углов в треугольнике




Сумма углов

1

Фронтальная. Практическая


Слайды по теме урока




Практическая работа «Треугольник»




Свойства треугольников

8



Построение треугольника




Тупоугольный, остроугольный, прямоугольный треугольник

1

Индивидуальная Практическая


Модели геометрических тел



Творческая работа «Изготовление игры «Флексагон»

Умение строить углы

Построение геометрических фигур

9



Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм

Равновеликость фигур

1

Фронтальная. Индивидуальная.

Практическая

Комплект «Танграм»





Творческая работа «Изготовление игры «Пентамино»


Конструирование

Построение геометрических фигур

10



Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов





1

Фронтальная.

Практическая


Слайды по теме урока



Практическая работа





Построение геометрических фигур

11



Геометрические головоломки. Складывание фигур «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край»

Многоликости квадрата

1

Фронтальная.

Практическая


Слайды по теме урока




Творческая работа «Изготовление игры «Стомахион»

Развитие творческого мышления

Построение геометрических фигур

12



Пентамино, гексамино. Моделирование


1

Фронтальная.

Практическая



Слайды по теме урока





Придумать фигурки из пентамино.

Творческая работа «Головоломки»

Развитие творческого мышления

Построение геометрических фигур




Фигуры в пространстве

7





13



Пространство и размерность. Мир трех измерений

Одномерное пространство,

двухмерное

пространство,

трехмерное пространство. Плоские

и пространственные фигуры.

Перспектива. Четырехугольник,

диагонали четырехугольника. Куб

и пирамида


1

Фронтальная.

Практическая














Слайды по теме урока
















Творческая работа «Изображение пространства»














Развитие навыков видения пространства


14



Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива

1

Фронтальная.

Практическая








Слайды по теме урока










придумать и

нарисовать свою картинку с

кажущимися выпуклостями

и вмятинами на альбомном

листе (по методу

В. Вазарели).

Развитие навыков видения пространства

фигуры в пространстве.

15



Правильные многогранники. Куб и его свойства

Многогранники.

Его вершины,

ребра, грани. К

уб: вершины, ребра,

грани, диагональ.

Развертка куба.

Изображение

объемных фигур на

плоскости. Неоднозначные фигуры.

1

Фронтальная.

Практическая



Слайды по теме урока. Модели многогранников

Творческая работа «Изготовление куба»



Развитие пространственного воображения

Куб и его свойства

16



Движение кубиков и их частей. Уникуб. Занимательные задачи


1

Фронтальная.

Практическая

Слайды по теме урока



Творческая работа «Изготовление куба»

Развитие пространственного воображения

Куб и его свойства

17-18



Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги

1

Фронтальная.

Практическая



Слайды по теме урока. Бумага для изготовления моделей

Домашнее задание –

изготовить из плотной

бумаги правильные

многогранники





Развитие творческого мышления

Игры и головоломки

19



Правильные многогранники

Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр

1

Индивидуальное выполнение работы


Презентация

Развитие пространственного представления о многогранниках





Измерение геометрических величин

6






20



Измерение длин, единицы измерения.

Единицы

измерения длины.

Старинные единицы измерения.

Эталон измерения длины (метр)


1

Фронтальная.

Практическая





Единицы длины


Слайды



практическая работа

Измерение отрезков

Единицы измерения

21



Измерение площадей, единицы измерения.

Единицы измерения. Площадь фигуры

1

Фронтальная.

Индивидуальная

Практическая


Модели фигур





Практическая работа «Измерение площади фигуры разными способами»

нахождение площадей необычных фигур

Единицы измерения

22



Окружность, её радиус, диаметр, длина окружности

Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, многоугольник

1

Фронтальная.

Практическая



Слайды по теме урока





Пр. работа «Окружность»





Умение видеть геометрию в окружающем нас мире

Работа с чертёжными инструментами

23



Измерение длины окружности

Единицы измерения. Объем тела

1

Фронтальная.

Практическая

Слайды по теме урока





Работа с чертёжными инструментами

24-25



Измерение объёмов, единицы измерения.

2

Фронтальная.

Практическая




Слайды по теме урока






Практическая работа «Изготовление параллелепипеда и вычисление его объёма»

Нахождение объема

Единцы измерения величин




Топологические опыты

4





.

26



Геометрический тренинг

Занимательные задачи на подсчет

геометрических фигур в различных

плоских конфигурациях

1

Фронтальная.

Индивидуальная.

Практическая




Слайды по теме урока









Видеть в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур, составлять свои задачи

Работа с чертёжными инструментами

27



Фигуры одним росчерком пера


1

Фронтальная. Индивидуальная.

Практическая

Слайды по теме урока






Работа с чертёжными инструментами

28



Топологические опыты

Лист Мебиуса.

Опыты с листом

Мебиуса.

Вычерчивание

геометрических

фигур одним

росчерком. Граф, узлы графа.

Возможность построения графа

одним росчерком

1

Фронтальная.

Практическая








Слайды по теме урока










Практическая работа «Лист Мебиуса («2,3,4»). Граф








Проводить опыты. Делать выводы и обобщения

Работа с чертёжными инструментами




Занимательная геометрия.

5






29



Зашифрованная переписка

Шифр. Поворот.

1

Фронтальная.

Практическая



Слайды по теме урока





Практическая работа «Шифровка» или «Зашифрованное письмо»

Развитие комбинаторного стиля мышления

Чтение кроссвордов

30



Кроссворды





1

Фронтальная.

Практическая



Слайды по теме урока





Составление кроссворда





Развитие логического мышления, творческого отношения к труду

Чтение кроссвордов

31-32



Задачи со спичками, занимательные задачи

Занимательные задачи на

составление геометрических фигур

из спичек. Трансформация фигур

при перекладывании спичек

2

Фронтальная.

Практическая








Подбор заданий











Уметь видеть фигуры на плоскости и в пространстве

Слайды по теме урока

33-34



Итоги года: творческий отчёт.


2

Фронтальная.







Слайды по теме урока




Темы проектов

- Развертки и модели куба (бумажные, каркасные и т.д.)

- Сборник пословиц (поговорок, загадок) об измерении длины, площади, объема

- Выставка правильных многогранников















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя


  1. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.

  2. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201

  3. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений». – М. Дрофа, 2013

  4. Васильев Н.Б. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6-х классах.

  5. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.

  6. Житомирский В. Т., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии.

  7. Каченовский М.И. Математический практикум по моделированию



Для обучающегося


  1. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.

  2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с

  3. Житомирский В. Т., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии.


Медиаресурсы:

  1. Презентации к урокам геометрии с сайтов Интернета.

  2. http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  3. http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наглядная геометрия

Автор: Урусова Марина Сергеевна

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Рабочая программа  внеурочной деятельности по научно - познавательному направлению "Наглядная геометрия" для обучающихся 5 - 6-х классов. "
    ["seo_title"] => string(157) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-nauchno-poznavatiel-nomu-napravlieniiu-naghliadnaia-ghieomietriia-dlia-obuchaiushchikhsia-5-6-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "111388"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407420744"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Образовательная программа дополнительного образования детей "Наглядная геометрия" "
    ["seo_title"] => string(94) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei-naghliadnaia-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "115597"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412021777"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка «Наглядная геометрия» ДЛЯ  1-4  КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-programma-kruzhka-naghliadnaia-ghieomietriia-dlia-1-4-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "244130"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445878855"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Наглядная геометрия "
    ["seo_title"] => string(26) "naghliadnaia-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "119870"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413546432"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства