Методические рекомендации к изучению курса алгебры в 9 классе
Методические рекомендации к изучению курса алгебры в 9 классе
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики».
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном работе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к изучению курса алгебры в 9 классе »
Пояснительная записка
Для реализации учебной программы используется учебно - методический комплекс,включающий: 1. Государственный стандарт начального общего,основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 по алгебре// 2.Программа для общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9» Составитель Бурмистрова Т.А.-М: Просвещение.2009 3. Учебник Алимов Ш.А. и др, Алгебра 9 класс. М.: Просвещение 2009,2013
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
развитие представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
овладение символическим языком алгебры, выработка формально-оперативные алгебраических умений и применение их к решению математических и нематематических задач;
изучение свойств и графиков элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, освоение основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развитие логического мышления и речи – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном работе
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
выполнения расчетов практического характера;
использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие среднюю школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней. Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ на изучение алгебры отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа вгод В авторскую программу внесены следующие изменения: Контрольная работа №1 " Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений" , контрольная работа №3 "Степенная функция", контрольная работа №4 "Прогрессии" контрольная работа №6 "Случайные величины" заменены на диагностические работы № 1,2,3,4 -в связи с тем,что учащимся необходимо подговится к сдачи ГИА и с целью проверки уровня их подготовки.
Учебно-тематическое планирование. Содержание программы. 1.Повторение курса алгебры 8 класса(4 часа) 2.Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений (15 часов) Деление многочленов. Решение алгебраических уравнений.Уравнения,сводящиеся к алгебраическим. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Различные способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений. Основная цель- обучить делениюмногочленов,решению алгебраических уравнений и систем уравнений. 3.Степень с рациональным показателем (8 часов) Степень с целым показателем и её свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем . Основная цель - сформировать понятие степени с целым показателем;выработать умение выполнять преобразования простейших выражений,содержащих степень с целым показателем; ввести понятие корня п-й степени и степени с рациональным показателем. 4.Степенная функция( 18 часов) Область определения функции. Возрастание и убывание функции, Четность и нечетность функции. Функция У= К/Х Основная цель- выработать умение исследовать по заданному графику функции У= Х2, У= Х3, У =1/Х ,У = Х ,У = К/Х, У = АХ2 + ВХ +С. 5. Прогрессии(14 часов) Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и суммы п первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Основная цель - познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессий. 6.Случайные события(13 часов) События невозможные,достоверные,случайные. Совместные и несовместныетия. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятностьи. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр,справедливые и несправедливые игры. Основная цель - познакомить учащихся с различными видами собыьтий, с понятием делению этого события; сформировать умения нахождения вероятности события,когда число равновозможных исходов испытания очевидно; обучить нахождению вероятности события после проведения серии однотипных испытаний. 7.Случайные величины(12 часов) Таблицы распределения значений случайных величины.Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот,диаграммы круговые,линейные,столбчатые,гистограммы. Генеральная совокупность и выборка, Репрезентативная выборка. Характеристика выборки: размах,мода,медиана,среднее. Представление о законе нормального распределения. Основная цель - сформировать представление о закономерностях в массовых явлениях; выработать умение сбора и наглядного представления статисческих данных; обучить нахождению центральных тенденций выборки 8.Итоговое повторение материала 9класса и подготовка к ГИА(18 часов) Алгебраические выражения. Уравнения и системы уравнений. Решение задач на смеси. Неравенства.Функции и графики . Основная цель - подготовить учащихся к успешному прождению экзаменационных испытаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры на базовом уровне ученик должен
знать/уметь:
Уметь выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Уметь выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений
Знать формулы сокращенного умножения.
Уметь решать линейные и квадратные уравнения и неравенства и их системы.
Знать понятие функции, свойства функций.
Решение рациональных уравнений.
Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложение на множители.
Система уравнений; решение системы; примеры решения нелинейных систем.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Уметь решать квадратные, рациональные уравнения, сводящиеся к ним.
Уметь решать системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы.
Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Знать как используются уравнения и системы уравнений на практике.
Знать понятие функции, свойства функций.
Свойства степеней с целым показателем.
Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
Уметь выполнять основные действия со степенями с целыми показателями.
Уметь применять свойства арифметических квадратных корней для вычислений значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.
Понятие степенной функции.
Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции.
Степенные функции с натуральным показателем и их графики.
Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Знать, как математически степенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
Уметь находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу.
Уметь находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
Уметь определять свойства степенной функции по ее графику.
Уметь описывать свойства степенных функций, строить их графики.
Уметь применять графические представления при решении уравнений.
Понятие последовательности.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий.
Формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Распознавать арифметические и геометрические прогрессии.
Решать несложные задачи с применением формул общего члена и суммы
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Частота события, вероятность случайного события.
Уметь решать несложные комбинаторные задачи
Уметь решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения;
Уметь находить вероятности случайных событий в простейших случаях
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Средние значения результатов измерений.
Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Частота события, вероятность случайного события.
Уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.
Уметь составлять таблицы.
Уметь строить диаграммы и графики.
Уметь вычислять средние значения результатов измерений
Система оценки достижений планируемых результатов. Критерии оценирования Формы контроля : контрольные и самостоятельные работы математические диктанты, тесты, зачеты, диагностические работы Литература. Литература 1. Учебник Алимов Ш.А. и др. Алгебра 9 класс.М.: Просвещение .2009,2013 2.Поурочные разработки по алгебре. 9 класс.-М.: Вако,2014. 3.Сборник тестовых заданий Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. М.: Экзамен,2015 4.ГИА 3000 задач с ответами Семенов А.В., Ященко И.В. и др. М.: Экзамен, 2013 . 5 Интерне — ресурсы: ФИПИ.Открытый банк данных, по УШИ в ГИА
Демонстрационные материалы
1.Таблица квадратов чисел 2.Компьютерные презентации Перечень учебного компьютерного оборудования 1.Компьютер с соответствующим программным обеспечением 2.Мультимедийный проектор 3.Экран ПРИНЯТО