Просмотр содержимого документа
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ - 9 класс»
КГУ «Средняя школа №2»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
9 КЛАСС
Автор: Халиуллина Р.Р., учитель математики первой категории
2016г г. Риддер
Пояснительная записка.
Курс "Математический практикум" рассчитан на учащихся 9 классов, имеющих неплохие успехи по математике и предполагающих продолжить обучение в 10 классе, где одним из профилирующих предметов является математика.
Курс призван научить школьников грамотно делать обоснования, умение рассуждать, доказывать, вести аргументированный спор, проводить анализ, обобщение, конкретизацию, использовать индукцию, наблюдение, аналогию.
Данная программа, с одной стороны, поддерживает изучение основного курса математики и направлена на систематизацию знаний, способствует лучшему усвоению базового курса математики, с другой, реализуя идеи индивидуализации и дифференциации образования, служит для раскрытия структуры математических рассуждений и принципов построения математической теории.
Главная цель курса - развитие математического мышления учащихся, формирование навыка четкого и грамотного выражения своей мысли. Поэтому объем теоретического материала невелик. В качестве практических упражнений выбраны те, которые, иллюстрируют основные методы доказательства. Уровень сложности предлагаемых задач достаточно высокий, они отличаются нестандартностью формулировок и подходов к решению.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
определение иррациональных уравнений,
определение иррациональных неравенств,
понятие модуля,
что такое параметр,
роль аксиоматического метода в математике,
методы ведения математических рассуждений и доказательств,
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений,
распознавать структуру математических предложений, Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практикумов по решению задач, обсуждения результатов коллективных и индивидуальных исследований, разнообразных творческих заданий , рефератов и т. д. .Учащиеся самостоятельно, в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими познавательными приоритетами и возможностями.
№
Содержание
К-во час
1
Решение иррациональных уравнений
2
2
Решение иррациональных неравенств
2
3
Решение уравнений с переменной под знаком модуля
2
4
Решение неравенств с переменной под знаком модуля
2
5
Целые уравнения с параметрами
2
6
Дробно-рациональные уравнения с параметрами
2
7
Системы уравнений с параметрами
2
8
Неравенства с параметрами
2
9
Графики и свойства тригонометрических функции y=sinx, y=cosx
2
10
Графики и свойства тригонометрических функции y=tgx, y=ctgx
2
11
Преобразование графиков тригонометрических функций
2
12
Формулы суммы
2
13
Формулы двойного угла
2
14
Формулы половинного угла
2
15
Формулы преобразования суммы и разности в произведение
2
16
Формулы преобразования произведения в сумму
2
17
Преобразования тригонометрических выражений
2
ИТОГО:
34
Учебно-тематический план.
№
Название темы
Количество часов
Формы проведения
Образовательный продукт ученика
Дидактическое обеспечение
лекции
практика
всего
1
Решение иррациональных уравнений
1
1
2
Урок-практикум
Конспект
таблица
карточки
2
Решение иррациональных неравенств
1
1
2
Урок-практикум
Конспект
тезисы
карточки
3
Решение уравнений с переменной под знаком модуля
1
1
2
Урок-практикум
тезисы
таблица
карточки
4
Решение неравенств с переменной под знаком модуля
1
1
2
Урок-практикум
конспект
карточки
5
Целые уравнения с параметром
1
1
2
Проблемный урок
проекты
презентация
6
Дробно-рациональные уравнения с параметром
1
1
2
Урок-соревнование
конспект
таблица
презентация
7
Системы уравнений с параметром
1
1
2
Исследовательский урок
конспект
Учебные вопросы
8
Неравенства с параметрами
1
1
2
Исследовательский урок
конспект
Учебные вопросы
9
Графики и свойства тригонометрических функций y=sinx, y=cosx
1
1
2
Урок-конференция
тезисы
презентация
10
Графики и свойства тригонометрических функций y=tgx, y=ctgx
1
1
2
Урок-конференция
тезисы
презентация
11
Преобразования графиков тригонометрических функций
1
1
2
Урок-конференция
тезисы
презентация
12
Формулы суммы
1
1
2
Урок-конференция
тезисы
презентация
13
Формулы двойного угла
1
1
2
Урок-деловая игра
тезисы
проекты
слайды
14
Формулы половинного угла
1
1
2
Урок-деловая игра
тезисы
проекты
слайды
15
Формулы преобразования суммы и разности в произведение
1
1
2
Урок-конференция
тезисы
презентация
16
Формулы преобразования произведения в сумму
1
1
2
Урок-конференция
тезисы
презентация
17
Преобразования тригонометрических выражений
1
1
2
Урок-конференция
тезисы
презентация
ИТОГО:
34
Содержание курса.
Базовое содержание курса включает теоретический материал по разделам: «Решение иррациональных уравнений», «Решение иррациональных неравенств», «Решение уравнений с переменной под знаком модуля», «Решение неравенств с переменной под знаком модуля», «Целые уравнения с параметром», «Дробно-рациональные уравнения с параметром», «Системы уравнений с параметром», «Графики и свойства тригонометрических функций y=sinx, y=cosx», «Графики и свойства тригонометрических функций y=tgx, y=ctgx», «Преобразования графиков тригонометрических функций», «Преобразования тригонометрических выражений».
.
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
1) отработка умений и навыков иррациональных уравнений.
2) совершенствование умений решения иррациональных неравенств;
3) отработка умений решения уравнений со знаком модуля.
4) формирование умений решения целых уравнений с параметрами.
5) формирование умений выполнения тождественных преобразований тригонометрических выражений.
6) формирование умений построения графиков тригонометрических функций.
7) формирование умений решения систем уравнений с параметрами.
Литература для учителя.
1. А.А.Ивин. Элементарная логика. Учебное пособие для общеобразовательных школ, гимназий , лицеев, колледжейю - М.: "Дидакт", 1994
2. Л. М. Лихтарников. Первое знакомство с математической логикой. - СПб.: лань, 1997
3. И. Лакатос. Доказательства и опровержения. - М.: Наука, 1967
4. И.С. Градштейн. Прямая и обратная теоремы. - Ь.: Физматтиз,1959
5. И.Л. Никольская, Е.Е.Семенов. Учимся рассуждать и доказывать..- М.: Просвещение, 1989.
6. А. Г. Мадера, Д.А. мадера. Математические софизмы. - М. Просвещение, 2003.
7. П. В. Стратилатов. Дополнительные главы по курсу математики 9 класса для факультативных занятий. - М.: просвещение. 1989
8. Л. И. Головина, И.М. Яглом Индукция в геометрии. - М.: Государственное издательство технико- теоретической литературы, 1966.
Литература для ученика.
9. Журнал
10. Д.Пойа Математика и правдоподобные рассуждения . -М.: Иностранная литература, 1967.