Цель урока: формирование фундаментальных знаний учащихся
Задачи урока:
Образовательная: содействовать приобретению навыков, необходимых для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат); закреплять вычислительные умения и навыки сложения и вычитания, геометрический материал; формировать процесс творческого подхода к решению задач;
Развивающая: содействовать развитию внимания, логического мышления, памяти, грамотной речи;
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике через занимательность и наглядность; содействовать воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи и добрососедства;
Тип урока: творческий урок-практикум
Вид урока: урок изучения и закрепления знаний
Педагогические технологии: использованы элементы технологии деятельностного метода, развивающего обучения, коллективно-творческое дело, элементы информационно-коммуникативной технологии; личностно – ориентированного обучения; объяснительно – иллюстративного обучения; Средства обучения: компьютерная презентация, наглядность, раздаточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математика Тема: «Решение задач. Закрепление»»
Предмет: Математика
Тема: «Решение задач. Закрепление»
Цель урока: формирование фундаментальных знаний учащихся
Задачи урока:
Образовательная: содействовать приобретению навыков, необходимых для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат); закреплять вычислительные умения и навыки сложения и вычитания, геометрический материал; формировать процесс творческого подхода к решению задач;
Развивающая: содействовать развитию внимания, логического мышления, памяти, грамотной речи;
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике через занимательность и наглядность; содействовать воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи и добрососедства;
Тип урока: творческий урок-практикум
Вид урока: урок изучения и закрепления знаний
Педагогические технологии: использованы элементы технологии деятельностного метода, развивающего обучения, коллективно-творческое дело, элементы информационно-коммуникативной технологии; личностно – ориентированного обучения; объяснительно – иллюстративного обучения; Средства обучения: компьютерная презентация, наглядность, раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный этап.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Устный счёт.
4. Минута чистого письма.
5. Работа по теме урока.
1) Решение примеров.
2) Решение задач разного типа.
3) Физминутка.
6. Применение и закрепление изученного материала.
7. Итог урока.
Ход урока:
Орг. этап. Слайд № 1
- Ребята, покажите свои умные глазки, ровные спинки, - Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. - Повернитесь ко мне. Здравствуйте, ребята! Садитесь!
С добрым словом! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и считать.
Тут затеи и задачи, игры, шутки - всё для вас! Пожелаю вам удачи - За работу, в добрый час!
- А сейчас посмотрите на экран. И давайте прочитаем вместе цитату сегодняшнего урока: Слайд № 2
«Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает»
- Я думаю, вы согласны с этим утверждением?
Сообщение темы и целей урока Слайд № 3
- И у нас сегодня урок математики. А начнем мы его с интересного сообщения. Вчера ко мне на электронную почту пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим:
«Видеописьмо: На экране отрывок из мультфильма «Ох и Ах» (2 мин.). А сегодня к нам на урок пришли сами Ох и Ах:
Жили были Ох и Ах!
Друг от друга в двух шагах:
Ох был грустным, недовольным
Ах весёлым и проворным.
Ох учиться не хотел
Ах, читать, считать умел
У Аха в дневнике порядок.
В тетрадках чисто, нет помарок
У Оха в доме много пыли,
В углах по две, три паутины,
А что в тетрадях, вот беда!
Ошибки, кляксы, ерунда,
За что не взялся бы наш Ах-
Работа спориться в руках
За что не взялся бы наш Ох,
Услышишь только Ох и вздох!
АХ: - Здравствуйте, ребята! Однажды я пришёл к Оху и застал его в грустном настроении: Ох учился решать задачи:
Ох: Ох-ох- хо!
Хоть дерись ты, хоть ты плачь- Не могу решать задач. Я не знаю, как считать, И с чего их начинать? Я не знаю, вы решите, Помогите! Объясните! На урок к себе пустите.
Ах! А ты верь в себя - у тебя всё получится! Ребята, а вы любите решать задачи? Научите Оха не бояться решать задачи!
Ох: Да научите, пожалуйста!
Учитель: Ребята, я считаю, мы должны помочь Оху. Сегодня мы будем решать задачи, тем более что тема нашего урока Слайд № 4«Решение задач. Закрепление» и покажем, какое это интересное, а для многих вас и любимое дело. Правда? А Ох и Ах будут принимать участие в работе на уроке.
3. Устный счёт:
- А у нас устный счёт. Ведь, чтобы хорошо решать задачи, нужно научиться отлично, считать:
- Назовите самое маленькое двузначное число (10);
- Назовите соседей числа 99 (98 и 100);
- Увеличьте число 28 на 2 единицы (30);
- Увеличьте число 28 на 2 десятка (48);
Назовите двузначные числа, в которых 7 единиц (17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97)
- Первое слагаемое 8, сумма равна 16. Чему равно второе слагаемое? (8)
- Уменьшаемое 58, вычитаемое 20, Чему равна разность? (38)
- Первый отрезок – 8 см , второй на 2 см длиннее. Чему равна их сумма? (18 см)
- У двух братьев 29 орехов. У старшего брата 9 орехов. Сколько у младшего? (20 )
- Ласточки улетели в тёплые края 13 октября, а скворцы на неделю позже. Какого числа улетели скворцы? (20 октября)
- Молодцы, хорошо посчитали, а теперь открываем тетради, У нас уже записано число и классная работа. И сейчас минутка чистого письма: Слайд № 5
Минутка чистого письма:
45 108 2
47 16
3 4 502
20 20 20
- Ребята, оказывается стихи можно писать не только при помощи слов, но и при помощи чисел. Запишите это весёлое стихотворение у себя в тетрадях.
4. Применение и закрепление изученного материала.
1) Решение примеров:
37 + 14= 61 (51) 56 + 24 = 80
19 + 57=76 42 – 23= 19
26 + 56=81 (82) 11 + 49 = 50 (60)
- На доске прикреплены карточки с примерами, у которых уже есть ответы. Ребята, Ох и Ах решали примеры. Я не знаю, правильно ли они решили. Вы сейчас решите все примеры в тетради, а потом проверим.
Затем картинки с правильным решением крепятся под картинкой Аха, а с неверным под Охом.
- А теперь запишите слово «Задачи» Слайд № 6
- Чтобы отлично выполнять какое-либо дело нужно его хорошо изучить и делать всегда с удовольствием. Это относится и к решению задач:
Сейчас я предлагаю вам узнать, когда появилась первая математическая задача:
(презентация) Слайды 8- 10
Оказывается, самой первой задаче на Земле уже около 3000 лет. Очень давно в Древнем Египте – в стране пирамид, люди уже занимались математикой. Археологи нашли древний свиток – папирус Ахмеса, на котором были записаны первые тексты задач. Они были в виде рисунков и символов. Тогда тексты задач были связаны со строительством домов и подсчетом домашних животных, посадкой пшеницы и фруктов.
Вот текст одной задачи из этого древнего папируса: Слайд № 11У пяти людей по одной кошке, каждая кошка съедает по мышке. Сколько всего мышек съели кошки? (5 мышек) Проверка СЛАЙД № 12
- Молодцы! Вы решили одну из самых древних задач. Теперь любые задачи вы будете решать легко.
А вот задачу, которой 400 лет – это старинная русская задача, мы будем решать письменно СЛАЙД № 13
К доске Кругова Алина
На зиму крестьянин запас 38 вязанок сена. Корова съедает за зиму 21 вязанку, а остальное съедает лошадь. На сколько меньше вязанок сена съедает лошадь? (крестьянин – это сельский житель, который занимается выращиванием зерна, овощей или разведением домашних животных)
- Как называется такая задача? (на нахождение третьего слагаемого)
- Молодцы! Мы решили ещё одну старинную задачу.
- А сейчас Юлдашева Ясмина расскажет нам, ЧТО ТАКОЕ ЗАДАЧА? СЛАЙД № 15
Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
Первая часть - условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи.
Вторая часть - вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов: сколько всего, сколько стало, сколько осталось, на сколько больше и других.
- Спасибо! Итак – задача - это: условие, вопрос
СЛАЙД № 16 – 20 Маша решила составить задачи для Медведя. Давайте, посмотрим, являются ли эти высказывания задачами:
Сколько бочонков мёда у Медведя?- Является ли это высказывание задачей? Почему (нет условия)
У Нины 12 яблок , а у Вали на 8 больше. (Нет вопроса)
На ветке сидело 16 слонов. 5 улетело, сколько осталось?(Задача с несуществующими данными)
На первом кусте было 43 ягоды малины, а на втором 24. Сорвали 30 ягод. Сколько ягод осталось? (составная на нахождение остатка)(набрать опорные слова)
А теперь мы попробуем составить задачу по картинке:
Решение в тетрадях. Ответ 9 кг груш в 3 корзине
Математическая разминка:
Если высказывание верное вы хлопаете в ладоши, если нет, то не хлопаете:
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. (да)
Треугольник – это геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.(нет)
Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.(да)
Разность – результат сложения.(нет)
Прямоугольник, у которого все стороны равны называется квадрат (да);
Компоненты при сложении называются: слагаемое, слагаемое, сумма.(да)
Уменьшить число на несколько единиц, значит прибавить. (нет)
Если к числу прибавить или отнять нуль, то получится тоже самое число (да)
Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.(да)
Задача, для решения которой надо выполнить несколько арифметических действий называется составной (да)
А завершим разминку интересной загадкой
На слайде: О Д Т Ч П Ш С В Д Д СЛАЙДЫ 22 - 23
- На просторах интернета, говорят, что эту загадку ученик 2-го класса решает за 1 минуту, старшеклассник – за 15 минут, а профессор - не решит никогда»
- Давайте, проверим: Что скрывается за этими буквами ?
- Правильно, ну вы настоящие второклассники! Ну а если кто-то не догадался, наверно, он профессор.
Геометрические задачи люди стали решать тоже очень давно. Сегодня я предлагаю решить старинную геометрическую задачу, которая называется шкатулка леди Изабеллы.
У прекрасной леди Изабеллы была шкатулка, крышка, которой была прямоугольной формы и по краю отделана золотой полоской. Леди Изабелла пообещала выйти замуж за того юношу, который узнает какой длины золотая полоска на шкатулке. При этом известно, Длина крышки шкатулки 12 см, а ширина на 4 см меньше. Найти длину золотой полоски (решение у доски) Мустапаев Алёша.
У вас на столах листки с задачами: В левой части листка условия задач, а в правой части решения этих задач. Соедините линией условие задачи и её решение.
Карточка № 1
1. В двух корзинах 49 яблок. В первой корзине 23 яблока, а остальные во второй корзине. На сколько больше яблок во второй корзине?
2. У Пети 18 значков, а у Васи на 13 значков больше. Сколько всего значков у мальчиков?
3. У Аллы 16 ирисок, а у Анны 8 ирисок. На сколько больше ирисок у Аллы?
4. На полянке выросло 11 лисичек и 7 сыроежек. Когда ёжик унёс несколько грибов , на полянке осталось 3 грибочка. Сколько грибов унёс ёжик?
1
1) 18 + 13 = 31
2) 18 + 31 = 49
2
1) 11 + 7 = 18
2) 18 – 3 = 15
3
1) 49 – 23 = 26
2) 26 – 23 = 3
4
16 – 8 = 8
Проверка. 1- 3; 2-1; 3-4; 4-2
- Я знаю, что Ох и Ах хотят провести с вами физминутку, пожалуйста:
ФИЗМИНУТКА
Смешные человечки
Скучали на крылечке.
И вот они решили
Зарядку провести:
- Покажите все ладошки:
Покрутите их немножко (3 раза)
На меня все посмотрите
Точно всё вы повторите (вращение плечам)
Раз-два-три, раз-два-три,
Не ленись и не хитри.
А теперь покажем ушки.
Ими крутим на макушке.
А теперь покажем ножки,
Ими ходим по дорожке.
Тело вправо, тело влево
Ах, какое это дело.
Что понравилось, дружок?
А теперь опять урок.
Решение задачи одним выражением: По записи на слайде
Груш – 17 кг, яблок на 4 кг меньше, чем груш, а слив на 8 кг больше, чем груш. Сколько всего кг фруктов? Решаем одним выражением: 17 + (17 - 4) + (13 + 8) =
Сегодня мы с вами решали задачи арифметическим способом, то есть с помощью арифметических действий. Но есть ещё способ решения задач. Он называется алгебраический. Это решение задач с помощью уравнения. Говорят, что уравнение - это язык математики. Давайте сейчас решим задачу математическим языком - с помощью уравнения:
В коробке было несколько карандашей. После того, как взяли 22 карандаша, в ней осталось 7 цветных и 9 простых карандашей. Сколько карандашей было? Х – 22 = 7 + 9 Ответ: 38
Резервное задание: Работа с величинами
- На доске расставлены в свободном порядке величины времени, нужно расставить их в порядке возрастания:
- Сегодня на уроке мы показали, как научились решать задачи, и даже то, как мы работаем с задачами творчески.
- Молодцы! Здорово мы поработали!
- Ребята, я знаю, что вам очень нравиться составлять свои задачи. Вы с удовольствием мне их приносите, мы решаем на уроках, придуманные вами задачи. А я составила сборник, ваших задач и сегодня на уроке у нас Презентация наших двух сборников. (презентация - это первый показ, ещё никто не видел эти книжки). Вот эти сборники- здесь задачи, картинки. Мы подарим такие сборники учителям начальных классов,
у которых в следующем году будут первоклассники, чтобы они в своём классе тоже решали задачи с ребятами.
Рефлексия.
- Наш урок подходит к завершению. За работу на уроке я выставлю оценки, после того как проверю ваши работы в тетрадях и на карточках!
Домашняя работа у вас тоже будет увлекательная- задания на специальных карточках.
Я предлагаю, чтобы вы напоследок, что-то посоветовали, пожелали Оху и Аху! Ответы детей:
А я в свою очередь закончу урок словами известного математикаДжорджа Пойя: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»