kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курс по выбору для 9 класса "Избранные вопросы математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс направлен на развитие интереса обучающихся к предмету, на ознакомление их с новыми идеями и методами, на расширение представления об изучаемом в основном курсе материала, на решение интересных, нестандартных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору для 9 класса "Избранные вопросы математики"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 города Белово»












Избранные вопросы математики


Программа курса по выбору

для учащихся 9 классов



Автор – составитель:

Овчинникова Татьяна Николаевна,

учитель математики







Белово

2016



Содержание


Пояснительная записка------------------------------ 4

Учебно – тематический план----------------------- 7

Содержание программы----------------------------- 8

Литература для учеников--------------------------- 10

Литература для учителя---------------------------- 11

Перечень ключевых слов--------------------------- 13

Контрольно-измерительные материалы---------- 14

Приложения ---------------------------------------- 15


















4

Пояснительная записка


Законом об образовании предусмотрена реорганизация всей системы образования, в том числе и математического (что нацеливает на разработку соответствующих вариантов учебной программы).

Введение предпрофильного курса «Избранные вопросы математики» обусловлено тем, что в школьном курсе математики 7 – 9 классов отсутствуют темы:

«Построение одним циркулем», «Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости», «Целая и дробная часть числа», «Диофантовы уравнения», «Золотое сечение», что значительно сужает представление о возможностях математики.

Интерес к вопросам обучения математике обусловлен развитием компьютеризации всех сфер жизнедеятельности человека, повышением технического обеспечением производства.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы, связанные с выбором учащимися профиля дальнейшего обучения на старшей ступени общего образования и их профориентацией.

Курс «Избранные вопросы математики» направлен на развитие интереса учащихся к предмету, на ознакомление их с новыми идеями и методами, на расширение представления об изучаемом в основном курсе материала, на решение интересных задач.

Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение математики на

практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями.

При изучении данного курса предполагается использование лекций, практических занятий по решению задач, контрольная работа, рефераты.

В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представление о:

- построении с помощью одного циркуля;

- диофантовых уравнениях;

- целой и дробной частях числа;

- средних: арифметическом, геометрическом, гармоническом, квадратичном.

Знают:

  • понятие «Золотое сечение»

  • способы построение графиков функций, содержащих знак модуля;

- доказательство теоремы о средних;

- способы решения задач на проценты.

В соответствии с выше изложенным, целью прохождения настоящего курса является создание условий для привития интереса к математике и мотивационной основы для осознанного выбора профессиональной направленности.

В ходе её достижения решаются следующие задачи:

1). Познакомить учащихся с понятиями отсутствующих в школьных учебниках математики

2). Развивать творческий подход к поиску нестандартных решений в задачах.

3). Продемонстрировать разнообразие применения ма-тематики в реальной жизни.

Программа «Избранные вопросы математики» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю, на группу не более 15 человек. По завершении курса в качестве контроля учащиеся должны выполнить контрольную работу.






































6

Учебно–тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма

контроля

Всего

Лекции

Практика

Раздел 1: Некоторые вопросы алгебры.

1.1. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1.2. Диофантовы уравнения.

1.3. Применение свойств квадратичной функции.

1.4. Графики уравнений с модулем.

1.5. Графики функций вида

1.6. Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости.

1.7. Целая и дробная части числа.

1.8.Решение алгебраических задач с использованием геометрии

Итого по разделу:

Раздел 2: Некоторые вопросы геометрии.

2.1. Золотое сечение.

2.2. Геометрическое доказательство теоремы о средних.

2.3. Построение отрезка по формуле.

2.4. Построение одним циркулем.

Итого по разделу:

Итого по курсу:




4

2


2


4


2



4




2


2

22



2



4


4


2

12

34





1




1


1



1




1


1

6






2





2

8




4

1


2


3


1



3




1


1

16



2



2


4


2

10

26








Контроль-

ная работа















Реферат

7

Содержание программы

Некоторые вопросы алгебры: Задачи на процентные вычисления

( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосование). Алгебраические задачи, решаемые с помощью теоремы Пифагора, теоремы косинусов. Диофантовы уравнения: решение линейных уравнений методом перебора, методом « спуска», задача о пифагоровых тройках. Применение свойств квадратичной функции, знаки квадратного трёхчлена вне его корней, примеры применения свойств квадратного трёхчлена при решении задач. Задание областей на координатной плоскости неравенствами вида x и системой таких неравенств, задание областей координатной плоскости линейными неравенствами с двумя переменными и системой таких неравенств, примеры геометрической интерпретации нелинейных неравенств с двумя переменными. Графики уравнений с модулем, демонстрация приёмов построения графиков на характерных примерах и выполнение упражнений. Определение целой и дробной частей числа, график функции «целая часть числа», график функции «дробная часть числа».


Некоторые вопросы геометрии: Что означают слова « золотое сечение»? Чему равно золотое сечение? Строим золотой прямоугольник циркулем и линейкой. Интересный факт: золотой прямоугольник «сохраняет форму». Чем привлекает внимание людей пятиконечная звезда. Средние: арифметическое, геометрическое, гармоническое, квадратичное, доказательство теоремы о средних. Что значит «построить отрезок по формуле»?

8

Простейшие алгебраические операции и элементарные геометрические построения, задачи.

Решение геометрических задач на построение одним циркулем.






























9


Литература для учеников


1. Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. – М.: Дрофа, 2003.

2. Математика: Алгебра, Функции. Анализ данных, 9 кл. / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 2000. Глава 4.

3. Математика: Алгебра, Функции. Анализ данных, 8 кл. / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 1999.

4. Нечаев В.И. Простейшие неопределённые уравнения. // Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3. изд. 2-е. т. 2.

5. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7 – 9 классов средней школы.- М.: Просвещение, 1990

6. Погорелов А.В. Геометрия 7 – 9 класс. – М.: Просвещение , 2002.

7. Шарыгин И.Ф. Геометрия 7 – 9. – М.: Просвещение, 1997.

8. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта+, 2002.











10


Литература для учителя

1.Болтянский В.Г., Кордемский Б.А. Необыкновенная арифметика / Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3.

2. Гарднер М. Математические новеллы. / Под ред. Я.А.Смородинского. – М.: Мир, 1974.

3. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики. – М.: Наука, 1985.

4. Гельфорд А.О. Решение уравнений в целых числах. ( Серия

« Популярные лекции по математике»). – М.: Наука, 1983.

5. Гольдман А., Звавич Л.И. числовые средние. // Квант. – 1990.- №9.

6. Гончаров В.Л. Элементарные функции действительного переменного /Энциклопедия элементарной математики. Т.3. – М.-Л.: Гостехиздат, 1952.

7. Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. – М.: Изд-во физ.-мат. Литературы, 1961.

8. Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. – М.: Дрофа, 2003

9. Жуков А. Неопределённые уравнения.// Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта+, 2002.

10. Исакндеров А. Геометрические доказательства теорем о средних.// Квант. – 1981. №2.

11. Костовский А.Н. геометрические построения одним циркулем на плоскости и одним лишь сферографом в пространстве. – М.: Наука, 1989.

12. Лэнгдон Н., Снейт Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика. 1987.


11

13. Математика: Алгебра, Функции. Анализ данных, 9 кл. / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 2000. Глава 4.


14. Математика: Алгебра, Функции. Анализ данных, 8 кл. / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 1999.

15. Нечаев В.И. Простейшие неопределённые уравнения. // Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3. изд. 2-е. т. 2.

16. Оре О. Приглашение в теорию чисел // Серия библиотечка «Квант». Вып. 3. – М.: Наука, 1980.

17. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7 – 9 классов средней школы.- М.: Просвещение, 1990.

18. Погорелов А.В. Геометрия 7– 9 класс. – М.: Просвещение, 2002.

19. Шапиро А. Поговорим о средней скорости. // Квант. – 1986. - №9.

20. Шарыгин И.Ф. Геометрия 7 – 9. – М.: Просвещение, 1997.

21. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта+, 2002.

22. Юшкевич А.П. История математики в Средние века. – М.: Физматгиз, 1961.

23. 250 головоломок/ Сост. И ред. М. Гарднер, - М.: Мир, 1975.

24.Математика в школе./Журнал. - № 10, 2003 стр. 2 - 36, №5 2004, стр. 28 - 31.





12



Перечень ключевых слов

Вычисления

График

Диофант

Доказательство

Дробная часть

Задача

Золотое сечение

Координата

Модуль

Неравенства

Пифагор

Построение

Проценты

Среднее

Теорема

Трехчлен

Уравнение

Функция

Циркуль

Целая часть


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Курс по выбору для 9 класса "Избранные вопросы математики"

Автор: Овчинникова Татьяна Николаевна

Дата: 19.08.2016

Номер свидетельства: 339944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы  математики""
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-v-9-klassie-izbrannyie-voprosy-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "251206"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447203946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  по математике   «Избранные вопросы математики»   11 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-po-matiematikie-izbrannyie-voprosy-matiematiki-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444394648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Элективный курс "Матрица" "
    ["seo_title"] => string(25) "eliektivnyi-kurs-matritsa"
    ["file_id"] => string(6) "183617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425904761"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza"
    ["file_id"] => string(6) "135775"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416983224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства