Курс по выбору для 9 класса "Избранные вопросы математики"
Курс по выбору для 9 класса "Избранные вопросы математики"
Курс направлен на развитие интереса обучающихся к предмету, на ознакомление их с новыми идеями и методами, на расширение представления об изучаемом в основном курсе материала, на решение интересных, нестандартных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Законом об образовании предусмотрена реорганизация всей системы образования, в том числе и математического (что нацеливает на разработку соответствующих вариантов учебной программы).
Введение предпрофильного курса «Избранные вопросы математики» обусловлено тем, что в школьном курсе математики 7 – 9 классов отсутствуют темы:
«Построение одним циркулем», «Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости», «Целая и дробная часть числа», «Диофантовы уравнения», «Золотое сечение», что значительно сужает представление о возможностях математики.
Интерес к вопросам обучения математике обусловлен развитием компьютеризации всех сфер жизнедеятельности человека, повышением технического обеспечением производства.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы, связанные с выбором учащимися профиля дальнейшего обучения на старшей ступени общего образования и их профориентацией.
Курс «Избранные вопросы математики» направлен на развитие интереса учащихся к предмету, на ознакомление их с новыми идеями и методами, на расширение представления об изучаемом в основном курсе материала, на решение интересных задач.
Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение математики на
практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями.
При изучении данного курса предполагается использование лекций, практических занятий по решению задач, контрольная работа, рефераты.
В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представление о:
способы построение графиков функций, содержащих знак модуля;
- доказательство теоремы о средних;
- способы решения задач на проценты.
В соответствии с выше изложенным, целью прохождения настоящего курса является создание условий для привития интереса к математике и мотивационной основы для осознанного выбора профессиональной направленности.
В ходе её достижения решаются следующие задачи:
1). Познакомить учащихся с понятиями отсутствующих в школьных учебниках математики
2). Развивать творческий подход к поиску нестандартных решений в задачах.
3). Продемонстрировать разнообразие применения ма-тематики в реальной жизни.
Программа «Избранные вопросы математики» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю, на группу не более 15 человек. По завершении курса в качестве контроля учащиеся должны выполнить контрольную работу.
6
Учебно–тематический план
Наименование разделов и тем
Количество часов
Форма
контроля
Всего
Лекции
Практика
Раздел 1: Некоторые вопросы алгебры.
1.1. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
1.2. Диофантовы уравнения.
1.3. Применение свойств квадратичной функции.
1.4. Графики уравнений с модулем.
1.5. Графики функций вида
1.6. Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости.
1.7. Целая и дробная части числа.
1.8.Решение алгебраических задач с использованием геометрии
Итого по разделу:
Раздел 2: Некоторые вопросы геометрии.
2.1. Золотое сечение.
2.2. Геометрическое доказательство теоремы о средних.
2.3. Построение отрезка по формуле.
2.4. Построение одним циркулем.
Итого по разделу:
Итого по курсу:
4
2
2
4
2
4
2
2
22
2
4
4
2
12
34
1
1
1
1
1
1
6
2
2
8
4
1
2
3
1
3
1
1
16
2
2
4
2
10
26
Контроль-
ная работа
Реферат
7
Содержание программы
Некоторые вопросы алгебры: Задачи на процентные вычисления
( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосование). Алгебраические задачи, решаемые с помощью теоремы Пифагора, теоремы косинусов. Диофантовы уравнения: решение линейных уравнений методом перебора, методом « спуска», задача о пифагоровых тройках. Применение свойств квадратичной функции, знаки квадратного трёхчлена вне его корней, примеры применения свойств квадратного трёхчлена при решении задач. Задание областей на координатной плоскости неравенствами вида x и системой таких неравенств, задание областей координатной плоскости линейными неравенствами с двумя переменными и системой таких неравенств, примеры геометрической интерпретации нелинейных неравенств с двумя переменными. Графики уравнений с модулем, демонстрация приёмов построения графиков на характерных примерах и выполнение упражнений. Определение целой и дробной частей числа, график функции «целая часть числа», график функции «дробная часть числа».
Некоторые вопросы геометрии: Что означают слова « золотое сечение»? Чему равно золотое сечение? Строим золотой прямоугольник циркулем и линейкой. Интересный факт: золотой прямоугольник «сохраняет форму». Чем привлекает внимание людей пятиконечная звезда. Средние: арифметическое, геометрическое, гармоническое, квадратичное, доказательство теоремы о средних. Что значит «построить отрезок по формуле»?
8
Простейшие алгебраические операции и элементарные геометрические построения, задачи.
Решение геометрических задач на построение одним циркулем.
9
Литература для учеников
1. Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. – М.: Дрофа, 2003.
2. Математика: Алгебра, Функции. Анализ данных, 9 кл. / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 2000. Глава 4.
3. Математика: Алгебра, Функции. Анализ данных, 8 кл. / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 1999.
4. Нечаев В.И. Простейшие неопределённые уравнения. // Детская энциклопедия. Изд. 1-е. Т. 3. изд. 2-е. т. 2.
5. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7 – 9 классов средней школы.- М.: Просвещение, 1990