Курс внеурочной деятельности «Экономика в жизни» в 6- 7 классах
Курс внеурочной деятельности «Экономика в жизни» в 6- 7 классах
Цели и задачи программы
Основная цель программы: развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; расширить знания учащихся в области экономики и математики; сформировать первоначальные навыки разрешения жизненных ситуаций экономического характера; показать необходимость математики как учебной дисциплины; профориентация.
Задачи курса " Экономика в жизни "
Образовательные:
- сформировать у учащихся понимание значимости экономики для развития современного общества;
- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических ситуаций;
- сформировать экономические знания для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и для получения соответствующего образования.
Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.
Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности «Экономика в жизни» в 6- 7 классах»
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 6 -7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности, утвержденного МБОУ «Гимназия№24».
Цели и задачи программы
Основная цель программы: развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; расширить знания учащихся в области экономики и математики; сформировать первоначальные навыки разрешения жизненных ситуаций экономического характера; показать необходимость математики как учебной дисциплины; профориентация.
Задачи курса " Экономика в жизни "
Образовательные:
- сформировать у учащихся понимание значимости экономики для развития современного общества;
- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических ситуаций;
- сформировать экономические знания для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и для получения соответствующего образования.
Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.
Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.
Планируемые предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Экономика в жизни»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса экономики, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной, экономической и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к Отечеству, стремления к достойной жизни для всех граждан страны;
приобретения "рыночных" навыков поведения.
Метапредметные результаты обучения проявляются в :
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки результата);
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия, дебаты) и следования этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения, выполнение в повседневной жизни этических, правовых и трудовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по экономике являются в сфере:
познавательной:
знание отдельных научных понятий, умение оценивать явления социально действительности;
целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах трудовой деятельности людей;
знания и умения, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
ценностно-мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
умение применять нормы и правила при оценке реальных экономических ситуаций в повседневной жизни.
трудовой:
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и общества.
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности и сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Программа по внеурочной деятельности «Экономика в жизни» рассчитана на 70 часов (35 часов в 6 классе, 35 часов в 7 классе) и позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Экономика в жизни»
1«Математика в быту». Домашняя экономика. Бюджет семьи. Сколько стоит электричество. Коммунальные услуги. Математика и режим дня. Расчет стоимости ремонта комнаты. Досуг семьи. Выбор оптимального варианта отпуска. Экономия семейного бюджета.
«Математика в профессии». Понятие заработной платы. Математика в промышленности, в медицине, в спорте, в сфере обслуживания.
«Математика в бизнесе». Экономика бизнеса. Цена товара. Наценки и скидки. Акции.
«Математика в обществе». Штрафы и налоги. Распродажи. Банки. Вклады. Кредиты. Экскурсия в Пенсионный Фонд.
Тематический план
6 класс
№ урока
Тема и содержание урока
Количество часов (авторская программа)
Раздел 1. Математика в быту (22 часа)
1
Как помогает математика при решении экономических задач
1
2
Решение задач по теме «Домашняя экономика. Бюджет семьи».
2
3
Решение задач по теме «Сколько стоит электричество?»
2
4
Как подготовить платежное поручение по оплате коммунальных услуг.
2
5
Решение задач по теме «Математика и режим дня»
2
6
Решение задач по теме «Расчет стоимости ремонта комнаты» (лабораторная работа)
2
7
Решение задач по теме «Меблировка комнаты» (практическая работа)
1
8
Решение задач по теме «Досуг семьи»
2
9
Решение задач по теме «Отпуск»
2
10
Решение задач по теме « Экономия семейного бюджета»
2
11
Работа над проектом «Семья моей мечты»
2
12
Защита проекта
2
Раздел 2. Математика в профессии (13 часов)
13
Из чего складывается заработная плата
2
14
Решение задач по теме «Математика в пищевой промышленности»
1
15
Решение задач по теме «Математика в медицине»
1
16
Решение задач по теме «Математика в промышленном производстве»
1
17
Решение задач по теме «Математика в сфере обслуживания».
1
18
Решение задач по теме «Математика в спорте»
1
19
Решение задач по теме «Математика и искусство»
1
20
Занятие – экскурсия на производство
2
21
Занятие – конференция по теме «Математика в профессиях»
1
22
Решение экономических задач ОГЭ
2
Всего
35
7 класс
№ урока
Тема и содержание урока
Количество часов (авторская программа)
Раздел 1. Математика в бизнесе (10 часов)
1
Решение задач по теме «Экономика бизнеса».
2
2
Решение задач по теме «Цена товара. Наценки и скидки»
6
3
Деловая игра.
2
Раздел 2. Математика в обществе (25 часов)
4
Решение задач по теме «Штрафы и налоги»
3
5
Решение задач по теме «Распродажи»
5
6
Решение задач по теме «Банки. Вклады. Кредиты».
5
7
Занятие – экскурсия в Пенсионный Фонд.
1
8
Работа над проектом «Математика в обществе»
3
9
Защита проекта
2
10
Составление и решение задач экономического содержания.
2
12
Решение экономических задач ОГЭ
2
13
Занятие - конференция по теме «Экономика в жизни»
1
Всего
35
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п
Тема урока
Кол - во
часов
Дата
План.
Факт.
Раздел 1. Математика в быту (22 часа)
1
Как помогает математика при решении экономических задач
1
2
Решение задач по теме «Домашняя экономика. Бюджет семьи».
1
3
Решение задач по теме «Домашняя экономика. Бюджет семьи».
1
4
Решение задач по теме «Сколько стоит электричество?»
1
5
Решение задач по теме «Сколько стоит электричество?»
1
6
Как подготовить платежное поручение по оплате коммунальных услуг.
1
7
Как подготовить платежное поручение по оплате коммунальных услуг.
1
8
Решение задач по теме «Математика и режим дня»
1
9
Решение задач по теме «Математика и режим дня»
1
10
Решение задач по теме «Расчет стоимости ремонта комнаты» (лабораторная работа)
1
11
Решение задач по теме «Расчет стоимости ремонта комнаты» (лабораторная работа)
1
12
Решение задач по теме «Меблировка комнаты» (практическая работа)
1
13
Решение задач по теме «Досуг семьи»
1
14
Решение задач по теме «Досуг семьи»
1
15
Решение задач по теме «Отпуск»
1
16
Решение задач по теме «Отпуск»
1
17
Решение задач по теме « Экономия семейного бюджета»
1
18
Решение задач по теме « Экономия семейного бюджета»
1
19
Работа над проектом «Семья моей мечты»
1
20
Работа над проектом «Семья моей мечты»
1
21
Защита проекта
1
22
Защита проекта
1
Раздел 2. Математика в профессии (13 часов)
23
Из чего складывается заработная плата
1
24
Из чего складывается заработная плата
1
25
Решение задач по теме «Математика в пищевой промышленности»
1
26
Решение задач по теме «Математика в медицине»
1
27
Решение задач по теме «Математика в промышленном производстве»
1
28
Решение задач по теме «Математика в сфере обслуживания».
1
29
Решение задач по теме «Математика в спорте»
1
30
Решение задач по теме «Математика и искусство»
1
31
Занятие – экскурсия на производство
1
32
Занятие – экскурсия на производство
1
33
Занятие – конференция по теме «Математика в профессиях»
1
34
Решение экономических задач ОГЭ
1
35
Решение экономических задач ОГЭ
1
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п
Тема урока
Кол.во
часов
Дата
План.
Факт.
Раздел 1. Математика в бизнесе (10 часов)
1
Решение задач по теме «Экономика бизнеса».
1
2
Решение задач по теме «Экономика бизнеса».
1
3
Решение задач по теме «Цена товара. Наценки и скидки»
1
4
Решение задач по теме «Цена товара. Наценки и скидки»
1
5
Решение задач по теме «Цена товара. Наценки и скидки»
1
6
Решение задач по теме «Цена товара. Наценки и скидки»
1
7
Решение задач по теме «Цена товара. Наценки и скидки»
1
8
Решение задач по теме «Цена товара. Наценки и скидки»
1
9
Деловая игра.
1
10
Деловая игра.
1
Раздел 2. Математика в обществе (25 часов)
11
Решение задач по теме «Штрафы и налоги»
1
12
Решение задач по теме «Штрафы и налоги»
1
13
Решение задач по теме «Штрафы и налоги»
1
14
Решение задач по теме «Распродажи»
1
15
Решение задач по теме «Распродажи»
1
16
Решение задач по теме «Распродажи»
1
17
Решение задач по теме «Распродажи»
1
18
Решение задач по теме «Распродажи»
1
19
Решение задач по теме «Банки. Вклады. Кредиты».
1
20
Решение задач по теме «Банки. Вклады. Кредиты».
1
21
Решение задач по теме «Банки. Вклады. Кредиты».
1
22
Решение задач по теме «Банки. Вклады. Кредиты».
1
23
Решение задач по теме «Банки. Вклады. Кредиты».
1
24
Решение задач по теме «Банки. Вклады. Кредиты».
1
25
Занятие – экскурсия в Пенсионный Фонд.
1
26
Работа над проектом «Математика в обществе»
1
27
Работа над проектом «Математика в обществе»
1
28
Работа над проектом «Математика в обществе»
1
29
Защита проекта
1
30
Защита проекта
1
31
Составление и решение задач экономического содержания.
1
32
Составление и решение задач экономического содержания.
1
33
Решение экономических задач ОГЭ
1
34
Решение экономических задач ОГЭ
1
35
Занятие - конференция по теме «Экономика в жизни»
1
Методическое обеспечение программы
Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М.: ИНФРА, 1997
Башарин Г.П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика // Приложение к газете «Первое сентября». - № 27, 1995
Брусов, П.Н. Финансовая математика: Учебное пособие / П.Н. Брусов, П.П. Брусов, Н.П. Орехова. - М.: КноРус, 2013. - 224 c.
Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М.: Вита-Пресс, 1997 (серия «Экономика для школ России»)
Ермакова И.В. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд. / И.В. Ермакова, Т.А. Протасевич. – М.: МЦЭБО – Вита-Пресс, 2010.
Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: Вита-Пресс, 2010.
Замек М.Я. Пособие для учителя 5-6 классов. – М.: Вита-Пресс, 1995
И. В. Липсиц, рабочие программы «Экономика», раздел «Удивительные приключения в стране Экономика», М., Просвещение, 2011
Школа юного экономиста. Разработка занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». _ Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»,2008. _ 96 с.
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2006. _ 128 с.