Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Традиционное изучение темы «Проценты» сосредоточено в строгих временных рамках 5 - 6-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением этой темы на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствуют компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Финансовая математика". »
МУ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ»
ЧЕРЕМШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
МБОУ «НИЖНЕКАРМАЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ школа»
Элективный курс по математике
«Финансовая математика»
для учащихся 9 классов
Автор программы:
Чернышова Елена Прохоровна,
учитель математики,
первая кв. категория
2011 г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«Финансовая математика»
для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Структура программы
Программа является обучающей и содержит:
Аннотацию программы.
Пояснительную записку.
Цели и задачи курса.
Содержание курса.
Примерное тематическое планирование.
Требования к умениям и навыкам.
Методические рекомендации.
Литературу.
Приложения.
Аннотация программы
Понятие «проценты» вошло в нашу жизнь не только с уроками в основной школе, не только с выпечкой кулинарных изделий и приготовлением лакомств, солений и варений, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, кредитов, инфляций, девальваций. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Поэтому элективный курс «Финансовая математика» предполагает, что учащиеся смогут свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, сумеют просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков, и выбрать наиболее выгодные. Практические задачи повседневной жизни человека в современном обществе требуют для своего решения не только первичных знаний о процентах, но и более глубоких знаний (простые и сложные проценты, арифметическая и геометрическая прогрессия).
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Традиционное изучение темы «Проценты» сосредоточено в строгих временных рамках 5 - 6-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением этой темы на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствуют компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку, это способствует «вхождению» в современную информационно-экономическую среду .
Данный курс позволит увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс.
Это программа для тех, кто изучает математику, физику, химию, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены, кому в повседневной жизни приходится считать.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Требования к уровню знаний учащихся
Учащиеся должны уметь:
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5; 25 % - 1/4 и т. д.);
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Ожидаемый результат:
В результате изучения курсаучащиеся должны уметь:
представлять проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
находить проценты от величины, величину по ее проценту;
выражать отношения в процентах;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и химических;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
выполнения расчетов практического характера;
Учебно- тематический план
№№
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Форма контроля
Лекция
Практика
Семинар
1.
Проценты. Основные задачи на проценты
2
0,5
0,5
1
Тестирование
2.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
3
1
1
1
3.
Задачи на сплавы, смеси, растворы
4
1
2
1
4.
Решение задач по всему курсу
3
2
Самостоятельная работа (1 ч)
12
2,5
5,5
3
1
Курс рассчитан на 12 часов.
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа).
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты:
а) нахождение процента от числа (величины);
б) нахождение числа по его проценту;
в) нахождение процента одного числа от другого.
Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (3 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (4 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Решение разнообразных задач на производительность. (2 часа).
Представленные в данном курсе задачи часто могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный. В ходе обучения полезно позаботиться о том, чтобы у учащихся остался наиболее яркий и положительно окрашенный след от работы с процентами: изученное в 5 классе в последующие годы легко забывается, и даже простые практические задачи на проценты начинают вызывать серьезные затруднения. Объявляя учащимся цель курса, полезно подчеркнуть, что сюжеты задач непосредственно взяты из действительности, окружающей современного человека - финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли), демография, экология, социологические опросы и т. д. При решении задач предполагается использование калькулятора - всюду, где это целесообразно. Применение калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач. Однако отметим, что в ряде случаев необходимо считать устно. Устный счет приучает к рациональным вычислениям, помогает сопоставлять, сравнивать показатели, прикидывать в уме результаты действий. В повседневной жизни умение считать быстро очень важно. Для этого полезно знать некоторые факты, например: чтобы увеличить величину на 50 %, достаточно прибавить ее половину; чтобы найти 20 % величины, надо найти ее пятую часть; что 40 % некоторой величины в 4 раза больше, чем ее 10 %; что треть величины - это примерно 33 %.
На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему - придает уверенность, а слабому - помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным учащимся можно давать задания из дополнительной части. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путем узнавания способа действия и называния ответа.
Литература
Для учителя
Глейзер Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981
Дорофеев Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-11 11 классы: учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.
Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе. // Математика в школе. - 2002. – № 1. - С. 19
Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. и др. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. // Математика в школе. - 2003. – № 10. - С. 6
Канашева Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. - 1995. – №5. - С. 24
Левитас Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. - 1991. – № 4. - С. 39
Лурье М. В., Александров Б. И. Задачи на составление уравнений. - М.: Наука, 1990.
Рязановский А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. - 1992. -№ 1. - С. 18.
Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995. – 240 с.
Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. - 1998. -№ 5. С. 30
Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. 1998. - № 4. С.37
Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - 1998. - № 6. – С.34
Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. - 1997. - № 1 С.
Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. «Сборник элективных курсов». Математика 8 – 9 классы, профильное образование. Волгоград.: «Учитель».
Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. - 1997. - № 6. - С. 77.
Для учащихся
Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. – М.: Мнемозина, 2005.
Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. – М.: Мнемозина, 2005.
Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989. - С. 73.
Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. - М.: Дрофа, 2003. - 120 с.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика. Составители:– М.: Интеллект-Центр, 2007.
Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988
Клово А. Г., Мальцева Д.А., Абзелило Л.И. Математика Сборник тестов по плану ЕГЭ 2010. Учебно – методическое пособие. . – М.: НИИ школьных технологий. 2010.
Кузнецова Л.В., Бунимович Е.А., Пигарев Б.П., Суворова С.Б. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2005.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1988.
Титаренко А.М. Форсированный курс подготовки к экзамену по математике. Практикум, 5770 задач. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы/ под ред. В.И.Благодатских. – М.: Наука, 1984.
Шевкин А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.