kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Финансовая математика".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Традиционное изучение  темы «Проценты» сосредоточено в строгих временных рамках 5 - 6-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением этой темы на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не  могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствуют компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы,  ЕГЭ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Финансовая математика". »

МУ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЧЕРЕМШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

МБОУ «НИЖНЕКАРМАЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ школа»





Элективный курс по математике

«Финансовая математика»

для учащихся 9 классов





Автор программы:

Чернышова Елена Прохоровна,

                                                                           учитель математики,

первая кв. категория












2011 г.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

«Финансовая математика»

для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки


Структура программы

Программа является обучающей и содержит:

  • Аннотацию программы.
  • Пояснительную записку.

  • Цели и задачи курса.

  • Содержание курса.

  • Примерное тематическое планирование.

  • Требования к умениям и навыкам.

  • Методические рекомендации.

  • Литературу.

  • Приложения.


Аннотация программы


Понятие «проценты» вошло в нашу жизнь не только с уроками в основной школе, не только с выпечкой кулинарных изделий и приготовлением лакомств, солений и варений, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, кредитов, инфляций, девальваций. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.

Поэтому элективный курс «Финансовая математика» предполагает, что учащиеся смогут свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, сумеют просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков, и выбрать наиболее выгодные. Практические задачи повседневной жизни человека в современном обществе требуют для своего решения не только первичных знаний о процентах, но и более глубоких знаний (простые и сложные проценты, арифметическая и геометрическая прогрессия).


Пояснительная записка


Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Традиционное изучение темы «Проценты» сосредоточено в строгих временных рамках 5 - 6-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением этой темы на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствуют компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку, это способствует «вхождению» в современную информационно-экономическую среду .

Данный курс позволит увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс.

Это программа для тех, кто изучает математику, физику, химию, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены, кому в повседневной жизни приходится считать.

Цели курса:


- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:


- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- привить учащимся основы экономической грамотности;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.






Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математи­ки в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.


Требования к уровню знаний учащихся

Учащиеся должны уметь:

- понимать содержательный смысл термина «процент» как
специального способа выражения доли величины;

  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5; 25 % - 1/4 и т. д.);

- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, при­менять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.


Ожидаемый результат:

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • представлять проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;

  • находить проценты от величины, величину по ее проценту;

  • выражать отношения в процентах;

  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и химических;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • выполнения расчетов практического характера;



Учебно- тематический план


№№

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекция

Практика

Семинар

1.

Проценты. Основные задачи на проценты

2

0,5

0,5

1

Тестирование

2.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

3

1

1

1


3.

Задачи на сплавы, смеси, растворы

4

1

2

1


4.

Решение задач по всему курсу

3


2


Самостоятельная работа (1 ч)



12

2,5

5,5

3

1



Курс рассчитан на 12 часов.


Содержание программы


Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа).

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты:

а) нахож­дение процента от числа (величины);

б) нахождение числа по его проценту;

в) нахождение процента одного числа от другого.

Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (3 часа).

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Вве­дение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изме­нение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение трениро­вочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практиче­ская работа. Метод обучения: выполнение тренировочных за­дач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.


Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (4 часа).

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, про­центного раствора. Формирование умения работать с законом со­хранения массы. Обобщение полученных знаний при решении за­дач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практиче­ских заданий.

Решение разнообразных задач на производительность. (2 часа).

Форма занятий: практическая работа.

Методы занятий: беседа, творческие задания.

Заключительное занятие. (1 час). Итоговая проверочная работа.

Форма контроля: самостоятельная работа.


Методические рекомендации

Представленные в данном курсе задачи часто могут быть ре­шены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоя­тельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и по­нятный. В ходе обучения полезно позаботиться о том, чтобы у учащихся остался наиболее яркий и положительно окрашенный след от работы с процентами: изученное в 5 классе в последующие годы легко забывается, и даже простые практические задачи на проценты начинают вызывать серьезные затруднения. Объявляя учащимся цель курса, полезно подчеркнуть, что сюжеты задач не­посредственно взяты из действительности, окружающей современ­ного человека - финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли), де­мография, экология, социологические опросы и т. д. При решении задач предполагается использование калькулято­ра - всюду, где это целесообразно. Применение калькулятора сни­мает непринципиальные технические трудности, позволяет разо­брать больше задач. Однако отметим, что в ряде случаев необхо­димо считать устно. Устный счет приучает к рациональным вы­числениям, помогает сопоставлять, сравнивать показатели, прики­дывать в уме результаты действий. В повседневной жизни умение считать быстро очень важно. Для этого полезно знать некоторые факты, например: чтобы увеличить величину на 50 %, достаточно прибавить ее половину; чтобы найти 20 % величины, надо найти ее пятую часть; что 40 % некоторой величины в 4 раза больше, чем ее 10 %; что треть величины - это примерно 33 %.

На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в ско­ром темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.

Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, сред­нему - придает уверенность, а слабому - помогает. Ученики при­учаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ори­ентации в материале.

Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным учащимся можно давать задания из дополнитель­ной части. Проверка заданий для самостоятельного решения осу­ществляется на занятии путем узнавания способа действия и назы­вания ответа.


Литература


Для учителя

  1. Глейзер Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): посо­бие для учителей. - М.: Просвещение, 1981

  2. Дорофеев Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-11
    11 классы: учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.

  3. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе. // Математика в школе. - 2002. – № 1. - С. 19

  4. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. и др. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. // Математика в школе. - 2003. – № 10. - С. 6

  5. Канашева Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. - 1995. – №5. - С. 24

  6. Левитас Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. - 1991. – № 4. - С. 39

  7. Лурье М. В., Александров Б. И. Задачи на составление уравнений. - М.: Наука, 1990.

  8. Рязановский А. Р. Задачи на части и проценты // Математи­ка в школе. - 1992. -№ 1. - С. 18.

  9. Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995. – 240 с.

  10. Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в шко­ле. - 1998. -№ 5. С. 30

  11. Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. 1998. - № 4. С.37

  12. Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - 1998. - № 6. – С.34

  13. Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. - 1997. - № 1 С.

  14. Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. «Сборник элективных курсов». Математика 8 – 9 классы, профильное образование. Волгоград.: «Учитель».

  15. Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. - 1997. - № 6. - С. 77.


Для учащихся

  1. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. – М.: Мнемозина, 2005.

  2. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. – М.: Мнемозина, 2005.

  3. Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989. - С. 73.

  4. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Го­товимся к единому государственному экзамену. Математика. - М.: Дрофа, 2003. - 120 с.

  5. Денищева Л.О., Глазков Ю.А. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика. Составители:– М.: Интеллект-Центр, 2007.

  6. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для посту­пающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988

  7. Клово А. Г., Мальцева Д.А., Абзелило Л.И. Математика Сборник тестов по плану ЕГЭ 2010. Учебно – методическое пособие. . – М.: НИИ школьных технологий. 2010.

  8. Кузнецова Л.В., Бунимович Е.А., Пигарев Б.П., Суворова С.Б. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2005.

  9. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1988.

  10. Титаренко А.М. Форсированный курс подготовки к экзамену по математике. Практикум, 5770 задач. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.

  11. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы/ под ред. В.И.Благодатских. – М.: Наука, 1984.

  12. Шевкин А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс "Финансовая математика".

Автор: Чернышова Елена Прохоровна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Основы финансовой математики"
    ["seo_title"] => string(28) "osnovy_finansovoi_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "539870"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1581851596"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Элективный курс по  математике:  «Процентные расчёты на каждый день», "
    ["seo_title"] => string(72) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-protsientnyie-raschioty-na-kazhdyi-dien"
    ["file_id"] => string(6) "144057"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418649654"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа элективного курса по математике в 9 классе  "Задачи на проценты" "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-v-9-klassie-zadachi-na-protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "112164"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408378028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2000 руб.
2500 руб.
2110 руб.
2640 руб.
2130 руб.
2660 руб.
1500 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства