Элективный курс по математике: «Процентные расчёты на каждый день»,
Элективный курс по математике: «Процентные расчёты на каждый день»,
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует комплексное и чёткое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по математике: «Процентные расчёты на каждый день», »
Элективный курс по математике:
«Процентные расчёты на каждый день»,
9 класс
Барабанова Надежда Алексеевна
Учитель математики ТМКОУ «Дудинская гимназия»
Пояснительная записка.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует комплексное и чёткое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства: ориентирует учащихся на обучение по естественно - научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности.
Цели курса:
Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого курса задач, показав широту применения процентных расчётов в реальной жизни;
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
Привить учащимся основы экономической грамотности;
Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1) понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
2) уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
3) знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
4) производить прикидку и оценку результатов вычислений
.
Данный курс рассчитан на 8 часов. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, семинар.
Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.
Данный курс рассчитан на 8 часов.
Тематическое планирование занятий.
№
п/п
Тема занятий
Кол-во
часов
Из них
Форма контроля
лекция
практика
семинар
1
Проценты. Основные задачи на проценты
2
0,5
0,5
1
2
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
2
1
1
Практическая
работа
3
Задачи на сплавы, смеси, растворы
2
0,5
0,5
1
Реферат
4
Решение задач по всему курсу
2
реферат
итого
8
1
2
3
Содержание программы.
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 ч)
Форма занятий: комбинированное занятие
Метод обучения: лекция, объяснение, беседа
Тема 2. Процентные расчёты в жизненных ситуациях (2 ч)
Форма занятий: комбинированное занятие
Метод обучения: объяснение, выполнение практических заданий
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрации (2 ч)
Форма занятий: комбинированное занятие
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий
Список литературы:
Барабанов О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления /Математика в школе, 2003
Башарин Г.П. Начала финансовой математики,- М 1997
Башарин Г.П. Элементы финансовой математики,- М 1997
Водинчар М.И.Лайкова Г.А. и др. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений/ Математика в школе, 2001г