Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по математике для детей с ОВЗ»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 8 имени Героя Советского Союза Н. А. Козлова»
городского округа Самара
Рассмотрено
на заседании ПМПк
Протокол № ___
от «___» _______ 2017г.
Председатель ПМПк
_______/Н.Г. Балицкая
Согласовано
Зам. директора по НМР
______/О.А. Гнутова
«__» ________ 2017г.
Утверждено
Директор
________/А.М. Сажнов
Адаптированная
программа начального общего образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья
по математике
Класс 1
Программу разработала
учитель начальных классов
Габдулхакова Любовь Олеговна
Самара, 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана с учётом региональных, национальных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников:
Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (06.10.2009 №373);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 .12. 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 0.3 04. 2011 г., регистрационный номер 19993);
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Школы № 8 г.о. Самара;
Положения о рабочей программе;
Примерной основной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений авторов Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 частях (учебно–методический комплекс «Школа России»).
Адаптированная рабочая программа 1 класса направлена на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают два арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Цель данной программы:
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Коррекционно-развивающие задачи программы обучения:
-Развить умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
-Развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации и доказательства;
-Овладеть алгоритмами устных и письменных вычислений, решением текстовых задач.
- Сформировать у учащихся математические представления о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел, умений и навыков.
- Сформировать осознанные и прочные навыки вычислений.
- Сформировать пространственные и геометрические представления, осознанные способы математической деятельности.
- Скорректировать недостатки мыслительной и речевой деятельности детей с ОВЗ;
- Повысить познавательную активность
-Сформировать такие личностные качества как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Математика» изучается с 1 по 4 класс. 1 класс - по 4 часов в неделю (132 ч в год).
Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами: числа и величины, арифметические действия, текстовые задачи, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с информацией.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроках;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20;
Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
Записывать и сравнивать числа в пределах 20;
Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
Строить отрезок заданной длины;
Вычислять длину ломаной.
Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
Планируемые результаты изучения курса «Математика».
Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
1 класс
1.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
2. Адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Выполнять правила безопасного поведения в школе.
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
4. Проговаривать последовательность действий на уроке.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Отношения «на сколько больше?», «на сколько меньше?».
Знание направления движения: слева, направо, справа налево, сверху вниз; временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Знание геометрических фигур (куб, пятиугольник); порядковыми и количественными числительными для обозначения результата счета предметов.
Умение сравнивать предметы по размеру: больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче; сравнивать по форме: круглый, квадратный, треугольный и т.д.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебнике.
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя)
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовать свое рабочее место.
2. Вместе с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативные УУД:
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация
Много. Один.
Число и цифра 2.
Число и цифра 3.
Знаки +, -, =.
Число и цифра 4.
Длиннее, короче.
Число и цифра 5.
Числа от 1 до 5. Состав числа 5.
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
Ломаная линия.
Знаки ,
Равенство. Неравенство.
Многоугольник.
Числа 6 и 7.Письмо цифры 6.
Числа 6 и 7.Письмо цифры 7.
Числа 8 и 9. Письмо цифры 8.
Числа 8 и 9. Письмо цифры 9.
Число 10.
Сантиметр.
Увеличить на…Уменьшить на…
Число 0.
Сложение и вычитание с числом 0.
Знание последовательности и обозначения чисел от 1 до 10;
Состав чисел в пределах 10; способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа, ему предшествующего. Знание математического понятия: равенство, неравенство, точка, кривая линия, прямая, отрезок, ломаная, многоугольник, углы, вершины и стороны многоугольника.
Умение называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 10; выполнять вычисления в примерах вида 4+1, 4-1 на основе знания нумерации; умение чертить отрезки с помощью линейки и измерять их длину в см; решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание.
Умение строить треугольники и четырехугольники; группировать предметы по заданному признаку; решать ребусы.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебнике.
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовать свое рабочее место.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном.
2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание вида □+ 1, □ -1.
Сложение и вычитание вида □+ 1+1, □ -1-1.
Сложение и вычитание вида □+ 2, □ -2.
Слагаемые. Сумма.
Задача.
Составление задач по рисунку.
Таблицы сложения и вычитания с числом 2.
Присчитывание и отсчитывание по 2.
Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □+ 3, □ -3.
Прибавление и вычитание числа 3.
Сравнение длин отрезков.
Таблицы сложения и вычитания с числом 3.
Присчитывание и отсчитывание по 3.
Решение задач.
Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8, 9.
Задачи на увеличение числа на несколько единиц( с двумя множествами предметов).
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц( с двумя множествами предметов).
Сложение и вычитание вида□+4, □-4.
На сколько больше? На сколько меньше?
Знание конкретного смысла и названия действий сложения и вычитания; использование при чтении и записи числовых выражений названия компонентов и результатов сложения и вычитания; знание переместительного свойства сложения.
Знание таблицы сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания. Знание единицы длины: см и дм, соотношение между ними.
Знание таких единиц измерения как: литр, кг.
Умение находить значение числовых выражений в 1-2 действия (без скобок); умение применять приемы вычислений; при сложении – прибавление по частям; перестановка чисел. При вычитании – вычитание по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Умение выполнять сложение и вычитание с числом 0. Умение находить число на несколько единиц больше или меньше данного.
Умение решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Умение решать ребусы и строить многоугольники.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебнике.
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовать свое рабочее место.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном.
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий.
3. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
4. Вступать в диалог.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Нумерация.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+2, □+3.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+4. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+5.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+6.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+7.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+8, □+9.
Таблица сложения.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток.
Вычитание вида 11-□.
Вычитание вида 12-□.
Вычитание вида 13-□.
Вычитание вида 14-□.
Вычитание вида 15-□.
Вычитание вида 16-□.
Вычитание вида 17-□, 18-
Знание последовательность и обозначения чисел от 11 до 20; десятичный состав чисел в пределах 20; Знать как получить при счете число следующее за данным числом и число, ему предшествующее. Знание единиц времени: час.
Знание таблицы сложения и соответствующие случаи вычитания.
Умение читать, записывать и сравнивать числа от 11 до 20; называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 20; Умение выполнять вычисления в примерах вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10;
Умение выполнять сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приемов вычислений. Умение решать задачи в одно и 2 действия на сложение и вычитание.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебнике.
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Итоговое повторение
Закрепление изученного
Знание названий и последовательность чисел от 0 до 20; название и обозначение действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Умение читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 20; называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 20. Умение решать задачи в одно и 2 действия на сложение и вычитание.
Познавательные УУД:
1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем..
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
II. Содержание учебного предмета
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
Числа и величины. Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Арифметические действия. Сложение и вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). Способы проверки правильности вычислений.
Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...».
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка.
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов сбора.