Адаптированная рабочая программа по математике в 3 классе для детей с ОВЗ VII вида ("Школа России")
Адаптированная рабочая программа по математике в 3 классе для детей с ОВЗ VII вида ("Школа России")
МАТЕМАТИКА Рабочая программа для 3 класса (индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида). Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по математике для индивидуального обучения для 3 класса разработана на основе Сборника рабочих программ «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике в 3 классе для детей с ОВЗ VII вида ("Школа России")»
МАТЕМАТИКА
Рабочая программа для 3 класса
(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике для индивидуального обучения для 3 класса разработана на основе Сборника рабочих программ «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа разработана для учащегося 3-в класса, который находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по математике для 3 класса и реализуется в течение года.
Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
Количество часов по учебному плану - 68 ч. (2 часа в неделю).
Программа скорректирована на основе общеобразовательной программы (авторы: М. И. Моро, М.А.Бантова), а также рекомендаций специалистов ПМПК и рекомендаций ПМПК.
Задача предлагаемого курса «МАТЕМАТИКА» - дать обучающимся основные (базисные) математические знания и умения, включающие:
формирование представлений о натуральном числе и нуле, об арифметических действиях, приемах вычислений;
выработку прочных и сознательных вычислительных навыков;
умение решать простые и несложные составные и арифметические задачи;
знакомство с основными величинами и их измерением.
Наряду с арифметическим материалом уроки данного курса включают геометрический материал, задания графического характера, а также практические задания.
Особенности реализации программы по математике для детей с ОВЗ
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой. Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.
Учебные занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю, по индивидуальному расписанию.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основнаяцель курса состоит в том, чтобы не только обеспечить математическую грамотность обучающихся, но и расширить пространственные и геометрические представления на доступном для них материале для коррекции мышления и речи.
Задачи индивидуального коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ VII вида:
-обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
-формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
-формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);
-коррекция индивидуальных отклонений;
-охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;
-организация благоприятной социальной среды;
-системный и планомерный контроль за развитием детей с ОВЗ педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Основные направления коррекционной работы:
1) Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2) Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
3) Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4) Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6) Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общие подходы в работе с детьми с ОВЗ:
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
-проявление педагогического такта.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел до 1000;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правила порядка выполнения действий в выражениях в два-три действия (со скобками и без них).
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих два-три действия (со скобками и без них);
решать задачи в одно-три действия;
находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
Общеучебные умения и навыки:
I.Организация учебного труда.
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации.
Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
III. Культура устной и письменной речи.
Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
IV. Мыслительные умения.
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Курс математики в 3 классе включает следующие разделы (учебно-тематический план):
1. Числа от 1 до 100 (продолжение) – 6 ч.
2. Табличное умножение и деление – 35 ч.
3. Внетабличное умножение и деление – 15 ч.
4. Числа от 1 до 1000
5. Нумерация – 5 ч.
6. Арифметические действия – 4 ч.
7. Итоговое повторение – 3 ч.
Новые понятия: сотни, умножение, множители, произведение, деление, делимое, делитель, частное, периметр, площадь, круг, окружность, центр, радиус, разносторонние и равнобедренные треугольники, доля числа, цена, количество, стоимость, деление с остатком.
Учебно-методический комплект:
1. Математика. Учеб.для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
2. Рабочие тетради по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика.3 класс. В двух частях», М.: Издательство «Просвещение», 2014
Календарно - тематическое планирование по математике в 3 классе
(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ)
№
Тема урока
Дата
Примечание
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение)
1
Повторение знаний о сложении и вычитании. Устные приёмы сложения и вычитания.
02.09
2
Письменные приёмы сложения и вычитания. Задачи в два действия.
07.09
3
Выражения с переменной. Решение уравнений способом подбора.
09.09
4
Решение уравнений вида х+20=36, 50+х=72, х-20=31, 74-х=8 на основе знания связи чисел при сложении и вычитании.
14.09
5
Обозначение геометрических фигур буквами.
16.09
6
Закрепление по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»
21.09
Умножение и деление (продолжение)
7
Конкретный смысл умножения и деления.
23.09
8
Таблицы умножения и деления с числом 2. Чётные и нечётные числа.
28.09
9
Таблицы умножения и деления с числом 3.
30.09
10
Связь между величинами: цена, количество, стоимость.
05.10
11
Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.
07.10
12
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками.
12.10
13
Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи.
14.10
14
Контрольная работа № 1.
19.10
15
Таблицы умножения и деления с числом 4.
21.10
16
Закрепление. Таблица Пифагора.
26.10
17
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
28.10
18
Таблицы умножения и деления с числом 5.
19
Задачи на сравнение чисел с помощью деления (кратное сравнение).
20
Задачи на кратное и разностное сравнение.
21
Таблицы умножения и деления с числом 6.
22
Закрепление. Решение задач.
23
Таблицы умножения и деления с числом 7.
24
Закрепление. Решение задач.
25
Контрольная работа № 2.
26
Площадь. Способы сравнения фигур по площади.
27
Площадь прямоугольника. Единица площади – квадратный сантиметр.
28
Таблицы умножения и деления с числом 8.
29
Таблицы умножения и деления с числом 9.
30
Единица площади – квадратный дециметр.
31
Закрепление. Сводная таблица умножения.
32
Единица площади – квадратный метр.
33
Умножение на 1 и на 0
34
Деление вида а:а и 0:а.
35
Задачи в три действия.
36
Доли. Образование и сравнение долей.
37
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).
38
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
39
Единицы времени – год, месяц, сутки.
40
Проверка знаний. Единицы времени
41
Урок –соревнование
Внетабличное умножение и деление.
42
Приемы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 60:3.
43
Приём деления для случаев вида 80:20.
44
Умножение суммы на число.
45
Закрепление по теме «Умножение и деление»
46
Приёмы умножения для случаев вида 23х4, 4х23.
47
Выражение с двумя переменными. Закрепление геометрических представлений.
48
Деление суммы на число.
49
Закрепление. Деление суммы на число.
50
Приём деления для случаев вида 78:2, 69:3.
51
Проверка деления.
52
Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22.
53
Проверка умножения. Решение уравнений.
54
Закрепление. Контроль и учет знаний.
55
Деление с остатком. Проверка деления с остатком.
56
Контроль и учет знаний
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
57
Устная и письменная нумерация.
58
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз.
59
Обозначение чисел римскими цифрами.
60
Единицы массы – килограмм, грамм.
61
Контрольная работа.
Сложение и вычитание.
62
Приёмы устных вычислений.
63
Алгоритм письменного вычитания.
64
Виды треугольников (по сторонам).
65
Проверочная работа.
Умножение и деление.
66
Приёмы письменного умножения и деления на однозначное число.