Правила игры. Игра проводится в несколько туров. В параллели 7-х классов проводятся отборочные туры (по два класса). Затем проводится финальная игра. От каждого класса выставляется команда из 4 человек. Команда дает себе название, изготавливает эмблему, выбирает капитана.
Вопросы для первой команды
Что такое процент?
[Сотая часть чего-либо.]
Чему равен 1% рубля?
[1 копейке.]
Назовите наименьшее натуральное число.
[1]
4. Чему равна — часть часа?[15 минут.]
Чему равен угол в квадрате?
[90°]
Как называется прибор для измерения углов на местности?
[Астролябия.]
В названии какой сказки встречается число, которое в старину называлось дюжиной?
[«Двенадцать месяцев».]
В каком месяце может быть равно 4 недели?
[В феврале.]
Когда мы смотрим на число 2, а говорим 14?
[На часах.]
Вопросы для второй команды
Чему равно произведение всех чисел?
[0]
Чему равен 1% метра? '
[1 см]
Назовите наибольшее двузначное число.
[99]
Что такое абак?
[Древние счеты.]
Как назвать пять дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их?
[Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.]
Какое событие произошло 31 февраля?
[Никакое.]
Какую часть часа составляют 20 минут?
1/3
8. Что легче: 1 кг свинца или 1 кг ваты? L
[Одинаково.]
9. Что такое абсцисса?
[Координата х точки на плоскости.]
2-й гейм. Заморочки
Заморочка 1 для первой команды
Слыхали о том, как ломают числа? Ломаными числами пользуются и теперь, только теперь их называют иначе. Попробуйте из кусочка сахара получить половину кусочка. Для этого надо расколоть целый кусочек на две равные части. То же и с числами. Чтобы из числа получить половину, надо «разломить» его на две части. Вот отсюда и пошло название «ломаные числа». В книге «Арифметика» Л.Ф. Магницкого из-. ложены сведения*) ломаных числах. Вот что там можно прочитать: «Число ломаное есть токмо часть вещи, числом объявленная, сиречь половина есть половина рубля, а пишется особым образом.» Л.Ф.Магницкий подробно рассказывает, как производить действия с ломаными числами. Понятие таких чисел, но с другим названием, существовало и у арабов. В Европе оно получило распространение гораздо позже благодаря работам Фибоначчи.
Внимание, вопрос. О каких числах идет речь?
[О дробях.]
Заморочка 1 для второй команды
Однажды во время сильной бури затонул корабль. Спасся лишь один матрос, он хорошо плавал и сумел выбраться на берег. Обследовав остров, матрос убедился, что до него сюда не ступала нога человека. Жизнь спасшегося моряка описал в своем произведении английский писатель Даниэль Дефо. Робинзон знал, что ему придется жить как первобытному человеку, и решил вести своеобразный календарь. Для этого на врытом в землю столбе он каждый день делал зарубку. А через каждые 30 дней — зарубку длиннее. Так Робинзон считал дни и месяцы, проведенные им на острове. Однако этот способ записи чисел открыл не Робинзон. Наши далекие предки делали зарубки на палках и костях, считали узлами на веревках и ремнях и т.д. Вот что рассказал о записи чисел с помощью узлов на ремне древнегреческий писатель Геродот. Во время военного похода персидский царь Дарий оставил для охраны переправы через реку Дунай отряд воинов. Он отдал им кожаный пояс с множеством узлов и приказал с первого дня своего похода на скифов каждый день развязывать на нем по одному узлу. Когда минует число дней, обозначенное узлами, воины должны вернуться на родину. Запись чисел зарубками на палках, черточками и точками на коре й листьях была распространена у многих народов. В России делались зарубки на предметах, которые носили с собой. Позже эти предметы стали называть словом, которым мы привычно называем часть лица. С тех пор в России сохранилось выражение, которое сейчас является крылатой фразой.
Внимание, вопрос. О каком выражении идет речь?
[«Заруби себе на носу».]
Заморочка 2 для первой команды.
Уже в египетских орнаментах на керамических сосудах встречаются эти фигуры. В египетских папирусах и на вавилонских плитках даны задачи на определение площади этих фигур. Это подтверждает, что понятия об этих фигурах возникли в глубокой древности и зародились они с связи с практическими потребностями, — вероятно, в связи со строительством примитивных жилищ. Прямой угол, связанный с образом растущего растения (имеется в виду вертикаль) и других стоящих предметов — одно из древнейших геометрических понятий. Даже в простейших сооружениях прямой угол выступает не как самостоятельная фигура, а в качестве элемента других фигур. Жесткая конструкция этой фигуры сыграла большую роль в сооружении неподвижных креплений разнообразных конструкций, начиная с самых примитивных. И научный подход к рассмотрению свойств углов и этих фигур мы можем найти уже у древних греков. О жесткой конфигурации и применении этих фигур в практике мы говорим в начале изучения геометрии. Внимание, вопрос. О какой фигуре идет речь?
[О треугольнике.]
Заморочка 2 для второй команды.
В практической деятельности, при измерении и делении, человек познакомился с дробными числами раньше, чем с этими числами. Впервые идея о самостоятельности этих чисел встречается у математиков Индии (V-VIIbb.). У Брахмагупты даже приведены правила сложения и вычитания этих чисел. Причем он рассматривает эти числа как долг. В XII в. индийский математик Бхаскара вывел правила умножения и деления: «Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество; произведение имущества на долг есть убыток. То же правило имеет место и при делении». Тем не менее к действиям с этими числами относились с недоверием. «Люди их не одобряют», — говорил Бхаскара. Довольно долго индийские математики избегали пользоваться этими числами. А в Европе в XVI в. эти числа считались абсурдными. Окончательно ввел в математику эти числа француз Рене Декарт только в XVII в. Только связь этих чисел с числовой осью привела к более ясному их пониманию. Однако по традиции их продолжали называть ложными. За правомерность существования этих чисел вступился немецкий ученый Карл Гаусс. Он писал: «Нисколько не опасаюсь вводить в общую арифметику дробные числа, хотя существует много пересчитываемых вещей, в применении к которым дробь не имеет никакого смысла. И никак нельзя отказывать этим числам в правах, равных с противоположными, только потому, что многие вещи не допускают противоположения.»
Внимание, вопрос. Что это за числа?
[Отрицательные. ]
3-й гейм. Ты — мне, я — тебе
Каждый участник игры заранее готовит своему сопернику вопрос по теме игры. По очереди все члены команды задают вопросы, соперник дает ответ на поставленный вопрос и в свою очередь задает свой вопрос.
4-й гейм» Отвечаю я один
Каждому участнику команды задается вопрос, отвечает только тот, кому адресован вопрос. На первый вопрос отвечает первый член команды, на второй — второй член и т.д. Подсказывать нельзя, совещаться тоже.
Вопросы для первой команды
Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?
[Планиметрия.]
К натуральному числу приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число?
[В 1000.]
Как называется прибор для измерения отрезков?
[Линейка.]
Как найти неизвестное уменьшаемое?
[К разности прибавить вычитаемое.]
Как называется старинная мера веса, равная 400 г?
[Фунт.]
Если в 11 часов ночи идет дождь, то возможно, что через 24 часа выглянет солнце. Истинное это высказывание или ложное?
' [Ложное.]
Чему равно произведение всех целых чисел от (-5) до 5?
[0]
Может ли при делении получиться Нуль?
[Может, если нуль делить на число.]
Вопросы для второй команды
О какой науке сказано, что она «ум в порядок приводит»?
[О математике.]
Как найти неизвестный делитель?
[Делимое разделить на частное.]
Чему равен 1 пуд?
[16 кг]
Назовите единицу скорости на море.
[Узел,]
Для построения чего используют эккер?
[Для построения углов на местности.]
Что собой представляет график функции y = kx + b?
[Прямая.]
Какой знак нужно поставить между числами 2 и 3, чтобы получилось число, большее 2 и меньшее 3?
[Запятую.]
Какого размера носит сапоги дядя Степа?
[45]
4-й гейм. Гонка за лидером
1. Чему равно произведение первых трех натураль-
ных чисел?
[6]
2. Назовите массу одного кубического метра воды.
[1 тонна.]
Сколько секунд в 1 часе?
[3600]
Какой угол образуют пути двух туристов,, если один идет на север, а другой на восток?
[90°]
Воспитывая сына-двоечника, папа изнашивает за год 2 ремня. Сколько ремней износил папа за 10 лет обучения сына в школе, если сын в пятом классе учился 2 года?
[22]
Выглянув в окно поезда на крутом повороте железной дороги, Ира увидела, что впереди 9 вагонов, а позади еще 7 вагонов. Сколько вагонов в поезде?
[17]
Крышка стола имеет 4 угла. Если отпилить один угол, сколько углов останется?
[5]
Цапля, стоя на одной ноге, весит 15 кг. Сколько будет весить цапля, если она встанет на две ноги?
[15 кг]
Вопрос: «Сколько снежинок сделали ребята к Новому году?» — нельзя считать задачей. Почему?
[В ней нет условия.]
Сколько ног у мухи?
[6]
Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов?
[Юр.]
У семи братьев по одной сестре. Много ли сестер?
[Одна.]
Две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего человек?
[3]
Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?
[Ни одного, все разбились.]
Летели три страуса, одного- убил охотник. Сколько страусов осталось?
[Страусы не летают.]
Когда козе исполнится 7 лет, что с ней будет дальше?
[Пойдет восьмой год.]
У рабочего была путевка в дом отдыха со 2-го по 17-е. Сколько дней отдыхал рабочий?
[16]
Лимон дороже яблока в три раза. Что дороже: 15 яблок или 5 лимонов?
[Цена одинаковая.]
Сумма каких трех натуральных чисел равна их произведению?
[1, 2, 3.]
Какое число называлось «тьмой» в древности?
[10 000]
«Фунт» — это старинная мера веса или длины?
[Площади.]
Как называется старинный домашний прибор для измерения веса?
[Безмен.]
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Счастливый случай "»
ОБОУ «Суджанская школа-интернат»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Счастливый случай»
Учитель математики
Березуцкая О.П.
Игра «Счастливый случай»
Правила игры. Игра проводится в несколько туров. В параллели 7-х классов проводятся отборочные туры (по два класса). Затем проводится финальная игра. От каждого класса выставляется команда из 4 человек. Команда дает себе название, изготавливает эмблему, выбирает капитана.
Вопросы для первой команды
Что такое процент?
[Сотая часть чего-либо.]
Чему равен 1% рубля?
[1 копейке.]
Назовите наименьшее натуральное число.
[1]
4. Чему равна — часть часа?[15 минут.]
Чему равен угол в квадрате?
[90°]
Как называется прибор для измерения углов на местности?
[Астролябия.]
В названии какой сказки встречается число, которое в старину называлось дюжиной?
[«Двенадцать месяцев».]
В каком месяце может быть равно 4 недели?
[В феврале.]
Когда мы смотрим на число 2, а говорим 14?
[На часах.]
Вопросы для второй команды
Чему равно произведение всех чисел?
[0]
Чему равен 1% метра? '
[1 см]
Назовите наибольшее двузначное число.
[99]
Что такое абак?
[Древние счеты.]
Как назвать пять дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их?
[Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.]
Какое событие произошло 31 февраля?
[Никакое.]
Какую часть часа составляют 20 минут?
1/3
8. Что легче: 1 кг свинца или 1 кг ваты? L
[Одинаково.]
9. Что такое абсцисса?
[Координата х точки на плоскости.]
2-й гейм. Заморочки
Заморочка 1 для первой команды
Слыхали о том, как ломают числа? Ломаными числами пользуются и теперь, только теперь их называют иначе. Попробуйте из кусочка сахара получить половину кусочка. Для этого надо расколоть целый кусочек на две равные части. То же и с числами. Чтобы из числа получить половину, надо «разломить» его на две части. Вот отсюда и пошло название «ломаные числа». В книге «Арифметика» Л.Ф. Магницкого из-. ложены сведения*) ломаных числах. Вот что там можно прочитать: «Число ломаное есть токмо часть вещи, числом объявленная, сиречь половина есть половина рубля, а пишется особым образом...» Л.Ф.Магницкий подробно рассказывает, как производить действия с ломаными числами. Понятие таких чисел, но с другим названием, существовало и у арабов. В Европе оно получило распространение гораздо позже благодаря работам Фибоначчи.
Внимание, вопрос. О каких числах идет речь?
[О дробях.]
Заморочка 1 для второй команды
Однажды во время сильной бури затонул корабль. Спасся лишь один матрос, он хорошо плавал и сумел выбраться на берег. Обследовав остров, матрос убедился, что до него сюда не ступала нога человека. Жизнь спасшегося моряка описал в своем произведении английский писатель Даниэль Дефо. Робинзон знал, что ему придется жить как первобытному человеку, и решил вести своеобразный календарь. Для этого на врытом в землю столбе он каждый день делал зарубку. А через каждые 30 дней — зарубку длиннее. Так Робинзон считал дни и месяцы, проведенные им на острове. Однако этот способ записи чисел открыл не Робинзон. Наши далекие предки делали зарубки на палках и костях, считали узлами на веревках и ремнях и т.д. Вот что рассказал о записи чисел с помощью узлов на ремне древнегреческий писатель Геродот. Во время военного похода персидский царь Дарий оставил для охраны переправы через реку Дунай отряд воинов. Он отдал им кожаный пояс с множеством узлов и приказал с первого дня своего похода на скифов каждый день развязывать на нем по одному узлу. Когда минует число дней, обозначенное узлами, воины должны вернуться на родину. Запись чисел зарубками на палках, черточками и точками на коре й листьях была распространена у многих народов. В России делались зарубки на предметах, которые носили с собой. Позже эти предметы стали называть словом, которым мы привычно называем часть лица. С тех пор в России сохранилось выражение, которое сейчас является крылатой фразой.
Внимание, вопрос. О каком выражении идет речь?
[«Заруби себе на носу».]
Заморочка 2 для первой команды.
Уже в египетских орнаментах на керамических сосудах встречаются эти фигуры. В египетских папирусах и на вавилонских плитках даны задачи на определение площади этих фигур. Это подтверждает, что понятия об этих фигурах возникли в глубокой древности и зародились они с связи с практическими потребностями, — вероятно, в связи со строительством примитивных жилищ. Прямой угол, связанный с образом растущего растения (имеется в виду вертикаль) и других стоящих предметов — одно из древнейших геометрических понятий. Даже в простейших сооружениях прямой угол выступает не как самостоятельная фигура, а в качестве элемента других фигур. Жесткая конструкция этой фигуры сыграла большую роль в сооружении неподвижных креплений разнообразных конструкций, начиная с самых примитивных. И научный подход к рассмотрению свойств углов и этих фигур мы можем найти уже у древних греков. О жесткой конфигурации и применении этих фигур в практике мы говорим в начале изучения геометрии. Внимание, вопрос. О какой фигуре идет речь?
[О треугольнике.]
Заморочка 2 для второй команды.
В практической деятельности, при измерении и делении, человек познакомился с дробными числами раньше, чем с этими числами. Впервые идея о самостоятельности этих чисел встречается у математиков Индии (V-VIIbb.). У Брахмагупты даже приведены правила сложения и вычитания этих чисел. Причем он рассматривает эти числа как долг. В XII в. индийский математик Бхаскара вывел правила умножения и деления: «Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество; произведение имущества на долг есть убыток. То же правило имеет место и при делении». Тем не менее к действиям с этими числами относились с недоверием. «Люди их не одобряют», — говорил Бхаскара. Довольно долго индийские математики избегали пользоваться этими числами. А в Европе в XVI в. эти числа считались абсурдными. Окончательно ввел в математику эти числа француз Рене Декарт только в XVII в. Только связь этих чисел с числовой осью привела к более ясному их пониманию. Однако по традиции их продолжали называть ложными. За правомерность существования этих чисел вступился немецкий ученый Карл Гаусс. Он писал: «Нисколько не опасаюсь вводить в общую арифметику дробные числа, хотя существует много пересчитываемых вещей, в применении к которым дробь не имеет никакого смысла. И никак нельзя отказывать этим числам в правах, равных с противоположными, только потому, что многие вещи не допускают противоположения...»
Внимание, вопрос. Что это за числа?
[Отрицательные. ]
3-й гейм. Ты — мне, я — тебе
Каждый участник игры заранее готовит своему сопернику вопрос по теме игры. По очереди все члены команды задают вопросы, соперник дает ответ на поставленный вопрос и в свою очередь задает свой вопрос.
4-й гейм» Отвечаю я один
Каждому участнику команды задается вопрос, отвечает только тот, кому адресован вопрос. На первый вопрос отвечает первый член команды, на второй — второй член и т.д. Подсказывать нельзя, совещаться тоже.
Вопросы для первой команды
Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?
[Планиметрия.]
К натуральному числу приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число?
[В 1000.]
Как называется прибор для измерения отрезков?
[Линейка.]
Как найти неизвестное уменьшаемое?
[К разности прибавить вычитаемое.]
Как называется старинная мера веса, равная 400 г?
[Фунт.]
Если в 11 часов ночи идет дождь, то возможно, что через 24 часа выглянет солнце. Истинное это высказывание или ложное?
' [Ложное.]
Чему равно произведение всех целых чисел от (-5) до 5?
[0]
Может ли при делении получиться Нуль?
[Может, если нуль делить на число.]
Вопросы для второй команды
О какой науке сказано, что она «ум в порядок приводит»?
[О математике.]
Как найти неизвестный делитель?
[Делимое разделить на частное.]
Чему равен 1 пуд?
[16 кг]
Назовите единицу скорости на море.
[Узел,]
Для построения чего используют эккер?
[Для построения углов на местности.]
Что собой представляет график функции y = kx + b?
[Прямая.]
Какой знак нужно поставить между числами 2 и 3, чтобы получилось число, большее 2 и меньшее 3?
[Запятую.]
Какого размера носит сапоги дядя Степа?
[45]
4-й гейм. Гонка за лидером
1. Чему равно произведение первых трех натураль- ных чисел?
[6]
2. Назовите массу одного кубического метра воды.
[1 тонна.]
Сколько секунд в 1 часе?
[3600]
Какой угол образуют пути двух туристов,, если один идет на север, а другой на восток?
[90°]
Воспитывая сына-двоечника, папа изнашивает за год 2 ремня. Сколько ремней износил папа за 10 лет обучения сына в школе, если сын в пятом классе учился 2 года?
[22]
Выглянув в окно поезда на крутом повороте железной дороги, Ира увидела, что впереди 9 вагонов, а позади еще 7 вагонов. Сколько вагонов в поезде?
[17]
Крышка стола имеет 4 угла. Если отпилить один угол, сколько углов останется?
[5]
Цапля, стоя на одной ноге, весит 15 кг. Сколько будет весить цапля, если она встанет на две ноги?
[15 кг]
Вопрос: «Сколько снежинок сделали ребята к Новому году?» — нельзя считать задачей. Почему?
[В ней нет условия.]
Сколько ног у мухи?
[6]
Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов?
[Юр.]
У семи братьев по одной сестре. Много ли сестер?
[Одна.]
Две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего человек?
[3]
Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?
[Ни одного, все разбились.]
Летели три страуса, одного- убил охотник. Сколько страусов осталось?
[Страусы не летают.]
Когда козе исполнится 7 лет, что с ней будет дальше?
[Пойдет восьмой год.]
У рабочего была путевка в дом отдыха со 2-го по 17-е. Сколько дней отдыхал рабочий?
[16]
Лимон дороже яблока в три раза. Что дороже: 15 яблок или 5 лимонов?
[Цена одинаковая.]
Сумма каких трех натуральных чисел равна их произведению?
[1, 2, 3.]
Какое число называлось «тьмой» в древности?
[10 000]
«Фунт» — это старинная мера веса или длины?
[Площади.]
Как называется старинный домашний прибор для измерения веса?