Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса «Лабиринты математики»»
Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса «Лабиринты математики»
Учитель: Непомнящая И.Н.
Цель мероприятия:
Обучающие:
Расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности учащихся, математического языка.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность, умение принимать самостоятельные решения, соревновательный дух, культуру математического мышления.
Участники: учащиеся школы (5 класс), старшеклассники, учитель математики, родители, болельщики.
Психологический настрой на проведение мероприятия. Для участия необходимо разделиться на 2 команды.
Мотивация и целепологание
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе. Денег у вас нет, но выход всегда есть. Попробуем получить билеты?
Сейчас вы придумываете название команды и получаете листочки, на которых дано задание, его нужно выполнить (спеть каждой команде куплет песни о математике).
Выходят 2 команды «Ученики Лобачевского» и «Пифагоровы треугольники» приветствуют друг друга.
Песня команды «Ученики Лобачевского» (на мотив песни «Зайка моя» про математику).
1. Плюсик ты мой, я – твой минус,
Косинус ты, я – твой синус,
Ты аксиома, я – теорема,
Следствие ты, а я – лемма.
Знание ты, я – шпаргалка,
Если ты нуль, то я – палка.
Ты ордината, то я – абсцисса,
Ты уголок, я биссектриса.
Ма-те-ма-ти-ка моя…
Припев: Я ночами плохо сплю,
Математику я так люблю,
Математику я так давно, давно люблю.
Я и днём теперь не сплю,
Я и вечером не сплю,
Всё учу, учу, учу, учу, учу.
- Давайте с вами решим, можно ли дать «билеты» первой команде?
Вручаются эмблемы, которые и являются «билетами» на математический поезд (форма параллелепипеда) (приложение №1а) и портрет геометра - Лобачевского (талисман). (приложение 2а).
Песня команды «Пифагоровы треугольники» (на мотив песни «Коммунальная квартира» про математику).
1. По утрам шурша листами,
Собирается народ,
Пифагор штаны стирает,
Эйлер интеграл берет,
Гаусс корни извлекает,
Ньютон делает бином.
Кто-то оси расставляет,
Архимед сидит с числом.
Припев: Это математики, математики квартира,
Это математики, математики страна.
- Даём второй команде «билеты»?
Вручаются эмблемы (форма цилиндра) (приложение №1б) и портрет великого математика – Пифагора (приложение №2б).
А сейчас, когда есть у вас билеты, вам нужен путеводитель, чтобы без проблем совершать своё необычное путешествие.
Выдаются маршрутные листы. Время пребывания на каждой станции 5 минут.
Команда старшеклассников подводит результаты после каждой станции и выставляет оценки в маршрутный лист каждой команды (приложение №3а - лист команды «Ученики Лобачевского», №3б – лист команды «Пифагоровы треугольники»)
1 станция – «Отель Кроссвордный»
Каждый участник пытается разгадать кроссворд, записывая ответы в пустые клеточки. Последняя буква слова является началом последующего. Каждый старается разгадать как можно больше слов. За каждое угаданное слово присуждается 1 балл. В конце складывается общее количество набранных ребятами баллов.
Многоугольник
Четырехугольник
Четырехзначное число
Старая русская мера длины
Соотношение между числами
Геометрическая фигура
Группа цифр в записи числа
Математическое действие
Отрезок координатного луча
2 станция – «Чудеса света»
Каждому участнику необходимо письменно выполнить арифметические действия и результат записать на лист ответов, выданный консультантом на данной станции.
Задумать двузначное число.
Прибавь к задуманному числу 25.
К результату прибавь еще 125.
Из результата вычти 37.
Из результата вычти первоначально задуманное число.
Полученный результат умножь на 50.
В результате у всех должно получиться число 5650.
Консультант проверяет вычисления, если ответ получен верно, выставляет 1 балл каждому участнику. Общее количество набранных баллов снова записывается в маршрутный лист.
3 станция – «Горы Головоломки»
А сейчас необходимо разгадать ребусы. Чем больше будет разгадано ребусов, тем выше будет общий балл. За числовые ребусы - 3 балла, за словесные - 2 балла. Ответы записывают на бланк.
Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 3 очка, если на желтом кружке - 2 очка, а если на зеленом кружке, то 1 очко. Каждый решает сам при помощи каких задач набрать баллы. Все задания выполняются при помощи спичек. Нужно набрать как можно больше очков за отведенное время.
Задачи:
1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (3 очка)
2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (3 очка)
3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (2 очка)
4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (2 очка)
5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.
(1 очко - за каждую исправленную ошибку)
6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (1 очко)
5 станция - "Рыбалка"
На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указана масса рыбки. Если рыбка маленькая, то за решение задачи присуждается 1 очко, если большая - 2 очка.
Задачи:
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели) (2 очка)
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко)
Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка)
Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты) (2 очка)
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка)
По дороге 2 мальчика шли и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0) (2 оска)
Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольки дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка)
Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (которые сломаны или остановились) (2 очка)
Где на Земле самые длинные сутки? (везде одинаковые) (2 очко)
На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко)
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села) (1 очко)
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково) (1 очко)
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа) (1 очко)
Сколько букв в азбуке? (6 (а, з, б, у, к, а). (2 очка)
Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1) (1 очко)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг) (1 очко)
За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко)
Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (нисколько, горошины не ходят) (1 очко)
6 станция - "Привал"
Найди в словах числительное, выписать в лист ответов. За каждое найденное числительное ученик получает 1 балл.
ОпятьРодина встречает зиму. Припять покрылась льдом. Много снегу подвалило. Стрижа едвали увидишь. Сорока собирает отбросы. Припасы на зиму люди хранят в подвалах. Патрикеевна мышкует. В парке одинаково подстриженные деревья припорошены снежком. Лыжники в трикотажных костюмах не бояться морозов. Мил ли он нам, этот мороз? Да, по-настоящему мил и дорог!
7 станция "Поздравительная"
Здесь жюри подводит итоги и объявляет результаты. Проводится награждение команд, выдаются сертификаты участникам (приложение № 4), грамота ученику, набравшему наибольшее количество баллов (приложение № 5) .
Мой юный друг! Сегодня ты пришел в этот класс, Чтоб посидеть, подумать отдохнуть, Умом своим на всё взглянуть. Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы, может быть, Но будешь ты рабочим, а может быть ученым, И будешь математику любить.
Рефлексия
Все вместе поют песню «Гимн математике» (на мотив песни «Учат в школе»)
Гимн математике
1. Уравнения решать, радикалы вычислять -
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься – придёт к тебе удача!
2. Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберёшься!
Аксиомы так нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьёшься!
3. Есть науки хороши, для развития души
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она – Математика.