Цели: расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса, интеллекта, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний, веры в свои силы, умения адекватно реагировать на полученные результаты; формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой; развитие у учащихся сообразительности, интереса к математике, логического мышления, внимания, любознательности.
Правила.
Принимают участие в игре две команды. За каждый правильный ответ команда получает звезду. По ходу игры проходят конкурсы для болельщиков. Болельщики отдают свои звезды команде. Побеждает команда, набравшая больше звезд.
Игра проходит в IV тура. I тур – «Отгадай ученого»; во II туре команды решают задачу, отгадывают какое математическое понятие иллюстрируют строки, проводится конкурс художников, а также учащиеся составляют слова из букв слова «геометрия»; в III туре команды выполняют 2 задачи по чертежам, отгадывают фигуру по загадкам в стихах; IV тур: 1.Викторина «Квадрат или круг». Отвечая на предложенные вопросы, нужно сделать выбор между квадратом и кругом, и только ими (или производными от них). 2.Геометрические слова. Пользуясь подсказками в скобках, нужно отгадать сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Звездный час геометрии"»
Звёздный час геометрии.
Цели: расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса, интеллекта, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний, веры в свои силы, умения адекватно реагировать на полученные результаты; формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой; развитие у учащихся сообразительности, интереса к математике, логического мышления, внимания, любознательности.
Правила.
Принимают участие в игре две команды. За каждый правильный ответ команда получает звезду. По ходу игры проходят конкурсы для болельщиков. Болельщики отдают свои звезды команде. Побеждает команда, набравшая больше звезд.
Игра проходит в IV тура. I тур – «Отгадай ученого»; во II туре команды решают задачу, отгадывают какое математическое понятие иллюстрируют строки, проводится конкурс художников, а также учащиеся составляют слова из букв слова «геометрия»; в III туре команды выполняют 2 задачи по чертежам, отгадывают фигуру по загадкам в стихах; IV тур: 1.Викторина «Квадрат или круг». Отвечая на предложенные вопросы, нужно сделать выбор между квадратом и кругом, и только ими (или производными от них). 2.Геометрические слова. Пользуясь подсказками в скобках, нужно отгадать сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».
Ход мероприятия
Ведущий знакомит учащихся с правилами игры
Ведущий. Наш юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш концерт и «бал»,
Умом своим на все «взглянуть».
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть!
Но будешь ты рабочим, может, и ученым,
И будешь честно Родине служить.
Наша сегодняшняя встреча посвящена геометрии.
Геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. В переводе с греческого слово “геометрия” означает “землемерие” (“гео”- по гречески земля, а ”метрео” - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями и построениями. Геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.
Представитель 1-й команды:
Мы пришли сегодня к вам, друзья,
Нам без знаний жить никак нельзя.
И пусть кризисы вокруг,
Будем мы учиться, друг,
И станет шире знаний наших круг!
Представитель 2-й команды:
Мы приветствуем своих гостей,
Мы приветствуем учителей
И, конечно же, болельщикам, привет!
Нам важна поддержка ваша.
I тур.
Ведущий задает вопросы:
1. Назовите ученого, который принадлежит к первым представителям Александрийской школы, жил за 300 лет до н.э. Труды, дошедшие до нас:
1) “Данные” – задачи, решаемые с помощью геометрической алгебры;
2) “О делении фигур” – задачи на построение; 3) “Феномена” (явления) – астрономическое сочинение; 4) “Оптика”; 5) “Начала”. Другие произведения утеряны.
(Евклид.)
2. Он был величайшим математиком и физиком древности. Родился в Сиракузах(287 – 211 гг. до н.э.). Так увлекался наукой, что приходилось его силой отвлекать от рабочего места к столу или водить в баню, где он продолжал размышлять над геометрическими фигурами, которые чертил пальцем на мыльном теле.
Нет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.
Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.
(Архимед.)
3. Он был одним из величайших математиков древности. Родился на острове Самос приблизительно в 580 г. до н.э. В молодые годы много путешествовал, побывал в Египте, проник в Малую Азию караванным путем в Вавилон. Всюду он по крупицам собирал древнейшие знания народов по математике, астрономии, технике. Немецкий поэт Адельберт Шамиссо написал сонет:
Пифагору.
Во мгле веков под нашим взором
Блеснула истина. Она
До наших дней еще верна.
Найдя разгадку, мудрый старец
Был благодарен небесам.
Он сто быков велел зажарить
И в жертву принести богам.
С тех пор быки тревожно дышат,
Они, кляня дары богов,
О новой истине услышав,
Ужасный поднимают рев.
Их старца имя потрясает,
Их истины лучи слепят.
И, новой жертвы ожидая,
Быки, зажмурившись, дрожат.
4. Гречанка, дочь философа и математика. Училась в Александрийском музее у отца и его коллег, затем изучала труды Аристотеля и Платона в Афинах. По возвращению в Александрию преподавала в Музее философию, астрономию, математику. Ей принадлежат труды по толкованию сочинений Платона, Аристотеля и других греческих философов. (Эти сочинения до нас не дошли.) Пользовалась популярностью как преподаватель. Ее советы ценили и поэты, и правители города. Учиться к ней приезжали люди из разных стран. Была растерзана толпой, называвшей её колдуньей и считавшей, что она причастна к убийству главы партии христиан – монаха Гиерака. Назовите имя первой женщины-математика.
(Гипатия Александрийская.)
5. О следующем ученом-математике можно сказать, что он самый “продуктивный” математик в истории. Он писал свои работы также легко, как опытный литератор пишет письма друзьям. Даже полная слепота на протяжении последних 17-ти лет жизни не сдержала его беспрецедентной активности. Чтобы написать полное собрание его сочинений, понадобилось бы более 100 больших томов. Родился он в Швейцарии в 1707 г. Его талант ярко раскрылся в возрасте 19 лет, он был членом Берлинской академии. Его знания очень высоко ценили Екатерина I и Екатерина II. Он писал учебники для учебных заведений России. Обладал феноменальной памятью, умел работать всюду, при любых условиях. Имел 13 детей, причем мог писать свои работы, держа одного из них на коленях, а остальные при этом играли рядом. Небесной механике, морской стратегии были посвящены наиболее важные его работы. Парижская академия 12 раз награждала его премией. Умер он на 77-м году жизни. Перенапряжение привело к болезни, в результате которой он ослеп на правый глаз. Будучи слепым, он продолжал работать, благодаря своей феноменальной памяти, расчеты держал в уме, а писали его работы сыновья и ученики. За несколько минут до смерти он набросал вычисления орбиты недавно открытой планеты Уран. Парижская академия в 1740 г. назначила премию за решение этой задачи. Ведущие математики потратили на решение задачи несколько месяцев, а он сделал это за три дня.
Назовите имя этого выдающегося математика.
(Леонард Эйлер.)
6. Выдающий математик, первая русская женщина, ставшая всемирно известной ученой. Единственный предмет, к которому будущий учёный в детстве на первых занятиях с нанятым для нее преподавателем не проявила ни особого интереса, ни способностей, была арифметика. Однако постепенно у неё открылись серьёзные способности к математике. Как известно в России доступ женщинам в университеты до революции был запрещен, поэтому она вышла замуж и уехала с мужем за границу и поступила в Гейдельбергский университет. Кто она трудолюбивая и умная? Ей принадлежат слова: “Математик должен быть поэтом в душе”?
(Софья Ковалевская.)
II тур.
1. Команды получают карточки с задачей.
Две стороны треугольника равны 12 см и 18 см. Биссектриса, проведенная к третьей стороне, делит эту сторону на отрезки, один из которых равен одной из заданных сторон. Найдите третью сторону треугольника.
2. Какой известный русский писатель окончил физико-математический факультет университета?
(Грибоедов А.С.)
3. Конкурс художников (командам).
Весь мир устроен из фигур, Лишь присмотритесь - я не лгу Дома, машины, люди, звери, Столы, картины, окна, двери, Пруды, каналы и поля И в целом вся наша Земля.
Задание: нарисовать с помощью цифр и геометрических фигур человека.
Задание болельщикам.
1. Два в квадрате – 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате?
(900)
2. Величина угла 300. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением?
(300 ; лупа увеличивает линейные размеры, но не угловые.)
3. Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик, - Что еще таким быть может?
4.Задание командам.
Из слова геометрия составьте как можно больше слов.
Учащийся читает стихотворение
Пространство вокруг все, что нас окружает,
Уметь, чтоб легко описать без труда,
Учитель нам в школе один помогает,
Без этой науки - совсем никуда!
Ее геометрией древние греки
Назвали в далекие давние годы,
Они измеряли и земли и реки,
Ища в их течениях тихие броды.
«Начала» Евклида – отсчета начало,
Основой всех знаний считаются в ней.
Две тысячи лет с той поры миновало,
Собой геометрия стала сложней.
Она развивалась как все в этом мире,
И знаний глубоких все больше несла,
Законы в ней, формулы люди открыли,
О ней написав аксиом без числа,
О линиях плоскостях и пирамидах,
О призмах, прямых о шарах и отрезках.
Навеки прославился труд тот Евклидов,
Ведь полон тот труд гениального блеска!
И площадь кругов, и цилиндров объемы,
И тел положение в координатах,
Квадраты и кубы, что гранями равны,
И много фигур уж совсем непонятных.
Измерит подходом научным и четким
Углы геометрия, плоскости, грани.
Не будьте в ее изучении робким,
Слегка приложите лишь только старанье!
Вам помощь окажет в том умный учитель,
Он знанья о многих фигурах откроет,
Про Пи он расскажет – кругов вычислитель
В проекции мелом их тонко построит…
III тур.
1. На доске нарисованы фигуры или выражения, ответы члены команд пишут на доске.
1-я команда. 2-я команда.
а в
а а а а
S= S=
а в
а с в= в ? с=
? а
в S = а в S =
а
с
Назовите геометрическое тело.
2. Каждой команде выдается лист с заданием. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.
Способов несколько.
Задание болельщикам.
1. Я вам загадаю загадку сейчас:
Он очень знаком вам, чего-то он часть.
Куда-то направлен,
Длину он имеет.
Кто слово быстрее сказать нам сумеет?
(Вектор).
2. После того, как мама семь раз искупала сорванца, длина, высота и ширина мыла уменьшилась в 2 раза. На сколько раз еще хватит обмылка? (На один раз).
3. Сколько диагоналей в правильном 7-угольнике? (14).
4. Командам даются листы бумаги с нарисованными на них квадратами. Необходимо провести три прямые так, чтобы не отрывать карандаш от листа и чтобы все вершины оказались на этих прямых.
Задание болельщикам.
Заяц договорился с Волком: оба одновременно выбегут из вершины А квадрата АВСД и будут бегать, не останавливаясь, с одинаковой постоянной скоростью. Заяц – по диагонали АС туда - обратно, не задерживаясь в вершинах А и С, а Волк – по сторонам квадрата без изменения выбранного направления. Волк схватит зайца в тот момент, когда они оба одновременно окажутся в одной из вершин квадрата: А или С.
Заяц математику не изучал и потому лишь интуитивно убежден, что такой момент не наступит никогда. Если вы думаете так же, то объясните это научно и одной фразой.
4. Отгадайте фигуру.
Меня очень часто ты видишь вокруг:
Углы все прямые имею я, друг.
Ты в руки коробочку спичек берешь,
Меня ты, дружок, узнаешь?
(Прямоугольный параллелепипед).
Меня ты знаешь с древних времен,
Со мной был связан сам фараон.
В мое основанье заглянешь – квадрат.
Я знаю, узнать меня будешь ты рад!
(Правильная четырехугольная пирамида).
Присмотрись, стоит ведро - Сверху крышка, снизу дно. Два кружка соединили И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать... (Цилиндр)
Вот колпак на голове – Это клоун на траве. Но колпак не пирамида Это сразу, братцы, видно: Круг в основе колпака. Как же звать его тогда?.. (Конус)
IV тур.
Викторина «Квадрат или круг»
Отвечая на предложенные вопросы, нужно сделать выбор между квадратом и кругом, и только ими (или производными от них).
◘ Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки?
(Квадрата)
◘ Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки?
(Круга)
◘ Каре - это боевой порядок пехоты в виде ... Чего?
(Квадрата, одного или нескольких.)
◘ Один из видов диаграммы называется ... Как?
(Круговая)
◘ Как называют вторую степень числа?
(Квадрат)
◘ Какая геометрическая фигура дала название некогда популярному танцу кадриль?
(Квадрат. По-французски quadrille. Танец с чётным количеством танцующих пар, располагающихся одна против другой.)
Геометрические слова.
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».
◘ ЗА _ _ _ _ (Процесс заострения предмета).
◘ ВЫ _ _ _ _ (Конструктивный элемент одежды).
◘ ФОР _ _ _ _ _ (Часть окна).
◘ ЛАС _ _ _ _ _ (Птица).
◘ КИС _ _ _ _ _ (Инструмент художника).
◘ КАР _ _ _ _ _ (Жёлтая, электронная, телефонная...).
(Точка)
◘ _ _ _ ИНА (Тонкая длинная щепка).
◘ _ _ _ НИК (Стрелок из старинного оружия).
◘ С _ _ _ АЙ (Происшествие).
◘ ПО _ _ _ КА (Заработная плата).
◘ ОТ _ _ _ КА (Уход на некоторое время).
◘ ПО _ _ _ АС (1800 секунд).
◘ ИЗ _ _ _ ИНА (Изгиб реки).
◘ РАЗ _ _ _ НИК (Тот, кто разъединяет влюблённых).
◘ ИЗ _ _ _ ЕНИЕ (Выделение особого вида энергии).
◘ У _ _ _ ШЕНИЕ (Изменение в хорошую сторону)
◘ ПОДКАБ _ _ _ НИК (Дрессированный мужчина).
(Луч)
◘ _ _ _ А (Страна).
◘ _ _ _ ОК (Спортивный приз).
◘ _ _ _ РИК (Помещение на корабле).
◘ _ _ _ ИЗМ (Направление в изобразительном искусстве).
◘ _ _ _ АНЬ (Река на Северном Кавказе историческая область).
◘ _ _ _ АНКА (Барашковая шапка).
◘ _ _ _ ЫШКА (Сосуд для «хранения» денег).
◘ _ _ _ АТУРА (Объём помещения).
◘ АУ _ _ _ А (Золотое дерево).
◘ ИН _ _ _ АТОР (Заменитель наседки).
◘ Я _ _ _ ОВИЧ (Популярный телеведущий).
(Куб)
◘ _ _ _ Ф (Предмет одежды).
◘ _ _ _ Ж (Шуточный или сатирический рисунок).
◘ _ _ _ М (Обаяние, очарование).
◘ _ _ _ НИР (Подвижное соединение деталей механизма).
◘ _ _ _ ИАТ (Свод мусульманских законов).
◘ _ _ _ ПЕЙ (Порода собак).
◘ _ _ _ АДА (Род загадки).
◘ _ _ _ АБАН (Лёгкий двухколёсный экипаж).
◘ _ _ _ ОВАРЫ (Широкие штаны).
◘ _ _ _ КАНЬЕ (Старческая походка).
◘ _ _ _ МАНКА (Музыкальный инструмент).
◘ _ _ _ ЛАТАН (Грубый обманщик).
◘ КО _ _ _ А (Большой загон для овец).
◘ РИ _ _ _ (Французский комедийный актёр).
(Шар)
Учащийся читает стихотворение
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
(Из стихотворения Владимира Михановского "Мечта")
Для подведения итогов слово предоставляется жюри. Награждение команды-победительницы.
Ведущий. Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир.
Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из упомянутых нами сегодня математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей.
Полюбите математику!
Благодарим всех за участие в нашей игре. Спасибо. А мы с вами прощаемся до следующей игры.