Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"
Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"
Этот конспект можно использовать на уроке по математике в 4 классе при закреплении темы "Многозначные числа". Так же при проведении внеурочных занятий по математике в 34 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"»
Внеклассное занятие по математике « Умники и умницы»
Тема: История возникновения числа и счета
4 класс
Будникова И.В.
Цели:
1. Развивать внимание, память, речь, мышление, познавательный интерес, способности к поисковой деятельности.
2. Расширять кругозор ребенка.
3. Тренировать навыки устных и письменных вычислений многозначных чисел.
4. Работать на успех ребенка.
5. Создавать условия для развития научно-исследовательского потенциала, интеллектуального роста младших гимназистов.
Ход занятия:
На нашем занятии мы будем заниматься исследованием от самых азов счета древних людей до современных многозначных чисел. Выясним, как же человек прошел этот путь. Сегодня мы с вами соисследователи, участвуем на равных правах, совместно. Вы все провели большую поисковую работу: искали, добывали, анализировали, обрабатывали информацию. В современном мире мы оперируем числами ежедневно, не слишком задумываясь о том, что они из себя первоначально представляли. Сегодня мы попытаемся проникнуть в суть числа, сделать невероятные открытия. Счет, числа связаны с наукой математика. Презентация об истории возникновения этой науки подготовил Карпенко Артём (презентация на экране, слайд 2-7).
Появилась Математика – царица всех наук. Она связана со счетом. А как же считали древние люди? С исследованием по этой проблеме нас познакомят Болгова Вика. (выступление)
Мы узнали, как считали древние люди. Длинный путь прошло человечество прежде, чем научилось считать, и учителем у них была сама жизнь. Вспомните, а как же вы научились считать? Кто вас научил?
Сейчас XXI век, мы считаем большими числами. А как называются эти числа? (многозначные) А зачем нам нужны многозначные числа?
Переходим к практической работе «Это интересно» (факты-данные на экране, слайд 8). Будем читать многозначные числа.
Удалённость Солнца от Земли – 149622070 км.
Длина реки Нил – около 6671502 м.
Длина одной из крупнейших рек мира Енисей – 4092306 м.
Площадь водной поверхности озера Байкал – 31722 км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания.
Запасы воды в озере Байкал гигантские – 23615 км³ (около 19 % мировых запасов озерной пресной воды – во всех пресных озёрах мира содержится 123000 км³).
Глубина Марианской впадины – 10994 м.
В зависимости от толщины волоса на голове у человека растет от 30000 до 150000 волос. Причем отмечено, что в среднем у блондинов примерно 120000 волос, у брюнетов 100000 волос, а у рыжих 80000 волос.
Самые большие из ныне живущих наземных млекопитающих – слоны. Самый крупный из слонов имеет вес – 12028 кг.
Диаметр планеты Земля – 12756003 м.
В России проживает – 142897000 человек.
Что обозначает ноль в записи многозначного числа? (отсутствие разряда)
А как же произошло открытие нуля? Исследование по этой проблеме провела Александрова Ксения. (презентация на экране, слайд 9)
А сейчас мы проверим, как вы научились проводить различные вычисления с многозначными числами. На доске задания для вторых и четвертых классов.
2 класс
4 класс
3, 1, 9
3, 0, 9, 5, 4, 7
Из этих цифр составить наименьшее и наибольшее трехзначное число. Найти их сумму и разность.
Составь наименьшее и наибольшее шестизначное число. Найти их сумму и разность.
139+931=1170
931-139=792
304579+975430=1380009
975430-304579=670851
Мы составляли из цифр числа. Следующая проблема, которая требует решения – Как появились первые цифры? Как древние люди обозначали числа? (презентация на экране)
Первые цифры древнего Египта – Маркова Вероника (презентация, слайд 11)
Римская нумерация – Елышев Богдан (презентация, слайд 12)
Практическая работа: чтение чисел записанных древними цифрами.
VI
XI
CXIV
MCII
XXX
DCLII
CCCLXXIV
6
11
114
1102
30
652
374
Запишите римскими цифрами записанные арабскими:
19
37
215
424
333
XIX
XXXVII
CCXV
CDXXIV
CCCXXXIII
Как называются цифры, которыми мы пользуемся в современном мире? (арабские) А кто знает, почему они так называются? (Арабы заимствовали у индийцев цифры, европейцы в свою очередь узнали от арабов. поэтому наши цифры называются арабскими. они употребляются в нашей стране, начиная, примерно, с 17 века)
Интересны различные методы обозначения чисел, которые мы сейчас увидим. В течении многих столетий, переходя от народа к народу, они много раз менялись пока не приняли современную форму.
Практическая работа с многозначными числами.
Ребята, а вы знаете французского автора Жюль Верна? Может кто-то из вас читал «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан»? Как будет называться его известный роман «20000 лье под водой» в международных единицах измерения (м и км)?
1 морское лье = 5555 метров
(ответ: 111100000 метров = 111100 километров)
Мы с вами работали с единицами измерения, переводили из одной величины в другую. Еще одна проблема, по которой проводилось исследование «Старинные измерения». Презентации:
Практическая работа: а) Чему равна верста в сантиметрах? (106500 см = 1 км)
б) Вырази в метрах и сантиметрах высоту старинного терема, равную трем косым саженям (744 см=7м44см)
В современной литературе мы часто встречаем старинные измерения и крылатые выражения с ними связанные. Например:
Меряет на свой аршин (делает по-своему)
Верста коломенская (высокий человек)
В плечах косая сажень (широкоплечий человек)
Человечество шло вперед, появилась необходимость не только проводить измерения, но и взвешивать продукты питания. Огородникова Дарья провела исследование о старинных мерах веса. (презентация, слайд 14)
Гривна (фунт) = 409 грамм. Как и многие старинные меры слово фунт осталось в таких выражениях: Он узнал почем фунт лиха (много испытал).
В России употреблялись и более мелкие меры массы (лот, золотник, доля): Мал золотник да дорог.
Пуд = 16 кг. Измеряли урожайность, закупку сельхозпродуктов. Крылатое выражение – Он съел с ним пуд соли (многое пережили вместе).
Мы сегодня провели большую исследовательскую работу, сделали много открытий. Узнали, что в жизни человека число играет огромную роль. У каждого из нас есть различные числа, которые характерны только ему. Например, удостоверение личности, банковский счет, год, число, месяц рождения. Более того в компьютерном мире вся информация передается посредством числовых кодов.
Наши предки относились к числу с большим уважением. Считали, что число – магия, колдовство. Стрижов Семён исследовал магию числа 7. (выступление)
Наше занятие подошло к концу. Какие же интересные исследования провели, что узнали нового?
Занятие закончено, но впереди нас ждут большие исследования, которые ближе познакомят нас с интересной наукой математикой. В нашем занятии приняли участие абсолютно все, каждый побыл в роли исследователя. Большое всем спасибо!