kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект можно использовать на уроке по математике в 4 классе при закреплении темы "Многозначные числа". Так же при проведении внеурочных занятий по математике в 34 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"»

Внеклассное занятие по математике « Умники и умницы»

Тема: История возникновения числа и счета

4 класс

Будникова И.В.


Цели:

1. Развивать внимание, память, речь, мышление, познавательный интерес, способности к поисковой деятельности.

2. Расширять кругозор ребенка.

3. Тренировать навыки устных и письменных вычислений многозначных чисел.

4. Работать на успех ребенка.

5. Создавать условия для развития научно-исследовательского потенциала, интеллектуального роста младших гимназистов.


Ход занятия:

На нашем занятии мы будем заниматься исследованием от самых азов счета древних людей до современных многозначных чисел. Выясним, как же человек прошел этот путь. Сегодня мы с вами соисследователи, участвуем на равных правах, совместно. Вы все провели большую поисковую работу: искали, добывали, анализировали, обрабатывали информацию. В современном мире мы оперируем числами ежедневно, не слишком задумываясь о том, что они из себя первоначально представляли. Сегодня мы попытаемся проникнуть в суть числа, сделать невероятные открытия. Счет, числа связаны с наукой математика. Презентация об истории возникновения этой науки подготовил Карпенко Артём (презентация на экране, слайд 2-7).

Появилась Математика – царица всех наук. Она связана со счетом. А как же считали древние люди? С исследованием по этой проблеме нас познакомят Болгова Вика. (выступление)

Мы узнали, как считали древние люди. Длинный путь прошло человечество прежде, чем научилось считать, и учителем у них была сама жизнь. Вспомните, а как же вы научились считать? Кто вас научил?

Сейчас XXI век, мы считаем большими числами. А как называются эти числа? (многозначные) А зачем нам нужны многозначные числа?

Переходим к практической работе «Это интересно» (факты-данные на экране, слайд 8). Будем читать многозначные числа.

  • Удалённость Солнца от Земли – 149622070 км.

  • Длина реки Нил – около 6671502 м.

  • Длина одной из крупнейших рек мира Енисей – 4092306 м.

  • Площадь водной поверхности озера Байкал – 31722 км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания.

  • Запасы воды в озере Байкал гигантские – 23615 км³ (около 19 % мировых запасов озерной пресной воды – во всех пресных озёрах мира содержится 123000 км³). 

  • Глубина Марианской впадины – 10994 м.

  • В зависимости от толщины волоса на голове у человека растет от 30000 до 150000 волос. Причем отмечено, что в среднем у блондинов примерно 120000 волос, у брюнетов 100000 волос, а у рыжих 80000 волос.

  • Самые большие из ныне живущих наземных млекопитающих – слоны. Самый крупный из слонов имеет вес – 12028 кг.

  • Диаметр планеты Земля – 12756003 м.

  • В России проживает – 142897000 человек.

Что обозначает ноль в записи многозначного числа? (отсутствие разряда)

А как же произошло открытие нуля? Исследование по этой проблеме провела Александрова Ксения. (презентация на экране, слайд 9)

А сейчас мы проверим, как вы научились проводить различные вычисления с многозначными числами. На доске задания для вторых и четвертых классов.

2 класс

4 класс

3, 1, 9

3, 0, 9, 5, 4, 7

Из этих цифр составить наименьшее и наибольшее трехзначное число. Найти их сумму и разность.

Составь наименьшее и наибольшее шестизначное число. Найти их сумму и разность.



139+931=1170

931-139=792

304579+975430=1380009

975430-304579=670851

Мы составляли из цифр числа. Следующая проблема, которая требует решения – Как появились первые цифры? Как древние люди обозначали числа? (презентация на экране)

  • Необходимость появления цифр – Долгов Степан

  • Вавилонская нумерация – Кулемин Кирилл (презентация, слайд 10)

  • Первые цифры древнего Египта – Маркова Вероника (презентация, слайд 11)

  • Римская нумерация – Елышев Богдан (презентация, слайд 12)

Практическая работа: чтение чисел записанных древними цифрами.

VI

XI

CXIV

MCII

XXX

DCLII

CCCLXXIV

6

11

114

1102

30

652

374


Запишите римскими цифрами записанные арабскими:

19

37

215

424

333

XIX

XXXVII

CCXV

CDXXIV

CCCXXXIII


Как называются цифры, которыми мы пользуемся в современном мире? (арабские) А кто знает, почему они так называются? (Арабы заимствовали у индийцев цифры, европейцы в свою очередь узнали от арабов. поэтому наши цифры называются арабскими. они употребляются в нашей стране, начиная, примерно, с 17 века)

Интересны различные методы обозначения чисел, которые мы сейчас увидим. В течении многих столетий, переходя от народа к народу, они много раз менялись пока не приняли современную форму.

Практическая работа с многозначными числами.

Ребята, а вы знаете французского автора Жюль Верна? Может кто-то из вас читал «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан»? Как будет называться его известный роман «20000 лье под водой» в международных единицах измерения (м и км)?

1 морское лье = 5555 метров

(ответ: 111100000 метров = 111100 километров)

Мы с вами работали с единицами измерения, переводили из одной величины в другую. Еще одна проблема, по которой проводилось исследование «Старинные измерения». Презентации:

Первые измерительные приборы –

Старинные меры длины – (презентация, слайд 13)

косая сажень (248 см), маховая сажень (176 см), сажень (213 см),

аршин (71 см), верста (500 саженей)

Практическая работа: а) Чему равна верста в сантиметрах? (106500 см = 1 км)

б) Вырази в метрах и сантиметрах высоту старинного терема, равную трем косым саженям (744 см=7м44см)

В современной литературе мы часто встречаем старинные измерения и крылатые выражения с ними связанные. Например:

Меряет на свой аршин (делает по-своему)

Верста коломенская (высокий человек)

В плечах косая сажень (широкоплечий человек)

Человечество шло вперед, появилась необходимость не только проводить измерения, но и взвешивать продукты питания. Огородникова Дарья провела исследование о старинных мерах веса. (презентация, слайд 14)

Гривна (фунт) = 409 грамм. Как и многие старинные меры слово фунт осталось в таких выражениях: Он узнал почем фунт лиха (много испытал).

В России употреблялись и более мелкие меры массы (лот, золотник, доля): Мал золотник да дорог.

Пуд = 16 кг. Измеряли урожайность, закупку сельхозпродуктов. Крылатое выражение – Он съел с ним пуд соли (многое пережили вместе).

Мы сегодня провели большую исследовательскую работу, сделали много открытий. Узнали, что в жизни человека число играет огромную роль. У каждого из нас есть различные числа, которые характерны только ему. Например, удостоверение личности, банковский счет, год, число, месяц рождения. Более того в компьютерном мире вся информация передается посредством числовых кодов.

Наши предки относились к числу с большим уважением. Считали, что число – магия, колдовство. Стрижов Семён исследовал магию числа 7. (выступление)

Наше занятие подошло к концу. Какие же интересные исследования провели, что узнали нового?

Занятие закончено, но впереди нас ждут большие исследования, которые ближе познакомят нас с интересной наукой математикой. В нашем занятии приняли участие абсолютно все, каждый побыл в роли исследователя. Большое всем спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"

Автор: Будникова Ирина Владимировна

Дата: 27.09.2023

Номер свидетельства: 637339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Внеклассное занятие по математике «Умники и умницы» 4 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "vneklassnoe_zaniatie_po_matematike_umniki_i_umnitsy_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "626942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1677847282"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект внеклассного занятия "Умники и умницы""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "272474"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451991137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства