Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по математике «Умники и умницы» 4 класс»
Внеклассное занятие по математике
«Умники и умницы» 4 класс
(подготовила и провела учитель Богданова А.З.)
Тема: Моментальные приемы счета
Цель: развитие логического мышления
Задачи: формировать умение выполнять логические операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение), отрабатывать навык счета;
- воспитывать интерес к предмету, к учебной деятельности
- воспитывать уважение к одноклассникам
Ход занятия
I Организационное начало занятия
II Создание проблемной ситуации
Учитель: Три подружки - ученицы решили посетить театр, надо купить билеты. Кассир попросила дать деньги без сдачи. Сколько должны заплатить девочки за 3 билета, если цена билета 248 рублей? Долго думали школьницы, при себе не было ручки и бумаги, чтобы сосчитать в столбик, калькулятор забыли дома. Помогите девочкам.
(Ученики считают устно, ответы получаются разные. В ходе обсуждения приходим к решению: надо уметь считать в уме.)
Учитель: Какова тема занятия? (быстрые приемы счета без помощи гаджетов)
III. Знакомство со способами быстрого счете (умножение на 5)
1) Учитель: Выполните умножение в столбик 248*5. Я смогу вычислить быстро устно. Произведение равно 1240. Попробуйте объяснить способ счета по записи
248 : 2 * 10 (коллективный вывод: если число разделить на 2 и умножить на 10, то оно умножится на 5).
Учитель: При делении на 2 в остатке получится только 1, если 1 * 5 = 5, значит вместо нуля на конце произведения надо написать 5.
125 * 5 = 125 : 2 =62 (остаток 1), 620+ 5 = 625
Тренировка в счете
245 * 5 = 245 : 2= 122(ост.1) 1220 + 5 = 1225
1865* 5 = 1865 : 2 = 932 (ост.1) 9320 + 5 = 9325
IV Знакомство со способами быстрого счете (умножение на 25)
Учитель: Объясните ход рассуждений
48 * 25 + 48 : 4 * 100= 1200
(В ходе рассуждений приходим к выводу: если число разделим на 4 и умножим на 100, оно умножится на 25)
Тренировка в счете
840 * 25 = 840: 4*100=21000
1680*25 = 1680:4*100=42000
Учитель: Как быть, если число не делится на 4?
(Ученики предлагают свои решения. Коллективный вывод : если первый множитель на делится на 4, то в остатке может быть 1, 2, 3. Если в остатке получится 1, то вместо двух нулей пишем 25. Если в остатке получится 2, то вместо двух нулей пишем 50. Если в остатке получится 3, то вместо двух нулей пишем 75).
Тренировка в счете
37 * 25 + 37: 4=9 (ост.1) 900 + 25 = 925
38 * 25 = 38 : 4= 9 (ост.2) 900 + 50 = 950
39 * 25 = 39: 4= 9 (ост.3) 900 + 75 = 975
V Знакомство со способами быстрого счете (умножение на 125)
Учитель: Объясните способ счета
48 * 125 = 48 : 8 * 1000= 6000
(Коллективный вывод: если число разделим на 8 и умножим на 1000, оно умножится на 125)
Тренировка в счете
72 * 125 = 72 : 8 * 1000= 9000
1680*125 = 1680 : 8 * 1000 = 210000
Учитель: Как быть, если число не делится на 8?
(Коллективно приходим к выводу: если первый множитель на делится на 8, то в остатке может быть 1, 2, 3, 4 , 5 , 6 ,7. Если в остатке получится 1, то вместо двух нулей пишем 125. Если в остатке получится 2, то в произведении вместо двух нулей пишем 250. Если в остатке получится 3, то в произведении вместо двух нулей пишем 375. Если в остатке получится 4, то в произведении вместо двух нулей пишем 500 и т. д).