Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Математический калейдоскоп"»
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов "Математический калейдоскоп"
Сапунова Ирина Викторовна
Цели и задачи: Обучающие:
Обобщение и систематизация знаний учащихся;
Закрепление понятий базового курса
Развивающие:
Развитие познавательного интереса;
Развитие логического мышления, памяти и внимания.
Формирование потребности в приобретении знаний.
Воспитательные
Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения
Воспитание ответственности, умение принимать самостоятельные решения
Воспитание духа соревнования
Форма проведения: математический конкурс
Учитель. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящено математике. В школе вы изучаете основы всех наук, причем математикой занимаетесь почти каждый день с первого класса по одиннадцатый и открываете в ней что-то новое. Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию и даже в рисовании без неё не обойтись. Некоторые вообще считают этот предмет сухим и неинтересным. Сегодня попробуем разнообразить наше занятие, провести его в виде викторины. Назовём наше занятие «Математический калейдоскоп». Итак, начинаем.
Ведущий учитель представляет участников игры, жюри.
Предмет математики настолько серьёзен,
что нужно не упускать случая
делать его немного занимательным.
Блез Паскаль, выдающийся французский математик, физик, литератор и философ
Разминка.
Для разминки предлагается конкурс «Спринт – олимпиада». На обдумывание ответа не более 1 минуты. За правильный ответ – 1 балл. Ответы подавать в письменном виде.
Какое число делится на все числа без остатка? (0)
Какое самое большое число можно записать с помощью четырёх единиц? (1111)
Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
Угол в 1º рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины окажется угол? (1º)
Назовите математика, установившего связь между корнями приведённого квадратного уравнения и его коэффициентами. (Франсуа Виет)
Ох, уж эти даты!
Следующий конкурс называется «Ох, уж эти даты!».
Какие же числа бывают на свете?
О! Разные числа, умнейшие дети!
Какие-то хитрые надобно взять,
Чтоб вам не устать, но зевать перестать!
Командам выдаются карточки-задания.
Перед вами 5 известных исторических дат. Ваша задача – за 3 минуты определить, какая дата какое историческое событие определяет, и какая из этих дат является простым числом?
«Ох, уж эти даты!» Ответы:
1789 - Колумб открыл Америку (373 · 22)
1612 - Великая Российская смута (31· 13 · 22)
1945 - Отечественная война с Наполеоном (151 · 3 · 22)
1812 - Великая Французская революция (1789)
1492 - Победа в Великой Отечественной войне (389 · 5)
Запишите простое число: (1789)
Несоответствие.
Я читаю текст, где есть несоответствия. Игрок, заметивший это, говорит: «Стоп!» Затем объясняет, где допущена ошибка. За каждое найденное несоответствие команда получает 1 балл.
Встретились в 2021 году два бизнесмена – Джонс и Смит. Вот их разговор.
Смит. Хелло, Джонс!
Джонс. Хелло, Смит! Как дела?
Смит. Отлично, Джонс! Моя прибыль растёт: с каждой тысячи долларов я вместо 50 центов получаю 0,5 доллара!
(0,5 доллара = 50 центов.)
Джонс. А я, Смит, начинаю сотрудничать с Россией. Там есть чудесный город Новосибирск. Он возник, кажется, в 1147 г.
(1893 – год основания города, ему нынче 128 лет.)
Смит. Да-да, Джонс, я помню. Мы с отцом сразу же в этом городе после его основания открыли банк.
(Их с отцом не было на свете.)
Это было чудесное здание: в основании – квадрат со сторонами 30м 20м, два прекрасных этажа.
(Это не квадрат.)
Джонс. О, Смит, а я помню, как однажды катался на лифте в здании вашего банка и на десятом этаже меня схватил охранник.
(Этажей всего два.)
Смит. А как твой заводик по производству стройматериалов?
Джонс. Процветает, Смит. Лет 20 назад я приглашал управлять им известного математика Пифагора. Классный парень! Слушай, что он написал: «Я помню чудное мгновенье…»
(Пифагор жил раньше.) (Это стихотворение Пушкина.)
Спринт-олимпиада
Сколько месяцев в году содержат тридцать дней? (11)
Учебник в обложке стоит 110 рублей. Учебник дороже обложки на 100 рублей. Сколько стоит учебник и обложка в отдельности? (105 и 5)
Какой город изображён на денежной купюре достоинством в 10 рублей? (Красноярск)
Даны цифры от 0 до 9. что больше: их сумма или произведение? (сумма)
Врач назначил больному пять уколов, по одному через полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы? (2 часа)
Узнай слово
Выслушайте три определения, посовещайтесь и запишите ответ.
За каждый верный ответ 1 балл.
-1-
а) Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
б) Непроизводная основа слова.
в) Один из основных органов растений.
«Корень»
-2-
а) Геометрическая фигура, образованная двумя лучами с общим началом.
б) Если справа приписать «ь», то получится полезное ископаемое.
в) Место, куда можно поставить нерадивого ученика.
«Угол»
-3-
а) Часть плоскости, ограниченная окружностью.
б) Бывает солнечный, бывает заколдованный.
в) Его площадь ПR2.
«Круг».
Заморочки
Цена задания – 1 или 2 балла в зависимости от сложности.
-1-
На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? ( На 0,5). 1 балл.
-2-
Если в 12 часов дня идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 36 часов будет
солнечная погода? ( Нет, будет полночь.). 1 балл.
-3-
Из Москвы и Киева навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость поезда, который
выехал из Москвы, в 3 раза больше скорости того, который выехал из Киева. Который из
поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? ( На одинаковом.). 1балл
-4-
Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолётах – голубые? ( В самолётах их не бывает.). 1 балл.
-5-
Отгадать русские пословицы (Письменно.). 2 балла.
Один иностранный писатель решил перевести на свой язык пословицы. Вот что у него получилось:
Недостаток ума компенсируется ходьбой (Дурная голова ногам покоя не даёт)
Леди, покидающая автомобиль, увеличивает его скорость. (Баба с воза – кобыле легче.)
Задачи
Каждой команде выдаются карточки с задачами, которые они должны решить в определённой последовательности за указанное время. Цена задания – 3 балла.
Зелёный луг АВСД имеет форму прямоугольника: АВ=10 м, ВС=20 м. В точке
М крепко забит кол на расстоянии АМ=8 м. Коза, с верёвкой на шее, пасётся на
лугу. На какой площади она может пастись?
( Так как коза не привязана к колу,
В С то она может пастись везде по
площади луга, т.е. 200 м 2.)
11ММММ88 2 минуты.
Ьь м
А Д
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей. У
лестницы 10 ступенек; расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько часов покроется
водой третья ступенька верёвочной лестницы?
(3 ступенька никогда не покроется водой, потому что вместе с водой поднимается и корабль, и верёвочная лестница! Если сначала воды касалась первая ступенька лестницы, то, сколько бы времени ни продолжался прилив, всё равно воды касаться будет по-прежнему первая ступенька лестницы.)
Самолёт преодолевает расстояние от города А до города В за 1 час 20 минут. Однако обратный перелёт он совершает за 80 минут. Как вы это объясните?
(80 минут = 1 час.20 минут.)
В конце игры подводятся итоги. Награждаются команды и отдельные участники, набравшие большее количество очков.