- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня настал тот момент, когда каждая конкурсантка почувствует себя мастером, раскроет тайны своего мастерства. А насколько это будет КЛАССНЫМ судить Вам, уважаемое жюри! - Меня зовут Виктория Викторовна, я учитель математики. И как вы поняли, речь на моем мастер-классе пойдет именно о ней – о царице всех наук – Математике! Конечно, математика это сложная наука. Кто ее любит, а кто-то не понимает, начиная со школьной скамьи. Сегодня я хочу вам доказать, что математика – это вся наша жизнь! Согласны? (ответы) Давайте попробуем в этом разобраться! -Ребенок только родился, а в его жизни уже появились первые цифры: рост, вес. - Малыш растет. Он уже знает цифры и решает небольшие примеры. - Уже школа. Ребенок познает все новое и новое. Новые задачи и примеры, геометрические фигуры и формулы, домашние задания. - Стал взрослый. Тот человек, который был маленький и потихоньку познавал мир, стал взрослым. Впереди работа и как раз здесь пригодятся его знания. Особенно математика. Какие спросите вы? Обо всем по порядку! Для начала я предлагаю вам вернуться в детство. -Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики. - Чему вас учили на уроках математики? (ответы) - Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи. - Так зачем же в школе учат решать задачи(ответы) - Смысл в решении задач состоит в том, чтобы научить школьника решать любые задачи, которые приходится решать взрослому человеку: рассчитывать свой бюджет, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом. - Сейчас мы с вами попытаемся решить жизненные задачи так, как мы в школе решаем ихс ребятами. Практическая часть. - Я приглашаю для работы в творческой группе 5 человек: 1) родитель, у которого в этом году ребёнок в 9 или 11 классе; 2) учитель начальных классов; 3) психолог; 4) учитель физической культуры, желательно; 5) учитель физики. Работа с фокус-группой Задание №1 - Для начала мы с вами разберемся, а легко ли быть школьником?(Ответы) - Каждый участник выйдите к ватману. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что школьником быть легко или наоборот трудно. (Пишут на ватмане) Ш- шок, шум…. К – комфорт, каникулы, контрольные…. О – олимпиады, общение…. Л – любовь и лень…… А- активный…. - Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть школьником?(Ответы) - Казалось бы, данное упражнение не имеет к математике никакого отношения, но это не так! Современная школа учит ребенка решать задачи, условие которых сформулировано четко и однозначно. Для решения таких задач существует определенная последовательность действий, после выполнения, которых появляется один верный ответ. Такие задачи называются закрытыми. А что же вокруг? Условия большинства задач (проблем) в нашей жизни настолько противоречивы, некорректны. Очень часто для их решения нет определенного алгоритма. Данное упражнение это подтвердило. От слов, которые вы написали на ватмане, зависел ответ нашей задачи. Данный тип задач называется открытым. В нем существует множество решений и ответов, выбор всегда остается за человеком. А это, значит, что жизнь перед нами всегда ставит задачи открытые. - Все задачи, которые мы решаем на уроках, отвечают одной цели – научиться применять знания в реальных жизненных обстоятельствах. Это тем более актуально, что контрольно – измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ тоже содержат и такие задачи. Поэтому следующее задание для фокус -группы будет именно из банка задач ГИА. Задание перед вами. На работу вам дается 5 минут. Приступайте к решению. (Фокус-группа работает самостоятельно) Задание № 2 В среднем гражданин А. в дневное время расходует 110 кВт*ч электроэнергии в месяц, а в ночное время — 160 кВт*ч электроэнергии. Раньше у А. в квартире был установлен однотарифный счётчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2.2 руб. за кВт*ч. Два года назад А. установил двухтарифный счётчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2.2 руб. за кВт*ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0.6 за кВт*ч. В течении 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы А. за этот период, если бы не поменялся счётчик? Ответ дайте в рублях. Решение. 1) (110 +160)*2,2*12 =7128руб. - за год по старому тарифу.. 2) 110*2,2*12 = 2904руб. - за год в дневное время по новому. 3) 160*0,6*12 =1152руб.- за год в ночное время. по новому тарифу. 4) 2904+1152 = 4056руб. - за всю энергию по новому. 5) 7128-4056 = на 3072руб - больше. Работа с аудиторией - Работу с вами, уважаемые коллеги, предлагаю начать с эксперимента. Мысленно изобразите квадрат, окно и иллюминатор самолета. Изобразили? Пожалуйста, запомните у себя в воображении эту картинку, мы к ней вернемся чуть позже. - А теперь порассуждаем. Задача № 3 Три человека открыли на одной улице три магазина. Во всех трех магазинах примерно одинаковый ассортимент товаров. Чтобы привлечь покупателей, владелец магазина справа, повесил у себя на двери объявление: «У нас самые низкие цены!». Глядя на соседа, владелец магазина слева тоже разместил на двери своего магазина рекламный плакат: «Здесь самый качественный товар!». Какой слоган должен вывесить владелец «среднего» магазина, чтобы привлечь покупателей? (Возможны разные варианты ответов.) - Какой из ответов неправильный? Правильные все! - Вернемся к нашей «картинке». С квадратом и окном, я думаю сложности не возникло. А вот каким вы изобразили иллюминатор? (Ответы) - Вспомним, как мы нарисовали иллюминатор самолета. Все мы, рисуя самолетики в детстве, однозначно верили - иллюминатор у них круглый и иначе быть не может. - Однако так было не всегда. Первый британский лайнер типа "Комета" был с квадратными иллюминаторами! Он представлял собой оснащенный по последнему слову техники пассажирский самолет, который имел по меркам тех лет уникальные характеристики и герметичную кабину. Однако "Кометы" развалились прямо во время полета. После сотен испытаний оказалось, что причина в такой незначительной детали, как иллюминатор. -Летит сложная машина — самолет, и управляется она сложным автоматом — автопилотом. Всем хорош этот автомат, да только в стандартных условиях. В любой нестандартной ситуации человек берет управление на себя. Ситуация потому и называется нестандартной, что она нечеткая, не разлагается алгоритмически на простые составляющие. И путь решения четко не определен, и ответ вероятностный. То есть нестандартная ситуация — это открытая задача. - Спасибо аудитория, вернемся к нашей фокус группе. Работа с фокус-группой - Что вы выполняли? - В чем была суть задания? - Удалось ли вам справится с заданием? - Хорошо. Но, оказывается, что во время мастер-класса происходило решение еще одной задачи! Ее решение началось в момент создания фокус - группы. - Скажите, кто понимает, зачем я создала такую группу, на первый взгляд ничего общего не имеющую между собой. Давайте вспомним, кто входил в ее состав? 1) родитель, у которого в этом году ребёнок в 9 или 11 классе (это самый мотивированный член команды, так как именно вам необходимо было узнать как же происходит экзамен, что чувствует в этот момент выпускник ); 2) учитель начальных классов (есть базовые знания, надеюсь, они помогли во время решения заданий) 3) психолог (основная функция быть спокойным, вселять веру в свои силы, убеждать, всех что всё получиться); 4) учитель физической культуры, желательно мужчина ( 3 часа сидеть в постоянном напряжении – необходима хорошая физическая подготовка, и прагматичный ум, саморегуляция, умение выполнить комплекс упражнений); 5) учитель физики или математики (помощник, так как он чаще других преподавателей пользуется математическими навыками при решении задач, так как формулы по физике часто используются в тесте по математике); - Скажите, сработалась ли ваша группа? - Как ощущения? - Успели ли вы почувствовать за это короткое время, то, что испытывает ученик во время экзамена? - Помогли ли вам ваши роли? - С какими задачами мы сегодня с вами работали? ЗАДАЧИ( слайд) Закрытые Открытые условие сформулировано четко, формулировка нечеткая, конкретно, однозначно вариативная, противоречивая решение существует алгоритм (способ) алгоритма нет ответ единственный правильный ответ много правильных ответов Подведение итогов - Нужны ли знания по математике современному человеку? - Цифры, сопровождают человека всю свою жизнь с рождения и до смерти. Математика присутствует везде, она помогает нам в жизни, делает ее понятнее. Нужно только ее старательно учить и вникать в каждую теорему и в каждый закон. И если это так, как хорошо было бы иметь вот такую книгу «Универсальные математические формулы на все случаи жизни». - Случилась в жизни беда открыл книгу, нашёл формулу и разрешил проблему. Вот например не хватает тепла и ласки открываем находим формулу и получаем живое горячее, любящее сердце. Но это мечты. Поэтому все задачи и проблемы мы будем решать сами… нооо, мне бы все же хотелось, хоть чем-то вам помочь. На память о сегодняшней встречи я дарю вам рецепт счастья! - Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неѐ входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неѐ, решить любую задачу. Математика не подведѐт. - Спасибо за внимание. |