Я, Выкова Анжелла Асланбековна, работаю в школе учителем начальных классов.
Математика - царица всех наук. Она может быть разной: порой необычайно простой, временами сложной, но неизменно интересной увлекательной. Характер у математики непростой! Тем и интересна математика, что она такая разная и непредсказуемая.
Я стараюсь научить каждого ученика мыслить, принимать участие в добывании знаний. Какими бы прилагательными вы охарактеризовали математику? Сухая? Трудная? Скучная? Это совсем не так! Математика - наука интересная и увлекательная. Надо в ней только разобраться! Это увлекательный мир, где можно забыв обо всем на свете решать задачи и получать от этого удовольствие!
Моя задача – помочь ученику сделать первое и самое главное открытие в жизни – открыть свои способности к математике.
1 слайд
Помашите рукой. Кто учился в школе?Кто любил математику?
Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?
Сейчас я предлагаю вам вернуться в детство.
Щелчок
Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.
Щелчок
Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)
Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.
2 слайд
Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?
Щелчок
Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы
3 слайд
Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)
Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.
Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.
Итак, задача:
4 слайд
Легко ли быть учеником?
5 слайд
Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:
Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)
Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче?Легко или не легко быть учеником? Щелчок
Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)
Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.
Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)
Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.
6 слайд
Итак, рассмотрим структуру решения задачи.
Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили
Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется.
Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок
Мимикой, конечно, мы на уроке ничего не показываем, но рисуем, например, окружности, треугольники – глазами или рукой в воздухе.
Щелчок III этап – поиск способа решения задачи
В поиске способа решения нам помогут:7 слайд
Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)
Без муки нет и науки.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Кто больше знает, тот меньше спит.
Без терпенья нет ученья.
Намучится – научится.
Идти в науку – терпеть муку
На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.
8 слайд
А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.
Ш –шпаргалка, шестидневка
К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные
О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады
Л – лень, любовь
А – атмосфера благоприятная или нет
Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.
Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку
Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу - качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза 9 слайд
Творческий
Агрессивный
Ответственный
Невнимательный
Целеустремлённый
Мало читает
Коммуникабельный
10 слайд
Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в начальных классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.
Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?
Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:
Конфликты в общении с одноклассниками, учителями, родителями
Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)
Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)
11 слайд
IY этап – осуществление плана решения
Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:
Нагружать всё больше нас стали почему-то
Буквы разные писатьтонким пёрышком в тетрадь
Школьная пора и при всякой погодепропадали пропадом мы во дворах
Когда уйдём со школьного дворапод звуки не стареющего вальса
Такой приём на нахождение соответствий я использую на уроках, например, при проверке формул.
12 слайд
Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)
13 слайд
YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!
Щелчок
YII этап – исследование задачи:
Итак, задача имеет одно решение.
А способов решений сколько? несколько, много
Все ли данные в задаче использовали? (да)
Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)
Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным?
14 слайдЧтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить книги, доказывающие, что учеником быть нелегко, например,
Книги:
Ирина Полянская «Выбор»
Владимир Железников «Чучело-2»
Лия Симонова «Круг»
Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
Тендряков «Ночь после выпуска»
Е. Мурашова «Класс коррекции»
Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу.
15 слайдИтак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.
В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.
17 слайдПусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.