Танграм - это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкторов».Данная работа выолнена учащимися 6 классов Абдрафиковой Софьей,Фалелеева Татьяна,под руководством учителя математики Коваленко Ольги Алексеевны,
Цель: изучить особенности игры Танграм.
Гипотеза: если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение, зрительную память.
Задачи:
- найти, изучить и отобрать информацию по теме;
- изучить историю происхождения традиционной китайской игры-головоломки;
- пробудить у одноклассников интерес к танграму и занимательной математике;
- научиться изготавливать и собирать танграм
- исследовать ее применение.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- обработка полученных данных;
- анализ и обобщение информации по теме.
Исследовав практическое применение «Танграма», в работе сделан вывод, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов и т.д. Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для нас). Игры не только занимают досуг, но и обучают. Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем, в тоже время он направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть».
Танграм - это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкторов».
Танграм – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.
В процессе знакомства и овладения техникой складывания фигурки танграма у нас возникли вопросы: Какими качествами нужно обладать, чтобы складывать танграм? Развитию каких качеств способствует умение складывать фигуры из танграма?
Цель: изучить особенности игры Танграм.
Гипотеза: если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение, зрительную память.
Задачи:
- найти, изучить и отобрать информацию по теме;
- изучить историю происхождения традиционной китайской игры-головоломки;
- пробудить у одноклассников интерес к танграму и занимательной математике;
- научиться изготавливать и собирать танграм
- исследовать ее применение.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- обработка полученных данных;
- анализ и обобщение информации по теме.
История происхождения
Происхождение слова «танграм» доподлинно не известно. Вот какие версии о значении этого слова мы смогли найти.
В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур)[1].
В Оксфордском словаре английского языка — название Танграм появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э.Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д.Мюррей. Он обнаружил, что слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. По мнению в Мюррея, само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова Тан, что означает на кантонском диалекте китайский, и распространенного суффикса -грам (как в словах анаграмма или криптограмма)[3].
Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка.
В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие - игрушка головоломка. На первых порах головоломкой пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки.
Как и значение слова, история появления этой игры дошла до нас лишь в легендах.
Легенда первая: версия про разбитую плитку
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости[4].
Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей[2].
Легенда третья: семь книг Тана
«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».
Яков Исидорович Перельман — российский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, посвятил танграму одну из своих книг «Фигурки-головоломки из 7 кусочков» изданную в 1927 году. С именем этого замечательного человека связано возникновение и развитие особого – занимательного – жанра научной популяризации основ знаний. Автор более ста книг и брошюр, он обладал редким даром захватывающе интересно рассказывать о сухих научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и любознательность – эти первые ступени самостоятельной работы ума.
Вот, что он пишет : «Из 7 кусочков разрезанного квадрата можно не только складывать забавные фигурки. Но и почерпнуть некоторые сведения из геометрии». Например, что такое квадрат, четырехугольник, пятиугольник, дать определение равновеликих фигур.
Правила игры
Танграм – одна из удивительных головоломок, которой может увлечься абсолютно любой человек. Для математиков это неиссякаемый источник геометрических соотношений. Учителя не редко используют его, как наглядное пособие. Танграм можно сделать самому, для этого нужны лишь ножницы, бумага и линейка[7].
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, склонности, возможности, уровень подготовки играющего.
Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует:
Правила игры:
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
1.Необходимо сложить фигуру по контурному рисунку.
2. Необходимо сложить фигуру по рисунку сплошной заливкой.
3.Необходимо сложить с наибольшей точностью силуэты узнаваемых предметов.
Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия. Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка[7].
Можно составить более сложный двойной или тройной танграма (для этого используются два или три комплекта из семи "танов").
Изготовление танграма
Для изготовления танграм возьмите плотный картон, начертите на нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Вы можете воспользоваться шаблоном, представленным ниже.
Так же танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолиума и других подручных средств.
Современные головоломки - «складушки»
Самая старинная из сохранившихся русских головоломок этого типа датирована 1820 годом. Она состоит из семи кусочков картона с приложением карточек-заданий, где нарисованы фигуры, которые требуется сложить. Головоломка хранится в крупнейшем в нашей стране Музее игрушек в городе Сергиев Посад (Московская область). В начале ХХ века в Петербурге и, возможно, в Харькове, на заводах немецкого промышленника Ф. Рихтера, подобные головоломки выпускали не из картона, а из неглазурованной керамики. Их отличительная особенность - изображение якоря на коробочке, в которой продавались керамические квадратики и треугольнички. Выпускались наборы разных видов: "Проверка терпения", "Долой скуку", "Загадка звезд", "Пифагор", "Сфинкс" и другие. Всего 19 видов
Что касается современных "складушек", то одна из лучших, пожалуй, придумана Геннадием Ярковым, участником клуба ценителей головоломок "Диоген".
Головоломка Геннадия Яркового(г. Тольятти), победителя конкурса на лучшую головоломку клуба „Диоген“. Из семи элементов можно сложить рекордное количество выпуклых многоугольников — 136.
"Складушка" Ярового выделяется из множества подобных головоломок количеством трудных задач на построение выпуклых многоугольников. Их можно сложить более сотни, то есть примерно в десять раз больше, чем в других известных головоломках.
В качестве примеров других современных аналогов игры Танграм, можно рассмотреть развивающую головоломку Пифагора, головоломка «Сфинкс», Головоломка «Летчик», головоломка Архимеда и др.
К современным видам игры танграм можно отнести компьютерные варианты этой головоломки. Они не менее занимательны и разнообразны.
Применение танграма
Танграм может применяться на уроках математики для получения начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, трапецию, параллелограмм и т.д.
Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей[7].
Использовать "Танграм" можно на уроках математики, а также информатики. Используя "Танграм" на уроках информатики учитель может осуществить межпредметную связь урока информатики и математики. В ходе уроков учащиеся закрепляют свои знания по знакомству с геометрическими фигурами, развивая при этом пространственное воображение, фантазию и творчество. Используя контуры "Танграма", можно интересно познакомить учащихся с графическим редактором, тема: «Растровая графика». Если ученик при знакомстве с графическим редактором затрудняется что-либо нарисовать, то ему можно предложить исполнить знакомые контуры, добавив к ним фон, новые очертания. В результате учащийся получит прекрасную картинку. Используя фигуры «Танграма» можно познакомить учащихся с возможностями панели рисования текстового редактора WORD по теме «Векторная графика». Показать возможности вращения фигур, их раскрашивание, придание объема, тени и т.д. Все это развивает творческие способности учащихся и дает возможность интересно преподнести материал.
Несмотря на изобилие компьютерных игр механические головоломки, в том числе Танграм, доставляют людям интеллектуальное удовольствие. Переживание успеха, ощущение озарения («Эврика! Я нашёл!) – эти чувства действуют так же, как и на человека, только что покорившего труднодоступную горную вершину
Танграм в литературных произведениях
Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” Л.Кэрролл пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.
Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма.
Применение Танграма в жизни
Танграм во всех его проявлениях можно встретить и в жизни, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки. Самая известная коллекция мебели в стиле танграм у дизайнеров по интерьерам, конечно, Lago. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской.
В детстве детворе, чтобы развивать логику и находчивость, дают играть с фигурками а-ля танграм, и просят сложить из предоставленных геометрических фигур любую другую: домик, корабль, машину, а то и животное или человека. Нечто похожее предлагает делать со своей мебелью Shape&Function молодой дизайнер Санджин Халилович (Sanjin Halilovic). Его мебель, один из многих так называемых проектов-паззлов, можно превратить и в стол, и в скамейку, и в систему полок, а то и в кушетку или даже диван. Правда, если устроиться на таком диване, вам будет не до отдыха. Shape&Function, как и танграм, состоит из блоков в виде геометрических фигур. Так, переставляя, компонуя и складывая их друг с другом, получаются другие предметы мебели, нужные именно здесь и именно сейчас.
Вот правду говорят же: главное не подарок, а внимание. Особенно, когда речь идет об украшениях. Нет, вряд ли кто-нибудь откажется от золота с бриллиантами, но для того, чтобы колечко стало действительно драгоценным, ему вовсе не обязательно быть происхождением из «благородных» металлов. Часто и менее претензионные материалы могут смотреться более оригинально. Что неплохо доказывает свежая коллекция украшений-головоломок TANGRAM от Bandada. Bandada – это молодой испанский бренд, специализирующийся на креативных украшениях На создание свежей коллекции брошек и колец их вдохновила известная китайская головоломка танграм (главное задание игры – из 7 разноцветных плоских фигур, складывая их определённым образом, получить другую фигуру, более сложную – силуэт животного, человека и т.д.)..
Сладкое угощение в виде танграма - это возможно. Шоколадная плитка повторянт форму танграма.
Заключение
Исследовав практическое применение «Танграма», мы пришли к выводу, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов и т.д. Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.
Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!
Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»