Просмотр содержимого документа
«Турнир юных математиков»
Внеклассное мероприятие по математике
Турнир юных математиков «Большое путешествие» (3 класс)
Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к математике, логического, пространственного мышления, воображения, смекалки, сообразительности;
- совершенствование вычислительных навыков; закрепление знания математических терминов;
- формирование ответственности, умения работать в команде;
- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, ноутбук; секундомер, карточки с цифрами, примерами, счетные палочки, геометрические фигуры (из картона), листы А4, фломастеры.
Подготовительный этап. В параллельных 3 классах набираются команды по 5 человек. Каждая команда выбирает капитана, готовит название, девиз.
Ход мероприятия
I. Организационный момент: представление команд и жюри. Объявление условий игры.
Звучит песня «Чему учат в школе»
Читает ученик:
Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь.
Почему корабли Не садятся на мель, А по курсу идут Сквозь туман и метель?
Чтоб врачом, моряком Или летчиком стать, Надо прежде всего Математику знать.
Ведущий. Недаром математику назвали царицей наук. Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящено этой науке. Мы отправимся в путешествие по океану Математики и доплывем до ее главного острова, которая так и называется Остров Царицы Математики. Во время путешествия каждая команда покажет свои знания. Ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах. Успех будет зависеть и от того, на сколько тихо вы будете разговаривать при обсуждении вопроса. Иначе соперники могут услышать правильный ответ, и победа достанется другому. А также не выкрикивать, задания выслушивать до конца, нужно быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам. А узнать, какая команда сегодня будет лучшей, поможет нам жюри.
Представление членов жюри.
Представление команд.
Ведущий. Познакомимся с командами.
– Но где же на кораблях капитаны?
– Ну, что, в путь…
(на экране корабли под шум моря плывут к первому острову.)
1 остров - «Разминка».
Чтоб всё в игре прошло без заминки, Её мы начнем, ну конечно, с разминки!
(Разминка проходит в форме блиц-опроса: за 40 сек дать большее количество правильных ответов)
Число, на которое нельзя разделить ни одно число. (0)
Сколько всего цифр? (10)
5 десятков и 4 единицы, какое это число? (54)
Наименьшая единица времени. (Секунда)
Сколько дм в 1 м. (10)
Может ли при делении получиться ноль? (Да)
Сколько углов у пятиугольника? (5)
17 минус 9. (8)
5 увеличить в 3 раза. (15)
Сколько вершин у пятиугольника? (5)
Вопросы для второй команды.
Результат сложения. (Сумма)
Математическое задание, содержащее условие и вопрос. (Задача)
Четырёхугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Наибольшее двухзначное число. (99)
2 разделить на 1. (2)
Очень хорошая отметка знаний. (5)
Назовите число, в котором 4 десятка. (40)
Сколько сантиметров в 1 м? (100)
Фигура, у которой три угла? (Треугольник)
Сколько месяцев в году? (12)
8 умножить на нуль? (0)
Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
12 минус 7. (5)
12 уменьшить на 2. (10)
Сколько сторон у семиугольника? (7)
Вопросы для третьей команды.
Самая маленькая единица длины. (Миллиметр)
Сколько минут в одном часе. (60)
10 миллиметров - это… (1см)
Сколько сантиметров в 1 дм. (10)
Инструмент для проведения прямых. (Линейка)
10 умножить на 1. (10)
Прямоугольник, все стороны которого равны. (Квадрат)
Знаки, используемые для обозначения чисел. (Цифры)
Сумма всех сторон многоугольника – это…? (Периметр)
9 десятков и 6 единиц. Какое это число? (96)
Результат умножения. (Произведение)
Как называется число, на которое делят? (Делитель)
6 плюс 7. (13)
7 увеличить на 2. (9)
Сколько углов у прямоугольника? (4)
Вопросы для четвертой команды.
Сколько пальцев на руке? (5)
Может ли при умножении получиться ноль. (Да)
Как называется результат вычитания? (Разность)
Неизвестное число в математике? (Икс)
На сколько делить нельзя? (на 0)
7 умножить на 1. (7)
Сколько дней в неделе? (7)
Линия, которая не имеет ни начала, ни конца. (Прямая)
Сколько вершин имеет треугольник? (3)
От перестановки слагаемых… (Сумма не меняется)
0 разделить на 6 равно… (0)
Прибор для измерения отрезков. (Линейка)
4 плюс 8. (12)
10 уменьшить в 2 раза. (5)
От перестановки слагаемых сумма … (Не изменяется)
Следующий остров – это “Веселая арифметика”
У каждой команды цифры от 0 до 9, у каждого участника по 2 цифры. Команда стоит у доски. Перед ними 2 стула. Ведущий показывает на карточке и объявляет какое-либо действие, участники должны быстро подсчитать результат, и те из них, у кого таблички с цифрами садятся на приготовленные стулья.
1 команда
7*8 8*5 3*7 4*2 7*9
2 команда
6*7 8*8 9*2 3*3 3*10
3 команда
9*2 8*4 4*6 7*1 8*7
4 команда
4*4 7*5 6*8 8*9 1*3
Конкурс капитанов
– Впереди нас ждет Необитаемый остров. Но, смотрите, кто это? Перед нами осьминог. А вы знаете, что у осьминога восемь ног, но это и не ноги вовсе, а скорее – руки-щупальца с присосками, которыми удобно хватать добычу. Он живет на морском дне и может менять окраску, приспосабливаясь к среде обитания. Осьминог приглашает к себе капитанов и дает задание разгадать ребусы.
– Мы попали на необитаемый остров, но здесь пираты. Чтобы они не взяли нас в плен, нам нужно решить задачи.
1 команда
Если петух стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1 ноге? (4 кг)
В клетке находились четыре кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один остался в клетке. Как это могло случиться? (Один забрал кролика с клеткой)
Что тяжелее – один килограмм ваты или один килограмм железа? (Одинаково)
В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (Сестра)
2 команда
У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
На березе росло три апельсина и две груши. Сколько всего фруктов росло на березе? (На березе фрукты не растут)
На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (Три)
Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
3 команда
Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5км. Сколько км проехал кучер? (5км)
На ёлке висело пять бананов и одно яблоко. Сколько всего фруктов висело на ёлке? (6. Фрукты не росли, а висели)
У Серёжиной мамы трое детей: Петя, Маша. Как зовут третьего ребёнка? (Серёжа)
Ты да я. Да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
4 команда
У Маринки было целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Маринки? (3)
Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Сережа – ближе Димы. Кто кинул мяч дальше – Володя или Сережа. (Володя)
Что случилось в Москве 30 февраля 2008 года? (Ничего)
Коля и Света катались на лыжах 20 минут. Сколько минут катался каждый ребенок? (20мин)
Задачи для всех команд
К ак из трёх палочек сделать четыре? (IV)
Нужно расставить в комнате 5 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула.
Во дворе находятся куры и поросята. Всего 5 голов и 14 ног. Сколько во дворе кур и сколько поросят? (3 курицы и 2 поросенка)
Игра со зрителями:
Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров)
– Впереди нас ждет «Остров Отдыха». Дети под музыку выполняют движения.
– Плывем дальше, видим перед собой маяк на «Острове Геометрии». Маяк показывает верный путь кораблям. Чтобы попасть на остров Геометрии нам нужно собрать фигуру маяка из геометрических фигур.
– На этом острове живёт самый умный математик в мире. Он очень много знает о геометрических фигурах. Он предлагает ответить: сколько треугольников на его рисунке? (18 треугольников)
«Остров царицы Математики»
– Ура! Мы добрались до самого главного острова в этом океане Математики. Это остров самой Царицы Математики. Она очень красивая и очень умная. Царица тоже хочет проверить ваши знания по математике, чтобы узнать, как хорошо вы знаете её любимую науку.
«Найти зашифрованные слова». Найти как можно больше математических слов за время (квадрат, уравнение, разность, задача, делимое, периметр, тысяча, математика, уменьшаемое).
Д
Е
Е
Р
Е
Т
Р
Е
О
У
Л
П
И
М
Я
Ч
А
М
Р
И
М
О
Е
С
Ы
Т
Е
А
В
Н
З
Р
А
З
Н
А
И
Н
Е
А
Д
А
Ч
О
Ш
Е
Р
А
Т
М
А
А
С
Ь
К
Д
И
К
А
Т
Ь
Т
Н
В
А
Т
А
М
Е
У
М
Е
Жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды.
Инсценировка
Треугольник и Квадрат
Автор. Жили-были два брата –
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
Квадрат. Отчего ты злишься, брат?
Автор. Тот кричит ему:
Треугольник. Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
Автор. Но Квадрат ответил:
Квадрат. Брат!
Я же старше, я – Квадрат!
Автор. И сказал еще нежней.
Квадрат. Неизвестно, кто нужней!
Автор. Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
Треугольник. Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов.
Автор. Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он –
Нет квадрата.
Онемел…
Стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Ведущий. Вот закончилась игра, Результат узнать пора Кто же лучше всех трудился, И в турнире отличился? Жюри объявляет победителей турнира.
Ведущий. А теперь, в заключение нашего праздника мы споем песню.
На мотив «Чему учат в школе»
В мире сложном и большом,
В том, в котором мы живем,
Мы все время отнимаем, прибавляем.
Дома, в школе, во дворе,
На работе и в игре
Мы считаем, мы считаем, мы считаем.
«Плюс» и «минус» тут и там.
Пусть они помогут нам,
Пусть прибавят нам терпенья и удачи.
С ними легче будет жить,
Пусть помогут нам решить
На уроке все примеры и задачи.
Учитель. На этом наше путешествие по Океану Математики подошло к концу. До новых встреч!