Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «Доходы и расходы семьи»»
технологическая карта индивидуального проекта
Тема урока: «Доходы и расходы семьи»
Возраст детей: 11лет
Продолжительность: 45минут
Цель: Создать условия для применения на практике знаний об умножении десятичных дробей на натуральные числа
Задачи:
повторить знание правил и алгоритмов умножения десятичных дробей на натуральные числа;
учить вести исследование несложных практических ситуаций, работать с табличными данными;
учить применять полученные знания в повседневной жизни;
способствовать самоорганизации обучающихся, развитию личностных качеств, выработке коммуникативных компетенций;
создать условия для воспитания экономической, финансовой культуры школьников.
Деятельность: Рефлексия и актуализация информации предыдущего занятия, упражнения на поддержание доверительной атмосферы в группе, повторение правил, применение их на практике, расширение финансовой и математической грамотности.
Результат:Ребенок научился применять знания, коммуницировать с другими обучающими, почувствовал себя увереннее.
Предметные: Освоить применение знаний по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» при решении практических задач.
Метапредметные:
- коммуникативные: распределение функций, представление результатов работы, обсуждение внутри группы, оценка работы внутри группы, оценка от другой группы. Взаимооценка групп.
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- познавательные: анализировать, сравнивать данные по заданным критериям, «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью таблиц, рисунков, знаков, уметь выделять существенную информацию из текстов; формулирование и решение проблем, строят логическую цепь размышлений внутри групп, выбирают подходящий способ решения проблем. Выбирают нужную информацию из источников.
- регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, составлять план последовательности действий, выработка умения корректировать свои действия, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, организовывать и планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;контроль за выполнением задания;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
осуществлять самоконтроль, рефлексию
-личностные: понимание своей роли в семье, видит свои сильные и слабые стороны поведения в отношении бюджета семьи.
Технологии: технология «4К», технология развивающего обучения, ИКТ-технологии, личностно-ориентированный подход, исследовательские технологии
Необходимые материалы:
o листы с Заданием (по числу групп),
o Листы самооценки (по числу участников группы),
o стикеры (цветные клейкие листочки)
папка с Информационными ресурсами для решения проектной задачи (тексты, фотографии, картинки, примеры таблиц, диаграмм и др.);
стол(ы) с инструментами и материалами (ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы; листы ватмана, белая и цветная бумага формата А4, клей, клейкая лента);
зона для презентаций (экран, проектор, доска с магнитами, кнопками или другими держателями).
Требования к пространству: содержательная насыщенность, вариативность, трансформируемость,полифункциональность, доступность, безопасность.
Структура урока:
Организационный момент.
Этап проверки домашнего задания.
Этап мотивации учащихся к учебной деятельности и целеполагания.
Этап актуализации знаний, необходимых для дальнейшей работы.
Этап постановки учебной задачи.
Физкультминутка.
Этап оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач.
Этап составления отчета о выполнении работы.
Этап информации о домашнем задании.
Этап подведения итогов урока и рефлексии.
Речь учителя
Деятельность учащихся
Визуализация или презентация.Общий вид. (Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)
Пояснения к картинке или слайду
Формируемые УУД
Цель задания
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Слушают учителя.
Слайд № 2
Семья- ячейка общества со своим бюджетом!
2-3 минуты
Регулятивные: организация --своей учебной деятельности
Познавательные: формирование интереса к данной теме
Личностные: мотивация учения
Настрой на работу
Создание благоприятной атмосферы, настрой на занятие
Проверяет наличие выполненного домашнего задания у учащихся. Корректирует ответы учащихся
С помощью документ-камеры показывают выполнение домашнего задания
Вопрос: что можно предпринять семье, чтобы меньше платить за воду?
.
Слайд 3
Задача 1: Заработная плата мамы 10000 рублей в месяц. Заработная плата папы в 1,8 раза больше маминой. Посчитайте доход этой семьи за месяц. Сколько останется денег, если купят диван стоимостью 11127,6 рублей?
Решение:
10000*1,8=18000 (руб) – зарплата папы
10000+18000=28000 (руб.) – доход семьи
28000-11127,6=16872,4(руб) – осталось денег
Ответ: 28000 руб.; 16872,4 руб.
Задача 2: В январе показания счетчика за воду 122 кубометра, в феврале 131 кубометр. Цена 1 кубометра составляет 33,65 рублей. Сколько рублей семья заплатит за расход воды?
Решение:
131-122=9(куб.) – расход во
ды за месяц
33,65*9=302,85(руб.) – плата за воду
Ответ: 302,85 руб.
Сравнение решения детьми с правильным решением
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия
Личностные: способность к самооценке
Рефлексия прошлого урока
После проверки ДЗ учитель спрашивает
- Что объединяет задачи из домашней работы? Сегодня наш урок называется «Доходы и расходы семьи».
Что такое доход и расход?
- А какие действия с десятичными дробями мы уже умеем выполнять?
- Что мы должны будем узнать на уроке?
- И это будет целью урока (применение на практике знаний об умножении десятичных дробей на натуральные числа)
- А каким образом мы будем достигать этой цели?
Продолжите предложения:
-вспомнить ...
- применять…
- проверить и оценить …
- сделать выводы где применяются …
- Это всё задачи о доходах и расходах семьи.
Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности
Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей
- Сложение, вычитание, умножение на натуральные числа, на 10, 100, 1000 и т.д.
- Как применять эти знания для решения практических задач, связанных с планированием бюджета семьи.
Пробуют сформулировать задачи урока:
- правила и алгоритмы умножения десятичных дробей на натуральные число, умножения на 10, 100, 1000.
- полученные знания при решении задач практической направленности
- свои знания, умения по теме
- полученные знания и над чем работать дальше.
Слайд № 3
Слайд № 4 – цель урока
Слайд № 5- задачи урока
Дети пытаются сами сформулировать цель и задачи урока
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса
Установка на тему урока. Введение в тему урока
Каждый из вас получил карту урока. Подпишите ее. В карте вы найдете задания, критерии оценки, а также сможете оценить себя сами и поставить заработанные баллы.
Найдите задание в карте урока «Устные упражнения».
Вам необходимо выполнить 2 задания: заполнить пропуски в правилах и найти ошибки в примерах.
- Время выполнения задания – 5 минут.
Критерии оценки будут следующими: каждое верно вставленное слово в правило или найденную верно ошибку отметите +. А затем по количеству + поставите себе тот или иной балл.
- За урок вы сможете максимально заработать 10 баллов.
- Максимальная оценка за каждое задание – 2 балла.
Приступайте к выполнению устных упражнений.
- Оцените выполнение ДЗ и устных упражнений. Результат зафиксируйте в столбце оценка ученика.
Вернемся к задачам урока: все повторили необходимые алгоритмы и правила для дальнейшей работы и готовы работать дальше?
Участвуют в работе по повторению: индивидуально работают над правилами и выполняют задание «найди ошибку».
После выполнения заданий осуществляют самопроверку. На интерактивной доске проверка. Выходят ученики.
Ученики себя оценивают и фиксируют в столбце оценка ученика
Проговаривают выполненную задачу урока
Слайд № 6 – карта урока
Выбор правильного варианта:
При умножении десятичной дроби на 100 запятая в записи дроби переносится (вправо) на 2 цифры.
При умножении десятичной дроби на натуральное число в произведении отделяется запятой справа столько цифр, сколько их стоит (после запятой) в десятичной дроби.
Игра «Найди ошибку»:
а)*1,8 б ) *6,4
4 3 5
5 4 320,
7 2__
8,7 4
в) 3,6 ∙ 100 = 36(0)
г) 26,23 ∙ 10 = 2,623
Слайды № 7, 8 - проверка
Ответы:
а) 77,4 ошибки вычислительная и запятая;
б) 32 запятая;
в) 360 запятая;
г) 262,3 запятая;
Слайд № 9 - самооценка
Слайд № 10 – решение первой задачи урока
Концентрация внимания, персонализация
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Познавательные: структурирование собственных знаний, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Личностные: оценивание усвояемого материала
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Осознание того, что нужно делать, концентрация внимания на поиск ошибки
- Но мы с вами заботимся о своем здоровье и о семейном бюджете, поэтому выберем лишь полезные продукты питания. А заодно проведем физкультминутку.
Предлагается задание – разделить полезные продукты питания и вредные для нашего здоровья. Полезный продукт – хлопок, вредный – приседание.
Один ученик к интерактивной доске и сортирует продукты по категориям полезно-вредно , а класс выполняет физкультминутку.
Учащиеся сменили деятельность и готовы продолжить работу
Слайд № 11 сортировка вихри
Физминутка со смыслом
Укрепление здоровья, смена деятельности: Переключение с умственной на физическую активность
- Добытые вами знания о ценах уже занесены в таблицы.
Найдите в карте урока задание на второй странице – Работа с таблицей.
И теперь каждой группе нужно подсчитать во сколько рублей обойдется один и тот же набор продуктов, но если покупать его в разных магазинах: «Магнитт», «Пятерочка», «Хороший». А одна из групп выберет наименьшие цены из предложенных и подсчитает также стоимость такого же набора.
Полученные расчеты занесите в ваши таблицы.
Время на выполнение этого задания -7 минут.
Приступайте к работе.
- Давайте проверим ваши расчеты и сравним где же выгоднее покупать продукты?
- Занесите в карту урока ваши оценки за выполнение задания «Работа с таблицей». Максимальный балл - 2.
- А теперь вернемся к задачам урока. Что нам удалось выполнить?
Работая в группах проводят исследования по ценам, вычисляют, заносят данные в таблицы.
- Называют подсчитанную стоимость набора продуктов.
- Применить знания при решении практических задач.
Слайд № 12
Группы получают для работы таблицы одинакового набора продуктов с разными ценами.
Стоимость продуктов в магазине «Магнит», «Пятерочка», «Хороший» и минимальные цены
Наименование продукта
Цена, руб.
Кол-во товара
Стоимость, руб.
Черный хлеб (1 буханка)
0,5
Яйца 1 категории (1 десяток)
0,5
Сыр пошехонский, 1 кг
0,4
Масло сливочное из Тарноги, 1 кг
0,25
Кура, 1 кг
1,2
Яблоки свежие красные, 1 кг
1,5
Итого:
Слайды № 13, 14
Подведение итогов
Проверка понимания материала урока
Предлагает, опираясь на полученные знания на уроке и знания из жизни сформулировать предложения по уменьшению расходов в семье и оформить в виде памятки.
Время выполнения этого задания – 2 минуты.
- За памятку поставьте заработанный балл согласно критериям оценки за это задание.
- Попробуйте ответить на вопрос – где применяются знания по изученным темам про десятичные дроби?
- А теперь вернемся к задачам урока. Что нам удалось выполнить на данном этапе урока?
Составляют в группе свою памятку экономной семьи М.б. варианты:
- планировать расходы;
- совершать покупки в более дешевых магазинах;
- покупать только нужные и полезные продукты;
- экономно расходовать воду, электроэнергию и др.
Оценивают себя по критериям.
- В жизненных ситуациях, связанных с расчетами, оплатой, экономией и др.
- Понять для чего нужны знания по математике.
Слайд № 15
Раздать группам памятку заготовку
Слайд № 16 –оценивание
Слайд № 17 – задачи урока
Рефлексия
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Познавательные: структурирование собственных знаний
Личностные: оценивание усвояемого материала
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Мониторинг настроения детей после урока
Дает комментарий к домашнему заданию:
К следующему уроку я предлагаю вам на выбор одно из двух заданий.
Получают листы с домашним заданием. Выбирают задание в соответствии с уровнем развития.
Слайд № 18
Домашнее задание
на выбор одно из двух заданий
1) № 1366(а,б) и воспользуйтесь помощью родителей и заполните счет за оплату электроэнергии, подставив данные вашего счетчика за февраль:
Текущее показание счетчика
Предыдущее показание счетчика
Тариф
Сумма
2)Задача В5 из ЕГЭ: Семья из 3 человек едет из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1069 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 35,6 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Задания персонализированное
Эмоциональное завершение урока
Литература:
1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ - М.: Мнемозина, 2014.