Сценарий вечера посвящен связи математики с такими науками как химия, биология, география, физика, литература и другими. В каждой науки важную роль играет математика, поэтому науки пришли в гости к царице математики. Между приходами наук можно посмотреть интересные и поучительные сценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий вечера " Математика и красота" »
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА «МАТЕМАТИКА И КРАСОТА»
Ход мероприятия:
Ведущий : Дорогие друзья! Нас всех привела общая любовь к математике. Математика неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет её логическая стройность, другие ценят в ней точность, а третьи восхищаются её красотой. Наш праздник посвящен красоте математики.
Ведущий Основы математики все без исключения изучают уже с первых классов школы, потому что эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний - физику и химию, науки о языке и медицину, астрономию и биологию и т.д. Математики учат вычислительные машины сочинять стихи и музыку, измерять размеры атомов и проектировать плотины электростанций.
Сейчас слово предоставляется Физике.
Звучат позывные передачи «Очевидное- невероятное».
Физика: Математика - это наука, на языке которой говорят все точные науки, особенно физика и астрономия. Все физические законы записаны математическими формулами. Все законы движения планет, звёзд и галактик подчиняются математическим законам.
Ведущий: Слово предоставляется Биологии.
Звучит музыка из телевизионной программы «В мире животных».
Биология: Роль математики в биологии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого наблюдения к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установления связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы. Этому служит новая наука - математическая биология.
Ведущий: У нас в гостях наука Химия.
Химия: Химик-технолог наших дней в своей практике использует аппарат высшей математики. Появились такие разделы, как физическая химия, химическая термодинамика и другие.
Ведущий: Слово предоставляется Географии.
Музыка из «Клуба путешественников».
География: География - интересный предмет, но она не мыслима без математики. До второго века нашей эры география была наукой описательной, затем древнегреческий учёный Птолемей впервые использовал градусы круга и, применив градусную сеть, начертил карту, которой пользовались несколько веков.
В эфире слышатся позывные «SOS!». В море люди терпят бедствие. Их голос услышан, но как их найти? Потерпевшие сообщают свои координаты. Что это такое? А это азимуты. Опять на помощь пришла математика.Ведь азимут это не что иное, как сектор круга. Графики и диаграммы, которыми так богата география, - это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние, не прибегнув к математике.
Ведущий: Слово предоставляется Литературе.
Звучит мелодия вальса Г. Свиридова к кинофильму «Метель».
Литература: Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочинениях машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Эта наука - математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А. Грибоедов, автор поэмы «Горе от ума», учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико-математическом.
Известный советский математик АЛ.Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов. А выдающаяся русская женщина-математик С.В.Ковалевская написала и издала книги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.
Ведущий: Слово предоставляется Истории.
Звучит мелодия М. И. Глинки «Славься, Русь моя».
История: В Сиракузах, в Греции есть площадь Архимеда. Он был не только великий учёный, но и патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стёкол, которые сам сконструировал.
История помнит многих учёных не только за их математические открытия, но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.
Ведущий: Слово предоставляется Иностранному языку.
Иностранный язык: В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И, если бы не правильный семнадцати угольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математик, а как лингвиста. После знакомства с работами Н.И.Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.
Ведущий: Слово предоставляется Живописи.
Живопись: Великий Леонардо да Винчи в 16 веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал закон «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «Тайная вечеря», портрет Моны Лизы (так называемая «Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.
Ведущий: Слово предоставляется Спорту.
Звучит мелодия спортивного марша.
Спорт: Ещё в 1660 г. великий мастер фехтования испанец Луис Пачено де Нарваис развил теорию фехтования, основанную на математических принципах, в книге «Великие шаги».
Сегодня математика настойчиво стучится в спорт. Это и анализ оценок в спорте, и анализ способностей будущих спортсменов, и расчет допустимых нагрузок, и т.д.
Ведущий: Слово предоставляется Музыке.
Звучит вальс.
Музыка: Музыка тоже имеет свою теорию. Первая теория возникла ещё у древних греков. Она основана на математике. Все звуки располагаются строго поочередно по ступеням натурального ряда в двенадцате- ричной системе. Наша теория основана на дробных числах 1, 1/2, 1/4, 1/8, ..., которые обозначают длительность любой ноты. Эти дроби можно перевести в двоичную систему, которая лежит в основе языка вычислительных машин. Поэтому музыку могут писать и математические машины.
Учитель: Математика необходима в любой профессии, какую бы вы ни выбрали для себя. Но кроме того вы могли заметить: это очень интересная и увлекательная наука. Любите её. Если вы и не станете математиками, знания пригодятся вам и на Земле, и в космосе.
Ведущий: Вашему вниманию предлагаем сказку «Мужик и купец».
Инсценировка сказки «Мужик и купец»
Действующие лица:
Ведущий - старшеклассник
Купец
Жена
Мужик
На сцене - стол и лавка, на столе самовар, у окна сидят купчиха и ее дочь, входит купец.
Купец: Послушай, жена, на базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.
Жена: Какую?
Купец: Он каждый день будет приносить мне по 100 ООО рублей, а я ему в 1 -й день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100 000 рублей! Во 2-й день - 4 копейки и так целый месяц. А он мне целый месяц будет носить каждый день по 100 000 рублей.
Жена: Откуда у этого глупца столько денег?
Купец: Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор только на 1 месяц. Боюсь, что этот чудак поймет, что его обманывают, и не принесет свои деньги.
Раздается стук. Жена выглядывает в окно.
Жена: Там кто-то пришел.
Купец (выглядывает в окно): Это он!
Входит мужик.
Мужик: Получай, купец, свои деньги и отдай мою копейку!
Взяв свою копейку, уходит.
Купец: Как я боялся, что он не придет. А вдруг завтра он не придет? Или придет и заберет свои деньги?
Жена: Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что он поймет это завтра. Говорят же: «Если дурак, то надолго».
Купец: Так-то оно так, да все равно боязно.
Ведущий: Каждый день мужик приносил по 100 ООО рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдает мужику. На 24-й день он отдал 83000, а на 25-й - 166000, а на 27-й день - 671000 рублей.
Купец: О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов рублей! Какой я глупец! Разве можно было заключать сделки на базаре!
Инсценировка сказки «Легенда о шахматах»
На сиене полумрак, на ковре, на подушках лежит шах. Ему скучно. Стража шаха обмахивают его опахалами. Из-за занавеса слышен голос ведущего.
Ведущий: Один мудрец придумал игру, которую мы называем шахматами. Объяснил он шаху правила игры, и игра ему понравилась. Шах решил шедро наградить мудреца.
Шах (громко кричит): Визирь! Визирь!
Визирь (вбегает и падает на колени): Слушаю и повинуюсь, мой господин.
Шах: Награди Мудреца, дай ему всё, что он захочет. Я достаточно богат, чтобы быть щедрым.
Визирь (кричит): Позвать Мудреца!
Появляется Мудрец, похожий на звездочёта.
Визирь: Что ты хочешь, Мудрец, за свою игру?
Мудрец: О, великий шах! Я не буду просить золото и драгоценности.Я хочу, чтобы на первую клетку шахматной доски положили одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и так до 64 клетки, постоянно удваивая число зёрен предыдущей клетки.
Шах (смеется): Я, что, похож на нищего? Что, я не могу одарить тебя по достоинству? Проси что-нибудь другое.
Мудрец: О, могущественный повелитель! Не гневайся, но больше мне ничего не надо.
Шах (недовольно махнув рукой): Визирь, дай ему то, что он просит.
Ведущий: Прошло несколько дней. Шах целыми днями играл в шахматы и вспоминал о Мудреце.
Шах: Визирь! Визирь!
Визирь (вбегает и падает на колени): Я здесь, мой повелитель!
Шах: Наградили Мудреца?
Визирь: О нет, Великий шах! Все счетоводы государства считают зерно.
Шах: Как вы могли ослушаться? Позвать сюда Счетовода!
На коленях вползает счетовод, непрерывно кланяясь.
Шах: Почему ещё Мудрец не награждён?
Счетовод: О, великий и светлейший государь! Во всём твоём государстве нет столько зёрен, на всей Земле не растёт такого количества зерна, которое хочет получить Мудрец.
Шах: Сколько же ему нужно дать?
Счетовод: Вот это число: 18446744073709551615.
Если 10 зёрен весят один грамм, то ты должен ему отдать 184 миллиарда 467 миллионов 440 тысяч 737 тонн 95 килограммов и 516 граммов пшеницы, мой повелитель! Если на всей Земле за год выращивают 2 миллиарда тонн, то. чтобы отдать ему всё зерно, его нужно выращивать 92 года. А ведь на Земле ещё никогда не выращивали по 2 миллиарда тонн пшеницы, о повелитель!
Шах: Мудрец всегда Мудрец!
Ведущий: Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.
Видите, как неожиданны бывают результаты, когда ты не знаешь математику. Вероятно, ни шах, ни купец не оказались бы в безвыходном положении, знай они хоть чуть-чуть математику.