kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный урок математики в условиях реализации ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят детей к жизни”

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок математики в условиях реализации ФГОС ООО»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка







Доклад на тему:

«Современный урок математики в условиях 

реализации ФГОС ООО»














Подготовила: учитель математики,

ШаляеваЮ.Г.

















Р.п. Чамзинка, 2024

Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от выбранного стиля общения с учениками и от того, насколько умело будет построена учебная работа

“Современный урок – это понятный для детей урок.

“Современный урок – это разнообразный урок”.

“Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят детей к жизни”

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

      Теперь  же, в соответствии с новыми стандартами,  нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Пример 1: Так в 5 классе при изучении темы «Прикидка результата действий», учащимся дается решить следующую задачу:  «Цена тетради 8р. Маше надо купить для всего класса 28 тетрадей. Она заглянула в кошелек и убедилась. Что денег хватит на покупку. Как по вашему мнению считала Маша»?  В результате чего дети давали разные ответы:

1 способ. Маша выполнила следующее действие : 8●28=224 рублей. (Маша хорошо учится в школе, но если Маша учится в школе не очень хорошо, какими еще способами она могла посчитать?)  

2 способ. Число 8 округлим до десятков.

  8≈10, а затем 10●28=280 рублей. Возможно, у неё было около 300 рублей.

3 способ. До десятков округляем число 28≈30. Далее, 8●30=240 рублей.

Делаем вывод, что в кошельке было не менее 240 рублей.

Этой задачей показывается детям связь математики с реальной жизнью. Аналогичная задача  Хватит ли нам 500 рублей для покупки 13 кг капусты по цене 32 рубля 87 копеек?

Пример2: При  изучении темы «Деление с остатком» детям предлагается решить такую задачу: «Вы идете в гости в первый раз к другу. Вы знаете, что он живет в квартире № 51 пятиэтажного дома, по 4 квартиры на этаже. Определите в какой подъезд и на какой этаж вам стоит подняться?»

В ходе решения этой задачи дети приходят к выводу, что для ответа на поставленный вопрос необходимо узнать сколько же квартир в одном подъезде, для этого мы 4*5=20, а затем разделить 51:20 = 2 остаток 11. Значит Друг живет в 3 подъезде, а чтобы узнать этаж, мы должны оставшиеся квартиры разделить на число квартир на этаже. т.е. 11:4=2 ост3. Значит он живет в 3 подъезде на 3 этаже

Системно - деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность. При изучении темы Прямоугольника, его площади и периметра,  мною предлагаются такие задачи:

-Дан план комнаты прямоугольной комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

- Огород имеет форму прямоугольника со сторонами 10 м и  15 м. Нам его нужно обложить проволокой. Сколько метров проволоки нам нужно купить?

Например, в 5-ом классе начиная изучать дроби, я применяю работу с разрезание «пирога» на отдельные части. Ученики готовят дома «пироги» из цветной бумаги и пластилина разрезают его на 8 равных частей и на уроке, мы учимся составлять дроби.

При изучении темы Упрощение выражений детям было дано задание найти значение выражение 5х+3х+10х, если х=15. Многие ученики стали сразу подставлять вместо х  - 15 и считать. Я же предложила им подумать как быстрее вычислить значение данного выражения. До этого мы с ними изучили законы арифметических действий в том числе и распределительный закон умножения, мы научились выносить общий множитель за скобку, но только в том случае, если это число. В результате сильные учащиеся увидели, что здесь тоже есть общий множитель, только в виде неизвестной, что его мы тоже можем вынести за скобку и в скобке тогда останется (5+3+10)х=18х. И уже в это упрощенное выражение мы можем подставить х=15 и подситать.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока. Так же учащимся предлагалось придумать пример на действия с многозначными числами и дать его решить соседу по парте, а затем проверить правильность решения. Часто мною используются задания – найди ошибку.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность высказать своё мнение и быть услышанным.

При изучении темы законы арифметических действия, дети сами опытным путем записывают эти законы. Я стараюсь, что бы на каждом уроке дети сами формулировали тему урока. Так при изучении темы уравнения, даю задания, распределить по столбикам буквенные, числовые выражения и уравнения. А затем спрашиваю, что в 5 классе мы уже изучили, а что осталось изучать? Так какая тема сегодняшнего урока?  

Нельзя забывать, что основным из методов обучения в 5 классе является игра. Так на уроках у нас проводилась математическая эстафета по рядам, с взаимопроверкой – выигрывал тот ряд, у которого меньше всего ошибок в сумме.

Проблемы, которые предстоит решить в процессе введения ФГОС:

 В части материально-технического обеспечения:

  1. недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.

         В части оценочной деятельности и диагностики:

  1. отдать приоритеты парным и групповым формам работы, что обеспечит навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности;

  2. внедрить технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС

  3. сменить позицию учителя с ведущего на сопровождающего

Ну и хотелось бы закончить свое выступление притчей: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". 

Своё выступление начну словами  Константина Дмитриевича Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным   процессом и давал для него материал».

 Эти слова   отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

           Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

        Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,

  • решать задачи,

  • отвечать за результаты.

         Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятие, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

       Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.  

      Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые.  Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. 

         Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

     Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:

изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать?   С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов?

Приведу примеры использования деятельностного метода на уроке систематизации и обобщения знаний и умений в 5 классе, который я проводила в рамках творческого отчёта учителей математики нашей школы.

              Учитывая, что урок проводился   во время зимней Олимпиады в Сочи, я ввела   олимпийскую тематику и элементы игры, что актуально и интересно для детей данного возраста.

            В начале любого урока очень важен психологический настрой детей, поэтому свой урок я начала  с пожелания всем мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными, которое создало ситуацию успеха для каждого ученика. Также предложила ребятам изобразить своё психологическое состояние в начале урока                           (выбор смайлика), четверостишием мотивировала учащихся на определённую      тематику урока.

                Итак (возвращаюсь к таблице) на уроке современного типа тему и цели   формулируют сами обучающиеся. Как их  к этому подвести? Говорю, что на доске была записана тема урока, но кто-то её стёр и поэтому вам предстоит её восстановить.

           Для этого предлагаю детям решить примеры и отгадать ключевые слова, а уже  с помощью этих слов попытаться сформулировать тему урока.

         Дети 5 класса не могут самостоятельно  формулировать цели урока, поэтому поступаю следующим образом. На слайде  даю 3 цели, предлагаю ребятам выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют теме данного урока.

        Кроме общих целей,  учитывая индивидуальные особенности детей,  каждый из них определял цели, которые он ставит лично для себя на данном конкретном уроке.    Для этого  вывожу на экран начало предложения (опорные слова), а дети дополняют их. Например, уточнить как решаются уравнения, понять, как решать задачи, вспомнить правила сложения десятичных дробей и т. д.  При этом ребята учатся выделять наиболее важную информацию, соотносить новые знания с уже известными, активно развивается аналитическое мышление и самостоятельность.

             Урок современного типа предполагает планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. В этом ребятам помогла карта ученика, с которой они работали на данном уроке.

          Организация практической деятельности обучающихся осуществлялась по намеченному плану, применялись индивидуальный метод обучения и работа в парах.

          Так при проверке домашнего задания дети менялись тетрадями, сверяли ответы с помощью образца на доске, оценивали работу своего товарища в специальных оценочных листах по критериям оценки.

    Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке   работа в парах. 

            При выполнении тестового задания «Хоккей с шайбой» дети находили значение выражения удобным способом, используя как раз метод  работы в парах. На выполнение этого задания  было выделено конкретное время,   в течение которого каждый ученик класса получил возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правил, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступил в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя.

           Работая в парах  ребята выполняли и другие задания, например, определяли диаметра монеты- логотипа, решали примеры и отгадывали вид спорта.

        Предложенные ученикам задания, их форма и работа в парах дают возможность каждому ученику проявить свою математическую наблюдательность, логическое мышление, способность к мобилизации, эрудированность, умение применять полученные знания на практике и выбирать наиболее рациональный способ действия.

           В конце урока была предложена дифференцированная самостоятельная работа.     Ученики сами могли выбрать свой уровень сложности, что является важным психологическим моментом урока и показывает учителю, как сам ребёнок оценивает свои знания, на какую оценку претендует.

          Важным требованием современного урока является самостоятельное оценивание обучающимися своей работы и работы своего товарища. С этой целью  использовались оценочные листы, которые дети заполняли после каждого задания.

          Оценивание учащимися своих работ - важный обучающий и воспитательный этап урока. Дети учатся быть объективными к себе и анализировать свою работу, что мотивирует их быть внимательнее, выполнять задание как можно лучше.

          В ходе выполнения  и по итогам выполненной работы обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, используя самопроверку по данному  образцу, взаимопроверку работы своего товарища.

Например, после выполнения  математического диктанта «Зажигаем огонь олимпиады» дети сверяли ответы с образцом на доске,   получали разъяснения своих товарищей, если пример был решён неверно, а затем оценивали себя.

         Своеобразным отдыхом можно считать и показ слайдов, и прослушивание сообщений об олимпийских объектах, что в то же время вызвало интерес у детей и практическую направленность предложенной далее задачи.

           На стадии рефлексии развивались метапредметные умения анализировать свою работу, осознанно строить речевое высказывание, аргументировать свою точку зрения. Элемент игры (нарисовать своё настроение) логически завершил олимпийский урок, придав ему стройность и завершённость.

            Домашнее задание соответствовало современным требованиям, так как учащиеся могли выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, а также  содержало творческую часть.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к уроку была проведена физкультминутка, которая помогла избежать перенапряжения.  

             

             Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Современный урок математики в условиях реализации ФГОС ООО

Автор: Шаляева Юлия Геннадьевна

Дата: 01.11.2024

Номер свидетельства: 658815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Статья "Современный урок математики в рамках реализации ФГОС ООО""
    ["seo_title"] => string(70) "stat_ia_sovriemiennyi_urok_matiematiki_v_ramkakh_riealizatsii_fgos_ooo"
    ["file_id"] => string(6) "463742"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522139782"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(96) "aktual-nyie-probliemy-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "167419"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423074658"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» "
    ["seo_title"] => string(77) "riealizatsiia-triebovanii-fgos-ooo-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "105702"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402904421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства