Разработка внеклассного мероприятия "Клуб веселых математиков"
Разработка внеклассного мероприятия "Клуб веселых математиков"
Данное мероприятие направлено на развитие у детей любознательности, находчивости, внимательности, сообразительности. Разнообразие заданий позволит повысить интерес к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: образовательные: повысить интерес к математике; пробудить в учащихся стремление к творчеству; помочь им это творчество проявить; выработать у них умение быстро мыслить, проявлять находчивость в трудных ситуациях; расширить кругозор;
Оборудование: карточки с заданиями для конкурсов, презентация, мультимедиа проектор, воздушные шары для украшения зала, призы для игроков и активных болельщиков.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: «Что такое математика? Это химия и автоматика, Это космос и геология, Это строительство и биология, Есть ей место и в лингвистике, В архитектуре и криминалистике, Кто познаёт её основы, Тот поймёт, что снял с себя оковы. Свободный путь открыт во все науки, А значит в жизни места нет для скуки, Во всех делах больших и малых, Всюду и везде незримо присутствует математика».
Ведущий 2: Кроме того, как сказал великий русский учёный М. В. Ломоносов, «Математика ум в порядок приводит». Изучение математики формирует логическое мышление, сообразительность, настойчивость, аккуратность, критичность, культуру и дисциплину мысли. Вспомним пословицы: «Математика да разум надоумят сразу», «Знающий математику водит, а неучёный следом ходит» и т. д.
Ведущий 1: «Математика - наука очень уж серьёзная Не случайно ей такой почёт, Это ей дано давать ответы, Как хороший выполнить расчёт Для постройки здания, макета. Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова, Часто говорят о ней в народе».
Ведущий 2: Вот этой замечательной науке мы и посвящаем КВМ.
Ведущий 1: Дорогие друзья! Сегодня у нас математический КВН и на этой сцене встречаются две команды: команда «Автомеханики» и команда «Электромонтеры». Ведущий 2: Ну что же, ребята, команды готовы, Пора поединок теперь начинать. Пусть каждый готовит смекалку и юмор И курс на победу держать!
Ведущий 1: Разрешите представить вашему вниманию еще одну команду – команду жюри:
Усачева Елена Александровна - учитель информатики
Степаненко Елена Валентиновна- учитель математики
Ведущий 2: Итак, начинаем нашу игру. И первый наш конкурс называется «I. Разминка» -
Каждый команде задаются вопросы - на время. За каждый правильный ответ на вопрос присуждается одно очко. Какая из команд ответит верно на большее количество вопросов за 1 минуту, та и победит в этом конкурсе.
Ведущий 1:
Вопросы 1 команде:
Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь? (15 км)
На руках каждого 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Шоколадка стоит 2 рубля и еще пол-шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (4руб.)
Чему равно произведение всех цифр? (0)
Названия какого литературного произведения начинается с числа 3? (3 толстяка; 3 поросенка)
Сколько концов у четырёх палок? У 4-х с половиной? (8,10)
В комнате четыре угла. В каждом угле сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4)
Когда исполнится козе 7 лет, что будет дальше (8-ой пойдет)
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
Как называют числа, которые перемножают? (множители)
Отрезок, который соединяет точку окружности с центром (радиус)
Единица массы, равная 1000 кг (тонна)
Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
Наименьшее трёхзначное число(100)
Сторона грани призмы, пирамиды (ребро)
Утверждение, не требующее доказательства (аксиома)
Ученый, прозревший после удара по голове (Ньютон)
Как называется отношение противолежащего катета к гипотенузе в прямоугольном треугольнике? (синус)
Какую часть часа составляет 20 мин? (1/3 часть)
Что легче: 1кг ваты или 1кг железа? (одинаково)
Записать из одной или нескольких цифр (число)
Наука, изучающая свойства фигур в пространстве? (стереометрия)
Часть прямой, которая ограничивается двумя точками (отрезок)
Ведущий 2:
Вопросы 2 команде:
Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке- по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1)
Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут будет распилено бревно? (4)
Один человек купил трех коз и заплатил 3 руб. Спрашивается: почему каждая коза пошла? (по земле).
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? [Вторую.]
У отца Мери пять дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь? [Мери.]
В году сколько месяцев содержат 30 дней? [11]
Горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? [Две.]
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон).
Какой угол называют развернутым? (180).
Школьная крыса (биссектриса).
Ученый, который любил купаться в ванной (Архимед).
Привычное место непослушного ребёнка (угол).
Четная тригонометрическая функция (косинус).
Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла (гипотенуза).
Вторая буква греческого алфавита (бета).
Результат сложения (сумма).
Автор учебника «Алгебра и начала анализа» (Колмогоров).
Прибор для измерения и построения углов (транспортир).
Какой знак имеет синус в третьей четверти (минус).
2 в квадрате – 4, 3 в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате? (900).
График квадратной функции (парабола).
Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (Время).
Как называют результат умножения? (произведение).
Ведущий 1: Предлагаем нашему жюри подвести итоги первого конкурса.
Ведущий 2: Объявляем наш второй конкурс«II. Кто больше»: из слова «КОМБИНАТОРИКА» составить как можно больше слов. За каждое слово команда получает один балл. Составлять можно только имена существительные, в единственном числе, нарицательные (т.е. имена, название городов, рек, глаголы, числительные, местоимения и пр. писать нельзя). Также команда может получить дополнительное очко за самое длинное слово.
Ведущий 1: А пока команды работают, мы предлагаем для болельщиков конкурс «Пословиц и поговорок». Вам нужно будет называть пословицы и поговорки, в которых встречаются числа, например «Одна голова хорошо, а две лучше» и т.д. За каждый ответ вы получаете жетон. В конце игры все обладатели жетонов получат приз. А тот болельщик, который соберет наибольшее количество жетонов, получит главный приз.
Ведущий 2: Команды закончили работать и сдают свои листочки со словами жюри. Пока жюри подводит итоги второго конкурса, предлагаем вам конкурс „Ликбез“. Нужно написать мини-диктант по математическим терминам.
Ведущий 1: Предлагаем жюри подвести итоги второго конкурса «Кто больше».
(Слово предоставляется жюри. Подводятся итоги II конкурса и сумма баллов за два конкурса.)
Ведущий 2: А мы начинаем наш следующий конкурс «III. Внимательность». В течение 1 минуты вам предстоит запомнить расположение следующих фигур. Важно запоминать не только саму фигуру, на каком месте она стоит, но и какого она цвета. Через минуту картинка закроется и вы должны будете воспроизвести ее. Для этого каждой команде мы раздадим соответствующие фигуры и таблицу, в которой вам нужно будет расставить эти фигуры по местам. За каждое совпадение начисляется команде 1 балл. Время пошло!
Ведущий 1: А пока наши игроки думают, предлагаем болельщикам поиграть. Приглашаем трех желающих болельщиков.
Задание №1. Вы должны от мотка ниток отрезать ножницами 1 метр ниток. Победит тот, у кого длина нитки окажется ближе к необходимой.
Задание №2. На доске маркером нарисовать одновременно одной рукой окружность, а другой прямоугольник.
Задание №3. Ответьте быстро и правильно на вопросы
Назовите полностью фамилию, имя и отчество вашего учителя физики;
Как зовут отца вашего учителя математики?
Назовите адрес нашего учебного заведения.
Ведущий 2: Надеемся, что команды справились с испытанием. Давайте подведем итог третьего конкурса. (На экране появляется заданная картинка, а команды показывают свой вариант. Подсчитывается количество совпадений.)
Ведущий 1: Капитаны, капитаны, постарайтесь В форме быть от зари и до зари. Капитаны, капитаны, улыбайтесь, Лишь весёлым покоряется жюри.
Ведущий 2: И пусть сильней кипит борьба, Острей соревнование. Успех решает не судьба, А только ваши знания.
Ведущий 1: Как вы уже догадались, настало время нашего следующего конкурса - «IV. Конкурс капитанов». Просим капитанов занять свои места за столом. Каждому капитану дается карточка с заданием, в котором нужно написать на каждую букву слова ТРЕУГОЛЬНИК слова, имеющее отношение к математике. Там, где написан мягкий знак, нужно придумать слово, в котором также есть мягкий знак. Это задание также и на грамотность. За каждое верное слово присуждается 2 балла, но за каждую грамматическую или орфографическую ошибку снимается 1 балл.
1-му капитану.
Т (теорема, тождество, тригонометрия).
Р (радиан, радиус).
Е (Евклид, единица).
У (угол, уравнение).
Г (градус, геометрия).
О (окружность, отрезок).
Л (линия, лемма, логарифм).
Ь (площадь).
Н (ноль, неравенство).
И (интеграл)
К (квадрат, корень).
Ведущий 2: Пока капитаны работают, всем членам команды предлагается конкурс «V. Испытание на верность». Каждой команде дается карандаш, лист бумаги с заданиями. Участники должны расставить знаки действия и скобки так, чтобы получилось верное равенство. За каждый верно выполненный пример вы получите 1 балл.
1 2 3 = 1
Ответ: (1+2):3 = 1
1 2 3 4 = 1
12:3:4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
((1+2)·3-4) : 5 = 1
1 2 3 4 5 6 =1
(1·2+3-4+5) : 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
((1+2)·3-4):5+6):7 = 1
Ведущий 1: Пока команды работают, приглашаем двух желающих для нашего следующего конкурса.
Вам нужно выполнить следующее задание: найти все числа от 1 до 30. Каждое число нужно называть вслух и показывать указкой. Кто сделает это за наименьшее время, тот и победил. (Для каждого участника свой рисунок. Жюри засекает время по секундомеру).
Ведущий 2: Просим команды сдать свои работы на стол жюри. А мы с болельщиками подведем итоги конкурса капитанов. (Проверяем все вместе ответы капитанов. Оглашаются результаты 4 и 5 конкурсов).
Ведущий 1: Один из классиков признается: “Если бы я родился музыкантом, Я бы стремился перебороть шумы мира С помощью стройных звуков. Если бы я родился архитектором, Я бы строил людям не квартиры, а домашние очаги. Я одарил бы их светом, цветом и тишиной, Но поскольку я поэт, Я хотел бы так же четко и ясно Говорить на языке слов, Как математики говорят на языке чисел”.
Ведущий 2: Начинаем «VI. Конкурс поэтический». Каждой команде, а также болельщикам мы предлагаем рифмы – 8 пар. А через 3-4 минуты хотим услышать некое стихотворение про учебу, студенческую жизнь, уроки математики из предложенных слов. Необязательно использовать в своем стихотворении все рифмы. Самое главное, чтобы оно не было лишено смысла.
Задача, неудача.
Школьник, треугольник.
Ученик, дневник.
Галка, шпаргалка.
Квадрат, наугад.
Опять, пять.
Урок, помог.
Диплом, потом.
Ведущий 2: Пока ребята думают, проведем викторину для болельщиков.
К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»? (получится 12)
У меня в кармане 2 монеты на общую сумму 15 рублей. Одна из них не 5 рублей. Какие это монеты? (5 и 10; одна не 5, а 10)
Из Москвы В Санкт – Петербург промчался на “ Вольво” предприниматель Вася. Навстречу ему в тоже время на велосипеде выехал доцент Иван Петрович. Кто из них в момент встречи был ближе к Москве? (на одинаковом расстоянии)
Что в кастрюлю кидают перед тем, как варят в ней еду? (Взгляд).
Из какой посуды не едят? (Пустой).
У фермера было 19 коров, и все, кроме 9 умерли. Сколько коров осталось у фермера?(9)
Представьте себе, что у вас есть пустая корзина под фрукты. Рядом стоит корзина в два раза большая по размеру, которая полностью заполнена яблоками. Всего в большой корзине 240 яблок. Сколько яблок можно положить в пустую корзину? (1)
Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? Надо прыгнуть с нижней ступени.
Что все люди на земле делают одновременно? Становятся старше
Что становится больше, если его поставить вверх ногами? Число 6.
Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
На грядке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? Ни одного, т. к. остальные улетели.
Ведущий 1: Давайте послушаем ребят. Максимум за стихотворение – 5 баллов. Может кто-то из болельщиков тоже сочинил стихотворение и хочет нам его зачитать?
Ведущий 2: Следующий конкурс «VII. Вставьте слово». Нужно вместо пробелов вставить математический термин, чтобы получилось новое слово,значение которого указано рядом в скобках.
Ведущий 2: А мы переходим к заключительному конкурсу нашей игры – «VII. Конкурс Музыкальный». Сейчас командам предстоит по очереди напевать песню, в которой обязательно есть число. Побеждает в этом конкурсе та команда, которая споет больше песен.
Ведущий 1: Вот и закончились все испытания. Предлагаем членам жюри подвести итоги за музыкальный конкурс, а также назвать нам результат всей игры. (Подводятся и оглашаются итоги игры». Награждение победителей и всех участников.
Ведущий 1: Мы сегодня в этом зале Встречались с шутками друзья Посмеялись с вами, помечтали Многое узнали для себя.
Ведущий 2: Ах, эта математика – Наука очень строгая. Учебник математики Всегда берешь с тревогою. Там функции и графики И уравнений тьма, А модуль может запросто Свести тебя с ума. И правила, и формулы, Все так легко забыть, Но все ж без математики Нам невозможно жить. Любите математику И вы поймете вдруг, Что, правда: “Математика – Царица всех наук!”
Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги предлагаем вам немного поиграть в игру «угадай слово». Я буду говорить 3 подсказки к каждому слову. За каждое верно угаданное слово полагается приз.
За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
Решение уравнения. Его обычно извлекают. Есть у всех растений. (Корень)
У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать ...” (Ответ)
С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
Им все кончается. Если бы его не было, никто ничего бы не учил. Бывает вступительный, а бывает выпускной. (Экзамен)
Для разработки данного мероприятия были использованы материалы сайтов
http://festival.1september.ru
Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"
Игра КВМ -"Клуб Весёлых Математиков-2008" (Майорова Галина Николаевна).