Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Быстрый и умный"»
Внеклассное мероприятие по математике
Математические соревнования "Быстрый и умный"
Автор: Никифорова Галина Георгиевна, учитель математики и информатики
Цель мероприятия: повышение вычислительной культуры, развитие навыка быстрого счета.
Задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- расширение математического кругозора, формирование устойчивого интереса к математике в целом.
Форма мероприятия: состязание.
Оборудование: индивидуальные карточки для учащихся;
Калькуляторы, компьютеры для учащихся.
Структура мероприятия:
1. Организационная часть (1 мин).
2. Конкурсная программа (30 мин).
3. Физкультминутка (1-2 мин).
4. Презентация «Учимся шутя» (10 мин).
5. Подведение итогов урока (1-2 мин).
Эпиграф к занятию:
Незнающие пусть научатся,
а знающие - вспомнят ещё раз.
Античный афоризм.
ХОД ЗАНЯТИЯ :
Класс заранее делится на 2 команды.
Ведущий: Сегодня мы проведем математические соревнования "Быстрый и умный".
Состязаются команда «Электроши и Микроши» и «Умники и Умницы»
Приветствие 1 команды:
Информатика - жизни основа, Она скучать не дает никогда Информатика в яслях и школах - Мы будем верными ей навсегда!
Мы информатикой жизнь проверяем, Мы ею дышим, горим и живем, Мы информатику все изучаем И за нее как один мы умрем.
Приветствие 2 команды
Число – как много в этом звуке Для математики, друзья! Но и в простой, обычной жизни Без математики нельзя!
Все действия умеем делать, И складывать, и вычитать, И дроби все мы перемножим, Разделим и получим “пять”!
Ведущий:
Умеете ли Вы считать?
Каждый, конечно скажет: “Да!”
Об умении считать можно судить по:
* умению производить устные и письменные вычисления;
* рациональной организации хода вычисления;
* умении убеждаться в правильности полученных результатов.
Качество вычислительных умений определяется двумя вещами:
* знанием правил;
* знанием алгоритмов вычислений
Правила и приемы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно еще и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.
На сцене две команды. Предполагается решить задачи на вычисление: первая команда может решить с помощью микрокалькуляторах, а другая -записывая мелом на доске или устно. Записывают ответ на листе бумаги и катитан отдаёт ведущему, который отмечает на нем время подачи. Победителем объявляется тот, кто решит быстрее и без ошибок.
Итак, первый конкурс - Разминка команд «Лёгкие вопросы- быстрые ответы»
Умножьте самостоятельно:
25*11
32*11
76*11
98*11
54*11
Объясните, какой прием устного счета вы применили. (Умножение на 11) 25 х 11=275
(5 - последняя цифра множимого - это число единиц в произведении;
2 - первая цифра множимого – это первая цифра произведения - число сотен;
(2+5)=7 - средняя цифра произведения - это число десятков.
68 х 11=748: 8 число единиц произведения;
8+6=14, 4 - число десятков произведения, а 1-в уме;
6+1=7 - первая цифра произведения - число сотен.
354 х 11=3894: 4-последняя цифра произведения (число единиц)
4+5=9 - число десятков произведения;
3+5=8 - число сотен произведения;
3 - число тысяч произведения.
Второй конкурс- эстафета “Счёт на бегу”. добежать до стола, написать ручкой ответ и прибежать передать эстафету.. Капитан передает листок жюри.
Умножьте:
17*5=
36*5=
48*50=
26*50=
48*25=
Объясните, какой прием устного счета вы применили.
Умножение на 5, на 50, на 25.
а*5=а*10/2 а*50=а*100/2 а*25=а*100/4.
к половине ( к четверти) числа соответственно приписывают один, два или три нуля.
Третий конкурс- «Весёлый калькулятор»
Выполните умножение, ответ выведите на табло калькулятора.
35*35
45*45
55*55
65*65
75*75
=1225 3*4=12
=2025 4*5=20
=3025 5*6=30
=4225 6*7=42
=5625 7*8=56
Рассмотрим следующий прием. Умножение двузначных чисел, оканчивающихся на 5, на себя (возведение в квадрат):
Обратите внимание: все ответы заканчиваются числом 25. Но как получаются первые две цифры ответа? Догадайтесь.
3. Конкурс “Таблица умножения”.
Выстроившись в ряд поочерёдно, обе команды считают по порядку числа от 1 до 50. Ведущий объявляет о таблице на “3” и те, числа, которые делятся на 3 не произносят, а говорят “Ай да, я”. Если так не сказал, то выходишь из строя. По окончанию счёта чьих членов команды останется больше, тот и победил.
Четвёртый конкурс- эстафета “Быстрый счёт”
58 х 101=5858
36 х 101=3636.
325 х 101=32825, т.к. 328=325+3.
844 х 101=85244,
796 х 101=80396.
Умножение двузначных и трёхзначных чисел на 101.
Чтобы умножить двузначное число на 101, надо мысленно приписать к данному числу ещё раз само это число.
Чтобы умножить трёхзначное число на 101, надо данное число увеличить на число его сотен и приписать две последние цифры данного числа.
Пятый конкурс- эстафета “Решим вместе”.
На противоположной стене закреплены “образцы” верных равенств в которых не хватает чисел или знака действия, либо цифр в числах. Каждый из команды вписывает по недостающий элемент, чтобы равенство действительно стало верным.
6. Возьмем пример, который вам знаком с 5 класса. Найдите сумму первых ста натуральных чисел:
1+2+3+4+5+6+ … +94+95+96+97+98+99+100=?
А как проще вычислить следующий пример:
34*48+18*12+23*24?
=34*2*24+9*24+23*24=24*(68+9+23)=24*100=2400
Шестой конкурс «Анектоды.»
Приехали американцы посмотреть и побольше узнать о наших школах. Ходят, смотрят. Один из них спросил:
-Вы используете компьютеры в школах?
-Да, с первого класса.
Заходят в класс, видят: стоят на подоконнике 4 компьютера. Учитель говорит:
-Сидоров, возьми один компьютер и поставь его на стол. Дети, сколько компьютеров осталось на подоконнике?
ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ ИГРЫ. ПОБЕДИТЕЛЙ ЖДЁТ ПРИЗ!!!
Итог мероприятия
«Чудо — счётчики»
Встречаются люди с необыкновенными способностями, которые по быстроте устных вычислений могут состязаться с ЭВМ. Их называют «чудо - счётчиками». И таких людей немало.
Рассказывают, что отец Гаусса, рассчитываясь со своими рабочими в конце недели, прибавлял оплату к каждому дневному заработку за сверхурочные часы. Однажды после того как Гаусс-отец закончил расчёты, следивший за операциями отца ребёнок, которому было 3 года, воскликнул: «Папа, подсчёт не верен! Вот такая должна быть сумма!» Вычисления повторили и с удивлением убедились, что мальчик указал правильную сумму.(2)
Мадмуазель Осака-японка, англичанин Бакстон, американец Фаллер и другие производили в уме быстро и точно сложнейшие вычисления.
В Грузии живёт Арон Чикашвили. Как-то друзья решили проверить его возможности «чудо-счётчика». Его попросили сосчитать сколько слов и букв скажет диктор, комментирующий второй тайм футбольного матча. Одновременно был включен магнитофон. Ответ последовал, как только диктор сказал последнее слово: 17427 букв и 1835 слов. На проверку ушло ... 5 часов. Ответ оказался правильным.
Проводились соревнования ЭВМ и человека в институте кибернетики Украинской академии наук. В соревновании участвовал молодой счётчик-феномен Игорь Шелушков и ЭВМ «Мир». Машина за несколько секунд сделала множество сложных операций, но победителем оказался Игорь Шелушков.
В Сиднейском университете в Индии тоже проходили соревнования человека и машины. Шакунтала Деви тоже опередила ЭВМ.
Большинство таких людей обладает прекрасной памятью и имеют дарование. Но некоторые из них никакими особыми способностями к математике не обладают. Они знают секрет! А секрет этот в том, что они усвоили приёмы быстрого счёта, запомнили несколько специальных формул. Значит, и мы тоже можем, пользуясь этими приёмами, быстро и точно считать.
Обобщение информации ведущим завершается стихами поэта П.Антокольского.
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим на свете машинам.
Я хочу поблагодарить всех участников и гостей за активное участие, за то, что мы с вами умеем жить полной жизнью, радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, шутить, быть справедливыми, упорными и правдивыми.
Желаю всем хорошего настроения и удачи !
Литература
Гейзер Г.И. История математики в школе, VII-VII классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982