Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по математической грамотности»
Методическая разработка урока по развитию математической грамотности
Вид работы: методическая разработка занятия
Тема: Решение задач практического содержания
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев.
«Воображение важнее, чем знание. Знание ограниченные, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, эволюцию».
Альберт Эйнштейн.
Математическая грамотность- это способность применять знания по математике в необходимом контексте. Это умение рассуждать языком математики. Также в математическую грамотность входит понятие о логике. Недостаточно просто использовать математические конструкции, необходимо делать логические выводы и привязки, создавать математические модели.
Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире. Она способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Выделяют три составляющие математической грамотности:
-умение находить и отбирать информацию;
- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Такие задания базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Тип урока: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков.
Цель урока:
Формирование функциональной грамотности школьников;
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать выдержку, терпение;
Формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам.
Решение математических задач, сопровождаемых исторической справкой.
Подготовка: назначенные учителем учащиеся заранее подготовили краткие сообщения.
Ход мероприятия:
Организационный момент (2 мин)
Основная часть (38 мин)
Вступительное слово учителя:
Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на математическом занятии.
Сегодня мы совершим небольшое путешествие по железной дороге от станции Мельничный ручей до станции Санкт- Петербург..
Для того чтобы начать путешествие, мы должны купить билеты на электричку до города Санкт- Петербург. Для этого нам надо справиться с заданием, т.е. решить задачу на вычисление стоимости проезда.
Задача:
Железнодорожный билет на электричку для взрослого стоит 60 рублей. Стоимость билета школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 1 взрослого. Какова стоимость билетов на всю группу?
Решение: 50% - это 0,5
60*0,5=30 (р) стоимость детского билета
30 *15 = 450(р) стоимость 5 детских билетов
450+ 60=510 (р) стоимость билетов на всю группу
Ответ: 510 рублей.
(5 баллов)
Учитель:
Молодцы ребята! Билеты куплены, и мы с Вами отправляемся в путь. От станции Мельничный Ручей до станции Санкт- Петербург.
Первая остановка- Всеволожская.
Около станции находится Старинная Свято- Троицкая церковь.
Давайте прослушаем небольшой рассказ:
Старинная Свято-Троицкая церковь в Рябово
Церковь старинная, построенная в начале 20-го века в пригородной деревеньке Рябово (нынче в составе города Всеволожск), с пятью главками-маковками и небольшой звонницей над входом. Церквушка была построена для петербургских дачников, которые на лето выбирались из Петербурга в сосновые леса нынешнего Всеволожска. Службы регулярные, причем церковь имеет счастливую участь - тут службы не прекращались даже в советское время. Хотя был пожар, от которого деревянный храм серьезно пострадал. Но сейчас все позади, церковь отремонтирована и радует и душу, и глаз. Место очень спокойное и душевное.
Задача:
Сколько лет данной постройки вы узнаете, если решите уравнение:
5х+ 200= 4х+ 300
Ответ: 100 лет.
(3 балла)
Следующая станция- Бернгардовка:
Станция Бернгардовка расположена неподалеку от города Всеволожска, который находится на расстоянии в 20 км от Петербурга. Когда-то здесь было большое имение, принадлежавшее старинному роду Всеволожских, а управляющим в нем служил швейцарец Ганс Бернгард. На заработанные деньги Бернгард купил участок земли рядом с имением Всеволожских и построил на нем мызу. Когда прокладывали Ириновскую железную дорогу, она пересекла участок, принадлежавший Бернгарду. Согласно легенде, в качестве компенсации за нанесенный ущерб практичный швейцарец потребовал, чтобы на его участке сделали станцию и назвали ее Бернгардовка.
Давайте решим еще одну задачу:
Задача.
Расстояние между станцией Всеволожская и Бернгардовка 2 мили (1 миля сухопутная = 1,609 км (применяется в настоящее время в США). Сколько километров составляет расстояние от Всеволожска до Бернгардовки. (Результат округлите до целого числа)
Ответ: 4 км
(3 балла)
Учитель: Ребята, а что мы видим…(Памятный километровый столб).
На станции Ковалево находится Памятный километровый столб, установленный на обочине ж/д линии. Такие столбы установлены на трассе «Дорога жизни», от станции Ржевка до станции Ладожское озеро.
Задача.
Найти два числа, сумма которых равна 53, а их произведение 322.
Ответ: 7 монументов и 46 памятных столбов
(5 баллов)
Учитель:. А мы продолжаем.
Следующая станция- Ржевка. Но Ржевка-Пороховые на самом деле имеет к историческим поселениям Ржевка и Пороховые довольно опосредованное отношение. Обе эти деревни находились, соответственно, севернее и южнее современного спального района. И до сих пор исторический район Ржевка существует как отдельный топоним.
Задача.
Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок , на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.
Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:
1 кг = 1000 г
1000:8*1 = 125 (г)
125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.
(3 балла)
Следующая станция- Пискаревка.
А это район Пискаревка. Активная жизнь пришла на Пискарёвку в 1960х годах. В наше время Пискарёвка остаётся всё тем же уютным и зелёным спальным районом, коим была и в советское время. Парк имени Академика Сахарова - одно из самых интересных мест на Пискарёвке. Дело в том, что парк, названный в честь выдающегося русского учёного Андрея Дмитриевича Сахарова, создавшего водородную бомбу, решили посвятить теме радиации. Хотя правильнее будет сказать, что тематику парку задала его главная достопримечательность - "Колокол мира", установленный в парке в 1988 году, тогда как современное название парку дали уже после установки колокола, в 1996.
Задача:
Электричка проехала 16 км от станции Мельничный Ручей до станции- Пискаревка за 25 минут Какова скорость электрички? Ответ дайте в км/ч.
1) 25 минут= 25/ 60 ч= 5/12 ч
2) 16 : 5/12= 38,4 (км/ч)
Ответ: 38,4 км/ч
(5 баллов)
А это станция- Кушелевка.
Ку́шелевка — узловая железнодорожная станция в Санкт-Петербурге, расположенная на Соединительной линии Октябрьской железной дороги. Станция находится между Полюстровским проспектом и Политехнической улицей, рядом с началом улицы Карбышева. Электрифицирована в 1958 году в составе участка Финляндский вокзал — Мельничный Ручей.
Задача:
На диаграмме представлено количество осадков, выпадающих в
среднем за год в Санкт- Петербурге
( 3 балла)
Прошло 38 минут и мы на платформе Финляндского вокзала.
За время путешествия мы очень проголодались. Для этого мы с вами отправимся в ближайший магазин за продуктами.
Задача: День недели - среда. По средам в некоторых магазинах действуют скидки. В нашей копилке 700 руб. Мы решили купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находятся магазины со следующими ценами на интересующий товар. Давайте выберем, в какой же магазин нам отправиться за самой выгодной покупкой?
№
Наименование товаров
«Пятёрочка»
+5% скидка
«Магнит»
+ 10 %
1
Батон
30 рублей
33 рублей
2
Буханка черного хлеба
27 рублей
28 рублей
3
Пакт кефира
53 рубля
59 рублей
4
Упаковка сосисок
283 рублей
275 рублей
5
Пряники
56 рублей
59 рублей
Решение:
(30+27+53+283+56)*0,95=426,55 (р) стоимость покупки в Пятерочке
(33+28+59+275+59)*0,9=408,6 (р) стоимость покупки в Магните
Ответ: самая выгодная покупка в магазине Магнит, 408,6 руб.
(5 баллов)
Учитель:
Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, сейчас мы с вами подведем итоги, подсчитаем баллы.
(учитель проводит рефлексию, подводит итог занятия)
Кто набрал в сумме:
29- 32 баллов – отметка «5»
21- 28 баллов- отметка «4»
16- 20 баллов- отметка «3».
Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы поняли как связаны между собой учебник математики, билет, покупка? (Ответы детей)
- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке вы пополнили свои знания?(Ответы детей)
- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее?(Ответы детей)
- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке?(Ответы детей)
- Что на уроке показалось вам трудным?(Ответы детей)
- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)
Итак, вы сегодня решали разные типы задач, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний прожить очень тяжело.