kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по математической грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Формирование функциональной грамотности школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по математической грамотности»

Методическая разработка урока по развитию математической грамотности

Вид работы: методическая разработка занятия

Тема: Решение задач практического содержания

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев.

«Воображение важнее, чем знание. Знание ограниченные, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, эволюцию».

Альберт Эйнштейн.

Математическая грамотность- это способность применять знания по математике в необходимом контексте. Это умение рассуждать языком математики. Также в математическую грамотность входит понятие о логике. Недостаточно просто использовать математические конструкции, необходимо делать логические выводы и привязки, создавать математические модели.

Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире. Она способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Выделяют три составляющие математической грамотности: 

-умение находить и отбирать информацию;

- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Такие задания базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Тип урока: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Формирование функциональной грамотности школьников;





Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать выдержку, терпение;

  2. Формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление.

Форма проведения занятия:

Решение математических задач, сопровождаемых исторической справкой.

Подготовка: назначенные учителем учащиеся заранее подготовили краткие сообщения.

Ход мероприятия:

Организационный момент (2 мин)

Основная часть (38 мин)

Вступительное слово учителя:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на математическом занятии.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по железной дороге от станции Мельничный ручей до станции Санкт- Петербург..

 Для того чтобы начать путешествие, мы должны купить билеты на электричку до города Санкт- Петербург. Для этого нам надо справиться с заданием, т.е. решить задачу на вычисление стоимости проезда.

Задача:

Железнодорожный билет на электричку для взрослого стоит 60 рублей. Стоимость билета школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 1 взрослого. Какова стоимость билетов на всю группу?

Решение:
50% - это 0,5

  1. 60*0,5=30 (р) стоимость детского билета

  2. 30 *15 = 450(р) стоимость 5 детских билетов

  3. 450+ 60=510 (р) стоимость билетов на всю группу

Ответ: 510 рублей.

(5 баллов)

Учитель: 

Молодцы ребята! Билеты куплены, и мы с Вами отправляемся в путь. От станции Мельничный Ручей до станции Санкт- Петербург.








Первая остановка- Всеволожская.

Около станции находится Старинная Свято- Троицкая церковь.

Давайте прослушаем небольшой рассказ:

Старинная Свято-Троицкая церковь в Рябово

Церковь старинная, построенная в начале 20-го века в пригородной деревеньке Рябово (нынче в составе города Всеволожск), с пятью главками-маковками и небольшой звонницей над входом. Церквушка была построена для петербургских дачников, которые на лето выбирались из Петербурга в сосновые леса нынешнего Всеволожска. Службы регулярные, причем церковь имеет счастливую участь - тут службы не прекращались даже в советское время. Хотя был пожар, от которого деревянный храм серьезно пострадал. Но сейчас все позади, церковь отремонтирована и радует и душу, и глаз. Место очень спокойное и душевное.

Задача:

Сколько лет данной постройки вы узнаете, если решите уравнение:

5х+ 200= 4х+ 300

Ответ: 100 лет.

(3 балла)


Следующая станция- Бернгардовка:


Станция Бернгардовка расположена неподалеку от города Всеволожска, который находится на расстоянии в 20 км от Петербурга. Когда-то здесь было большое имение, принадлежавшее старинному роду Всеволожских, а управляющим в нем служил швейцарец Ганс Бернгард. На заработанные деньги Бернгард купил участок земли рядом с имением Всеволожских и построил на нем мызу. Когда прокладывали Ириновскую железную дорогу, она пересекла участок, принадлежавший Бернгарду. Согласно легенде, в качестве компенсации за нанесенный ущерб практичный швейцарец потребовал, чтобы на его участке сделали станцию и назвали ее Бернгардовка.

Давайте решим еще одну задачу:

Задача.

Расстояние между станцией Всеволожская и Бернгардовка 2 мили (1 миля сухопутная = 1,609 км (применяется в настоящее время в США). Сколько километров составляет расстояние от Всеволожска до Бернгардовки. (Результат округлите до целого числа)

Ответ: 4 км

(3 балла)


Учитель: Ребята, а что мы видим…(Памятный километровый столб).

На станции Ковалево находится Памятный километровый столб, установленный на обочине ж/д линии. Такие столбы установлены на трассе «Дорога жизни», от станции Ржевка до станции Ладожское озеро.

Задача.

Найти два числа, сумма которых равна 53, а их произведение 322.

Ответ: 7 монументов и 46 памятных столбов

(5 баллов)

Учитель:. А мы продолжаем.

Следующая станция- Ржевка. Но Ржевка-Пороховые на самом деле имеет к историческим поселениям Ржевка и Пороховые довольно опосредованное отношение. Обе эти деревни находились, соответственно, севернее и южнее современного спального района. И до сих пор исторический район Ржевка существует как отдельный топоним.


Задача.

Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок , на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

1000:8*1 = 125 (г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

(3 балла)

Следующая станция- Пискаревка.




А это район Пискаревка. Активная жизнь пришла на Пискарёвку в 1960х годах. В наше время Пискарёвка остаётся всё тем же уютным и зелёным спальным районом, коим была и в советское время. Парк имени Академика Сахарова - одно из самых интересных мест на Пискарёвке. Дело в том, что парк, названный в честь выдающегося русского учёного Андрея Дмитриевича Сахарова, создавшего водородную бомбу, решили посвятить теме радиации. Хотя правильнее будет сказать, что тематику парку задала его главная достопримечательность - "Колокол мира", установленный в парке в 1988 году, тогда как современное название парку дали уже после установки колокола, в 1996.


Задача:

Электричка проехала 16 км от станции Мельничный Ручей до станции- Пискаревка за 25 минут Какова скорость электрички? Ответ дайте в км/ч.


1) 25 минут= 25/ 60 ч= 5/12 ч

2) 16 : 5/12= 38,4 (км/ч)


Ответ: 38,4 км/ч

(5 баллов)


А это станция- Кушелевка.

Ку́шелевка — узловая железнодорожная станция в Санкт-Петербурге, расположенная на Соединительной линии Октябрьской железной дороги. Станция находится между Полюстровским проспектом и Политехнической улицей, рядом с началом улицы Карбышева. Электрифицирована в 1958 году в составе участка Финляндский вокзал — Мельничный Ручей.

Задача:

На диаграмме представлено количество осадков, выпадающих в

среднем за год в Санкт- Петербурге



( 3 балла)





Прошло 38 минут и мы на платформе Финляндского вокзала.



За время путешествия мы очень проголодались. Для этого мы с вами отправимся в ближайший магазин за продуктами.

 

Задача: День недели - среда. По средам в некоторых магазинах действуют скидки. В нашей копилке 700 руб. Мы решили купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находятся магазины со следующими ценами на интересующий товар. Давайте выберем, в какой же магазин нам отправиться за самой выгодной покупкой?

Наименование товаров

«Пятёрочка»

+5% скидка

«Магнит»

+ 10 %

1

Батон

30 рублей

33 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

28 рублей

3

Пакт кефира

53 рубля

59 рублей

4

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

5

Пряники

56 рублей

 59 рублей

Решение:

  1. (30+27+53+283+56)*0,95=426,55 (р) стоимость покупки в Пятерочке

  2. (33+28+59+275+59)*0,9=408,6 (р) стоимость покупки в Магните

Ответ: самая выгодная покупка в магазине Магнит, 408,6 руб.

(5 баллов)

Учитель:

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, сейчас мы с вами подведем итоги, подсчитаем баллы.

(учитель проводит рефлексию, подводит итог занятия)






Кто набрал в сумме:

29- 32 баллов – отметка «5»

21- 28 баллов- отметка «4»

16- 20 баллов- отметка «3».

Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы поняли как связаны между собой учебник математики, билет, покупка? (Ответы детей)

- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке вы пополнили свои знания? (Ответы детей)

- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)

- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)

- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)

- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)

Итак, вы сегодня решали разные типы задач, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний прожить очень тяжело.

Домашнее задание

А теперь, запишите домашнее задание.

Придумать свою задачу практического характера

Спасибо за урок! Урок окончен!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по математической грамотности

Автор: Козлова Марина Дмитриевна

Дата: 24.03.2024

Номер свидетельства: 647831

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тригонометрические  функции  (методическая разработка урока)"
    ["seo_title"] => string(62) "trighonomietrichieskiiefunktsiimietodichieskaiarazrabotkauroka"
    ["file_id"] => string(6) "266771"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450246190"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья «Развитие математической грамотности на уроках биологии в малокомплектных сельских школах Республики Казахстан»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_matiematichieskoi_ghramotnosti_na_urokakh_biologhii_v_malokomp"
    ["file_id"] => string(6) "359117"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479212312"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства