kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика в годы Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие было очень иртересным. Дети с огромным интересом собирали материалы и готовили различные модели самолетов и кораблей. Данное меропритие имеет огромное значения для военно- патриотического  воспитания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика в годы Великой Отечественной войны»

Конференция учащихся 5 классов

на тему «Математика в годы Великой Отечественной войны»

Авторы проекта: учащиеся 5 классов


Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку (ppt), музыкальные композиции, сообщения учащихся, раздаточный материал, праздничное оформление кабинета.


«Где нет знаний, там нет победы» 


ЦЕЛИ УРОКА: 

Воспитательные 
- военно-патриотическое воспитание учащихся на уроке через содержание задач;

- показать роль математики как науки в деле обороны страны в годы войны , роль ученых - математиков;

-демонстрировать силу и мощь нашего оружия, любовь народа к отечеству, желание и способность закрепить его; 
Обучающие 
- показать необходимость знаний, роль смекалки и сообразительности;

учить применять знания в нестандартных задачах, жизненных ситуациях;

Развивающие 
- умение логически мыслить, рассуждать, конструировать

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России.

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Проблема: осуществление военно-патриотического воспитания на уроках математики.


РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • Формируются коммуникативные, универсальные, учебные действия у учащихся 5 классов .

  • Проект используется учителями на уроках математики, физики, информатики.

  • Умения и навыки полученные на этих уроках учащимися 5классов переходят в разряд общеучебных умений и навыков и содействуют усвоению материала математики, физики, информатики.

Подготовка к уроку

1. Сообщение ученикам темы урока, плана урока, формы проведения.

2. Задания ученикам: 
а) познакомиться с выставкой книг по теме урока;

б) подобрать материал для устной газеты;

в) принять участие в конкурсе задач;

г) собирать задачи с военно-патриотическим содержанием, военно-прикладного характера, краеведческого;

д) принять участие в конкурсе рисунков ;

е) задачи можно сопровождать соответственными рассказами о войне или иллюстрациями военной техники;

ж) подготовка игрового материала;

з) подобрать иллюстрации, репродукции картин военной тематики.

3. Составить список рекомендуемой литературы совместно с библиотекарем. Оформить в кабинете выставку книг, рисунков. 

4. На уроках математики отводить по 5-7 мин. на беседы по теме урока, интеллектуальные задачи и задания, включить таковые в домашние задания, объяснить смысл терминов, слов, встречающихся ученикам впервые, трудные для понимания. 

5. Подбор игрового материала, выбор формы проведения урока, продумывание плана, составления конспекта, проверка решения конкурсных задач. 

6. Оформление наглядности в кабинете, необходимой к плану проведения урока. Из сообщений учащихся учитель вместе с учениками выпускает стенную газету



План урока:


I.Выступления учащихся со своими сообщениями

  1. Великой Победе 70 лет. ( Бавукова Диана)

  2. Арифметика войны. Цена Великой Победы (Ошнокова Альбина)

  3. Роль математики в годы Великой Отечественной войны. (Бижоева Ларина).

  4. Роль математики в годы Великой Отечественной войны в авиации. (Бижоев Заур)

  5. Роль математики в годы Великой Отечественной войны в артиллерии (Тохова Динара)

  6. Роль математики в годы Великой Отечественной войны в Военно- Морском флоте ( Срукова Оксана).

  7. Штурманские таблицы (Тлемахова Инна).

  8. Учителя - математики, участники ВОВ (Утова Милана, Тазова Бэлла, Истепанов

Алим).



II Решение занимательных задач на военную тему.

III Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент урока. Мотивация учащихся на работу, сконцентрировать внимание.

Учитель: добрый день всем;  ребята, настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными. Крепко обнимите и полюбите себя. Откройте глаза и повторяйте за мной 

Я очень хочу учиться!

Я готов к успешной работе!

Я замечательно работаю

Напомним девиз урока математики: «Где нет знаний, там нет победы» 

Презентация

2.Учитель: Почему вы выбрали тему «Математика в годы Великой Отечественной войны»?


(Тему Великая Отечественная война мы выбрали, потому что нам интересно узнать об этой теме с точки зрения математики, потому что мы хотим приобщить ребят к решению задач про войну, потому что мы должны не забывать и с гордостью помнить о событиях тех времен.)

2.Cообщения учащихся

Презентация

1. Великой победе 70 лет.

Миновало уже 70 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье победы, счастье Мира. Но сколько бы их ни было позади, в благодарной памяти всех новых поколений навсегда останется беспримерный подвиг солдата, спасшего мир от «коричневой чумы» фашизма.

Готовясь празднованию очередной годовщины Великой Победы, мы снова и снова должны вспомнить, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны с той минуты, когда фашисты без объявления войны напали на нашу страну.

Представьте себе, что вы в 1941 г 22 июня на месте своих прадедов и дедов, бабушек. Слова Левитана, диктора радио в то время: «190 дивизий, 1000 самолётов, танков и орудий были брошены на нашу страну с одной целью - давить, сжигать, беспощадно уничтожать всё, что встретится на пути». Огнём и мечом, кровавым террором и насилием пытались гитлеровцы навсегда покончить с нашей страной.

«Россия должна быть ликвидирована!», - объявил Гитлер, «... заселить эту территорию, по крайней мере 100 млн. людей германской расы», уцелевших русских от уничтожения расселит в Южной Америке, 65% украинцев выслать с занимаемых территорий.

Но сколько бы лет ни было позади, в памяти всех новых поколений, в благодарной памяти десятков народов Европы навсегда останется беспримерный подвиг солдата, спасшего мир от «коричневой чумы» фашизма. Мы всегда должны помнить, какой ценой завоёван Мир, цену Великой Победы. Очень дорого обошлась эта победа для всего человечества.


2.Какова же цена Великой Победы?

Какова же арифметика той войны?

Очень дорого обошлась эта Победа всему человечеству. Полмиллиона жизней унесла бесконечно долгая, безмерно тяжёлая война. С тех пор уже прошло 65 лет. Но и по сей день, о многих наших семьях не выплаканы слёзы по погибшим родным и близким, не утихла боль невосполнимых утрат.

Вспомним ещё раз жестокую арифметику той грозной войны: За шесть недель рассчитывала Гитлеровская Германия закончить войну с нашей страной. Но 1418 дней боролась за свою свободу наша страна. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, каждый час погибало 588 человек, каждую минуту 10, каждые 6 секунд унесли одну человеческую жизнь.

20 миллионов жизней потеряли мы в этой войне. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 000 км.

Представьте, что вот на 54 параллели идёт железная дорога, и вы едете в поезде. 7-8 суток так пришлось бы ехать и когда вы не глянули в окно, вдоль насыпи стояли бы те, которых война срезала бы с земли, большие, маленькие и средние. В шинелях мёрзлых как вода.

20 миллионов человек... хотели бы вы почтить минутой молчания каждого из них? Это невозможно. Молчать пришлось бы 38 лет.

Фашисты разгромили 1710 городов, 70 тысяч сёл и деревень, Военные расходы всех стран участниц второй мировой войны составили 4 триллиона рублей. На эти деньги можно было бесплатно кормить 50 лет всё население земного шара. В час великих испытаний понятным и близким для всех стал призыв «Всё для фронта, всё для народа».

Окликаясь на него, тысячи людей нашей страны уходили добровольцами на фронт, туда, где решалась судьба Родины. За годы войны более 300 воинов закрыли своей грудью амбразуры вражеских дзотов, повторив подвиг Александра Матросова. Наши лётчики таранили вражеские самолёты 459 раз и 327 раз, по примеру Николая Гастелло, в гущу вражеских войск и скопления танков

3.Роль математики в годы Великой Отечественной войны.

Неоценимый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков внесла математика. Какова же роль математики в победе над фашизмом?

Одновременно с развёртыванием фронтов действующей армии математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для посвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом.

«Почти каждая деталь военного образования, обмундирования, военные материалы, медикаменты-всё это несло на себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки»- сказал С.И. Вавилов – президент академии наук. В значительной своей части эти мысли были результатами математического поиска или математической обработки изучаемых явлений. Особенно важной была роль математики в создании и совершенствовании новой боевой техники. Она рождалась на основе исследований математиков

4.Авиация

Велика роль математики в авиации. Решение российскими математиками важных проблем аэродинамики позволило авиаконструкторам совершенствовать боевые самолёты, прежде всего увеличение скорости. Война потребовала больших скоростей полётов самолётов. Академик Христианович дал теоретическое решение основных закономерностей, которые изменяют аэродинамических свойств крыла самолёта в режиме полёта на больших скоростях. Полученные математиками результаты имели большое значение при расчёте прочности самолётов. Исследования учёных позволили создать грозные истребители, штурмовики и мощные бомбардировщики, увеличили их скорости.

Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными раньше явлениями в поведении самолётов. Возникло новая проблема-разрушение самолётов из-за вибрации особого рода-флаттера. На определённых режимах работы моторов конструкция возникали само возбуждающие вибрации, они вызывают катастрофы самолётов в воздухе. Эту задачу решила группа ученых во главе с М.В Келдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера.

5.Артиллерия.

Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик А.Н Колмогоров. Полученные ими результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффективность действия артиллерии, которого заслуженно называли богом войны.

Ученые математики участвовали в создании новых образцов артиллерии, разработали наилучшие способы её применения. В результате решения сложной математической задачи Н.Г Чадаеву удалось определить наилучшую крутизну нарезки стволов орудий, это позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивости снарядов при полёте.

6.Штурманские таблицы

Математический институт Академии наук разработал штурманские таблицы. Уже в 1943 году они нашли широкое применение в боевой практике авиации дальнего действия. Расчёты всех дальних полётов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолётовождения. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и по оригинальности.

7.Военно-морской флот.

Для определения наилучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага, была применена теория вероятностей, математические методы.

Например, вставал такой вопрос: как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Если составить караван из большого числа судов, то вероятность встречи с подводными лодками врага будет наименьшей. Это с одной стороны. Но нельзя забывать другое: увеличатся потери, если встреча большого каравана осуществится с подводными лодками противника.

Тут математика пришла на помощь. Её методами были определены размера каравана судов и частота их отправления, при которых были бы наименьшими. Ученые- математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга А.Н Колмогорова.

Видную роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающему математику А.Н.Крылову. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен

. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.

8.Учителя - математики, участники ВОВ (Утова Милана). Презентация

Призвание- учитель

Мамхегов Билостан Исмелович работал учителем, когда его призвали в армию в 1939 году. Перед самой демобилизацией началась Великая Отечественная война и Мамхегов прошел всю войну. Лишь 25 декабря 1945 года Билостан Исмелович закончил свой боевой поход.За свои заслуги он был награжден боевыми наградами: «За освобождение Праги», «За освобождение Будапешта», «За отвагу», «За победу над Японией». После возвращения домой Мамхегов продолжал работу в школе. Билостан Исмелович увлеченно преподавал математику до самого выхода на пенсию. Добросовестный труд принес немало радостей Билостану Исмеловичу. Ему были присвоены звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Отличник народного просвещения». И ещё долго будут люди помнить этого великолепного человека.

Баллада о математике

Как воздух математика нужна,

Одной отваги мало

Расчёты! Залп! И цель поражена.

Могучими ударами металла.

И войны припомнилась на миг

Как школьником мечтал в часы учения

О подвигах, о шквалах огневых,

О яростном порыве наступления.

Но строг учитель был, и каждый раз

Он обрывал мальчишку резковато:

«Мечтать довольно! Повтори рассказ

О свойствах круга и углах квадрата!»

И воином любовь сбережена

К учителю далёкому, седому.

Рефлексия. Что дала работа над этим творческим проектом?



(Наш творческий проект

-научил нас представлять свой проект

-выступать перед аудиторией

-у нас появились навыки применения средств ИКТ при выполнении коллективных проектов

-научились координировать свои действия с действиями других людей

- испытать чувство гордости за свою Родину, за всех, кто защищал ее, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

Пусть немеркнущим великим примером для каждого молодого человека станет любовь к Родине, которую так ярко проявили их деды и прадеды.)

Пусть пулеметы не строчат, (Хачетлова Дисана)
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда


II Занимательные задачи.


  1. Два разведчика подошли к реке. Река широка и глубока. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного. Но оба переправились. Как?


  1. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см, и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет 3 ступеньку, если за минуту она поднимается на 10 см? (Никогда, т.к. лестница поднимается вместе с кораблем).

  2. «Авиация» 
    Письменное задание "Установи маршруты самолетов" . На доске изображения-схемы трех самолетов, под ними уравнения для каждой группы. Решить, поставить стрелки от уравнения к самолету. (Марка самолета соответствует корню уравнения) Решение уравнений.

  3. Головоломка. 


Представьте себе, что в штаб, где вы находитесь, привели вражеского лазутчика с донесением, которое было у него на листочке квадратной формы, он его порвал на 7 мелких частей. Восстанови форму: собери из 7 частей квадрат (см. приложение). 




5. Солдаты шли строем по два. Один из них насчитал впереди себя 9 пар, сзади 5 пар. Сколько солдат было в строю? (30)

6."Лото" разрезное: собери рисунок ,Индивидуальные задания каждой группе 
1 группа - "моряки", собрать рисунок корабля

2 группа - "летчики", собрать рисунок самолета

3 группа - "танкисты", собрать рисунок танка 

7.Как записать римскими цифрами 9 мая 1945 г.? (IX/V-МСМXLV) 8. 8.Парад войск. 50 колонн, в колонне 20 рядов по 12 солдат в ряду. Сколько всего солдат?

9.“Секретная шифровка” Каждой группе предлагается расшифровать пословицу на армейскую тему.

1 слово

С Л А

О Д Т

2 слово

С И

П Т

3 слово

С У Б

Л Ж А

4 слово

И Ё

Д Т

(“Солдат спит – служба идёт”.)

III.. Результаты конкурса. Итог урока.

Запомним слова, сказанные Маршалом Жуковым Г.К « Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда будет победа за нами».

Эти качества мы с вами можем выработать и в стенах школы. Изучая математику можно становиться человеком с твердой волей, огромным трудолюбием и большой целеустремлённостью.

Без математики, без её укоризненного знания, и притом весьма в широком объёме, не может быть ни хорошего штурмана, ни артиллериста, ни связиста, ни строителя, ни приёмщика военной продукции на заводах. Базой же любого математического образования является хорошо усвоенный курс математики средней школы.



Список использованной литературы

Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, -М.: 1978

Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.: Наука, Математика в школе. Методический журнал. №2. – 1985

Колмогоров А.Н. Успехи математических наук. Май-июнь 1970. Т. XXV, вып. 3(153). Крылов А. Н. Мои воспоминания. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. А. Шамарин. Никто не забыт. http://www.letunij.narod.ru http://www.globalmmf.ru/node/761 http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/lyapunov/about/sketch.ssi http://ru.wikipedia.org/wiki



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математика в годы Великой Отечественной войны

Автор: Нотова Раиса Карнеевна Бижоева Фуся Жабраиловна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Математики в годы Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(52) "matiematiki-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "236953"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444206925"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "ПАСПОРТ ПРОЕКТА  «Судьба выпускников моей школы в годы Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(89) "pasport-proiekta-sud-ba-vypusknikov-moiei-shkoly-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "209962"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431347428"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проект  «Математики в годы Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(60) "proiekt-matiematiki-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "218576"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433842774"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Великие математики в годы Великой Отечественной войны.(1941-1945гг.) "
    ["seo_title"] => string(76) "vielikiie-matiematiki-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-1941-1945ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "208369"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430800366"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Исследовательский проект по математике "Математики в годы Великой отечественной войны" "
    ["seo_title"] => string(96) "issliedovatiel-skii-proiekt-po-matiematikie-matiematiki-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "199087"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428510398"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства